Рабочая программа по курсу: «Кружок «Я гражданин России».4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Захарова Элеонора Иосифовна

Рабочая программа по курсу: «Кружок «Я гражданин России».4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_grazhdanin_rossii.docx111.47 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая негосударственная общеобразовательная организация

Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского

УТВЕРЖДАЮ

Директор АННОО

Православная гимназия имени

Преподобного Сергия Радонежского

__________ иеромонах Тихон (Зимин)

 Приказ_______г.  №

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

По курсу: «Кружок «Я гражданин России».

Количество часов - 34                            

Учитель: Захарова Элеонора Иосифовна.

Программа разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

 

- авторской программы   Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я- гражданин России!. 

                                                 Сергиев Посад, 2016

                                                                                             

                                                                   

                     

     

                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа кружка «Я – гражданин России» для 4 класса составлена в соответствии  с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»; Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 // Вестник образования. – 2011. - № 1;

  • - с требованиями «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» Григорьев Д.В. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов // М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам);
  • - с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.          

– М.: Просвещение, 2011г.;

  • - с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников Православной гимназии им. пр. Сергия Радонежского.
  • По программе 34 часа в год, в неделю – .

         

Цели программы:

 способствовать воспитанию патриотических чувств,

формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и

бережного отношения к историческим и культурным ценностям Подмосковья,

 воспитанию любви к природе родного края.

Задачи программы:

1.Образовательные:

-получение первоначальных представлений о Конституции России,

-ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской

Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором

 находится образовательное  учреждение (на плакатах, картинах, в процессе

бесед, чтения книг, изучения предметов учебного плана);

-ознакомление детей с историей Подмосковья;

-формирование представлений о различных сторонах жизни своего района;

-формирование «гражданской идентичности»;

-осознание своей культурной принадлежности;

-приобретение знаний, умений и навыков в исследовательской  краеведческой работе;

 2. Развивающие:

-развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

-формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей, любознательности, «вопрошающего» мышления;

3. Воспитательные:

-формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности

 самого ребёнка;

 -воспитание чувства патриотизма, любви к малой Родине;  

-воспитание экологической культуры школьников.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

I раздел «Азбука гражданина» - 14 ч.

Символы и законы государства.

Урок гражданина. Я – гражданин России. Символы государства.        Государственный Герб России. Государственный гимн России.

Государственный флаг России. Конституция – основной закон государства.

Россия – родина моя.

Россия – родина моя. Экскурсия по «Золотому кольцу».

Россия - многонациональное государство. Есть такая профессия – родину защищать.

Не предадим память наших прадедов! Нет фашизму!

Нам не нужна война!«Я бы с песни начал свой рассказ…»

I I раздел «Азбука права» - 10 ч.

Большая забота о маленьких детях. «Ваши права и обязанности, дети»

( на основе сказок).Страна Справедливости (на основе сказок).

Тепло родного очага. Мой дом – моя крепость. Право на образование.

Право на медицинское обслуживание.

«В лес пускают без билета». Право на отдых. Ты и твоё имя.

Право на имя и фамилию. Твой труд дома.

Ш раздел « Азбука нравственности» - 10 ч.

День Земли. Доброе дело  великое счастье.

Дружба – чудесное слово. Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Мои сверстники и друзья. Человек среди людей.

Доброе слово – что ясный день. В гостях у Этикета.

Повторение и обобщение по курсу «Я – гражданин России».

Основные понятия курса

  Конституция, закон, право, правительство, президент, гражданин, федерация, государственные праздники, Государственная дума, независимость, обязанность, государство, Россия, Родина, Отечество, малая Родина, флаг, герб, гимн, столица, поколение, старина, уважение, дружба, взаимопомощь, добро, зло, защита, жадность.

Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.

Герб  эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Гимн  торжественная песня, принятая как символ государства.

Государство  механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия.

Государственная дума  так в России называют собрание избранных народом представителей, которое разрабатывает и утверждает законы.

Государственные праздники  праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

Государственные символы - флаг, герб и гимн государства.

Гражданин государства  человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности.

Добро  нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Дружба  близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, 

общности интересов.

Жадность  настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость.

Закон – обязательные для всех правила поведения людей в обществе, 

установленные государством.

Защита  охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности.

Зло  нечто плохое, вредное, противоположное добру.

Конституция  основной закон государства, определяющий основные права и

обязанности граждан.

Независимость  самостоятельность, свобода.

Общество  так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых

связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.

Обязанность  круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для

выполнения.

Отечество  страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Поколение  одновременно живущие люди близкого возраста.

Правительство  высший исполнительный орган государственной власти в стране.

Право  совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью

норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Президент - глава государства.

Родина  так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а

также страну, гражданином которой он является.

Российская Федерация  полное название современного российского государства, 

которое образовано союзом всех входящих в него территорий (республик, краев).

Старина - давнее, давно минувшее время.

Столица  главный город государства, место пребывания правительства и

правительственных учреждений.

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании достоинств.

Федерация  это государство, образованное в результате союза (объединения) 

всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория- участник такого

 союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие для всех

союзные (федеральные) законы, единая армия, единые для всех деньги и

центральное правительство, которое управляет всей страной.

Флаг  прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или

нескольких цветов, часто с эмблемой.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по двум уровням.

