информационный час. Архивы моей страны в годы Великой Отечественной войны.
классный час (4 класс) на тему

Богунова Елена Ивановна

 Данное мероприятие разработано как внеклассное занятие в виде семейного вечера "Информационный час. Архивы моей страны в годы Великой Отечественной войны", посвященный  75-летию Победы в Великой Отечественной войне. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема.  Архивы моей страны в годы Великой Отечественной войны.

Форма проведения. Семейный вечер. Информационный час. (приглашены родители)

Цель: формирование у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширение кругозора, развитие умения разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес учащихся. Воспитывать чувство патриотизма.
  2. Дать почувствовать сопричастность к историческим событиям Родины. Активизировать интерес детей к истории Родины.
  3. Дать почувствовать, что интерес к семье распространяется и на личность учащегося.
  4. Способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому, ее настоящему. Поддерживать инициативу и творчество учащихся.
  5. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к нравственным ценностям своей Родины. Стимулировать у детей нравственные мотивы поведения.
  6. Воспитывать культуру дискуссии диалога. Развивать умение публичного выступления.

Оборудование:

мультимедийная доска, компьютеры, записи «Песни военных лет», на составленных в центре кабинета столах расположены вещи-реликвии военных лет: пилотка, гимнастерка, комсомольский билет, ордена, медали, фотографии (переснятые); книга «Герои Советского Союза», словарь Ожегова.

Этапы организации учебной деятельности

Цель  освоения содержания

Содержание деятельности учителя

Учебная деятельность ребенка (учебные задачи)

Учебный материал

 (тексты учебников, ЦОРы, социокультурные, социо-производственные ресурсы)

1

Введение в тему

Развивать познавательный интерес

Учитель читает стихотворение на фоне – видео

Быль для детей

Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!

Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего.

Чтобы было все для немцев
Для фашистов-иноземцев.
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих – Ничего!

Нет! – сказали мы фашистам .
- Не потерпит наш народ ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот» …

И от моря и до моря
Поднялись большевики ,
И от моря и до моря
Встали русские полки .

Встали , с русскими едины ,
Белорусы , латыши ,
Люди вольной Украины ,
И армяне , и грузины ,
Молдаване , чуваши –

Все советские народы
Против общего врага ,
Все , кому мила свобода
И Россия дорога !

С. Михалков

- Более 70 лет прошло со дня ВОВ. Дети, родившиеся после войны, стали взрослыми, и у них родились дети, внуки и даже уже правнуки. Война уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Прошло много лет. Во многих семьях не сохранились документы, фотографии, их просто нет. Не до фото было. А документы – сгорели, потерялись. Жизнь бы сохранить. И тем ценнее для нас то немногое, что смогли уберечь.

     И сегодня мы, маленькие граждане нашего государства узнаем, что было в те трагически 41-45 годы.  

Цель нашего разговора – почувствовать нашу сопричастность к историческим, событиям страны.

Слушают и смотрят видеофильм

определяют тему и цель

видео https://www.youtube.com/watch?v=v9-eEIeTRRQ)

2

Работа по теме

  1. Дать почувствовать сопричастность к историческим событиям Родины. Активизировать интерес детей к истории Родины. Способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому, ее настоящему. Поддерживать инициативу и творчество учащихся.

- Тема войны. О ней написано много научных исследований, много художественных произведений о мужестве и героизме, много снято фильмов, прославляющих героизм тех лет. Но время отодвигает от нас это событие и стираются образы, уходит святость тех лет. Уже и памятники сносят и братские могилы ветшают. Не замирает сердце перед величием подвига тех 1418 дней и ночей.

-Вы будете работать в группах по информационным картам.

1 группа - просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

1.Прослушивание голоса Левитана (объявление о начале войны).

2.Просмотр документального фильма про Великую Отечественную войну

3.Заполните таблицу:

Вопросы

ответы

Когда началась война

Кто напал на нашу страну

Когда закончилась война.

Какие беды принесла война нашей стране.

2 группа - пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов (в приложении)

1.Прочитайте вырезки из газет.

2.Заполните таблицу.

№  Какие мероприятия были предложены на начало войны в стране

1

2

3

3 группа - работа с политической картой

  1. 1.Рассмотрите политическую карту мира. (в приложении)
  2. 2.Заполните таблицу

Какие страны участвовали в войне

Вывод:

4 группа - работа со словарём и художественной литературой

1.Найдите в словаре Ожегова слово «мировая война».

2.Приготовьте выступление – реклама книг про войну

Делятся на 4 группы по цвету выбранной карточки

Выполняют задания по информационным карточкам и записывают выводы в таблицы

Выписывают из словаря «мировая война 1939-1945, война, подготовленная силами международной империалистической реакции и развязанная главными агрессивными государствами - фашистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией.

https://www.youtube.com/watch?v=xoqW1BXZVZs

https://www.youtube.com/watch?v=eChTFBMAUo4

Презентация

(в приложении) 

3

Первичное закрепление

  1. Воспитывать культуру дискуссии диалога. Развивать умение публичного выступления.

