Конспект родительского собрания во 2 классе на тему: «Причины и последствия детской агрессии"
план-конспект занятия (2 класс)

Лаврентьева Любовь Владимировна

Тема: «Причины и последствия детской агрессии» Класс: 2                                                                                                                                                

Форма проведения: родительский педагогический тренинг.

Цель: профилактика детской агрессии.

Задачи:обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка; формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей её преодоления.

Вопросы для обсуждения:

  • причины детской агрессии;
  • профилактика детской агрессии;
  • пути преодоления детской агрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных

предметов» города Котовска Тамбовской области

        

Конспект родительского собрания во 2 классе

на тему:

 «ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ».

                                                                                    Подготовила:

                                                                      учитель начальных классов

                                                                      МБОУ «СОШ №3 с УИОП»

                                                                      г. Котовска                                                  

                                                               Лаврентьева Любовь Владимировна

«Человек обладает способностью любить,

и  если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,

 проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

он руководствуется как бегством от собственной

                                                                                                                      душевной боли….»

                                                                                                                      Эрих Фромм                                        

   

Тема: «Причины и последствия детской агрессии»

Класс: 2           

Форма проведения: родительский педагогический тренинг.

Цель: профилактика детской агрессии.

Задачи:

  • обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;
  • формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей её преодоления.

Вопросы для обсуждения:

  • причины детской агрессии;
  • профилактика детской агрессии;
  • пути преодоления детской агрессии.
  1. Подготовительный этап.
  1. Подбор методик  изучения проявления агрессии у детей.
  2. Проведение тестирования учащихся класса по подобранным методикам.
  3. Анкетирование родителей
  4. Анализ результатов тестирования.
  5. Подбор тренинговых упражнений по оказанию родителями помощи своим детям для снятия эмоционального напряжения.
  6. Выставка рисунков «Моё настроение».
  7. Анализ исследований психологической службы школы по проблеме детской агрессивности (по классу).
  8. Обсуждение и оценивание предложенных родителям ситуаций.
  9.  Памятки для родителей.

II. Организационный этап. (звучит музыка «Если добрый ты», Б. Савельев, М. Пляцковский).

Классный руководитель предлагает родителям работу в трех группах, сообщает тему родительского собрания, цель, задачи, регламент, план проведения, знакомит с обсуждаемыми вопросами.

III. Вступительное слово классного руководителя.

-Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с разговора о проблеме агрессии, так как мы все чаще с ней сталкиваемся не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду с экранов телевизоров и компьютеров. Ее проявляют даже дети. Такая проблема существует и в нашем классе. Давайте разберемся, что такое агрессия? Вот как об этом думают ваши дети (слайды с высказываниями детей об агрессии). 

Обратимся к определению понятия «агрессия». Слово «агрессия»  произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия – это способ выражения гнева, протеста. В основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.

Агрессивное поведение у детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах. В обычном понимании агрессия - это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. В любом случае, цель такого поведения - устранение перечисленных препятствий. И наиболее частой причиной беспокойства родителей за поведение своих чад и обращения к специалистам является как раз детская агрессия. Если вдуматься, то агрессивные дети невольно попадают в замкнутый круг. Как показали многочисленные исследования причина такого их поведения - всегда недостаток внимания и понимания со стороны взрослых. Но своим поведением маленькие агрессоры только еще больше отталкивают от себя окружающих, а их неприязнь лишь усиливает протестное поведение ребенка.    Ведь именно враждебное неодобрение окружающих, а вовсе не внутренние трудности в большинстве случаев провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувство гнева и страха. На самом деле то поведение, которое мы называем, как асоциальное, является отчаянной попыткой маленького человека восстановить социальные связи. Ведь, как правило, до вспышки явной агрессии ребенок выражает свою потребность в более мягкой форме, но мы, взрослые, не видим, не слышим и не понимаем этого.

IV. Составление родителями портрета агрессивного ребенка. (работа в группах, представление портрета, созданного каждой группой).

Учитель на доске выписывает ключевые слова: обзывается, дерется, грубит, мстит, сердится и отказывается сделать что либо, специально раздражает людей, эмоционально неустойчив, обвиняет других в своих ошибках, имеет низкий уровень импатии.

V. Анализ анкетирования детей. (приложение 1, 2)

Учитель знакомит родителей с уровнем агрессивности детей класса на основе полученных результатов в ходе предварительно проведенного анкетирования.

- Анализ анкет ваших детей показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своём доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчёркивают родители. Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, и можно продолжать повторять делать плохо. Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание видеть друг в друге плохое и подчёркивать это - ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства и проявления агрессии.

VI. Причины и виды агрессии.

Существуют следующие виды агрессивного поведения: физическая, вербальная и эмоциональная (в виде эпизодических вспышек). Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень выражается у маленьких детей ( я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью.
- Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность?
Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Учитель предлагает родителям поработать в группах и выявить причины проявления агрессивного поведения у детей. Представитель каждой группы зачитывает возможные причины, а учитель выписывает их на доске.

Причины:

 1. Заболевание центральной нервной системы.

