Проект "Былины. О доблести, о подвигах, о славе"
методическая разработка (4 класс) на тему

Вавилова Наталья Николаевна

Творческий проект учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_byliny_.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка проекта

Автор проекта:                                                                                                                                                   Вавилова Наталья Николаевна

Название проекта:

«Былины. О доблести, о подвигах, о славе»

Предмет:

Литературное чтение, кружок «Твори, выдумывай, пробуй!»

Возраст учащихся:

10 – 11 лет        

Цели:

 •          сформировать устойчивое понятие о былине, как  виде устного народного творчества, создать целостный образ героев-богатырей.

Задачи:

 •          способствовать формированию чувства патриотизма на основе героических событий истории страны, своего края, через знакомство с великими свершениями русских людей;

 •          воспитывать в детях любовь к Родине; чувство гордости за страну, за подвиги своих соотечественников.

 •          формировать самостоятельность мышления в условиях групповой работы; формировать навык работы со справочной литературой.

 •          развивать речь, воображение и творческие способности учащихся; способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала.

 •          приобщать детей к чтению произведений устного народного творчества; работать над выразительностью чтения.

Вид проекта: творческий.

Тип проекта: групповой, долгосрочный.

Результаты самостоятельной работы познавательной работы учеников оформляются в виде инсценировки, презентации.                                                                                                            

Краткая аннотация проекта

Проект  реализует часть школьной программы по литературному чтению. Работа над проектом дала возможность учащимся узнать об истории возникновения и бытования былин, о жанровых особенностях этих уникальных фольклорных произведений, о месте и значении былин в культуре русского народа и об их влиянии на развитие искусства (живописи и музыки).

В ходе реализации проекта учащиеся смогли познакомиться с историческими источниками, с произведениями живописи и литературы, сопоставить произведения фольклора и современного искусства, творчески оформить и представить результаты своей работы.

Основополагающий вопрос:                                                                                                                        Почему людям необходимо помнить о прошлом?

Проблемные вопросы:                                                                                                                                                   Чем уникальны былины?                                                                                                                             Чем отличаются от других жанров?                                                                                                                                               Зачем на Руси слагали былины?

Учебные вопросы

Где и когда были созданы былины?

Как исполнялись былины?

Герои былин. Кто они?

В чём особенности былинной речи?

Какой след оставили былины в русском искусстве?

План проекта:

Подготовительный этап.

Предложение темы мероприятия,  выбор инициативной группы учащихся.

Основной этап.

Чтение былин; работа со справочной литературой; подбор пословиц, которые можно соотнести с былинами; подготовка рисунков и фотографий на тему «Былины»; подготовка сценария,

оформления класса, репетиции, обсуждение, уточнение; подготовка мультимедийной презентации о былинах; подготовка  костюмов и декораций для мероприятия.

Заключительный этап.

Защита проекта на открытом уроке в рамках районного методического дня.

Презентации проекта на классном родительском собрании.

Дидактические материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности: Учебник по литературному чтению для 4 класса ( УМК «Школа России»), детская литература по теме, поурочные разработки к урокам литературного чтения для 4 класса, научно - познавательные журналы, фотографии и рисунки учеников, Интернет-ресурсы.

Сценарий мероприятия

Слайд 1.

1-ый ученик:

Трудное время переживала Русь: набеги врагов, междоусобные войны разоряли деревни, губили урожаи. Где искать защиты русским людям? Вот и пошли по земле русской рассказы о заступниках народных, о богатырях могучих - былины.

Слайд 2,3.  

2-ой ученик:

 Слово «былина» употреблялось в народной речи в значении быль, былое. Это повествование о том, в реальность чего мы верим.

 Былины  являются эпическими песнями о русских богатырях. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря.

             

 Слайд 4,5.  

3-ий ученик:

 Сказители на протяжении многих веков пели былины, сопровождая мелодичный речитатив уже забытыми звуками гуслей, с древнерусскими словами, которые нам уже не понятны. Вы познакомитесь с былинами, которые пересказаны для нас привычным современным языком.

Слайд 6.

4-ый ученик:

 Эти сказания о великих русских богатырях переходили из поколения в поколение, становились всё более сказочными, но никогда не менялось основное содержание былин -  любовь к Родине и служение Родной Земле.

Военная борьба, которую ведут богатыри - всегда борьба оборонительная, а не наступательная.

 Слайд 7.

5-ый ученик:

 В былинах отражена история Древней Руси, величие и сила нашего народа. Нет таких препятствий, которые бы не смогли преодолеть богатыри. Благодаря необыкновенной силе, мудрости, смелости - русские богатыри побеждали фантастических чудовищ, освобождали города от полчищ иноземных захватчиков.

6-ой  ученик:

На протяжении многих лет они стояли на страже мира и единства. В былинах также прославляется не только воинская сила, но и  умение трудиться на земле и многие добродетели, которые по-прежнему ценятся в наше время.

Работа по картине В.М. Васнецова «Богатыри» (слайд 8)

Ученик: Пристально смотрят вдаль Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец, неустанно охраняют они границы земли русской. Сильны и величественны богатыри.

Ученик:  В центре стоит Илья Муромец. Растрепал ветер его седые волосы. Внимательно смотрит он из-под руки, нет ли где ворога. Он в кольчуге, в руке копье, готов к сражению богатырь.

Ученик: По праву руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич.  Добрыня моложе, чем Илья Муромец. Одет богато. Меч наготове. Готов он к бою прямо сейчас.

Ученик: Самого молодого богатыря зовут Алеша Попович, но не уступает в силе он своим старшим товарищам.

Ученик: Верой и правдой служили эти богатыри земле русской. Много подвигов их помнят люди. О некоторых вспомним и мы.

