Родительское собрание на тему: «Как помочь ребёнку стать читателем».
методическая разработка на тему

Киселева Татьяна Викторовна

Цели:напомнить родителям о ценности деского чтения, дать советы - как привить любовь к чтению, дать рекомендации по управлению домашним чтением детей, выбором "правильной" книги, по возрождению традиции семейного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobranien.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Как помочь ребёнку стать читателем».

Цели и задачи:

  • напомнить родителям о ценности детского чтения;
  • дать советы по привитию любви к чтению;
  • вооружить рекомендациями по управлению домашним чтением детей, выбором «правильной » книги, по возрождению традиции семейного чтения;

Предварительная работа и оформление:

Анкетирование родителей и детей.

Выставка детской художественной литературы.

Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения (эти или др.высказывания могут быть высвечены на дисплее или развешены в аудитории, где проходит собрании):

«Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги» К. Паустовский.

«Книга, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес.» М.Горький.

«Повысить качество восприятия классики - повысить нравственное здоровье людей». Д. Лихачев

План проведения собрания:

Вступительное слово о роли чтения.

Анализ результатов анкетирования.

Обсуждение путей решения этой проблемы.

Советы родителям.

Ход родительского собрания:

Поблагодарю родителей за то, что нашли возможность собраться дружно и поприветствую их словами из песни: « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

А здорово потому, что тема нашего разговора интересна и очень важна. Много чудес на свете: о некоторых знает весь мир, некоторые находятся далеко, другие не очень.

Но есть ещё одно чудо света. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью, А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь. Научить, посоветовать, ободрить, рассказать. И как вы догадались – это КНИГА!

Книга, как птица,

 

 

Книга — богиня:

Может весь мир облететь.

 

 

Чудо свершает порой

 Книга — царица:

 

 

Книга — рабыня:

Может сердцам повелеть.

 

 

Часто проходит сквозь строй.

 

 

 

Е. Баратынский

КНИГА! Она входит в нашу жизнь с самого детства, и мы привыкаем к ней. Как к воздуху, как к солнцу.

КНИГА! Как много мы узнаём с её помощью!

И не зря многие известные люди пели гимн книге.

Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить родительское собрание детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.

В наше время многие семьи потеряли «вкус» к семейному чтению. Телевизор, компьютер заменил удовольствие почитать книгу ребенку, читать семьей, обсуждать волнующие строки, поведение героев. Это в немалой степени отражается на успешном учении детей, и особенно в начальной школе. Придя в школу, ребенок на вопрос учителя: «Какие ты знаешь стихи А. Барто?» с удивлением впервые слышит имя писательницы. Нередко дети удивляются простой народной сказке «Три медведя». Дети не могут не только пересказать какую-либо сказку, но и составить предложение из трех-четырех слов. Все это результат того, что чтение у нас как-то отодвинулось на задний план.

А ведь чтение – это только верхушка айсберга, которая виднеется над водой. Это электрический ток, соединяющий мысль ребенка с напечатанным словом.

Читая книгу, ребенок общается с миром, он помещает себя в этот мир, он сопереживает героям (не один малыш лил слезы над зайкой, которого выгнала лиса из лубяной избушки; а как переживал малыш, чтобы не достался золотой ключик Карабасу Барабасу?).

Чтение – это общение читающего с исписанной страницей.

Это можно продемонстрировать на следующем примере. Взрослый читает ребенку рассказ Л. Толстого «Лев и собачка». После слов «…Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой…» прервитесь и спросите: «Что же произошло со львом?».

Большинство детей не знают и даже не слышали об этом рассказе.

Для  естественного хода событий, так же как для умения говорить или ходить, следует создать условия:

1. Регулярно читать малышу вслух считалки, сказки, детские стихи с часто повторяющимися фразами, небольшие рассказики (примером такой книги служит «Азбука» Л. Н. Толстого). Конечно, все эти книжки должны быть с картинками.

2. Читать рассказы, интересные ребенку: про животных, динозавров, цирк и пр.

3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном.

4. Разрешить ребенку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой и т. п.

5.  Обстановка дома должна быть спокойной – родителям лучше выяснять свои отношения без детей.

6. Дома у ребенка должно быть как можно больше книг с иллюстрациями.

7. Родители в чтении должны быть примером: читать газеты, книги, чтобы ребенок видел, что они заинтересованы чтением.

8. Родителям следует показать ребенку библиотеку, познакомить с выдачей книг, провести беседу о том, что книги надо беречь.

Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день.

2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

5. Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга, что нового ребенок узнал.

6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение – математике, истории, биологии – будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разнообразной информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.

О роли чтения говорят на разных уровнях и в разных странах, так как это проблема не только в России, но и в других странах. И в каждой стране по-своему решают эту проблему. Так, в Великобритании сформулировали национальную идею поддержки чтения, о которой объявили во время трансляции популярного сериала, в то время, как у экранов собралась огромная аудитория. При реализации государственной идеи были задействованы как государственные ресурсы, так и деньги частного бизнеса. В Японии с 1958года существует закон о поощрении детского чтения.

В России с целью поддержки чтения 2007 год был объявлен годом чтения.

Но, к сожалению, проблема не решена и об этом на разных уровнях продолжают говорить.

Известный ученый Сергей Капица приводит данные ВЦИОМ и выявляет, что 35% россиян не читают книги вообще.

Свою статью он озаглавил так: «Россию превращают в страну дураков», где он говорит о том, что организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией - именно книга.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Обсуждению путей решения этой проблемы, роли родителей в решении этой проблемы посвятим нашу сегодняшнюю встречу.

Если мы с вами совместными усилиями это не сделаем, то, как говорят, психологи позже это сделать очень трудно.

А вот данные социологов:

Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 % до 26%,

а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%.

40% читают книги от случая к случаю.

 Данные о детском чтении:

Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%

Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%

Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников

Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.

Читают познавательную литературу 21%

Читают для самообразования 10% школьников

Обработка анкет детей вашего класса показала (дать анализ).

Вывод: мало, недостаточно читаете с детьми.

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие?

(Дать возможность высказаться родителям).

КАК ПРИВИТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ?

  • Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируете, смеетесь, заучиваете отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые много читают.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их и получайте в качестве подарка.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.).
  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
  • В доме должна быть детская библиотека.
  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  • Поощряйте детей, которые читают младшим сестренкам или братишкам.

Не могу не напомнить вам о решении Всемирной организации здравоохранения, которая включила чтение в число 12 показателей здоровья

Поблагодарить родителей. Пожелать удачи и ответить на их вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Как помочь ребёнку хорошо учиться» (семинар – практикум)

Родительское собрание с практической частью. Родители являются активными участниками обсуждения, работа в группах помогает выявить основные проблемы обучения и продвинуться на пути их решения....

Родительское собрание по теме "Как помочь ребёнку стать внимательным"

В работе содержится конспект родительского собрания, анкета для родителей и презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"...

проект родительского собрания по теме "Как помочь ребёнку стать внимательным?"

Данный материал заинтересует тех педагогов, кто в тесном контакте работает с родителями своих учеников. По мнению автора, тема "Работа с родителями" очень актуальна в современной школе, особенно в усл...

Родительское собрание по теме "Как помочь ребенку стать внимательным"

Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания...

Родительское собрание на тему "Как помочь ребёнку учиться"

Родительское собрание на тему "Как помочь ребёнку учиться"...

Родительское собрание «Домашние задания. Как помочь ребёнку стать самостоятельным?»

Цели:1. Познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;2. Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий....