Рабочая программа "Растим патриотов" по внеурочной деятельности для 1-4 классов
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Воробьева Дина Радиковна

Программа составлена на основе авторской программы по патриотическому воспитанию школьников с инновационным компонентом, разработанную на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastim_patriotov_1-4_klass.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 30

с углубленным изучением отдельных предметов»

Рабочая программа 

по организации внеурочной деятельности

«Растим патриотов»

1-4 классы

Воробьевой Д.Р.

учителя начальных классов

первой  квалификационной категории

г. Нижневартовск

Пояснительная записка

В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Программа «Растим патриотов» по патриотическому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования .

Программа составлена на основе авторской программы по патриотическому воспитанию школьников с инновационным компонентом, разработанную на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером».

Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи.)

     

Задачи:

- воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким,

- формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи,

- прививать любовь и чувство сопричастности к малой Родине (родной      республике, городу, деревне, семье, школе);

- воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

- воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней;

- воспитывать уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;

- воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);

- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;

-  развивать чувство сопричастности к окружающему;

-  развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Сроки реализации программы:

Программа внеурочной деятельности «Растим патриотов» рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).

Принципы Программы:

* Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера.

* Личностный – развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и  обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.

* Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.

* Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.

* Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.

* Принцип творчества – развитие творчества через художественное слово и творческую деятельность.

* Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.

* Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у обучающихся с радостью выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

* Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.

Планируемые результаты

  • устойчивый интерес к истории своей малой родины,
  • знание  своей взаимосвязи с окружающим микромиром,
    знания по истории, природе, культуре родного края,
  • знания  правил охраны природы, способность творчески мыслить и рассуждать,
  • в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность,
  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах,  способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность

* Личностные  УУД

Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.

* Познавательные УУД

Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.

* Регулятивные УУД

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.

* Коммуникативный УУД

Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.

Программа внеурочной деятельности «Растим патриотов» рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).

Основные (примерные) мероприятия по реализации программы в 1 классе

Учебно-тематический план 1 класс

занятия

Дата проведения

Тема занятия

1

Знания путь к достойной жизни. Рассказ о знаменитых людях города

 

2

Классный час «Нижневартовск – мой родной город»

3

Мультфильм о долге и ответственности «Баранкин, будь человеком»

4

Экскурсия по школе.

5

Беседа: «Достопримечательности нашего района»

6

Порадовать близких – как это просто

(книга №1, стр82)

7

Россия- родина моя (книга №1, стр20)

8

Человек среди людей

(книга №1, стр158)

9

Просто я работаю волшебником (книга № 1, стр 77)

10

Символы Российского государства

11

Гимн РФ. Рисунки на тему «Родина»

12

Потолкуем о маме

(книга №1, стр174)

13

Люби животных, береги планету.

14

Без друга в жизни туго

 (книга №1, стр243)

15

Кто такой патриот?

16

Праздники на Руси

(книга №2, стр133)

17

Кто я? Какие мы?

(книга №2, стр68)

18

Я выбираю сам.

(книга №2, стр70)

19

Гражданином быть обязан!

20

Мультфильм «Кот Леопольд».  Обсуждение

21

Мои права и обязанности

22

День Защитников Отечества

(книга №1, стр166)

23

Дисциплинированность

Важнейшее качество воина

24

Девочек нужно уважать, девочкам надо помогать

25

Мне посчастливилось родиться на Руси

(книга №2, стр62)

26

Младших и старших нужно уважать

27

Рисунки ко Дню космонавтики

28

Мультфильм «Оловянный солдатик»

29

«Оловянный солдатик»

Лепка из пластилина

30

Великий май! Победный май!

(книга №2, стр52)

31

День Победы – самый главный день

(книга №2, стр56)

32

Беседа «Что значит быть гражданином?»

33

Мир профессий. Сочинение «Кем я стану»

Основные (примерные) мероприятия по реализации программы во 2 классе

Учебно-тематический план 2 класс

занятия

Дата проведения

Тема занятия

1

Час общения «Права и обязанности школьника».  

2

О невежах и вежливости.

3

Как ты растешь?

4

Что значит быть ответственным? За что я ответственен дома, на улице, в школе?

5

Учителя - строители будущего России

6

  200-летие Бородинского сражения Великой Отечественной войны 1812г.

7

 «Умеем ли мы общаться».

8

Опасная дружба. Где нельзя находить знакомства?

9

Знаменательные события в Нижневартовске за последние 2 года.

10

14 ноября – День памяти жертв дорожных аварий.

11

Практикум по культуре поведения «Как вести себя?»

12

Матери героев России.

13

Югра – наш общий дом.

14

 «Золотые правила общения».

