Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Конституции
методическая разработка (3 класс) на тему

Шишлова Лариса Владимировна

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Конституции РФ в игровой форме с целью систематизировать знания детей о гражданских правах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

ко Дню Конституции

                                       Подготовила:

                                                              учитель начальных классов

                                            Шишлова Л.В.

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Конституции

Цель: познакомить детей с Конституцией, упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах; развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности; учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство уважения к другим людям; активизировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Задачи: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права героев; развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей, понимать и соблюдать свои обязанности; воспитывать в детях чувство любви к ближнему, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права; активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей.

Психологический настрой – игра «Волшебный клубочек».

- Что для человека ценней всего?

(учитель достает клубок шерстяных ниток)

- Это волшебный клубочек. Он, разматываясь, связывает нас всех одной нитью. Эта нить – жизнь. Получая клубочек, нужно сказать одним-двумя словами, что для вас значит «жизнь».

- Нить жизни нужно беречь, не обрывать. Нить не должна запутываться. Жизнь нельзя прожить заново.

(передавая друг другу клубок и разматывая его, дети называют свои ассоциации)

- Посмотрите, как богата и разнообразна жизнь.

- Какой Великий Закон её охраняет? (Конституция)

II Целеполагание.

Слайд №2

- Что такое Конституция?

(мозговой штурм)

- Для чего она нам нужна?

- Определите тему нашего классного часа.

III Рассказ учителя.

- Конституция РФ – это основной закон государства, т. е. список самых главных правил, которые установили для себя граждане России. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

- Сначала Конституцию придумали и записали ученые, потом граждане России прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. В этом году ей исполняется 25 лет.

Много, много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был придуман Он -

Конституции Закон,

И с тех пор за годом год

Его чествует народ,

За мораль и за порядок,

И не страшен нам упадок,

Кто законы соблюдает,

Тот, конечно, уважает

Конституцию,

страну,

Родину свою одну!

Дети читают стихи

1. Конституция – это закон,

Это наши с вами права,

Конституция России

Для народа везде и всегда.

2. И зачем же она существует?

И зачем же она нам нужна?

Конституция России

Все законы ее и права?

3. Чтоб людей обеспечить защитой,

Беззащитных опекой укрыть,

Чтобы школы создать и больницы,

Чтобы каждый мог вволю трудиться,

Мог здоровым и радостным быть.

3. Чтоб насилия не было, боли,

Террористов, афер, грабежей,

Чтобы люди могли в своем доме

Без опаски встречать всех гостей.

4. Уважайте страну нашу, люди!

Почитайте законы всегда

И тогда заживете счастливо

В наших селах и городах.

В Конституции указаны права и обязанности граждан, герб, гимн, флаг Российского государства. Каждая статья в Конституции — это закон, который не может быть нарушен никем.

Как вы думаете, что такое ЗАКОН?

Дети высказываются

ЗАКОН – это правило, которое соблюдать надо обязательно, нарушать закон никому нельзя.

4 СЛАЙД.

На Конституции РФ приносит присягу президент РФ. Он является гарантом  Конституции.

Как вы думаете, что такое обязанности?  Что обязаны  выполнять граждане РФ?

Дети высказываются

Как вы думаете, что такое права?

Дети высказываются

Право –это то, что разрешено человеку государством, что может делать человек, без вреда для других людей.

У каждого человека, в том числе и ребенка, есть права. Они записаны в Конституции.

В Конституции на важный вопрос ответ каждый найдет

Ребенком считается тот,

Кто не достиг 18 лет.

5 СЛАЙД.

Предлагаю вспомнить некоторые права ребёнка.

Свидетельство о рождении.

- Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

- О каком праве он напоминает? праве на имя, фамилию, отчество.)

- Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

6 СЛАЙД.

Что написано в свидетельстве о рождении?

Ответы детей.

Молодцы! Мы с вами вспомнили некоторые права ребёнка. Но…

Вы о правах вспомните своих.

Ведь о правах не зря идет молва,

Хоть ты и мал, есть у тебя права!

- Ребята, давайте проверим, как вы знаете свои права.

- Перед началом немного разомнёмся.

Игра –разминка «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

1. – Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

2. – Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

- Молодцы.

