Программа внеурочной деятельности научно - познавательного направления "Лаборатория Смешариков"
рабочая программа по теме

Куницына Елена Сергеевна

Программа внеурочной деятельности научно - познавательного направления "Лаборатория Смешариков" направлена на расширение  познавательной активности учащихся, повышение  степени  самостоятельности, формирование  навыков  исследовательской, творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

внеурочной деятельности научно-познавательного направления

«Лаборатория Смешариков»

Срок реализации – 1 год

                                                              Составила

учитель начальных классов МБОУ

« Пречистенская средняя   школа»

Куницына Елена Сергеевна

 

Пояснительная записка

      Наличие в современном мире безграничного информационного пространства  уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

  Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.  

      Появляется возможность  организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.

      При введении в образовательный процесс исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

      Социальный заказ на выпускника I образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).

      Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.

      Общий уровень подготовки детей к 1 классу и по показаниям результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.

    Цель: расширение  познавательной активности учащихся, повышать  степень  самостоятельности, формировать  навыки  исследовательской, творческой деятельности.

     Задачи:

  • Развивать умения и навыки самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Формировать информационную культуру учащихся.
  • Расширять образовательное  пространство, повышать мотивацию учеников к изучению образовательной области.
  • Развивать творческие способности учащихся,  целеустремлённость, коммуникабельность, постоянное совершенствование и приобретение  жизненного опыта.
  • Принципы программы:
  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности

(от простого к сложному).

        Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов , 34 часа (1 час в неделю).

Содержание курса

Тема раздела

Кол-во часов

1

Астрономия

6

2

Биология

5

3

Химия

5

4

География

6

5

Физика

6

6

Погода

5

7

Итоговое занятие

1

Итого

34

     

  Возраст обучающихся :7-9 лет

Ценностные ориентиры содержания курса:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  • международное сотрудничество как основа мира на Земле;
  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, к самому себе и окружающим людям.

Продолжительность и общая характеристика

составляющих этапов занятия:

  • Разминка  (5 минут).
  • Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
  • Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения,мышления

( 10 минут).  

  • Занимательные опыты  (20 минут) .
  • Логические задачи на развитие аналитических способностей  и способности рассуждать  (5 минут)

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата

План.

Факт.

Астрономия

1

Вводное занятие. Создаем свое собственное притяжение

2

Почему у океанов бывают приливы и отливы

3

Фазы Луны. Вычисляем, сколько будем весить на Луне

4

Сколько тебе лет на самом деле

5

Наша Солнечная система

6

Сгорание метеоров. Суперслух.

Биология

7

Сморщенный картофель. Фрукт или овощ

8

Волшебный шарик. Лимонная флотилия

9

Страсти по плесени. Самое старое дерево

10

Соленые фасольки

11

Кормление птиц.  Изготовление птичьей кормушки

Химия

12

Приготовь крахмал. Проводимость

13

 Материалы и их применение. Плавится или горит?

14

Плавающее яйцо. Что это?

15

Коричневые яблоки. Резиновое яйцо.

16

Чистые деньги. Домашний клей.

География

17

Домашний палеонтолог.

18

Домашний вулкан.. Магнитные камни

19

Ледниковый путь

20

Яйца а-ля континентайль. Моя кора изогнулась

21

Картография.

22

Внимание, смог!

Физика

23

Музыкальные бутылки

24

Придерживаясь контура.

25

Превращение в белый

26

Чья машина быстрее

27

Какой из парашютов

28

Падение. Факторы отскока

Погода

29

Произведи гром своими руками. Куда дует ветер.

30

Давящее действие воздуха. Смерч в бутылке

31

Горячие и холодные шарики. Ходячая вода

32

Радужные пузыри. Снежинки.

33

Воздушные хлопки.

34

Викторина « Увлекательное в науке» по материалам занятий.

Результаты изучения курса                                                                 Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных,  предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО, а именно:

    Личностные результаты

  • формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации ;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, технических и др.) в соответствии с содержанием внеурочной деятельности;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием

Предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Методическая литература:

  • Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега, 1994.
  • 365 научных экспериментов. -Учебное пособие. М., Просвещение, 2012
  • Г. Добреева. Нескучная наука. – М., Просвещение, 1995 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "УМНИКИ И УМНИЦЫ" ДЛЯ 1 КЛАССА.  ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ ЗАДАЧЕЙ ПРЕДЛАГАЕМОГО КУРСА ЯВЛЯЕТСЯ ИМЕННОГО РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ, А НЕ УСВОЕНИЕ КАКИХ-ТО К...

Программа внеурочной деятельности научно - познавательной направленности "Занимательная лингвистика"

Программа факультативного курса «Занимательная лингвистика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуетс...

Авторская программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для учащихся 1 класса: «Книжкин клуб»

Аннотация: Предлагаемая  авторская программа внеурочной деятельности " Книжкин  клуб"  представляет собой непосредственно саму программу, календарно- тематическое планирование на у...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательное направление) «Мир профессий» 1 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Научно-познавательное направление)«Мир профессий»1 класс...