Откуда хлеб на стол пришёл?
материал на тему

Шишлова Нина Михайловна

Откуда хлеб на стол пришёл ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_hleb_prishyol.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие

на тему:

«Откуда хлеб

на стол пришёл ?»

                                                           Подготовила:

                                                                    воспитатель школы

Шишлова Нина Михайловна

                                                                     

2019 год    

                                                           

ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как   к результату огромного труда людей многих профессий.


ЗАДАЧИ: 

- раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;

- узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;

- познакомиться с тем, как выпекают хлеб;  

- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб;

- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений;    

-развивать способность чувствовать, сопереживать;  

- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.

ОБОРУДОВАНИЕ:  

- презентация, выполненная в программе Microsoft Office Power Point, демонстрационное оборудование.

- карточки со словами.

 


Ход внеклассного мероприятия:

                     I. Организационный момент.

-Здравствуйте. Подумайте и скажите, о чем мы будем говорить сегодня? Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

                                        Вырос в поле колоском,

                                        На столе лежит куском.      (Хлеб)                 Слайд №2

- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.

     - Дети, сегодня мы поговорим о хлебе, о том, как и откуда  он пришёл  к нам на стол  и задумаемся о бережном отношении к нему.

                     II. Основная часть.

- Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился  на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.

Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой.       Слайд № 3 

В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен.

Сначала человек ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку.  

                                                                                                           Слайд № 4

А когда добавил воды – получилось первое тесто. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать тесто. Слайд №5             Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб».

- Может быть, кто-нибудь из вас знает стихотворение о хлебе?

         

          Вот он, хлебушко душистый,                                                   Слайд №6             

С хрусткой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Но  не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

        

- С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились.

Есть пословица в народе:

«Хлеб на стол, и стол расцвел»

- Ребята,  а давайте вместе проследим за рождением хлеба.                                                

Слайд №7                   За лесами, за лугами

     Раздается в поле гром,

     Это тракторы плугами

     Пашут легкий чернозем.

     На широкие долины

Вышли новые машины:

                                   Глянь в открытое окно –

                                  Сеют сеялки зерно.        

Слайд №8            Сколько в это зернышко

                                Вложено труда,

                                Знают только солнышко,

                                Ветер, да вода.

Слайд №9               Посеяли хлеб хлеборобы весною,

                                 Созрел он и встал

                                   Золотистой стеною

                                   И слышит страна –

                                   За уборку пора!

                                  Для хлеба комбайны нужны!

Слайд №10                           Хлеб созрел,

                                               Но к нам на стол

                                               Прямо с поля не пошёл.

                                               Он уселся на машину

                                                И спешит на элеватор.

                                 В элеваторе для нас,

                                Хлеб хранится про запас.

                                Здесь ему тепло, удобно.

                                Сможет он, как будто дома,

                                Сколько нужно, отдохнуть

                                И опять собраться в путь.

Слайд №11                    Едет хлеб на мельницу,

                                         Мельницу – чудесницу.

                                         Здесь пышней, чем облака,

                                        Получается мука.

Слайд №12                           Поздно ночью спят ребята,

                                               А завод готовит хлеб.

                                               Этот сказочный завод

                                               Всё, что хочешь, испечёт.

                                               Целый город угостит,

                                               Был бы только аппетит!

                                  Вот теперь- то хлеб готов!

                                 Его грузят по машинам

                                И развозят в магазины.

Игра «Откуда пришёл хлеб?»

   - А теперь нужно расположить слова в правильном порядке. Слайд №13       

   - Прочтите слова.                                                                 

   - Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем?

- Какое слово будет первым? вторым? и т.д                        Слайд №14       

(Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин) 

- Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.

 Физкультминутка. 

                       «Зёрнышко»       (Слова сопровождаются движениями)

- Представьте, что вы зёрнышки…

Посадили мы зерно.

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает  зернышко  –

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

- Хлеб, ребята,  сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей.

- Люди каких профессий помогают  хлебу прийти к нам на стол, мы узнаем, выполнив следующее задание. 

- Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена?     Слайд №15

           - А знаете ли вы, кто самый  главный специалист по выращиванию хлеба – это агроном. Слайд №16

Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.

- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?    Он выезжает в поле, когда зерно поспевает, скашивает колосья, обмолачивает зерно и ссыпает в машину.               Слайд №17

- Что дальше будет с зерном? (Зерно везут на элеваторы или на мельницу)

- Кто его везёт?     Слайд №18

-  Куда отправляют зерно?  Кто работает на мельнице?             Слайд №19   

- Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы? (В пекарни и в магазины). Кто работает на пекарне?     Слайд №20

- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?

                                                                                                          Слайд №21

- Но кроме этих профессий ещё многие другие специалисты участвуют в рождении хлеба.                                                                                    

- Поэтому мы должны уважать  их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу?  (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т.д.)

- Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему.

         - Давайте послушаем стихотворение, которое подготовили ваши одноклассники и узнаем, чем является хлеб для нас и для всех, а мы об этом даже не задумываемся.

                Чтение стихотворения «Хлеб» учащимися: Слайд №22

Мальчик,

Ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

                                         Хлеб – это жизнь,                                            

А не просто еда.

Хлебом клялись,

                                         За хлеб воевали.                                              

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

                                         В слове народная мудрость таится.                 