- Вы вместе с родителями проделали большую работу. Сейчас представители от каждой группы будут защищать свои мини-проекты.

- Солдатам было очень тяжела на войне и только песня вдохновляла их на подвиги. Давайте исполним песню «Хотят ли русские войны».

- Одна из групп работа по карте. Она, изучив историческую карту, рассказала нам о странах, которые участвовали во Второй мировой войне. Я предлагаю вам составить свою историческую карту про войну. (игровой прием)

Защита детских проектов

Исполняют песню

Выполняют задания на образовательной платформе УЧИ.РУ

https://www.youtube.com/watch?v=uoWz18-S2kQ

выполняют карточку на образовательной платформе УЧИ.РУ окружающий мир. Карточка историческая карта

4

Рефлексия

Воспитывать у учащихся уважительное отношение к нравственным ценностям своей Родины. Стимулировать у детей нравственные мотивы поведения.

Использовать ассоциации на определенную тему.

Расскажите нам о войне.
Когда тогда жилось тебе и мне.
Расскажите, как отступали,
Как вы бились, как умирали.
Расскажите нам о войне.
Расскажите нам о войне.
Как сражались в вашей семье.
Расскажите, сколько теряли,
Сколько мучили и убивали.
Расскажите нам о войне.

Расскажите нам о войне.
Как шпионили вы извне.
Расскажите, как вы бежали,
Как ловили и отпускали.
Расскажите нам о войне.
Расскажите нам о войне.
Как тогда смеялись судьбе.
Расскажите, как вы мечтали,
Как любили и умоляли,
Расскажите нам о войне.
(Дарья Сосновская)

- Я предлагаю каждой группе обсудить, какие ассоциации возникают в нашем сознании, когда мы слышим слово “ВОЙНА”.

(учащиеся работают в группах, по завершении обсуждения – от каждой группы выступает один представитель, который перечисляет определения своей группы)

Учитель:

- Война...
Когда я слышу это слово,
Я начинаю понимать
Как хорошо, что светит солнце
И мне не надо закрывать
Руками, как крылами птицы,
Свою семью и дом, и мать...

Выразительное чтение учеником

Составляют кластер



Предварительный просмотр:

Картинки по запросу вырезки из газет и журналов про войну

http://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2017/07/04/4e71d3404f.jpg

«Что требуется для того, чтобы ликвидировать опасность, нависшую над нашей Родиной, и какие меры нужно принять для того, чтобы разгромить врага?». Прежде всего Сталин провозглашает необходимость всем советским людям «осознать всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране» и мобилизоваться; подчёркивается, что речь идёт «о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение». Далее говорится о борьбе с паникёрами и трусами, перестройке экономики на военный лад, необходимости всесторонней помощи Красной Армии, действиях при наступлении врага. В выступлении отражены положения директивы СНК ССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня.
Далее подчёркивается: «Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма». Говорится о том, что союзниками советского народа будут все народы Европы и Америки; упоминается о выступлении в этой связи Черчилля и декларации правительства США. Звучит призыв создавать народные ополчения, объявляется о создании Государственного комитета обороны.



Предварительный просмотр:

Картинки по запросу карта какие страны участвовали во 2 мировой войне

Картинки по запросу карта какие страны участвовали во 2 мировой войне


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Никто не забыт , ничто не забыто! ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Слайд 2

Наш совет : Чтобы помнить, чтобы знать, надо книги прочитать…

Слайд 3

Станислав Олефир “ Когда я был маленьким, у нас была война” Советскому писателю Станиславу Олефиру было 2 года, когда началась война. В своих рассказах он пишет о детстве в небольшом селе, оккупированном немцами, и после освобождения. Это книга не только о войне, жестокости и голоде, но и об удивительных людях, живущих рядом с героем.

Слайд 4

Элла Фонякова, “Хлеб той зимы” Элле Фоняковой, как и ее героине Леночке, было 7 лет в первую блокадную зиму . В этой автобиографической книге писательница описывает жизнь семьи в окруженном немцами Ленинграде. От лица первоклассницы Леночки она рассказывает о своем детском мире : радостях и шалостях, играх, дружбе. И тем страшнее, что в этот тихий мир врываются воздушные тревоги, голод и смерть.

Слайд 5

Геннадий Черкашин “Кукла” Девочка с мамой возвращаются домой в Ленинград из эвакуации. Родители мамы остались в блокадном городе и не выжили. Их квартира занята другой семьей, а все вещи были распроданы.Однажды в витрине комиссионного магазина девочка видит свою куклу Машеньку, подаренную погибшим дедом. Каждый день девочка приходит к своей кукле, читает ей книги, а ее мама откладывает деньги, чтобы выкупить любимую игрушку дочери обратно. В рассказе нет описания жестокости и насилия, о страшных реалиях того времени Геннадий Черкашин почти не пишет, поэтому книга может стать первым произведением о войне в жизни ребенка .

Слайд 6

Для старшего поколения, которое носит в себе эти воспоминания, - это часть жизни, которую они никогда не забудут.