Особенности организации образовательного процесса детей с аутизмом
статья (1 класс)

Буянкина Валентина Юрьевна

Организация внеурочной деятельности зависит от многих факторов. Это и мотивация педагога и его педагогическое  мастерство и многие другие факторы. Но одним из определяющих факторов является уровень подготовки обучающихся, степень их адекватности к разным процессам происходящим с ними. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.yu_.docx303.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»

Доклад на тему

«Особенности организации образовательного процесса детей с аутизмом»

Составила:

В.Ю. Буянкина

Самара, 2018г.

Организация внеурочной деятельности зависит от многих факторов. Это и мотивация педагога и его педагогическое  мастерство и многие другие факторы. Но одним из определяющих факторов является уровень подготовки обучающихся, степень их адекватности к разным процессам происходящим с ними. Педагогу важно, чтобы дети слышали и видели его, вели себя социально приемлемо в разных условиях: в классе, на улице, в транспорте, в общественном месте.

В последние годы  процент обучающиеся, приходящих в первый класс со сложной структурой дефекта возрос. Не все из первоклассников  организованы.  Среди них немало ребят с поведенческими расстройствами. Проблемы поведенческого характера  могут быть у обучающихся с такими диагнозами как Лёгкая умственная отсталость и аутизм.

Организация образовательного процесса с такими  детьми начинается с формирования общих культурных навыков и навыков школьного поведения. Достигается это систематическим приучением обучающихся.

Навык - это автоматизированные действия, благодаря которым человек совершает многие поступки быстро и легко, не обращаясь постоянно к контролю сознания. Наблюдая за  первоклассниками,  отмечается, что у многих из них заметно отставание навыков и привычек культурного поведения в сравнении с нормотипичными сверстниками. Отсутствуют многие знания как основа культурных навыков. Начиная работу по воспитанию общей культуры поведения,  диагностируются,  знания и умения ребёнка. Выявляются имеющиеся пробелы.         Были случаи, что на  начало сентября многие дети, пришедшие из одного детского сада, не знали  имена друг друга. Из-за нарушений  в коммуникационной сфере, связанной с диагнозом – аутизм,  не умели  здороваться с одноклассниками.  Из 13 первоклассников ни один не шёл мыть руки после  посещения туалета.

Если упустить благоприятный период младшего школьного возраста и не заняться своевременно воспитанием культурных навыков, многие знания и привычки останутся для обучающихся неизвестными. При этом надо уделить особое внимание систематическим упражнениям в правильном поведении, настойчиво учить хорошим манерам и приличиям. Следовательно необходимо помочь ребенку в создании устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.

        Во-первых, это касается помощи в освоении пространства школы. Растерянность, тревога ребенка уменьшается, если он четко усвоит свое основное место занятий, и что он должен делать во всех других местах школы, где он бывает. Как правило, для этого нужна специальная терпеливая работа. В некоторых случаях возможно использование схемы, плана школы. Сохранение постоянства в пространственной организации жизни ребенка в школе поможет избежать многих поведенческих проблем.

        Во-вторых, такому ребенку необходима помощь в организации себя во времени. Ему необходимо усвоение особенно четкого и стабильного расписания каждого текущего школьного дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому, приходом в школу и уходом домой, порядком этих дней в школьной неделе, ритм рабочих дней и каникул, праздников в течение школьного года.

Многое в этом отношении делает семья, но перед школой стоит задача дать детям необходимый объем знаний и навыков культурного поведения и проводить эту работу не от случая к случаю, а в определенной системе. Например, приветствие. Учить здороваться. Сделать фото. Каждый день в классе начинается с приветствия дежурного.  Он подходит ко всем по очереди одноклассникам и говорит «Привет, Вова» - «Привет, Жора!»

Дифференцировать привет  -  сверстнику и здравствуйте - взрослому.   Игра с фотографиями.

 Еще одна особенность детей, с которой нельзя не считаться. Это конкретность детского мышления, с чем связана «ситуативность» в применении правил поведения. Если ребенок привык здороваться с учителем музыки в классе, то на улице  или в столовой он может с ним уже и не поздороваться. 

Навыки школьного поведения: вставать у парты после звонка, готовить школьные принадлежности к уроку и т.д.  Казалось бы, ничего особенного, но в коррекционной школе  формирование навыков школьного поведения  у обучающихся  в первой  четверти первого класса доминирует.  Какие же приёмы следует  используем в этой работе? Различные визуальные подсказки.

У всех обучающиеся с лёгкой степенью умственной отсталости и аутизма в анамнезе есть диагноз общее недоразвитие речи. Это значит, что уровень их активного и пассивного словаря намного ниже возрастной нормы. Поэтому  все объяснения педагога должны сопровождаться  наглядностью. А иногда проще и эффективнее слов работает визуальная подсказка. Например: карточка «Тихо»,  «Руки красиво» или карточка « туалет –  мыть руки». Не разговаривать вовремя урока это тоже  навык школьного поведения.

Формирование любого навыка это процесс и он занимает определённое время. Поэтому если во время объяснения учебного материала кто то из обучающихся начинает разговаривать и отвлекать других, то можно подойти к нему с карточкой подсказкой «Тихо». При этом педагог не прервёт своё объяснение, а ученик  получит корректное замечание.

Мы знаем, что обучающимся с аутизмом  рекомендуется спокойный тон обращения. Это не всегда легко соблюдать. Приём с карточкой подсказкой помогает решить эту проблему.

        Планируя занятия с аутистами, необходимо помнить об их высокой психической пресыщаемости, легком физическом истощении. Поэтому для детей важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха.

        Визуальное расписание уроков помогает первоклассникам  почувствовать себя более уверенными. Они видят, что будет дальше.  Понимают, чем всё заканчивается. Особенно помогают обучающимся с аутизмом визуальные подсказки.

        В результате такой работы может значительно улучшиться самоорганизация, уменьшиться «поведенческие» проблемы, связанные с импульсивностью, отвлекаемостью, трудностью переключения.


       

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день....

Особенности организации учебного процесса детей с ТНР в начальной школе

Презентация по теме "Особенности организации учебного процесса детей с ТНР в начальной школе"...

Статья по теме: «Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в начальной школе»

Данная статья предназначена для работы с детьми ОВЗ. В ней можно найти различные методы и приёмы, которые я использую на своих уроках....

Организация образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях ФГОС.

Эффективная реализация включения особого ребёнка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специального психолого-педагогического сопровождения, как инклюзивного п...

ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ОВЗ"

Образование в начальной школе уже давно стало одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Начальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, также измен...

Особенности организации образовательного процесса с применением инновационных технологий для обучающихся с расстройством аутистического спектра и ТМНР.

Организация образовательного процесса обучающегося с расстройством аутистического спектра и ТМНР. Три основных этапа: организационный, основной и заключительный....