Внеклассное мероприятие "Посидим у самовара"
методическая разработка на тему

Чиркова Галина Григорьевна

  Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития.

«Добро сидеть за самоваром!

И пить из блюдца не спеша.

Поёт, горит, исходит жаром

Его славянская душа!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidim_u_samovara_chirkova_g.g.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

                         Мини-проект.

Форма проведения «Семейная гостиная»

Учитель начальных классов Чиркова Г.Г.

  Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития.

   Задачи: познакомить детей с историей чая, самовара, традициями русского чаепития и гостеприимства;

                  развивать познавательную активность учащихся;

                  воспитывать любовь к родному народу и уважение к его обычаям и традициям.

   Оформление: рисунки о чае, самоваре; пословицы о гостеприимстве; презентация «В гости к самовару»; самовары, скатерти, чайные наборы

Подготовка ; Каждая семья готовит сообщение, выступление в разных формах. Приносят старинные самовары, красивые чайные сервизы, скатерти.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.                                                                    
  2. Объявление темы мероприятия.

Звучит эпиграф к мероприятию:

«Добро сидеть за самоваром!

И пить из блюдца не спеша.

Поёт, горит, исходит жаром

Его славянская душа!»

Ученик:

.  Открываем  настежь двери! Затеваем  мы для вас

                 Как  бывало на деревне, чаепитие сейчас!

Ученица:

И внакладку и вприкуску

                     Пейте чай, друзья, по- русски.

                     Всех  мы нынче приглашаем, угоститься крепким чаем!

1.  Пригласили в гости к нам

         Мы и бабушек и мам

         Обещаем, обещаем

         Здесь не будет скучно вам

2.Здесь, без всякого сомненья,

          Чай душистый всех вас ждет

         Несколько  сортов варенья

         Пироги, ватрушки, торт

3.  Все на праздник к нам спешите

            И друзей с собой ведите

           Всех гостей мы угощаем

          Ароматным крепким чаем.

4.  Все готово к празднику

               Так чего ж мы ждем

              Мы веселой песенкой

               Праздник свой начнем.

( ребята поют песню «Самовар»)

Ведущий:  Уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались на праздник «Посиделки у самовара».Давайте будем петь, веселиться, играть , отдыхать.

Ученица:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Учитель: Мы не просто чай попьем, Мы узнаем всё о нём

                  Где, когда и почему? Чай прославился в миру!

Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. Вся семья собиралась за столом, на который водружалась домашняя выпечка, пироги, бублики, сахар, варенье и, конечно, самовар.В каждом доме и на каждом столе красовался крутобокий посудный царь, ни одна трапеза без него не обходилась. Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Или после бани...

. Обычай чаепития сохранился и до наших дней

И вот сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому обычаю

Ведущий. Вас приглашали когда-нибудь на чай? Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как хлеб. Чайная церемония – это очень древний обряд.

Древнекитайское изречение гласит:"Лучше три дня обойтись без пищи, чем один день - без чая". 

У нас “чайная страна”, и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с традициями чаепития. Чаепитие – это одна из тропинок к здоровому образу жизни.

Ведущая. В настоящее время в Японии есть специальные чайные домики для чаепития.  (слайд) Входя в домик, человек оставляет все заботы дня за его стенами. После чаепития у людей снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными.

Ведущий. Русское чаепитие отличается от японского. Оно связано с шумом кипящего самовара. В России чай начали употреблять с 1638 года. Завезли его из Монголии.

О традициях русского чаепития нам расскажут Настя и ее мама.

В Россию чай попал из Монголии даже раньше, чем в Европу

В 1638 году русский боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь передал им для русского царя разные драгоценные подарки. Среди знаменитых монгольских атласов лежали аккуратные свёртки с непонятной травой.

– А это что такое? – спросил хана русский боярин, указывая на свёртки.

– Мой самый дорогой подарок русскому царю, – ответил монгольский правитель, улыбаясь.

Находясь в гостях у хана, Старков попробовал напиток, приготовленный из этого зелья, и он ему ужасно не понравился.

Посол хотел выбросить все до единого пакеты с чаем, но, помня слова хана о «дорогом подарке», не сделал этого. Так среди прочих даров и попал чай в Москву.

О том, как оценил царь ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из них, отведав неведомое питьё, государь вытер парчовым рукавом густую бороду, молвил: «Ещё!»

Однако по другой версии, царю напиток не понравился. Иначе чем же можно объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет после описываемых событий.

 Ведущий     Так сложилось, что чай в России долгое время был городским напитком, особенно московским. Даже в Санкт-Петербург, столицу, чай возили из Москвы, и до середины XIX века в Санкт-Петербурге был лишь один специализированный чайный магазин, а в Москве - более ста.

1.Конкурс: “Кто больше знает названий чая”. От каждого столика выходят родители и дети по 2 человека. За каждый правильный ответ участники получают сушки. («Звезды востока», «Золотые львы», «Принцесса Нури», " Акбар", "Улун", "Пуэр", " Глаз тигра"," Гринфилд", " Корона", " Гурман", "Бамбуковый", " Липтон", " Ахмат", " Ява", " Принцесса Канди", " Золотая чаша", " Верблюд" и  т. д.)

Ведущий: А откуда же появился чай?  

Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

Чайная церемония- обряд, зародившийся в Китае ещё до нашей эры. Существует предание: когда однажды китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела. От неё исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

-  А кто знает, откуда пришло выражение « Чайком побаловаться»?

( Для бедных людей чай был  лишь в особых случаях, т.к. чай был очень дорогим.  Поэтому и возникло выражение  «чайком побаловаться»).  

Родина чая, который мы привыкли с вами пить, Китай. «Чай» по-китайски означает «молодой листочек» – «ту-ай-не». Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено тайной. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Но постепенно чай попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Иран, Монголию и другие страны. На первых порах не все умели обращаться с чаем, не знали даже, как его заварить.. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок - полкило чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.

Ученик:

Раз привёз мне барин чаю и велел его сварить.

А я отроду не знаю, как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком и петрушки корешок.

Гости с барином плевались, сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить?

А потом-то догадался – чай забыл я посолить.

“Секреты заварки чая”.

Чтобы получить удовольствие от чашки чая нужно его правильно заварить . Как это сделать ? Секретами заваривания чая расскажут дети , а родители покажут, на практике, как это делается.

Чай налить, казалось, просто.

Заварить его сумей.

И по правилам английским

Ты заварничек прогрей.

С чем решили чай попить?

Стоит сразу обсудить.

С ежевикой и малиной,

Просто чай, с лесной рябиной        .

Всех сортов чай, может быть.

Тут всё сразу не испить.

Мы заварник наберём,

Кипятком крутым зальём.

Подождём ещё чуть-чуть,

Наливаем, можно дуть…

2.Конкурс «Завари чай» ( на каждый стол)

Участникам (командам) предлагается набор карточек, на которых написаны этапы процедуры заваривания чая. Необходимо как можно быстрее разложить карточки в правильной последовательности.

Музыка " Иван-чай"

А. Засыпать в заварочный чайник чай из расчета 0,5–1 ч.л. на стакан.

Б. Накрыть чайник полотенцем (салфеткой) на 5–7 минут.

В. Ополоснуть заварочный чайник кипятком.

Г. Налить в чайник доверху кипятка.

Д. Залить чайник на 1/3 объема кипятком.

Е. Разлить заварку в стаканы примерно на 1/3 объема стакана.

Ж. Долить в стакан кипятка, добавить по вкусу сахар, молоко, лимон.

Правильная последовательность приготовления чая: В, А, Д, Б, Г, Е, Ж.

3.Конкурс Приглашаются родители. Проводится конкурс « Определите на вкус чай».

(чай с лимоном, мятой, чай с корицей)

Родители заваривают разные чаи. (После этого мы попросим жюри провести дегустацию чая )- узнать какой сорт чая и с чем.

Учитель: Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение.

Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.

Чай горячий ароматный

 И на вкус весьма приятный.

                        Он недуги исцеляет

                        И усталость прогоняет.

                        Силы новые даёт

                        И друзей за стол зовёт.

                        С благодарностью весь мир

                        Славит чудо-эликсир!

У чая очень мягкий, неповторимый аромат, ни с чем несравнимый вкус. Но сказать о вкусе и запахе чая - это значит сказать очень мало. Чай- это богатейшая аптека, чайный лист содержит многие полезные для желудка кислоты, эфирные масла, которые создают этот неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зелёном чае в 10 раз больше, чем в чёрном. Благодаря стольким витаминам чай повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение, усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям. При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя теплого чая. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почётных мест (Показать чай)

Рецепты лечения чаем.  (слайд)

- Народное средство от зубной боли. Мелко нарезанный или давленый чеснок смешать с чайным настоем и подержать эту смесь во рту несколько минут.

