Программа внеурочной деятельности "Наше наследие". 4 класс
методическая разработка (4 класс) на тему

Шишкова Анастасия Рамизовна

Программа    «Наше наследие» предназначена  для  организации  внеурочной  деятельности  младших  школьников (духовно - нравственное  направление)  и  нацелена  на  формирование  готовности  и  способности  обучающихся  к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовое основание разработки программы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральные государственные  образовательные стандарты НОО;
  3. письмо  Минобрнауки  России  от  12.05.2011  N 03-296  «Об  организации  внеурочной  деятельности  при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  4. письмо  Минобрнауки  России  от  11.12.2006  N 06-1844  «О  примерных  требованиях  к  программам дополнительного образования детей».

Программа    «Наше наследие» предназначена  для  организации  внеурочной  деятельности  младших  школьников (духовно - нравственное  направление)  и  нацелена  на  формирование  готовности  и  способности  обучающихся  к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Происходящие  изменения  в  современном  обществе  требуют  развития  новых  способов  образования, педагогических  технологий,  нацеленных  на  индивидуальное  развитие  личности,  творческую  инициацию,  выработку навыка  самостоятельной  навигации  в  информационных  полях,  формирование  у  учащихся  универсального  умения ставить  и  решать  задачи  для  разрешения  возникающих  в  жизни  проблем — профессиональной  деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей  способности  самостоятельно  мыслить,  добывать  и  применять  знания,  тщательно  обдумывать  принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Актуальность  программы  обусловлена  тем,  что  в  новых  социально-экономических  условиях  особое  значение приобретает  деятельность,  которая  наиболее  полно  и  эффективно  реализует  социально-педагогический  потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Деятельность  обучающихся  в  рамках  реализации  данной  программы  направлена  на  повышение  коммуникативных  и информационных компетенций, развитие творческих способностей ребёнка. В рамках программы обеспечено сочетание различных  видов  познавательной  деятельности,  где  востребованы  практически  любые  способности  ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Программа  рассчитана на  школьников  4  классов. Занятия  проходят  по  группам. Продолжительность  одного  занятия  составляет  40  минут. Курс рассчитан на 1 год обучения и составляет 35 часов. Занятия  строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практики, демонстрации. Тематическое наполнение и часовая разбивка курса отражены в календарно-тематическом плане.

Цели программы:

- совершенствование образовательного пространства, воспитывающей среды школы;

- формирование чувства  любви  к  стране,    родной  земле,  месту,  где  родился,  бережного  отношения  к  красоте природы, уважения к истории страны, родного края;

- развитие исследовательских способностей учащихся.

Задачи программы:

- создание условий для развития у  обучающихся  стремления  знать  свою  страну,  свой  край,  формирование личностного отношения к свое стране, своему краю;

- приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

- знакомство с историей страны, своего края;

- воспитание  гражданских  качеств  обучающихся,  патриотического  отношения  к  стране,  своей  "малой  родине", бережного отношения к природному и культурному наследию.

Содержание курса

Наименование темы (раздела)

Количество часов

1.

Россия – Родина моя.

8

2.

«Славен край наш Тульский».

17

3.

Страницы истории родного города Щекино.

5

4.

Моя родная школа.

4

5.

Итоговое занятие.

1

Итого:

35

Перечень универсальных действий при прохождении данного курса. Личностные результаты:

- воспитывать положительное отношение к своей стране, краю, школе;

- воспитывать познавательный интерес к малой родине;

- уважительное отношение к окружающим людям;

Метапредметные результаты:

- применять свои знания при изучении  предметов начального общего образования;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- отвечать на вопросы и задавать вопросы;

- проявлять свою  любознательность, инициативность;

- выражать собственное эмоциональное отношение к стране, малой родине.

Предметные результаты:

-находить нужную информацию по темам в библиотеке, в музее, других источниках информации;

-наблюдать, сравнивать, делать обобщения по темам курса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитательные результаты внеурочной  деятельности кружка «Наше наследие» распределяются по трем уровням.

1.  Результаты  первого  уровня  (приобретение  школьником  социальных  знаний,  понимания  социальной реальности и повседневной жизни):  

- приобретение школьниками знаний об истории и географии своей страны, своего края через изучение достопримечательностей и истории своей страны, города и школы, в которой они учатся;

- развитие краеведческих  понятий,  помогающих  сформировать  целостный  взгляд  на  окружающий  мир,  в  котором  природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

- развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своей страны, своего края, к прошлому и настоящему своей школы.

