Рабочая программа "Растим патриотов" по внеурочной деятельности для 1-4 классов
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа составлена на основе авторской программы по патриотическому воспитанию школьников с инновационным компонентом, разработанную на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastim_patriotov_1-4_klass.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа
по организации внеурочной деятельности
«Растим патриотов»
1-4 классы
Воробьевой Д.Р.
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
г. Нижневартовск
Пояснительная записка
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Программа «Растим патриотов» по патриотическому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования .
Программа составлена на основе авторской программы по патриотическому воспитанию школьников с инновационным компонентом, разработанную на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером».
Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи.)
Задачи:
- воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким,
- формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи,
- прививать любовь и чувство сопричастности к малой Родине (родной республике, городу, деревне, семье, школе);
- воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
- воспитывать уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
- воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);
- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
- развивать чувство сопричастности к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Сроки реализации программы:
Программа внеурочной деятельности «Растим патриотов» рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Принципы Программы:
* Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера.
* Личностный – развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
* Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
* Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.
* Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
* Принцип творчества – развитие творчества через художественное слово и творческую деятельность.
* Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.
* Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у обучающихся с радостью выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
* Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.
Планируемые результаты
- устойчивый интерес к истории своей малой родины,
- знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром,
знания по истории, природе, культуре родного края, - знания правил охраны природы, способность творчески мыслить и рассуждать,
- в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность,
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах, способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность
* Личностные УУД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.
* Познавательные УУД
Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.
* Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
* Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.
Программа внеурочной деятельности «Растим патриотов» рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы в 1 классе
Учебно-тематический план 1 класс
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия |
1 | Знания путь к достойной жизни. Рассказ о знаменитых людях города
| |
2 | Классный час «Нижневартовск – мой родной город» | |
3 | Мультфильм о долге и ответственности «Баранкин, будь человеком» | |
4 | Экскурсия по школе. | |
5 | Беседа: «Достопримечательности нашего района» | |
6 | Порадовать близких – как это просто (книга №1, стр82) | |
7 | Россия- родина моя (книга №1, стр20) | |
8 | Человек среди людей (книга №1, стр158) | |
9 | Просто я работаю волшебником (книга № 1, стр 77) | |
10 | Символы Российского государства | |
11 | Гимн РФ. Рисунки на тему «Родина» | |
12 | Потолкуем о маме (книга №1, стр174) | |
13 | Люби животных, береги планету. | |
14 | Без друга в жизни туго (книга №1, стр243) | |
15 | Кто такой патриот? | |
16 | Праздники на Руси (книга №2, стр133) | |
17 | Кто я? Какие мы? (книга №2, стр68) | |
18 | Я выбираю сам. (книга №2, стр70) | |
19 | Гражданином быть обязан! | |
20 | Мультфильм «Кот Леопольд». Обсуждение | |
21 | Мои права и обязанности | |
22 | День Защитников Отечества (книга №1, стр166) | |
23 | Дисциплинированность Важнейшее качество воина | |
24 | Девочек нужно уважать, девочкам надо помогать | |
25 | Мне посчастливилось родиться на Руси (книга №2, стр62) | |
26 | Младших и старших нужно уважать | |
27 | Рисунки ко Дню космонавтики | |
28 | Мультфильм «Оловянный солдатик» | |
29 | «Оловянный солдатик» Лепка из пластилина | |
30 | Великий май! Победный май! (книга №2, стр52) | |
31 | День Победы – самый главный день (книга №2, стр56) | |
32 | Беседа «Что значит быть гражданином?» | |
33 | Мир профессий. Сочинение «Кем я стану» |
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы во 2 классе
Учебно-тематический план 2 класс
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия |
1 | Час общения «Права и обязанности школьника». | |
2 | О невежах и вежливости. | |
3 | Как ты растешь? | |