- При воспалении глаза промывают охлажденным крепко заваренным чаем.

- маска из заварки разглаживают мелкие морщинки, задерживает появление новых;

- залив спитой чай кипятком, дав настояться, сполоснуть настоем волосы, которые станут шелковистыми, а светлые и каштановые приобретут золотистый оттенок;

Ведущая. И сейчас, как и 100 лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая.

В Японии во время чаепития не разговаривают –

размышляют о смысле жизни, а в России за чаем

общаются, поют частушки.

Чайные частушки

1.На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

2.В плясках не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

3.Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится!

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!

4.Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

5.Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай – чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день- денечек!

6.Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.

4 Конкурс. Исполнить частушку  (От каждого стола)

5. Конкурс «Веселые художники»

( 2 команды по 5 человек)

. Игроки делятся на 2 команды. От  каждого столика по 2 человека. На переносной доске крепятся 2 плаката, на которых участники конкурса поочерёдно рисуют по одной детали чайника.

  • 1-й.  – основную часть
  • 2-й. – ручку
  • 3-й. – носик
  • 4-й.- крышку
  • 5-й. – раскрашивает чайник

Ведущий: Уже к началу XIX века выработался русский ритуал чаепития. . Появился особый вид приглашения в гости «на чай». К чаю подавали кренделя, пряники, леденцы. Непременным атрибутом русского чаепития стал…. Отгадайте, кто?

Сверху – дыра, снизу – дыра,

А посередине – огонь да вода.

Никогда не ест, а только пьёт,

А как зашумит – всех приманит.

(Самовар). Самовары царили в прошлом на столах всех сословий — от простолюдина до аристократа.

В конце концов, чай стал настолько популярен, что даже вознаграждение за небольшую услугу получило название «чаевые».

Учитель: А когда появился самовар? Расскажут Арина и ее мама.

(Звучит фонограмма муз. Пьесы В. Купревича «Тульский самовар»)

Девочка : Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что впервые появился он в Туле. Есть документ – подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Через тридцать лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – аж 28! Недаром Тула называется самоварной столицей!

Мальчик: Тула Тулой, но есть свидетельства, что первые в России самовары были изготовлены примерно в 1740 году на Урале, на Иритинском заводе. И были они не только металлические, но и из фарфора, из фаянса и даже из хрусталя. Кстати, русские солдаты, придя в 1813 году в Париж, подарили самовар Европе.

Учитель :Чем хорош самовар?

Девочка : В летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть. А чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек, с разговорами и пересудами, особенно после баньки. Чаем трапезу начинали, а потом в продолжении обеда, и чаем трапезу заканчивали.

Учитель :Первые самовары делали из меди, потом их стали изготавливать из латуни, железа, покрывать никелем и даже золотом или серебром.

Учитель :Для мастера – самоварщика самовар не просто изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью.

Посмотрите еще раз на самовары. (Показ слайдов)

Ведущий: С появлением самоваров чаепитие на Руси превратилось в целый ритуал, т.е. всё совершалось в строго определённом порядке и последовательности.

Самовар ставился либо на небольшой самоварный столик, либо ставили прямо на поднос в конце большого стола, по левую руку от хозяйки. Чай разливала из самовара хозяйка дома либо старшая дочь хозяина дома в отсутствии хозяйки. Разливать чай должен был всегда один человек, притом знакомый с этим делом. Ведь очень важно был при большом количестве гостей «не спить чай», т.е. распределить его так, чтобы он был одинаковой крепости у каждого. Чай разливался сначала гостям, а потом уже по старшинству всем членам семьи.

Учитель :Ответьте на вопрос: В каких случаях ставили самовар в доме?

Девочка : Самовар ставили в доме тогда, когда приходил или приезжал родной или дорожный человек. А также – на проводах, перед обедом в сенокосный день, после бани, на праздниках, с холоду, с радости, или с расстройства, к пирогам, просто для нагрева воды .

 Учитель :Назовите правила – приметы чаепития.  (слайд)

1.Нельзя за столом пересаживаться с места на место.

2.Когда чай пили с топленым молоком, то пенку давали младшему из мальчиков, чтобы борода росла.

3.Чашку, закончив чай пить, переворачивали на блюдце.

4.Неперевернутая чашка на блюдце означает: налейте еще!

