Опыт работы по православному краеведению.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рябцева Татьяна Алексеевна

доклад для методического объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_pravoslavnomu_kraevedeniyu.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 61:159.9:616-001.17:616-036.82

Опыт работы по православному краеведению.

                                                                                                                                                                                        © 2018

Т.А. Рябцева, учитель начальных классов и   ГБОУ СОШ №2 С.Обшаровка Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 С. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области.

Анатация: Сегодня материалы по православному краеведению востребованы как в образовательном, так и в воспитательном процессе. В них раскрывается роль Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций. Формируется активная жизненная позиция, социальная ответственность учащихся, бережное отношение к историко-культурному наследию своего края.

Ключевые слова: православие, краеведение, краелюбие, духовно-нравственное воспитание, высоконравственная личность, межпредметные связи, родословная, патриотизм.

   Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное. Это – и любовь к своему городу, к своей местности, памятникам культуры, гордость своей историей, верой. Д.С. Лихачев . [5.7.]

Православие  играет важную роль в осмыслении простых норм нравственности и правил воспитания. Считаю, что мощным источником духовно-нравственного воспитания в современной школе является православное краеведение. Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить. «Дух школы, её направленность, её цель должны быть обдуманны и созданы нами сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характера, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности осваивали его предки», - писал выдающийся педагог К.Д. Ушинский. [7. 248]

   Цель проведения данного курса заключается в воспитании высоконравственной личности на основе ценностей родного края и православной культуры.

   Задача просвещения и духовно-нравственного воспитания пронизывает собой и подчиняет себе всю нашу образовательную систему. В ее основе необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к образованию одного лишь ума наших учащихся, а развитие в них внутренних сил благочестия, формирования цельной и целомудренной, нравственной личности, осознающей свой долг перед Отечеством и ближними. И для нас, тех, кто поставил своей целью воспитание молодежи на основе неизменных духовных и нравственных ценностей, главным в работе можно считать православное краеведение, которое дает возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать уроки с факультативными занятиями и внеклассные  мероприятиями.

   Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности Православной культуры. Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей малой родины. В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами». Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок. . [6. 23]

  Принципы, которыми необходимо руководствоваться

Принцип научности – самообразовательная деятельность должна основываться на научных трудах, на достоверной и проверенной информации.

Принцип последовательности – содержательные задачи решаются методом «от простого к сложному».

Принцип доступности – простота усвоения материала.

Принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к объекту изучения, вызвать стремление к получению знаний.

Принцип наглядности – использование широкого круга наглядных пособий, делающих самообразовательный процесс более эффективным.

Принцип единства группового и индивидуального подхода.

Принцип систематичности – изучение нового материала, опираясь на ранее полученные знания и умения.

Принцип результативности – соответствие цели самообразования возможностям их достижения.

   На мой взгляд, сегодня школа в селе является не только образовательным учреждением, но и центром культурной жизни. Сотрудничество с органами власти, учреждениями культуры, религиозными организациями может обеспечить моральное развитие детей и взрослых односельчан. Это сотрудничество у нас оформлено в форме православного краеведения. В нашей школе уделяется большое внимание развитию православного краеведения. Воспитание православным краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего города, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие. 

Для достижения поставленных целей и задач мы используем разные формы работы:

- знакомство с основами православного краеведения;

-  работа с архивными документами;

-  работа по благоукрашению памятника духовной культуры села;

-  подготовка материалов по православному краеведению к публикации в средствах  массовой информации;

-  совместная работа с краеведческими музеями района;

-   занятия в православном кружке;

-  духовные беседы с иереем Владимиром Мининым, молебны;

-   посещение церкви, участие в богослужениях;

- разные виды милосердной деятельности;

-  участие в народных православных праздниках;

-  участие в конкурсах, олимпиадах;

-  паломнические поездки, крестные хода.

Православное краеведение является действенным фактором духовно-нравственного воспитания школьников. Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Русское православное искусство развивает душу, дает возможность формировать в целом нравственность человека, его духовно-нравственные качества. Таким образом, обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры - реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения. Кроме того, используя богатейший краеведческий материал, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее. “От познания своего рода – до познания своей Родины”. Это – своеобразный девиз, который вдохновляет на поисковую работу, как педагогов, так и детей. Дети изучают  свою родословную.

Поисковая работа «Судьба моих родственников в судьбе России в годы В.О. Войны»,

Сбор общешкольного банка данных «Бессмертный полк» (о боевых прадедах).

Участие в информационной акции «Календарь памятных дат военной истории России».

Участие в акции «Солдаты в каменных шинелях» (уборка сельских памятников ).

Участие в региональной акции «Живи долго» (изготовление поздравительных открыток ветеранам и детям войны к 1 октября и 9 мая).

Встречи с ветеранами.

Классный час «Толерантность!».