ИНСЦЕНИРОВКА 1

ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА

 По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч-камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убиту быть, направо ехать – женату быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надпись и призадумался:

 – Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убиту быть.

 Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей – подорожников. Горланят, шалыгами размахивают:

 – Убьём старика, да ограбим!

 – Глупые люди – не убив медведя, шкуру делите!

 И  копьём колол и мечом разил их, и не осталось в живых ни единого душегуба - разбойника.

 Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать - убиту быть».

Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский парод!

ИНСЦЕНИРОВКА 2

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

 Гуляла  как-то в зеленом саду племянница князя Владимира Забава Путятична со своими няньками.  Налетел Змей Горыныч страшный и похитил её.

(Танец девочек. Тут налетает Змей Горыныч и уносит их всех)

  Звучит музыка грозная.

 Добрыня о беде такой, поехал на гору Сорочинскую, стал коня плёткой стегать, начал конь змеёнышей топтать. Вылетел из пещеры Змей лютый, свирепый и пошла битва жестокая. Трое суток они бились, да ещё 3 часа. Не вынес Змей - сдох. Побежал Добрыня Никитич в пещеру змеиную и стал пленников на свет выводить и говорит:

- Выходите, люди добрые!

Берутся за руки и уходят.

ИНСЦЕНИРОВКА 3

АЛЁША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН  

Действующие лица: автор, Алёша Попович, Тугарин, князь Владимир, его жена Апраксия.

 Славных русских богатырей в то время в Киеве не случилося. На пир съехались, сошлись князья с боярами, и все сидят, невеселы, нерадостны, буйны головы повесили, утопили очи в дубовый пол.

 В ту пору, в то времечко, с шумом – грохотом двери распахивая, вошел в палату столовую Тугарин – собачище. Росту Тугарин страшенного. Голова у него как пивной котёл, глазища огромные, в плечах – косая сажень. Образам Тугарин не молился, с князьями, с боярами не здоровался. А князь Владимир с Апраксией ему низко кланялись, брали его под руки, посадили за стол, во большой угол на скамью дубовую, дорогим пушистым ковром покрытую. Расселся – развалился на почетном месте Тугарин, сидит, во весь широкий рот ухмыляется, над князьями, боярами насмехается, над Владимиром – князем изгаляется. Пьёт зелено вино, запивает медами стоялыми.

  Удивился Алёша и спрашивает:

 – Или ты, князь, со своей княгиней поссорился, что между вами уселось чудо поганое? Да как же ты такому быть позволяешь?

 Тугарину те речи не в любовь пришли, показались обидными. Спрашивает Тугарин у князя:

 – Это что у тебя на печи сидит за мужик-деревенщина?

 Отвечает ему на это князь Владимир:

 – Не мужик это, не деревенщина, а славный богатырь, русский Алёша Попович.

  Встал Тугарин из-за стола.

 – А хотел бы я с этим Алёшей в поле один на один встретиться!

 – Да я хоть сейчас готов!

 И вот сели на добрых коней и поехали в чистое поле, в широкое раздолье. Они бились там, рубились до вечера, красна солнышка до заката, никоторый, никоторого не ранил.

             Тут Алёша Попович закричал зычным голосом, как в трубу заиграл, хитёр он был, да догадлив:

 – Оглянись-ка, назад, басурман! Там ведь русские могучие богатыри стоят! На подмогу мне приехали!

             Удивился Тугарин, обернулся назад, а Алёша, как хватит его,  мечом  по голове, и отсёк Тугарину буйну голову. На том поединок с Тугариным и окончился.

Танец мальчиков «Богатырская наша сила»

Рефлексия

1-й ученик: Работая над проектом «Былины. О доблести, о подвигах, о славе», мы узнали

- Что такое былины;

- Когда и кем создавались былины;

- Какими качествами обладали герои былин;

- Как и кем исполнялись былины;

- Как жил народ во времена богатырей.

2-й ученик: Мы работали над проектом три месяца. И сегодня представили вашему вниманию итоговый  продукт – презентацию и инсценировку былин.

Список литературы.

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.  Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

4. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Немеркнущий подвиг и слава защитников Отечества в годы Великой Отечественой войны: "Биография Родины - биография одной семьи

"Творческая работа, принимавшая участие в районном краеведческом кункурсе: "Немеркнущий подвиг и слава народа", посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне" секция: "Биография Родины - б...

"Былины. О доблести, о подвигах, о славе"

          Внеклассное мероприятие проходит в виде телевизионной программы "Загадочная Русь". Тема эфира: «Былины. О доблести, о подвигах, о славе».В бы...

Приложения к сценарию "Былины. О доблести, о подвигах, о славе"

Тексты, с которыми выступали былинные герои....

Проверочная работа по литературному чтению "О Родине, о подвигах, о славе"

Проверочная работа в 4 классе по теме "О Родине, о подвигах, о славе"  УМК "Перспектива"...

Презентация к обобщающему уроку «О родине, о подвигах, о славе» по литературному чтению по программе "Перспектива" 4 класс

Презентация к обобщающему уроку «О родине, о подвигах, о славе» по  литературному чтению  по программе "Перспектива" 4 класс...

классный час" О подвигах , о славе, о славе

Воспитывать чувство патриотизма, расширить знания учащихся об историческом прошлом сове страны...

Литературное чтение 4 класс «О доблестях, о подвигах, о славе…» ( Былины) «Добрыня и змей» (пересказ А. Нечаева) ( «Гармония ")

Тема: «О доблестях, о подвигах, о славе…» ( Былины) «Добрыня и змей»  (пересказ А. Нечаева)Цель: дать понятие «былины», ознакомить учащихся с былин...