3.  Результаты  третьего  уровня  (приобретение  школьником  опыта  самостоятельного  социального действия):

- приобретение  школьником  опыта  самостоятельного  социального  действия  в  получении  интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Предметные результаты:

Ученик научится:

название страны, региона, где живет учащийся, родного города;

правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

условия  жизни  животных  в  естественных  условиях,  уголке  живой  природы  и  животных,  вошедших  в  Красную книгу;

существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

Ученик получит возможность научиться:

видеть и понимать красоту живой природы;

проводить самостоятельно наблюдения в изменении территориального устройства своего города;

сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

самостоятельно  находить  в  информационных    источниках  сведения  по определенной  тематике  и  излагать  их  в виде сообщений, рассказа, создании презентаций;

составлять небольшие рассказы о культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях своей  страны и своего края.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия;

вносить  необходимые  коррективы  в  действие  после  его  завершения  на  основе  оценки  и  учета  характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

допускать  возможность  существования  у  людей  различных  точек  зрения,  в  том  числе  не  совпадающих  с  его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

адекватно  использовать  речевые средства  для  решения  различных  коммуникативных  задач,  строить монологическое высказывание.

Ученик получит возможность для формирования:

любви к людям, своей стране, своему краю;

ответственного отношения к окружающей среде;

стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

доброты, взаимопонимания, милосердия, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

основы  гражданской  идентичности  личности  в  форме  осознания  “Я”  как  гражданина  России,  чувства сопричастности и гордости за свою страну, за свой край,  народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа.

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы, рекомендуемой учащимся:

  1. Тарарина Л. Ф., Хачатурова К. С., Гендель З. С. Природоведение Тульского края: учебное пособие для начальной и средней школы: Тула: Приок. кн. изд-во, 2010.
  2. Семушкин С.И., Аксенова Т.С., Хорун Л.В., Патцукова Л.В. Тульская область в вопросах и ответах: учебное пособие для начальной и средней школы: Тула: ООО «Изд-во Приокское», 2013.
  3. Поляков В.С. ООО «Журнал «Детская энциклопедия». Познавательный журнал для девочек и мальчиков №7 – 2012 (Дом Поленова)
  4. Симонов Е.В. Тульский краеведческий альманах: Тула: 2012.
  5. История Тульского края: учебное пособие для начальной и средней школы / С. Н. Семушкин, О.Г. Вронский - Тула : Приокское кн. изд-во, 2007.
  6. «50 лет школе №20 г. Щекино», 2016.

Список литературы, рекомендуемой педагогу:

  1. Банников В.Н. Духовно-нравственное   воспитание   и   развитие   обучающихся   во   внеурочной деятельности//Начальная школа.-2012-N8
  2. Афремов И.Ф. «История Тульского края (историческое обозрение Тульской губернии)». Тула: Приокское изд., 2002.
  3. Ашурков В.П. Тульская старина. - Тула, 2004 г.
  4. Богуславский В.В. Тульские древности. Энциклопедический словарь.- Тула. Русский лексикон, 1995 г.
  5. Бритенкова Л. Тула самоварная – Тула: Гриф и К, 2011.
  6. Бурова О.В., Гаврилов О.В., Горбунов Е.Л., Шалимова Ж.Н., Шереметьева И.С. Учебные материалы по географии Тульской области – М.: Изд. МГУ, 2003.
  7. Высоцкая Н.Ф., Попкова А.Е. Учебно-методическое пособие по краеведению. - РИО ИПК и ППРО ТО, 2007.
  8. Глаголева О.Е. Русская провинциальная старина.- Тула, 1993.
  9. Горбунов Е.Л. Физическая география Тульской области. – Тула, Пересвет, 2002г.
  10.  Горбунов Е.Л. Социальная и экономическая география Тульской области. –Тула, 2001г.
  11.  Граморина Н.Н. Поленово. – Тула. Приокское книжное издательство, 1987 г.
  12.  Ефремов И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии. – Тула, 1996 г.
  13.  Кириленко Н. Н Тульский краеведческий альманах: избранное - Тула : Гриф и К, 2011. -  (Моя малая родина).
  14.  Кирюхин Н.К. (сост.) «Тула. История и современность». – Тула: «Пересвет», 2006.
  15.  Куликов В.В., Кирюхин Н.К. «Край наш Тульский». – Тула, 2002, 2007.
  16.  Милонов Н. А. Тульский край и русские писатели. – Тула, 1971 г.
  17.  Недра Тульской области. – Тула, 1999 г.
  18.  Ошевский С.Д. Энциклопедия городов и районов Тульской области. – Тула, Пересвет, 2003 г.
  19.  Парамонова, И. Тула. ХХ век: подробности.- Тула: Дизайн-коллегия, 2008.
  20.  Пахомов В. Тульский край в литературе и искусстве. – Тула. Пересвет, 2001г.
  21.  Присенко Г.Т. История Тульской области. – Тула. Пересвет, 2003г.
  22.  Растительный и животный мир Тульской области и его охрана. – Тула, 1995 г.
  23.  Рассадиев С.П. Прогулки по старой Туле. – Тула 1995 г.
  24.  Семушкин С. Н. История Тульского края.- Тула: Приокское книжное издательство, 2007.
  25.  Тихонова А.С. Тульский самовар. – Тула, Приокское книжное издательство, 1989 г.
  26.  Чижков А.Б. Тульские усадьбы: каталог с картой расположения усадеб  - Тула Гриф и К, 2011.
  27.  Юркин И.Н. Тульский завод Демидовых. – Тула, 1996 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебная неделя

