Выступление на педсовете "Мотивация как главное условие успешности школы".
материал на тему

Ужастова Ирина Михайловна

Не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete1.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

Выступление на педагогическом совете

«Мотивация как главное условие

успешности школы».

Воспитатель ГПД Ужастова И. М.

октябрь 2016

   Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

  Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний?

   Успеваемость учащихся зависит от многих причин: от способностей, протекания учебного процесса, взаимоотношений с товарищами, от отношений с родителями и учителями и многого другого.

  Важно понять три важных обстоятельства:

-мотивация - не врожденное, а приобретенное качество;

-то, чему учат, можно выучить,

-профессионализм и мастерство педагога - это путь развития мотивации.

   Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

 Не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

   Из опыта работы знаю: устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение разнообразных типов уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов

формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Мы должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.

Часто родители, чтобы детей настроить на учёбу, поощряют их материально, то жестко наказывают, лишают материальных и иных ценностей, но это только приводят к снижению мотивации учения школьников. А если у ребенка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, тогда он активно сопротивляется учению. 

   Учащиеся начальных классов любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели, организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей.  Какие же  ещё условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся? Тогда, когда ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, работа в группах и парах, на уроках применяется ИКТ, когда ребенок понимает нужность, важность изучения предмета. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, но посильным, для этого применять разноуровневые задания. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. особенностей детей.

    Игра…. Благодаря введению игры любое мероприятие становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении. Современные педагогические технологии имеют значительное количество разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся. Это и задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, кроссворды , разнообразные творческие задания. ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» - сказано одним великим педагогом, а это значит, что ищущий, и творческий учитель (воспитатель) сделает так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания.

Таким образом, включение в мероприятие приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

  Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема статьи: «Сотрудничество как главное условие успешного и конструктивного взаимодействия учащихся и учителя или школа без агрессии».

Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как “гуманный подход”, “педагогика сотрудничества”, “личностно-ориентированное воспитание”. В современной парадигме образования ученик н...

Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в рамках успешной реализации ФГОС

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для ...

Единство семьи и школы - главный путь успешного формирования социальной среды развития обучающихся

Я считаю, что единство семьи и школы - главный путь успешного формирования социальной среды развития обучающихся....

Выступление на ШМО по теме "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника"

В данной теме освещены актуальные ответы на вопросы учителей начальных классов:  Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с...

Презентационный материал к выступлению на ШМО по теме "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника"

Данный презентационный материал поможет наглядно рассмотреть и осветить вопросы темы выступления на ШМО "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего п...

Ваш ребенок идет в школу «УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»

laquo;Адаптация»- термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaptatio»- прилаживание, приспособление.Адаптация- перестройка организма, направленная на приспособление к новым условия...