1Задание:

Закончить стихотворение и найти соответствующий символ

1) Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на…( семью!)

2) Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …(имя)

3) Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

4) Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на … (образование) 

5) Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач) 

6) Мама работала,

Папа трудился,

А я в детском садике все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)

Проведем сказочную викторину: Вы будете называть какие права героев сказки нарушались или защищались.

2. Задание Сказки

Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.

1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).

2) Право на жизнь: Красная шапочка, Баба Яга, Дюймовочка. (Красная шапочка).

3) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).

4) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).

5) Право на владение личным имуществом: Красная Шапочка, Буратино, Баба Яга. (Буратино).

6) Право на владение личным имуществом: Зайчик, Лиса, Петух. (Заяц)

7) Право на неприкосновенность жилища: Теремок, Гуси — лебеди, Морозко. (Теремок).

Давайте обсудим ситуации, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны рассказать, какие права были нарушены?

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Чего лишили эту девочку? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2. Вы помните, что дальше произошло с Каем из сказки "Снежная королева"? (Его увезла Снежная королева.) Чего лишила Кая Снежная королева? (Его родных, его семьи.)

3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Что нарушается? (нарушается статья о тайне корреспонденции)

4. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Также нарушается Статья о том, что дети должны жить со своими родителями)

5. Кто обидел падчерицу из сказки "12 месяцев"? Что может произойти с ребенком, если его ночью в метель отправляют в лес? Чего может лишиться эта девочка? (Жизни, здоровья.)

6. Кто обидел Буратино? Чего от него добивались кот и лиса?

(Буратино мог лишиться своих денег, своего имущества).

7. Вспомните, куда шел Буратино с монетами? (Покупать азбуку, чтобы пойти в школу.)- Значит, у Буратино есть еще одно право - право на образование.

- Можно ли расценивать труд внучки из сказки «Репка» как физическое насилие или принудительную работу?

(Нет, это добровольная помощь, выполнения поручения)

3 задание Кто нарушил право

1)Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).

2) Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).

3) Кто кого в сказке «Лиса и заяц» лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).

4) Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).

4. Игра «Запрещается-разрешается»

Учитель. А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру "Разрешается - запрещается" Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете закончить фразу словами разрешается или запрещается.

(Учитель по порядку читает стихи)

III. Игра "Разрешается - запрещается"

1. Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).

2. Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

3. С мамой дети должны жить,

Не грустить и не тужить -

Это (разрешается).

4. Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

5. Рисовать и петь учиться,

Если заболел - лечиться,

Это - (разрешается).

6. Много трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Конечно (запрещается).

7. Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить -

Это (разрешается).

8. Когда слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

Итог.

Беседа.

- Что такое Конституция?

- Когда принята?

- Когда празднуем День Конституции?

- Для чего нам нужна Конституция?

Рефлексия.

Слайд - Закончите предложение.

Мне показалось важным …

Я понял, что …

Я почувствовал, что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме:«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме:  «Все работы хороши, выбирай на вкус».  ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Чаем угощаем"

Внеклассное мероприятие о традициях русского гостеприимства поможет детям ответить на такие вопросы: "Откуда чай попал в Россию?", "Как раньше приготавливали чай?", "Как правильно заваривать этот бодр...

Внеклассное мероприятие "20 лет Конституции России".

Задачи:дать основные понятия о своей стране: ее символах, законах и президенте;воспитание гражданственности и толерантности;развитие интереса к истории России;расширение общего кругозора....

Внеклассное мероприятие "20-летие Конституции Российской Федерации"

          Цель: познакомить с основным законом - Конституцией РФ.Задачи:·        дать представления о правах ребёнка, объяснить ...

Внеклассное мероприятие на тему "Конституция- Основной закон государства"

Рассказать для чего люди придумали конституцию, для чего она нужна, воспитывать чувства гордости за свою Родину...

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов «Конституции РФ – 20 лет!»

В ходе мероприятия обучающиеся знакомятся с символами России, понятием "закон", получают представление о правах ребенка и обязааностях школьника....

Конспект внеклассного мероприятия по теме "Конституция, как главный закон России" (2 класс)

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, и другие.Планируемые результаты: Познавательные:сформировать представление о правах и обязанностях гражданина нашей стр...