урока

Название разделов, тема урока

Примечание

Название изучаемой темы (часов)

Россия – Родина моя (8 часов)

1

1

Россия на карте мира.

2

2

Символика Российской Федерации: герб, гимн, флаг.

3

3

Москва – столица нашей Родины.

4

4

Герои моей страны.

Конкурс проектов

5

5

Славные страницы истории нашей Родины.

6

6

Ресурсы России – бесценный дар природы.

7

7

Беречь природу – наша задача.

8

8

Итоговое занятие. Защита проекта «Я люблю тебя, Россия…»

Выставка рисунков, фотографий, презентаций

«Славен край наш Тульский» (17 часов)

9

9

Наш край на карте России. География и история Тульской области.

10

10

Куликово поле – поле ратной славы России.

11

11

Пять веков Тульского Кремля.

Выставка фотографий к 500-летию Тульского Кремля «В ожидании юбилея…»

12

12

Тула – город-герой.

Квест «Рабочий город стал бойцом»

13

13

«Тула веками оружие ковала…». История тульского оружия.

14

14

Чаепитие по-тульски: самоварные традиции.

Экскурсия в музей самоваров

15

15

Чаепитие по-тульски: печатный пряник.

Экскурсия на к/ф «Медовые традиции»

16

16

Тульская хроматическая гармоника и ее создатель Н.И. Белобородов.

17

17

Ясная Поляна – свет Тульской земли.

Выставка художественных произведений Л.Н. Толстого

18

18

Здесь жил и работал художник. Музей-заповедник В.Д. Поленова.

Презентация, посвященная творчеству художника

19

19

Богородицкий дворец-музей – жемчужина Тульского края.

20

20

Подвиг крейсера «Варяг». Музей В.Ф. Руднева.

Выставка рисунков

21

21

Центральный парк им. П.П. Белоусова: история и современность.

Экскурсия в комнату истории Белоусовского парка и Аллею Победителей

22

22

Тульские фестивали.

23

23

По святым местам Тульского края.

Виртуальная экскурсия

24

24

Народные промыслы: «филимоновское чудо», белевская пастила и кружева.

Мастер-класс по раскрашиванию филимоновской игрушки

25

25

Защита проектов: «Мой любимый Тульский край».

Проекты

Страницы истории родного города Щекино (5 часов)

26

26

Наш город на карте Тульской области.

27

27

Вехи развития города Щекино.

28

28

Щекино в годы Великой Отечественной войны.

29

29

Наши знаменитые земляки. Защита проектов.

Проекты

30

30

Достопримечательности родного города.

Конкурс фотографий

Моя родная школа (4 часа)

31

31

История школы №20 г. Щекино.

Презентация

32

32

Что я знаю о школьном музее и его экспонатах.

33

33

Традиции нашей школы. Школьные праздники.

Оформление альбома о школе

34

34

Школьные общественные организации.

Итоговое занятие (1 час)

35

35

Интеллектуальная игра по номинациям: «Что я знаю о стране?», «Родной край», «Город Щекино».

Игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...