Открытое внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов, краеведческая викторина «Цвети, мой Татарстан!»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Алтунина Дарья Дмитриевна

Цель мероприятия: Познакомить учащихся с культурой и традициями родного края.

Задачи: 1. Прививать любовь и уважение к памятникам культуры и традициям людей, проживающих в Татарстане.

2. Развивать интерес к изучению истории и культуры многонациональной республики Татарстан.

3. Развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_hod_uroka.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов,

краеведческая викторина «Цвети, мой Татарстан!»

Цель мероприятия: Познакомить учащихся с культурой и традициями родного края.

Задачи: 1. Прививать любовь и уважение к памятникам культуры и традициям людей, проживающих в Татарстане.

2. Развивать интерес к изучению истории и культуры многонациональной республики Татарстан.

3. Развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде.

Оборудование: интерактивная доска с подготовленной презентацией мероприятия; оформление доски: тематическая выставка книг и рисунков,  символы Государственности Татарстана, Казани.

Мешочек с 3-я киндерами, в которых спрятаны распечатки вопросов для исторического тура.

Ватман, карандаши, фломастеры, пастель, клей.

Распечатки пазлов в конвертах (разрезанные фотографии достопримечательностей Казани) для зрителей. Распечатки макетов «города будущего» для раскраски – для зрителей.

Магниты 3х цветов(красный, желтый, зеленый) для подсчета баллов каждой команды, эмблемы с этими же цветами для участников каждой команды.

Для жюри лист с таблицей всех команд, для подсчета и записи баллов за каждый конкурс.

MP3 Запись «космической музыки» для музыкального фона в 4м туре.

Организационный момент: подготовить 3 команды учащихся, выбрать капитанов, предварительно на уроке технологии приготовить эмблемы-значки участников викторины.

Рекомендации: заранее подготовить помощников учителя, которые зачитывают исторические справки, помогают подводить итоги конкурсов.

Викторина состоит из 4-х туров: этнографического, исторического, краеведческого и творческого. Каждая команда дает ответ на вопрос, по истечении отведённого времени баллы подсчитываются.                              

Ход мероприятия.

Слайд 1 - Мы сегодня отправляемся в интересное путешествие. Путешествие в прошлое, в настоящее и в будущее нашего родного края. А путешествовать мы будем при помощи викторины. Отвечая на вопросы, вы сможете уточнить и пополнить свои знания о нашей родине.

Представляем участников викторины:

1 команда – капитан____________________________

2 команда – капитан____________________________

3 команда – капитан____________________________

Послушайте основные условия игры:

1.Викторина состоит из 4-х туров: этнографического, исторического,  краеведческого и творческого.

2.Вопросы и ответы дослушиваем до конца.

3.Каждая команда дает ответ на вопрос, по истечении отведённого времени, если команда не отвечает, то происходит переход хода к другой команде. Другая команда, правильно ответившая на вопрос, зарабатывает один балл.

4.Команды могут совещаться 30 секунд.

5.Кто будет озвучивать ответ – решает капитан команды

6. Если ни одна из команд не дает правильный ответ-то можно попросить помощь зрителей.

Как настоящие путешественники мы будем записывать результаты нашей экспедиции в карту. В карте будут фиксироваться ваши результаты. За каждый правильный ответ команда получает баллы. Ваши результаты фиксирует уважаемое жюри.

На игре присутствуют: наблюдатели — ваши одноклассники.

 Магистры – классные руководители 1, 2,3,4 класса.

Слайд 2                       Этнографический тур.

Что же такое этнография? Это наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. В этом туре будут заданы вопросы о народах, проживающих на данной территории. Отвечать нужно быстро, чтобы набрать наибольшее количество баллов.

Слайд 3

  1. Как называется республика, в которой мы живем?

Ответ: Татарстан

Слайд 4

  1. Как называется наш родной город?

Ответ: Казань

Слайд 5

  1. На берегах каких рек стоит город Казань?

Ответ: город Казань расположен на берегах реки Казанки и Волги.

Слайд 6

  1. Какие коренные народности проживают на территории нашего края?

Ответ: Коренными народностями на территории нашего края считаются марийцы, мордва, чуваши, удмурты, татары, русские.

Слайд 7

  1. Назовите известные народные праздники народов Татарстана?

Ответ: Мусульманские праздники – Курбан-байрам, Ураза-байрам, Науруз и другие; Православные - Рождество, Пасха, Масленица и др.

Слайд 8

  1. Перечислите основные компоненты национального костюма

Слайд 9, 10 - Сообщения о национальной одежды м/ж

Мужской и женский национальный костюм мало отличаются друг от друга. 

Татарский национальный костюм состоит из свободной рубахи («кульмек»), поверх которой надевается камзол. Кульмек шьют из однотонных тканей — атласа, тафты, парчи, шелка, сатина со стоячим воротом. Кульмек украшают широкими воланами или оборками.

Камзол был похож на удлиненный жилет с длинными или короткими рукавами и без рукавов. Он был сшит из тяжелых тканей.

В праздники костюм дополняют нагрудным украшением на матерчатой основе, которое называется «изю» («изу»).

Татарские девушки украшают костюмы ювелирными изделиями. Украшения нательные: головные повязки («баш хаситэсе»), серьги («алка»), ожерелья («муенса»), браслеты («белэзек»), перстни («йезек»), кольца («балдак»). Украшения на косах называются накосники  («чулпы» и «чэч тэнкэсе»).

На голову девушки одевают калфак, мужчины одевают тюбетейку.

На ноги мозаичные ичиги или туфли. Ичиги и туфли изготовляются из мягкого цветного сафьяна.

Подведение итогов.

Слайд 11                       Исторический тур.

Стихотворение рассказывает один из учеников:

Мин яратам сине, Татарстан!

Ал таңнарың өчен яратам.

Җәлилләрең, Алишларың өчен,

Тукайларың өчен яратам!

Во втором туре нашей викторины могут проявить свои знания знатоки истории Татарстана.  Приглашаем капитанов команд. Капитаны по очереди достают задания из мешочка, где мы спрятали «заморочки». Каждой команде предлагается ответить письменно на вопрос. Время на выполнение задания не более 5 минут. За каждый правильный и полный ответ команде дается 2 балла, за неполный или неточный ответ-1 балл.

Пока команды совещаются, мы предлагаем зрителям собрать пазлы с изображениями достопримечательностей нашего города.

Задание: правильно собрать пазл и сказать название получившегося сооружения.

Слайд 12 - Что изображено на гербе Татарстана?

Ответ: На гербе Татарстана изображён крылатый белый барс, хвост его поднят. На боку барса изображён щит, в центре которого находится восьмилепестковый цветок астры. Барс изображён на фоне красного поля. Обрамляет герб по зелёному кольцу популярный растительный орнамент казанских татар. Лепестки орнамента выполнены в виде волн, наверху трехлепестковый цветок тюльпана. Герб имеет круглую форму.

Слайд 13 - Что изображено на гербе Казани?

Ответ: описание герба Казани: «Змий чёрный под короною золотой, Казанской, крылья красные, поле белое».

Слайд 14 – Откуда произошло название  города — «Казань»

Ответ: Легенда гласит: когда выбирали место для города, обратились за советом к колдуну. Он сказал: "Постройте город там, где сам собой закипит врытый в землю котел с водой". Долго искали такое место. Наконец там, где в Казанку впадала Булак-речка, котел закипел сам собою, без огня. Здесь и основали город. Отсюда и пошло название Казань ("казан" по-татарски значит "котел").

Подведение итогов.

Слайд 15                           Краеведческий тур

Краеведение - это знание и изучение своих родных мест. У всех народов во все времена были люди, хорошо знающие окружающую их местность, особенности ее природы, истории и т. д. Эти знания передавались последующим поколениям устно, в различных документах, произведениях народного творчества. В этом туре вы попробуйте открыть копилку своих знаний о родном крае и поделиться ими с окружающими. Команда, которая быстрее и правильнее ответит на вопрос, зарабатывает один балл. Кто же быстрее? Если ни одна команда не дает правильный ответ – то мы ждем помощи из зала.