Когнитивная составляющая – знание:

  • общечеловеческих ценностей;
  • прав человека на образование в РФ;
  • государственных символов России, края, района, станицы;
  • документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;
  • прав и обязанностей обучающихся;
  • способы защиты своих прав, предусмотренных законом;
  • государственных органов, призванных защищать права ребёнка;
  • конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах,
  • транспорте;
  • правил дорожного движения и пожарной безопасности.

Деятельностная составляющая - умения:

  • выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;
  • оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения

этих правил;

  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  • ценить общественный порядок и деятельность по его охране;
  • добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.

Ценностносная составляющая – проявлять личностные свойства

       и качества в решении жизненно важных задач:

  • чувство собственного достоинства в различных ситуациях;
  • человечность к окружающим людям;
  • честность;
  • целеустремлённость;

-трудолюбие;

  • самодеятельность и самостоятельность;
  • жизнестойкость.

Оценка эффективности реализации программы

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе

использования системы объективных критериев, представленных

нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;

  • готовность к образованию.

Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан- гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения,

к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

  • отсутствие детей с девиантным поведением;
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • проведение мероприятий.
  • результате реализации программы ожидается:

    В учреждении, как в образовательной системе:

  1. создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  2. обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

  1. вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания

 представителей всех субъектов образовательной деятельности.

     В образе выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу

  • страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям
  • предыдущих поколений;
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве
  • российского государства, формирование активной жизненной
  • позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися
  • высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность

руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ

на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной

позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная

гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа

личности гражданина России.

Предполагаемые результаты обучения учащихся:

  1. Способность воспринимать новую информацию и находить ей место в

системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт.

  1. Ребенок должен “проснуться” и начинать задавать вопросы: он должен

заинтересоваться разными явлениями и объектами родного края.

  1. Ребенок должен научиться принимать самостоятельно несложные

решения и предлагать свои версии, варианты.

  1. Уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои

знания о различных объектах края.

  1. Иметь целостное представление о родном крае, как неотъемлемой части

своей страны.

  1. Знать историю возникновения и развития родного города, его памятные

исторические места.

  1. Знать природные особенности своего края и использовать эти знания в

практике повседневной жизни.

  1. Осознавать роль своего края в крупных исторических событиях страны

(ВОВ и др.).

  1. Осознавать роль своего края в жизни страны.
  2. Иметь представление о музее, как хранилище народного достояния края.
  3. Знать основные народные промыслы края.
  4. Знать основные музеи Подмосковья.
  5. Иметь представление об экологической культуре и её значении в жизни

страны.

                  Тематическое планирование Переделать

 

 

Наименование раздела 

Количество часов 

1. 

«Азбука гражданина»

 

14

2. 

Азбука права»

 

10

3. 

« Азбука нравственности»

 

10

4. 

 

 

Всего: 33 ч. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

 план

Дата

факт

1.

Урок гражданина.

1

07.09.

2.

Я – гражданин России.

1

14.09

3.

 Символы государства.        

1

21.09

4.

Государственный Герб России. Государственный гимн России.

1

28. 09

5.

Государственный флаг России.

1

05.10

6.

Конституция – основной закон государства.

1

12.10

7.

Россия – Родина моя.

1

19.10

8.

Экскурсия по «Золотому кольцу».

1

26.10

9.

Россия - многонациональное государство.

1

09.11

10

Есть такая профессия – родину защищать.

1

16.11

11

Не предадим память наших прадедов!

1

23.11

12

Нет фашизму!

1

30.11

13

Нам не нужна война!

1

07.12

14

«Я бы с песни начал свой рассказ…»

1

14.12

15

Большая забота о маленьких детях. «Ваши права и обязанности, дети»

( на основе сказок).

1

21.12

16

Страна Справедливости (на основе сказок).

1

28.12

17

Тепло родного очага.

1

11.01

18

Мой дом – моя крепость.

1

18.01

19

Право на образование.

1

25.01

20

Право на медицинское обслуживание.

1

01.02

21

«В лес пускают без билета». Право на отдых.

1

08.02

22

Ты и твоё имя.

1

22.02

23

Право на имя и фамилию.

1

01.03

24

Твой труд дома.

1

15.03

25

Доброе дело - великое счастье.

1

22.03

26

Дружба – чудесное слово.

1

29.03

27

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

1

05.04

28

Мои сверстники и друзья.

1

26.04

29

Человек среди людей.

1

03.05

30

Доброе слово – что ясный день.

1

10.05

31

В гостях у Этикета.

1

17.05

32

Поторение и обобщение по курсу «Я - гражданин России»

1

24.05

33

Поторение и обобщение по курсу «Я - гражданин России»

1

31.05

Всего :33 часа.

                                        Лист корректировки рабочей программы 

 

Название раздела, темы 

Дата проведения по плану 

Причина корректировки 

Дата проведения по факту 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

              СОГЛАСОВАНО 

на заседании МО учителей  

начальной школы 

Протокол № ___ от ________ 

______________(Колосовская Т.Ю.) 

 

 

 

          СОГЛАСОВАНО 

      Зам. директора по УВР  

_______________(Лебедев А.В.) 

____________________________ 

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 3 класс

Данный материал содержит программу по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению....

Рабочая программа по курсу «Кружок «Школа развития речи» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Кружок «Школа развития речи»  4 класс...

Рабочая программа по курсу «Кружок «Умники и умницы» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Кружок «Умники и умницы» 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: " Я гражданин России " 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс...