Методическая разработка праздника для детей младшего школьного возраста "Широкая Масленица"
методическая разработка (2 класс) по теме

Рождественская Наталья Вячеславовна

Масленица - один из самых радостных, долгожданных праздников, пришедших к нам из глубины веков.  В начальной школе ребенок осознанно и с интересом относится к народной культуре, здесь формируется его национальное самосознание. В данной методической разработке в игровой форме дети смогут познакомиться с историей праздника и его традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_prazdnika.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка праздника «Широкая Масленица» для школьников группы продленного дня.

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: знакомство и приобщение детей к народной традиционной и православной культуре.

Задачи

Образовательные:

  • дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Масленица»;
  • способствовать возрождению русских народных традиций, обрядов и обычаев.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать социальную, познавательную активность школьников.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа;
  • создать сплоченный коллектив;
  • воспитывать силу воли, чувство честного соперничества.

 Место проведения:

Уличная школьная площадка.

Предварительная подготовка:

  • Разучивание песен, частушек, масляничных закличек;
  • Подготовка реквизита: чучело масленицы, длинные ленты из ткани длиной 6 метров - 6 штук, 2 мешка с соломой, 2 подушки, канат.
  • К празднику пекутся блины.

Оформление уличной площадкиплощадка украшена лентами, разноцветными флажками, шарами, обручами. Заранее подготовлено место для сжигания чучела Масленицы.

Действующие лица: ведущая в русском народном костюме, 2 скомороха.

      Звучит веселая русская народная музыка.

 

Ведущая: - Здравствуйте гости дорогие, гости славные и желанные! Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!

Скоморох 1:

Русоволоска Масленица добрая 
Гуляет всю неделю от души! 
Печёт блины, оладьи, пышки сдобные, 
Румяные, как солнце. Хороши! 
Скоморох 2:

Весёлым хороводом праздник славится, 
Поёт, хохочет весь честной народ. 
Весну встречает Маслена-красавица. 
Прощай зима, до встречи через год

Ведущая: Масленицу отмечали целую неделю, и каждый день отмечался по особенному.

Понедельник – встреча. В понедельник Масленицу встречали. В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Катание с гор это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

Скоморох 1:

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

Ведущая: Давайте встретим масленицу веселым хороводом . (Учащиеся водят хоровод, приговаривая:

Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

Ведущая: Вторник – второй день масленичной недели называется «Заигрыши». В этот день все ходили друг другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строились снежные и ледяные крепости.

Скоморох 1:

Подурачимся на славу!

Все потехи и забавы

Нынче шибко хороши
посмеемся от души.

Скоморох 2: 

Это состязание для тех,

В ком сила играет
Для зимних потех.

Приглашаем всех желающих прокатиться на резвых лошадях.

Проводится игра «Катание на лошадях»:

Две команды по 5 человек. В руках первых участников дуги, украшенные ленточками, колокольчиками. Под веселую мелодию участники добегают до фишки, возвращаются за следующим игроком и т.д.

Скоморох 1: 

Начинаем снежную дуэль.

Кто поразит снежками цель.

Кто самый ловкий?

Выходите!

Снежки вы будете бросать,

А я внимательно считать.

Проводится игра «Снежная дуэль»:

Две команды бросают друг в друга мягкие снежки, сделанные из пенопласта.

Задача нападающих попасть в противника, а обороняющихся – увернуться. Побеждает та команда, которая сделала больше метких попаданий.

Ведущая: Среда – «Лакомка».

Начинали кататься с гор взрослые. Родственники навещали друг друга семьями, лакомились блинами и другими масленичными явствами.

В этот день зятья, папы, приходят на блины  к тещам, маминым мамам, бабушкам.

Скоморох 1:

Праздник наш гуляет вольно-

Каждый Масленице рад.

Пусть задорно и раздольно

Песни русские звучат.

Скоморох 2: 

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит будет жить она!

Группа детей исполняет русскую народную песню «Блины».

1.Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.       (Руки на поясе, приседание в разные стороны).

Припев:

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои!

2. Моя старшая сестрица

Печь блины –то мастерица.         (Палец у правой щеки).

 Припев.

 3. Напекла она поесть

Сотен пять, наверно, есть.        (Движения рук, имитирующие перекладывание

блинов с одной руки на другую).

 Припев.

4.На поднос блины кладет

И сама к столу несет.            (3 шага вперед, руки согнуты в локтях перед собой, как бы держа поднос).

          Припев

5.Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы.            (Протягивают руки «с подносом» вперед).

Ведущая: Четверг – широкий, «Разгуляй-четверток».

Самый веселый дом масленичной недели. Гуляли с утра до вечера. Устраивали кулачные бои и борьбу. Ряженые веселили народ. В этот день начинали колядовать.

Скоморох 1:

Продолжаем праздник наш!

У нас, у скоморохов сто затей.

Хочешь, не хочешь,

Выходи играть, не робей!

Скоморох 2: 

Эй, ребятки, ну-ка в круг!

Пусть летят здесь перья, пух.

На «петушиный бой» приглашаются

Драчуны смелые, толкаться умелые.

Проводится игра «Петушиный бой»:

Выбираются игроки, каждому игроку выдается по подушке. Встать плечом друг к другу, поджать одну ногу, одну руку убрать за спину. Задача каждого игрока: подушкой сбить соперника так, чтобы он встал на две ноги. Главное, не бить подушкой по голове.

Скоморох 1:

Поединок на бревне

Ну-ка, ловкие ко мне!

Кто не будет побежден,

Будет нами награжден!

Тот, кто черта не боится,

Подходи к бревну побиться!

Кто соперника собьет,

Тот и приз себе возьмет!

Проводится «Поединок на бревне»:

На бревно садятся двое лицом друг к другу, в руках у них мешки, набитые соломой. Задача каждого – сбить противника с бревна.

Ведущая: В пятницу и субботу устраивались посиделки, поэтому их так и называли, пятница Тещины вечерки, а в субботу Золовкины посиделки. Также в этот день загадывали загадки.

Скоморох 1:

Не для дела,

Не для славы

Продолжаются забавы.

Скоморох 2: 

Праздник наш вперед идет

И народ не убывает!

Еще один подарок ждет

Тех, кто с нами поиграет.

Теперь желающих ребят

Мы вызываем на «канат».

Восемь слева, восемь справа,

Только мускулы трещат.

Проводится состязание «Перетягивание каната»:

Ведущая: А девицам-красавицам есть дело у меня: навести прошу красу – заплесть длинную косу.

Проводится игра «Заплети косу»

Выбирается по 3 участника. Одна коса плетется из трех длинных тканевых полос. С одной стороны концы закрепляются или их держат вместе. А с другой стороны по одному концу берут участники. Каждой группе участников выдается по атласной ленте. По сигналу ведущего под веселую задорную музыку участники  начинают плести косы. Побеждает та команда,  у которой коса получится более аккуратной и на конце завяжет бант.

Скоморох 1:

Молодцы задорные!

Девицы проворные!

Буду вам загадки задавать,

А вы попробуйте отгадать.

Ведущая:

1.Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный,

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком. (Блин)

2. Праздник этот знаем мы-

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины. (Масленица).

3. Масленица – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним сметана и варенье

И, конечно же, … (Икра)

4.Ой, ты –Лакомка- Среда!

Маслена сковорода

Как повелось со старины –

Едем к …..(теще) на блины.

5. Кто играет на дуде

Целый день

Кто и пляшет и поет,

Веселит вовсю народ

Ох, мальчишечка неплох,

А зовется… (Скоморох).

6. Круглый, а не колесо

Горячий, а не солнце,

Не пирог, а есть можно… (Блин)

Ведущая: Заканчивается Масленица «Прощеным воскресеньем».

Все просят друг у друга прощения. Отвечать следует: «Бог простит и я прощаю». Катание, песни, звуки гармошки, забавы, продолжались до самого вечера, когда в заключение всех затей провожали Масленицу, то есть зажигали чучело, ее изображающее, за деревней, на горке, именно там , где встречали Масленицу. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать хороший урожай. И вы можете присоединиться к этому обычаю и сжечь все свои неприятности вместе с куклой Масленкой.

А сейчас давайте все попросим друг у друга прощения.

Ведущая: 

Веселей играй гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Пахнет солнцем и блинами-

Нынче Масленица с нами!

Станем чучело сжигать,

Будем Зиму провожать!

        Поджигается чучело Масленицы.

Все вместе:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Чтоб все метели

Разом улетели.

Чтобы птички пели.

Небеса синели.

Ну, а все невзгоды,

Холод, непогоды,

Зимние морозы,

Неудачи, слезы –

Пусть они сгорают,

Ведущая:

Нам жить без праздников нельзя!

Не уходи из сердца, праздник,

До новых праздников, друзья!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агапова И.А.,Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Осень и зима: сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах. Волгоград. Учитель. 2008.-269 с.
  2. Авторы/составители: Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.-400 с.
  3. Авторы/составители Жиренко Л.Н., Яровая Л.Н., Кочергина А.В., Обухова Л.А., Гайдина Л,И. М.: ВАКО, 2007.- 256 с. Внеклассные мероприятия. Изд 3-е, переработанное и дополненное.
  4. Авторы/составители: Прокофьева Е.С., Игнатьева Л.Н., Левина А.С. Пусть будет праздник! Игры, викторины, развлекательные программы. Волгоград: Учитель, 2008. -191 с.
  5. Осенины, Рождество, Масленица… Сценарии праздников – Йошкар-Ола. Редакция журнала «Марий Эл учитель». 1999, 44 с.
  6. Журналы педсовет 2011 №12, 2012 №12.
  7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки для родителей детей младшего возраста

методические разработки по темам: Темперамент ребенка и что с ним делать. Деские страхи. Маленкие агрессоры....

Введение в предмет. Методическая разработка вводного занятия к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для детей младшего школьного возраста и их родителей

Методическая разработка «Введение в предмет» представляет собой вводное занятие к учебному курсу ОРКСЭ. Занятие рассчитано на детей младшего школьного возраста (10 лет) и их родителей, не входит в кал...

Методическая разработка праздника для младших школьников "Широкая масленица"

разработка русского народного праздника "Широкая масленица"...

"Как на масляной неделе" сценарий фольклорного праздника для детей младшего школьного возраста.

Вданном театрализованном празднике участвуют   дети от 7 до 11 лет. У каждого ребёнка есть своя роль. Сценарий состоит из пяти действий. В музыке представлены песни, танц...

Методическая разработка "Как обучить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игре на русских народных музыкальных инструментах"

В данной методической разработке представлен материал по обучению  детей старшего дошкольного и   младшего школьного возраста игре на различных музыкальных русских народн...

Фольклорный праздник для детей младшего школьного возраста «Весёлые потешки».

Данный праздник поможет учителям начальных классов сделать время пребывания учащихся в школе более интересным и весёлым....

Методическая разработка праздника для детей начальной школы "Осенние забавы"

Проводила праздник, посвященный осени в группе продленного дня, все удалось, прада требуется предварительная подготовка: наблюдения в ходе прогулки, дополнительные занятия по знакомству с картинами ру...