Вот что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

- Чем же является хлеб для нас?  (Хлеб – это жизнь, а не просто еда)                                                                                                                                                                              

        - Почему такое происходит? (Не задумываемся, что  хлеб – богатство)

- Как мы должны относиться к хлебу?  (Ответы детей)

- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом:

                                (Дети читают правила)

            Правила обращения с хлебом.                     Слайд №23

      Бери хлеба столько, сколько съешь.

      Не играй с хлебом.

  • Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

      Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.

      Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

- Хлеб - бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

 Беседа о военном хлебе. 

-А теперь я хочу рассказать вам о военном времени, о военном хлебе.

1941 год…                                                                                  Слайд №24

В нашей стране, объятой войной, идет полуголодная жизнь, но у людей одно стремление, одна цель – выстоять против врага и победить. Эвакуированные в Сибирь из далеких областей, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перекопанных полях - ищут мерзлую картошку. Дети с сумкой через плечо ходят по мокрым полям собирают колоски.                                                                                                                            

 Они молчаливо  бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими, худыми ручонками мокрые, полурассыпавшиеся колоски. Поздним вечером, вернувшиеся с работы домой матери толкут зерно в ступах, замешивают с мерзлой картошкой, пекут лепешки и утешают себя и детей: «Ничего, ничего, в Ленинграде тяжелее нас люди живут и еще воюют!»

                  В дыму Ленинградское небо,

                   Но горше смертельных ран

                   Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

                  Сто двадцать пять грамм.

Слайд 25

- В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города.  Хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день  по 125 граммов на человека. (Показать детям кусочек хлеба в 125 г.).

- А вы смогли бы  наесться этим кусочком? (Ответы детей)

- Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало, что хлеба всем не хватало…

- Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба.  

- Может быть,  эти страшные времена вам сейчас кажутся далёкой историей, но они не должны повториться.

- Ребята, давайте ещё раз повторим и запомним основные правила обращения с хлебом.

                                    (ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ ХОРОМ)                             Слайд №26

Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!

        Игра «Что лишнее?»

        - Посмотрите, сколько разных изделий пекут из теста. Здесь булочки, ватрушки, печенье, кексы, пироги и пирожки и даже макароны. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.                   Слайд №27

- У вас на партах лежат карточки со словами. Если изделие из муки, то вы карточку с его названием крепите на доску, если нет, то оставляйте на месте.

Блины, консервы, пирожки, изюм, кексы, пряники, колбаса, баранки, макароны.

- Многие поэты и писатели воспевали в своих произведениях хлеб. В честь хлеба слагали гимны, стихи, пословицы, поговорки. Давайте соберём на нашем хлебном поле пословицы.      Слайд №28                           

Плох обед, коли хлеба нет.

Хлеб в закромах, счастье в домах.

У кого хлеб родится, тот всегда и веселится.

                              (Толкование смысла пословиц детьми)

           Игра «Испеки хлеб»

- Издавна на Руси женщины пекли хлеб. А ваши мамы пекут вам? Вы им помогали когда-нибудь? Подумайте, какие нужны компоненты, чтобы испечь вкусный пышный хлеб? Из предложенных ингредиентов вам необходимо выбрать те, которые понадобятся для приготовления теста:

мука, морковь, соль, арбуз, дрожжи, макароны, сахар, капуста , масло, помидоры, вода, молоко. 

- А мы пока отгадаем загадки.  

1.Одно бросил –

  Целую горсть взял.  (Зерно)

                                  2. Он на солнышке стоит

  И усами шевелит.

  Разомнёшь его в ладони –

  Золотым зерном набит. (Колос)

                                                                                 3. Зимой бело,

   Весной черно,

   Летом зелено,

   Осенью стрижено.  (Поле)

      4. Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит. (Трактор)

                                   5. Корабль-великан

Не по морю плывёт.

Корабль –великан

По земле идёт.

Поле пройдёт – урожай соберёт. (Комбайн)

                                                                           6. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.  (Хлеб)

               I I I. Подведение итогов.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чем вам запомнилось наше мероприятие ?

- Как приходит хлеб к нам?

- Как нужно к нему относиться?

- Сегодня вы узнали, откуда пришел хлеб и цену хлеба, не ту которую мы платим в магазине, а цену неизмеримо большую, ценнейшую. Берегите хлеб!                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Откуда хлеб на стол пришёл?"

ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как   к результату огромного труда людей многих профессий.ЗАДАЧИ:- раскрыть значение хлеба в жизни челов...

Учебно-воспитательный проект "Как хлеб на стол пришёл..."

Наблюдая за детьми, я  выяснила, что ребята не умеют бережно относиться к хлебу. Не доедают и выбрасывают остатки хлебных изделий, проявляют пренебрежительное отношение к хлебу. Есть в...

Учебно-воспитательный проект "Как хлеб на стол пришёл..."

Наблюдая за детьми, я  выяснила, что ребята не умеют бережно относиться к хлебу. Не доедают и выбрасывают остатки хлебных изделий, проявляют пренебрежительное отношение к хлебу. Есть в...

НОД по теме "Откуда хлеб на стол пришёл?"(предметное рисование)

Конспект по непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы детского сада....

Исследовательская работа "Откуда хлеб на стол пришёл"

Исследовательская работа: «Откуда хлеб на стол пришёл»Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предмет...

Внеклассное мероприятие "Хлеб на стол, так и стол престол"

Внеклассное мероприятие проводится для обучающихся начальных классов. Оно способствует бережному отношению к хлебу. Воспитывает чувтво уважения к людям. выращивающим сырьё для хлеба....

Презентация "Откуда хлеб на стол пришёл"

Презентация "Откуда хлеб на стол пришёл"...