Ведущий: По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, сливки, мёд, печенье, бублики, пряники.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Семейный конкурс «Сладкоежка»

Под музыку передается мяч. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках мяч,должен назвать, с чем можно пить чай  (Молоко, сахар, варенье,пряники, печенье и т д)

Учитель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки:

В брюхе – баня,

В носу - решето,

На голове – пупок,

Всего одна рука

И та на спине. (чайник).

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (сахар).

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают? (блин).

Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине –

Огонь да вода. (самовар)

Ножек четыре,

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья. (стол).

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (бублик).

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его … (лимон).

Учитель: Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Всегда во все времена гостей встречали хлебом – солью и добрым отношением. В народе по этому поводу множество пословиц. Какие вы знаете пословицы  о чае?

Закончи пословицу.(Слайд)

Конкурс  «Опрели из какой ягоды сварено варенье»

По одному от каждого столика приглашают в середину зала, завязывают им глаза. Они с закрытыми глазами должны попробовать варенье и определить , из какой ягоды.

Игра:«Христофоровна – Никаноровна»

Игра проводится с нарядами На 2 стульях лежат юбка, блузка, платок, фартук, очки. Каждый участник игры должен подбежать к стулу, нарядиться, сесть на стул и прокричать : «Я – Христофоровна» или «Я – Никаноровна», а затем раздеться и прибежать на своё место.  

Учитель : Вот и подходит  к концу наш праздник и хотелось бы, чтобы вы ушли отсюда с хорошим весёлым настроением, согретыми нашим чаем и вкусным угощением.

1.Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам,

Вкус их всех вас может удивить.

П – в

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай.

И наливай-ка всем ароматный чай.

Каждому, каждому

Счастья ты пожелай

И улыбнись друзьям и учителям.

2.Знаем лучше доктора серьёзного –

Лечит чай и скуку и тоску.

Приглашаем мальчиков и девочек

Выпить ароматного чайку!

П – в

Учитель. – Мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как

проходили чаепития на Руси. А что же осталось сделать?

 ученик.- Пригласить гостей на чаепитие.

Учитель.- Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен.

Приглашайте гостей!

 ученик. – Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Стол накрытый давно ждёт!

 ученик.- Для всех вас, взрослые и детишки

калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Учитель.- Всех гостей приглашаем в нашу чайную! (к столу)

А. Засыпать в заварочный чайник чай из расчета 0,5–1 ч.л. на стакан.

Б. Накрыть чайник полотенцем (салфеткой) на 5–7 минут.

В. Ополоснуть заварочный чайник кипятком.

Г. Налить в чайник доверху кипятка.

Д. Залить чайник на 1/3 объема кипятком.

Е. Разлить заварку в стаканы примерно на 1/3 объема стакана.

Ж. Долить в стакан кипятка, добавить по вкусу сахар, молоко, лимон.

А. Засыпать в заварочный чайник чай из расчета 0,5–1 ч.л. на стакан.

Б. Накрыть чайник полотенцем (салфеткой) на 5–7 минут.

В. Ополоснуть заварочный чайник кипятком.

Г. Налить в чайник доверху кипятка.

Д. Залить чайник на 1/3 объема кипятком.

Е. Разлить заварку в стаканы примерно на 1/3 объема стакана.

Ж. Долить в стакан кипятка, добавить по вкусу сахар, молоко, лимон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"

Данное мероприятие знакомит учащихся с историей появления чая в России, с правилами приема гостей, традициями русского чаепития, сервировкой стола и угощениями на чаепитии....

внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"

Подборка стихов, песен по теме...

Внеклассное мероприятие "Посидим у самовара"

Внеклассное мероприятие «Посидим у самовара» предназначено для учащихся 2-4 классов.  Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития.   Задачи:Ø познакомить детей ...

Презентация к внеклассному мероприятию "В гостях у самовара"

Яркая, красочная презентация позволит не только продемонстрировать  учащимся богатство росписи и разнообразие самоваров, но и расскажет о его истории, а также познакомит с самыми разными необычны...

Внеклассное мероприятие. Праздник "Посиделки у самовара"

Цель: познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся. Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры, возрождать традиции внутрисемейной этик...

Сценарий внеклассного мероприятия. Праздник "Посиделки у самовара".

Цель: познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся. Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры, возрождать традиции внутрисемейной этик...

Внеклассное мероприятие - семейные посиделки "У самовара"

Данное мероприятие проходит в виде праздника совместно с родителями. Учащиеся узнают много нового и интересного о чае, его истории и чайных традициях разных народов....