4 | Что значит быть ответственным? За что я ответственен дома, на улице, в школе? | |
5 | Учителя - строители будущего России | |
6 | 200-летие Бородинского сражения Великой Отечественной войны 1812г. | |
7 | «Умеем ли мы общаться». | |
8 | Опасная дружба. Где нельзя находить знакомства? | |
9 | Знаменательные события в Нижневартовске за последние 2 года. | |
10 | 14 ноября – День памяти жертв дорожных аварий. | |
11 | Практикум по культуре поведения «Как вести себя?» | |
12 | Матери героев России. | |
13 | Югра – наш общий дом. | |
14 | «Золотые правила общения». | |
15 | Мастерская Деда Мороза | |
16 | Как отмечают Новый год в твоей стране? | |
17 | Здоровье - бесценное богатство. | |
18 | «Что такое хорошо и что такое плохо?» | |
19 | Спортсмены нашего города и округа | |
20 | «Как научиться преодолевать трудности?» | |
21 | Конкурс рисунков, посвященные Дню защитников Отечества | |
22 | Урок мужества | |
23 | День юного антифашиста. Беседа о блокаде в Ленинграде | |
24 | Экстремальные ситуации. Модели поведения. | |
25 | Сыновья защитники своих матерей. | |
26 | Встреча птиц. | |
27 | Как отмечали масленицу на Руси? | |
28 | 7 апреля – Всемирный день здоровья. | |
29 | 12 апреля – День космонавтики. | |
30 | «Земля – наш общий дом» | |
31 | Страна, в которой я живу | |
32 | 1 мая- день весны и труда | |
33 | Памяти павших будем достойны! | |
34 | Твои планы на лето. |
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы в 3 классе
Учебно-тематический план 3 класс
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия |
1 | Беседа «О дружбе и товариществе» | |
2 | «Символика Российского государства» | |
3 | Нужна ли память прошлых лет? | |
4 | Народы России. | |
5 | 1 октября – Международный день пожилых людей | |
6 | «Космос человечеству», посвящённое первой женщине в космосе | |
7 | Кл час «Добро и зло» | |
8 | Урок «Россия родина моя» | |
9 | Кл.час «4 ноября День народного единства» | |
10 | Кл. час «Казачий Дон» | |
11 | 60-лет со дня открытия первого месторождения газа в Западной Сибири | |
12 | Дискуссия «Что мне выбрать в мире ценностей?» | |
13 | Чтение стихотворений «Край любимый, сердцу близкий» | |
14 | Кл. час «Это все Россия!» (видеоролик), обсуждение | |
15 | Детство наших бабушек и дедушек | |
16 | Государственные праздники России | |
II полугодие | ||
17 | «В человеке должно быть прекрасно всё…» | |
18 | Кл. час «С чего начинается Родина» | |
19 | «Страны ты патриотом будь», посвящённый 50-летию Самотлорского месторождения | |
20 | Дискуссия : Что такое красивый поступок? | |
21 | Классный час «А ну- ка мальчики» | |
22 | Кадетский бал | |
23 | Классный час «Уважайте и почитайте матерей» | |
24 | Классный час «Заповедные уголки России» | |
25 | Кл. час: С малой родины моей – начинается Россия! | |
26 | Что входит в понятие «русская душа» ? | |
27 | 12 апреля День космонавтики «О космосе» | |
28 | Кл. час «Земля отцов – моя земля» | |
29 | Народные промыслы России | |
30 | Труд в почете любой! Мир профессий большой. | |
31 | Дети-герои ВОВ | |
32 | Кл. час «Я гражданин России» | |
33 | О патриотизме, о Родине | |
34 | Урок размышление «Отношение к кадетству» |
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы в 4 классе
Учебно-тематический план 4 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия |
1-2 | «Я – гражданин России» | |
3 | «Писатели о Родине» | |
4 | «Осень - художница» | |
5-6 | «Природа Родины моей» | |
7-8 | «Красота мысли – красота слов – красота поступков» | |
9 | «Иллюстрирование текстов» | |
10-11 | «Красота зимней природы» | |
12 | «Имя – великое сокровище» | |
13 | «Мой дом – моя крепость» | |
14 | «Новогоднее поздравление» | |
15 | «О чём рассказал семейный альбом» | |
16 | «Моя родословная» | |
17-18 | «Мой край родной» | |
19 | «Мечта. Желания» | |
20 | «Мечтать на пользу людям» | |
21-22 | «Самое дорогое» | |
23-24 | «Праздник для мамы» | |
25 | «Школьные новости» | |
26 | «Путешествие в страну новостей» | |
27 | «В царстве книг» | |
28 | «Весна-красна» | |
29 | «День Земли» | |
30 | «Обычаи и традиции русского народа» | |
31 | «Красота моей Родины» | |
32 | Праздник «Красота моей Родины» | |
33-34 | Резерв времени | |
Итого |
Литература.
1..Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы)/ О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. –Москва «ВАКО»,2008.- 160с.
2. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия (1-11 классы)/И.А. Агапова, М.А. Давыдова–Москва «ВАКО»,2008.- 368с.
3 Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Н.И. Дереклеева–Москва «ВАКО»,2008.- 352с.
4. Воспитать патриота/Е.А. Воронова- Ростов н/Д:Феникс, 2008. – 282с
5. Формирование гражданственности младших школьников. Занятия с учащимися. Беседа с родителями./О. А. Ещеркина.-М.: Волгоград.2007- 125с. 8. Журнал «Основы безопасности жизни»/ Гл. редактор- В.А. Девисилов.-М.: (Журнал издается при участии Минобрнауки, МЧС и Минздравсоцразвития России, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности)
9.Завуч начальной школы. Научно- практический журнал./Гл. редактор журнала Лизинский В. М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс
Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...