   Из архивных материалов  педагоги вместе с детьми узнали об истории  храма с. Обшаровка, на месте которого сейчас стоит школа №1. Кроме изучения письменных источников - документов, мы использовали другой метод сбора информации - метод интервью. Были опрошены десятки людей, воспоминания которых проливают свет на многие факты деятельности  храма. Так на уроках православного краеведения школьники узнают, что в архитектуре и убранстве православных храмов нет ничего случайного, любая деталь имеет символический смысл.

Классный час «Государственные символы России».

Классный час « Самара - запасная столица России».

Классный час  4 ноября Особенно знаменательна дата празднования иконы Казанской Божией Матери. День примирения и согласия, ставший религиозно-государственным праздником в нашей стране имеет особый духовный и гражданский смысл.

Экскурсии в музеи и исторические места родного села и области.  

«Патриотическое воспитание - это воспитание гражданина, патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества». [1..3]

      Краеведы нашей школы по крупицам восстановили историю церкви, фамилии настоятелей храма, начиная с XIX столетия. Кто, как не учителя и их ученики, могут эту работу сделать кропотливо и вдумчиво, в творческом союзе взрослого опыта и детской энергии и любознательности. Нам нужно знать имена и дела наших дедов и отцов, которые спасали храмы, трудились в них, были гонимы за веру и страдали. Учащиеся нашей школы шефствуют над памятником погибшим, оказывают помощь ветеранам войны, труда, ребятам из детского дома.  Наиболее «размягчает» сердце благотворительная деятельность, дела милосердия. Ребёнок, соприкоснувшись с чужой болью, с чужой бедой (конечно, если это взаимодействие правильно педагогически «подано» и «интерпретировано») становится другим, он пересматривает свое отношением с миром, как правило, он него происходит переоценка ценностей. « Важным моментом является подготовка учеников к семейной жизни на основе православных традиций. Семейное воспитание является основой для воспитания законопослушных граждан, а значит, служит основой гражданского воспитания. Из непослушного ребенка вырастает непослушный солдат и непослушный гражданин».

[3.183]

Праздничный концерт с сувенирами и чаепитием ко Дню Матери,

Выставка поделок «У мамы руки золотые»

Состязания «Папа, мама и я – спортивная семья»,

Дню семьи

Классные часы: « Семья – дом счастья», «Добро и зло», «Когда у друзей лад, каждый этому рад»

    Участие в региональной акции «Живи долго» (изготовление поздравительных открыток к праздникам пожилых людей, Дню матери, 23 февраля, 8 марта).

Участие в ежегодной школьной благотворительной акции «Подари книгу школе».

Участие благотворительной акции «Дари добро».

    Любить свою родину, значит, заботится о ней.

Мы принимаем самое активное участие в уборке территории церкви, благоустройстве

Экологический проект  «Красная книга Самарской области».

Экологическая акция «Скворушка» (изготовление и развешивание скворечников )

Экологическая акция «Птичья столовая» (изготовление и развешивание кормушек для зимующих птиц).

Спортивный праздник «День здоровья».

Рисунки, поделки,  фото, стихи о родине.

Дети сами сочиняют стихи о родине.

    Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в проведении праздников «Рождество Христово», «Пасха», «День Семьи». Татьянин день. Народный праздник является по своей сути большой, яркой, глубоко содержательной игрой.  Разучиваем народные песни, рисуем, делаем поделки. И педагог, целенаправленно воздействуя на эмоциональную сферу детей, оставляет в их памяти глубокий след.

    Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Огромным воспитательным эффектом является чтение православной литературы.

   Вместе со сказками и житиями святых следует отметить и роль русской поэзии в  образовании и воспитании. « Как только ребенок начнет говорить и читать, - писал И.А. Ильин,- так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему свои сокровища. Сначала, пусть слушает, потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать – искренно, прочувствованно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно – национальный пророк и национальный музыкант». [4 . 205]

Уроки литературного внеклассного чтения с подборкой тем об ответственности и чувстве долга, заботе и помощи, морали, честности, щедрости, заботе о старших и младших, совести, дружбе, добре…

Внеурочная деятельность  «Культура православия»: знакомство с притчами. На такие  темы как: ответственности и чувства долга, о  заботе и помощи, морали, честности, щедрости, заботе о старших и младших,, совести, дружбе, добре, свободе вероисповедования, толерантности, представлений о вере, духовной культуре и светской этике.

Чтение книг нашего Самарского писателя, протоирея Николая Агафонова.

