Научная публикация "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"
статья на тему

Лебедева Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 277 Кировского района Санкт-Петербурга

198215, проспект Ветеранов, дом 14, литер А, тел/факс.(812)377-36-05, тел. (812)417-54-28, факс (812) 300-74-77,

E-mail: sc277@kirov.spb.ru

Научная публикация

Развитие  коммуникативных  способностей  младших  школьников  в  режиме  группы  продленного дня

Работу выполнила

воспитатель ГПД

Лебедева Т.А.

Санкт-Петербург, 2019

Содержание

1.   Введение ………………………………………………………………..3

2.   Концепция  деятельности…………………………………………..…..4

3.   Теоретическая  база…………………………………………………….5

5.   Вывод…………………………………………………………………….9


Введение

Данную тему я выбрала, потому что она совпадает с моей методической темой как воспитателя группы продленного дня, и мне бы хотелось подробнее раскрыть её и обосновать свой выбор. Придя работать в школу в качестве воспитателя группы продленного дня, я, после нескольких дней наблюдения и общения со школьниками, заметила определенные особенности в уровне самопонимания и осознания правильного общения с товарищами ребятами.

Увидела, что каждый ребёнок в группе сверстников занимает определённое положение, которое выражается в том, как к нему относятся ребята. Степень популярности, которой пользуется ребёнок, зависит от многих причин: его знаний, особенностей поведения, внешности, умения устанавливать контакты с другими детьми и т. д. Среди детей есть застенчивые, есть дети, которые мало общались с другими, или, наоборот, очень активные, пытающиеся подчинить себе других. Часто возникают ссоры, дело доходило до слёз. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои интересы, не считаясь с желаниями других. Старшие часто обижают младших. Много конфликтов вспыхивает между мальчиками и девочками.

Моделируя воспитательный процесс, задумалась: «Что делать, чтобы взаимодействие детей стало более гармоничным?». Очевидно, необходимо изучать и развивать коммуникативные способности. Ребёнок приходит в школу, имея навыки общения. Ясно, что этот опыт дети получают в семье. Общение взрослого и ребёнка во многом предопределяет общения со сверстниками. Многими авторами изучалось влияние конфликтов в семейных отношениях на развитие ребенка. Очень важно для развития будущей личности, чтобы семье существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Если этого нет, у ребёнка проявляется несформированность общения.

Концепция деятельности

Отечественный психолог Л. И. Божович в своих исследованиях подтверждает влияние общения на развитие личности.

Исходя из вышесказанного, гипотезу своей работы, я сформирую так: «Развитие коммуникативных способностей помогает решать проблему общения и способствует личному росту ребёнка, если строить свою работу в системе, уделяя большое внимание игре и другим видам деятельности, в которых ребёнок может быть успешен».

Общая цель: личностный рост ребёнка.

Конкретная цель: Способствовать развитию личности, владеющей навыками культурного поведения, общения, способности к самоанализу.

Основные задачи:

1. Изучение способностей, возможностей и интересов воспитанников, с учётом влияния семьи и социальной среды.

2. Формирование навыка самоанализа.

3. Формирование способности понимания других людей, их чувств, настроения.

4. Развитие грамотного общения

5. Развитие творческих способностей, активности и самодеятельности в процессе коммуникативной деятельности.


Теоретическая база

Сформированность общения является очень важным показателем, так как именно он представляет собой фактор развития других показателей (готовность психических процессов, эмоциональная готовность, наличие произвольности, волевого поведения) готовности к школьному обучению.

А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин и их сотрудники много внимания уделяли исследованию общения и его роли в развитии ребёнка.

Что же такое общение? Каковы составляющие способности к общению? Ответы на эти вопросы я нашла в книге Филипповой Ю.В.

Понятие «эффективное общение»

Прежде чем рассуждать о развитии и особенностях общения ребенка младшего школьного возраста, следует определить, что же такое общение, коммуникативные способности.

Общение - это, прежде всего, процесс установления контактов. В ходе этого процесса происходит обмен информацией, её восприятие и понимание общающимися людьми, а также взаимное восприятие, понимание и оценка ими друг друга. Именно в общении в этом возрасте возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия.