  1. Слайд 16 Назовите место, которое считается историческим центром нашего города?

Ответ: Это территория Казанского Кремля – музей-заповедник.

  1. Слайд 17 Из какого материала был построен первый Кремль в Казани?

Ответ: Первый Кремль в Казани был деревянным.

  1. Слайд 18 Как звали царицу, именем которой в Казани назвали башню?

Ответ: Царица Сююмбике.

Сообщение о Сююмбике -  Сююмбике – имя единственной женщины, которая правила Казанским Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике т.е. «любимой госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ.

Главная достопримечательность Казанского Кремля – семиярусная башня Сююмбике (как 7 дней недели). Высота башни– 58 м. Необычна она тем, что стоит внутри кремлёвских стен отдельно от других башен, сама по себе. А шпиль её отклонился от вертикали почти на 2 м.

  1. Назвать объекты по фотографии:

Слайд 19 – мечеть Кул-Шариф, Казанский университет, мост «Миллениум»

Слайд 20 –здание кукольного театра, КРЦ «Пирамида», городской загс «Чаша»

Слайд 21 – Казань –Арена, Дворец земледельцев, Спасская башня Кремля,

Подведение итогов.

Слайд 22.                               Творческий тур

Давайте помечтаем и пофантазируем. Каким будет наш город в будущем? Сегодня каждый сможет почувствовать себя творцом. Воспользовавшись самыми разными материалами, попытайтесь представить город нового поколения, состоящий из невероятно стилизованных красочных улиц в необычном дизайне. Это задание 4 тура - создать «Город будущего». На обдумывание проекта, реализацию и защиту вам дается 10 минут. За каждую работу дается по 3 балла.

Зрители тоже могут участвовать в создании города. Думаем, у каждого свое видение, свое представление о том, как может в будущем выглядеть Казань. Вам мы раздаем такие макеты, которые вы можете оживить при помощи карандашей и вашей фантазии!

*После презентации, при необходимости можно задать вопрос, чего не хватает в данном проекте (Зелени, деревьев, птиц и пр.), беседа о значении и необходимости беречь и сохранять природу.

Подведение итогов тура и всей викторины.

  • Дополнительные вопросы для зрителей (могут быть использованы во время работы команд): 
  • На улице Баумана можно увидеть памятник знаменитому оперному певцу. Назовите его имя. (Федор Шаляпин)
  • Чьим именем назван татарский оперный театр? (Мусса Джалиль)
  • Чьим именем назван русский театр в Казани? (им. Качалова)
  • Назовите башню, число ярусов которой соответствует числу дней недели. (Башня Сююмбике)
  • Где работает правительство нашей республики? (В Кремле)
  • Чьё имя носит Казанский Университет? (им. Ленина)
  • Самый древний город в Татарстане? (Казань)
  • Как называется известная сказка Г.Тукая, в которой мальчик ворует золотой гребень? («Су анасы» («Водяная»))
  • При приготовлении какого национального татарского блюда используется как основной компонент – мёд? (Чак-чак)
  • Какой цвет преобладает в одежде у татар? (Зеленый)
  • Сколько букв в алфавите, обозначающих только татарские звуки? (6: ә, ө, ү, җ, ң, һ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов "Ай, да, масленица!"

Мероприятие для начальной школы. Прощание с зимой прошло весело и интересно....

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов "Похищение капитана Врунгеля"

Сценарий для проведения инсценированного музыкально - игрового мероприятия морской тематики....

"Секреты здорового питания"-внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.

внеклассное мероприятие о пользе правильного питанияна этом занятии учащиеся познакомятся с витаминами, которые содержатся в овощах и фруктах , узнают об их пользе для организма человека, отгадают кро...

Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

Чтобы познакомить и заинтересовать учащихся с традициями  обычаями русского народа подготовили фольклорный вечер "Деревенские посиделки"В сценарии праздника использовали народные пословицы, погов...

Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

Чтобы познакомить и заинтересовать Учащихся с традициями и обычаями русского народа провели фольклорный праздник "Деревенские посиделки" В сценарии использованы пословицы, поговорки, песни, небылицы. ...

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. "Россия - Родина моя".

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"

Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...