15

Мастерская Деда Мороза

16

Как отмечают Новый год в твоей стране?

17

Здоровье - бесценное богатство.

18

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

19

Спортсмены нашего города и округа

20

«Как научиться преодолевать трудности?»

21

Конкурс рисунков, посвященные Дню защитников Отечества

22

Урок мужества

23

День юного антифашиста. Беседа о блокаде в Ленинграде

24

Экстремальные ситуации. Модели поведения.

25

Сыновья защитники своих матерей.

26

Встреча птиц.

27

Как отмечали масленицу на Руси?

28

7 апреля – Всемирный день здоровья.

29

12 апреля – День космонавтики.

30

«Земля – наш общий дом»

31

Страна, в которой я живу

32

1 мая- день весны и труда

33

Памяти павших будем достойны!

34

Твои планы на лето.

Основные (примерные) мероприятия по реализации программы в 3 классе

Учебно-тематический план 3 класс

занятия

Дата проведения

Тема занятия

1

Беседа «О дружбе и товариществе»

2

«Символика Российского государства»

3

Нужна ли память прошлых лет?

4

Народы России.

5

1 октября – Международный день пожилых людей

6

«Космос человечеству», посвящённое первой женщине в  космосе

7

Кл час «Добро и зло»

8

Урок «Россия родина моя»

9

Кл.час «4 ноября День народного единства»

10

Кл. час «Казачий Дон»

11

60-лет со дня открытия первого месторождения газа в  Западной Сибири

12

Дискуссия «Что мне выбрать в мире ценностей?»

13

Чтение стихотворений  «Край любимый, сердцу близкий»

14

Кл. час «Это все Россия!» (видеоролик), обсуждение

15

Детство наших бабушек и дедушек

16

Государственные праздники России

II полугодие

17

«В человеке должно быть прекрасно всё…»

18

Кл. час «С чего начинается Родина»

19

«Страны ты патриотом будь», посвящённый 50-летию Самотлорского   месторождения

20

Дискуссия : Что такое красивый поступок?

21

Классный час «А ну- ка мальчики»

22

Кадетский бал

23

Классный час «Уважайте и почитайте матерей»

24

Классный час «Заповедные уголки России»

25

Кл. час: С малой родины моей – начинается Россия!

26

Что входит в понятие «русская душа» ?

27

12 апреля День космонавтики «О космосе»

28

Кл. час «Земля отцов – моя земля»

29

Народные промыслы России

30

Труд в почете любой! Мир профессий большой.

31

Дети-герои ВОВ

32

Кл. час «Я гражданин России»

33

О патриотизме, о Родине

34

Урок размышление «Отношение к кадетству»

Основные (примерные) мероприятия по реализации программы в 4 классе

Учебно-тематический план 4 класс

п/п

Дата

Тема занятия

1-2

«Я – гражданин России»

3

«Писатели о Родине»

4

«Осень - художница»

5-6

«Природа Родины моей»

7-8

«Красота мысли  – красота слов – красота поступков»

9

«Иллюстрирование текстов»

10-11

«Красота зимней природы»

12

«Имя – великое сокровище»

13

«Мой дом – моя крепость»

14

«Новогоднее поздравление»

15

«О чём рассказал семейный альбом»

16

«Моя родословная»

17-18

«Мой край родной»

19

«Мечта. Желания»

20

«Мечтать на пользу людям»

21-22

«Самое дорогое»

23-24

«Праздник для мамы»

25

«Школьные новости»

26

«Путешествие в страну новостей»

27

«В царстве книг»

28

«Весна-красна»

29

«День Земли»

30

«Обычаи и традиции русского народа»

31

«Красота моей Родины»

32

Праздник «Красота моей Родины»

33-34

Резерв времени

Итого

Литература.

1..Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы)/ О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. –Москва «ВАКО»,2008.- 160с.

2. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия (1-11 классы)/И.А. Агапова, М.А. Давыдова–Москва «ВАКО»,2008.- 368с.

3 Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Н.И. Дереклеева–Москва «ВАКО»,2008.- 352с.

4. Воспитать патриота/Е.А. Воронова- Ростов н/Д:Феникс, 2008. – 282с

5. Формирование гражданственности младших школьников. Занятия с учащимися. Беседа с родителями./О. А. Ещеркина.-М.: Волгоград.2007- 125с. 8. Журнал «Основы безопасности жизни»/ Гл. редактор- В.А. Девисилов.-М.: (Журнал издается при участии Минобрнауки, МЧС и Минздравсоцразвития России, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности)

9.Завуч начальной школы. Научно- практический журнал./Гл. редактор журнала Лизинский В. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс

Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...