Общение сопровождает ежесекундно. В ходе общения ребёнок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Взаимодействуя с ними, ребёнок реализирует свою потребность в общении и демонстрирует имеющиеся у него коммуникативные способности и коммуникативные навыки.

Составляющие коммуникативных способностей

Способность к общению определяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность её взаимодействия и совместимость с другими людьми.

Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих:

1. мотивационная (Я хочу общаться)

2. когнитивная      (Я знаю, как общаться)

3. поведенческая   (Я умею общаться)

Первая составляющая «область желания» включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребёнка вступить в контакт с окружающими. Дети, у которых оно отсутствует или недостаточно развито, замкнуты, стремятся большую часть времени проводить в одиночестве, наедине с книгами, телевизором, электронными гаджетами.

Недостаточнее развитие потребности в общении может быть связано с физиологическими нарушениями ЦНС, но чаще оно имеет под собой психологическую основу. Появление у ребёнка различного рода психологических проблем связано, как правило, с негативными факторами социальной, прежде всего семейной среды.

Вторая составляющая коммуникативных способностей - «область знания» определяется тем, в какой степени ребёнок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Внутренне представления о взаимодействии с родителями, воспитателями и учителями, с другими детьми. Отсутствие или недостаточность имеющихся представлений, а также неумение воплотить свои знания в общение, определяет затруднения, которые могут возникнуть в период адаптации в новом школьном коллективе, при установлении и поддержании контакта со сверстниками: его конфликтность, агрессивность, застенчивость, замкнутость.

Третья составляющая способности к общению - «область умений» - умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении. Она включает в себя умения адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относится к собственному мнению, действиям, высказываниям, умение слушать, умение разрешать конфликтные ситуации и множество других коммуникативных умений.

Вывод. Таким образом, коммуникативные способности представляют собой единство трёх составляющих. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них мы можем говорить о наличии у ребёнка развитых коммуникативных способностей.

Содержание и структура коммуникативных умений

Эти вопросы достаточно тесно раскрыты в книге Максимовой А.А.

Коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия учащихся и их способность правильно строить своё поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

В этом определении обращают на себя внимание два момента:

1. Коммуникативные умения - это именно осознанные коммуникативные действия учащихся, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям младшего возраста.

2.Коммуникативные умения - это ещё и способность учащихся управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приёмы и способы действий.

Коммуникативные умения по структуре являются элементарными, сложными. Навык - это действие, которое совершается быстро, легко, уверенно, по привычке, не задумываясь.

По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений (Л.Р. Мунирова).

Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений:

● вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, приглашение, вежливое обращение);

● ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком, соблюдать правила культуры общения в отношениях с друзьями, учителем, взрослым, понять ситуацию, в которую ставятся партнёры, намерения, мотивы общения);

● соотносить средства вербального и невербального общения:

    - употреблять слова и знаки вежливости;

    - эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты,

    мимику;

     - получать и снабжать информацией о себе и других.

Группа регуляционно-коммуникативных умений:

 согласовывать свои действия с мнением других, доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, давать светы самим и слушать советы других);

● применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач;

● оценивать результаты совместного общения (оценивать себя и других критически, принимать правильное решение, выражать согласие, несогласие, одобрение, неодобрение).

Группа аффективно-коммуникативных умений:

● основывается на умении делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами;

● проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание;

● оценивать эмоциональное поведение друг друга.


Вывод

Исходя из совершенных мной наблюдений и начав работать, осуществляя поставленные перед собой задачи, хочется отметить, что данные, полученные из теоретических моментов, благоприятно влияют на формирование моей рабочей деятельности.

Проанализировав уровень коммуникативных способностей воспитанников моей группы продленного дня, работа давно  даёт положительные результаты, что говорит о правильном выборе методов педагогической работы в рамках моей методической темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»

В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...

Городская научная конференция педагогов Статья "Теоретическое обоснование и научные подходы методистов к решению проблемы роста орфографических ошибок у учащихся начальных классов"

В данной статье дано научное обоснование для выбора эффективных методов борьбы с орфографическими ошибками.Раскрывабтся взляды методистов на проблему орфографических ошибок.  Было проведено иссле...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях...

Статья -публикация в сборнике- Материалы Республиканской научно-практической конференции "Научный потенциал-XXI"

Принимала участие в республиканской конференции Научный потенциал в 2020г....