 Именно жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и школе. В этих произведениях школьники могут увидеть примеры жизни святых, под их воздействием у детей формируются понятия о добре и зле, о нравственном идеале. Читаем о житие святого праведного Александра  Чагринского, это святой нашей самарской области.  Частый гость на этих занятиях – иерей Владимир Минин. Паломнические поездки по святым местам, посещение источников самарской области. Путешествие по святым местам с помощью интернета. Крестные хода в нашем селе, которые часто организовывает наш батюшка. И всеми любимый ежегодный  крестный ход из Самары в Ташлу. Основная цель паломничества – поклонение христианским святыням, присутствие на богослужениях и участие в церковных Таинствах, посещение святых источников. Одним из важных моментов паломнических поездок является их духовно — просветительская составляющая. При посещении святых мест мы узнаем об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в наш паломнический маршрут. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России, что обычно и привлекает нас. Многие ребята занимаются  исследовательской, проектной деятельностью с использованием местного православного материала: « Сквернословие», « Влияние православной духовной музыки на человека», « Я с гордостью произношу: «Обшаровка»», «Жизненный подвиг Григория Журавлева». Большинство работ по краеведческой тематике с успехом можно использовать в просветительской деятельности: лекциях, докладах, выступлениях в печати.      Просто знать историю своей страны – мало. Стала очевидной необходимость возврата к утраченным духовным ценностям, которые на протяжении длительного времени ориентировали человека на понимание важных жизненных истин, соблюдение норм поведения в быту и в общественной жизни.  Православное краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своём селе, участвовать в его развитии и культурном обновлении.  Социальный проект: « Культура речи в современном обществе». Проводим спортивные соревнования, зимние игры на воздухе, «Мама, папа и я – читающая семья»,  «Мама , папа и я - спортивная семья». Проводим конкурсы рисунков, поделок, фотографий.

      Наш батюшка - иерей Владимир Минин, часто приходит к нам в школу с беседами на духовные темы. В начале каждой четверти, мы с отцом Владимиром организовываем молебен в школе. Таким образом, школа вместе с социумом занимается духовно-нравственным воспитанием сельских школьников, формирует у них гражданско-патриотические качества и национальное самосознание, помня, что без прошлого нет ни будущего, ни настоящего. Переживая столкновение с жизненными трудностями, наши ученики, возможно, вспомнят «благую мысль». И не совершит человек чего-то непоправимого, удержится от скверного, злого, вспомнит уроки добра и выберет верный путь. Единственное, о чем не должен забывать учитель при работе с краеведческим материалом это: научная достоверность,  доступность, выразительность и убедительность. И, конечно же, личная большая любовь к малой родине. Толька такая работа может стать бесценным вкладом в процесс формирования и воспитания у подрастающего поколения чувства сопричастности к своим истокам.

    Меня привлекает в этой работе возможность беспрепятственно говорить о духовной стороне жизни, ее нравственных категориях, убеждать ребят в том, что исполнение заповедей Божиих — единственный для православного человека путь к счастливой и гармоничной жизни, доступной каждому. Таким образом, опыт работы школы по православному краеведению помогает создать условия для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям. Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Таким образом, православное краеведение является одним из эффективных средств духовно- нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности. На педагоге лежит огромная ответственность за душу ребенка. Ежедневно он входит в особый детский мир с благими намерениями научить растущего человека жить на Земле, жить в обществе, стремиться к самосовершенствованию, быть грамотным и духовно богатым.  «Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» - писал академик Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека…[2.12]

Список  литературы

1.Белякова С.Б. Патриотическое воспитание школьников.// Начальная школа. М. – 2017.-  Май-Июнь (№ 5-6)

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999.

3. Игумен Георгий (Шестун) Православная школа. М. 2004

4. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.1. М., 1994

5.Лихачев Д.С. Еще о памятниках прошлого//Лихачев Д.С. Письма о добром.- СПб., 1999

6.Сухомлинский В.А. Слушай сердце!// Огонек.- 1969.- Май (№18)

7.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т.Т.2 / под ред. В.Я. Струминского, М., 1954.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Опыт работы учителя по преподаванию основ православной культуры.

Обобщение педагогического опытаучителя основ православной культуры и начальных классовГаздалиевой Александры Михайловны....

Статья "Первый опыт преподавания "Основ православной культуры""

Статья, написанная после международной конференции для журнала ERONO....

Православное краеведение на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) как источник формирования духовно-нравственного воспитания школьников.

Актуальность православного краеведения обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно- нравственного образования школьников. В современном Отечестве во всех слоях общества р...

Опыт работы учителя по преподаванию кружка основ православной культуры.

Опыт работы учителя по преподаванию кружка основ православной культуры....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Православное краеведение", 2 класс

В ходе занятий обучающиеся знакомятся с основными праздниками и традициями православных христиан, с житием Святых, с историей икон Божией Матери, с храмами родного города и святыми местами Курского кр...

Программа факультативного курса "Наследие. Православное краеведение г. Иркутска"

Актуальность создания программы «Наследие» обусловлена потребностью духовного возрождения детей, необходимостью восстановления вековых традиций, уклада жизни нашего народа и сохранения его...