2. Агрессивность как средство психологической защиты (самая распространенная)    Это чаще холерики и сангвиники- дети с сильным типом НС.

3. Различные нарушения семейного воспитания.

  • Алкоголизм родителей.
  • Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями (частые скандалы в семье).
  • Неуважение к личности ребенка.
  • Некорректная и нетактичная критика ребенка, оскорбительные и унизительные замечания. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и свои силы.
  • Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. (Чаще у жестких, властных родителей).
  • Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

4. Нарушенная исследовательская активность ребенка.

Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы - они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал - что будет?).

5. Случаи, когда за агрессивность принимают что- то другое.

Например, детское упрямство  - «не хочу», «не буду», «я сам» и др.

6. Запрет на физическую активность.

Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.

7. Отказ в праве на личную свободу.

8. Подсознательное ожидание страха.

Недостаточная защищенность матери во время беременности, переживание трагедии, горя в семье, частая и длительная госпитализация ребенка. В результате у детей вырабатывается комплекс страхов - боязнь остаться один, врачей, испытание боли и др.

9. Эмоциональная нестабильность, колебания эмоций.

Настроения ребенка могут меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Негативные эмоции считаются в семье недопустимыми, их всячески подавляют.

10. Неуверенность в собственной безопасности в семье, где частые ссоры.

Личный отрицательный опыт (дома отец бьет, это стиль жизни).

11. Недовольство собой.

12. Повышенная раздражительность.

13. Чувство вины.

VII. Обсуждение предложенных ситуаций, обмен мнениями.
Ситуация 1.
Родители долго думали, что подарить дочери по окончании учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу для внеклассного чтения и альбом для фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена, расплакалась, устроила истерику и кричала: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! А вы! Вот Лене родители компьютер купили!»
Ситуация 2.
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и под любым предлогом на улицу убежит гулять. Вечером придёт - начинаем проверять, а он на ходу спит, на следующий день приходит из школы - опять двойка».
Ситуация 3.
Родители постоянно ставили мальчика в угол за все провинности. Однажды, будучи ещё только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, уйду к бабушке. С вами больше жить не буду!»
Ситуация 4.
В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты, по мнению родителей, были хорошими, то дети получали поощрения в виде карманных денег. Если учебные результаты детей не устраивали родителей, они должны были выполнить трудовую повинность по дому и даче. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

  Профилактика агрессивного поведения.

  • Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.
  • Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.
  • Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.
  • Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.
  • Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.
  • Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.
  • Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».
  • Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.
  • Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.
  • Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.

Методы для выражения подавленного гнева:

  • Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
  • Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.
  • Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.
  • Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
  • Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей»:

  • обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
  • обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
  • следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;
  • быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
  • поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

VIII. Тренинги с родителями «Как помочь ребенку стать менее агрессивным». (приложение 3)

Практическое выполнение родителями заданий.

IX. Анкетирование родителей по проблеме собрания. (приложение 4,5)

Х. Подведение итогов. Рефлексия.

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому. Вручение памяток родителям (приложение 6).

XI. Заполнение родителями карточек отзывов о родительском собрании. (приложение 7)

XII. Принятие общего решения родительского собрания для протокола.

Используемая литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000
  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008
  3. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград 2003 г.
  4. Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
  5.   Ожегов С.И., Шведова М.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1993
  6.   Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Минск. 1977.
  7. Психодиагностика детей: Пособие для психологов, педагогов, студентов/Сост. А.С. Галанов. М.: ТЦ «Сфера», 2003
  8.   Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1999
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. М.: Владос, 1999
  10. Родительские собрания: 2 класс / Авт.- сост. С.Р. Рябова. – М.: ВАКО, 2008

 

   

Приложения к родительскому собранию

«Причины и последствия детской агрессии»

Приложение 1.

Анкета для учеников

Чаще всего я радуюсь, когда        _____________________________________________.

Чаще всего я смеюсь, когда        ______________________________________________.

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда ______________________________.

Чаще всего я плачу, когда _______________________________________________.

Чаще всего я злюсь, когда        ________________________________________________.

Чаще всего я обижаюсь, когда ___________________________________________.

Мне хорошо, когда меня        _________________________________________________.

Мне плохо, когда меня __________________________________________________.

Приложение 2.

Тест для учеников

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.

Я — добрый

Я — злой

Я — терпеливый

Я — нетерпеливый

Я — упрямый

Я — безразличный

Я  — хороший друг

Я — умный

Я — помощник

Я — обидчивый

                                                                                                                                Приложение 3.

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:

  1. «МУХА».       

 Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

  1. «ЛИМОН».       

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

  1. «СОСУЛЬКА» («МОРОЖЕНОЕ»).     

Встаньте, закройте глаза. Руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

  1. «ВОЗДУШНЫЙ ШАР».     

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

  1. «ВВЕРХ ПО РАДУГЕ».     

Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза.

Приложение 4.

Анкета для родителей

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка:

  • Доброта
  • Сочувствие
  • Покладистость
  • Терпение
  • Сопереживание
  • Безразличие
  • Упрямство
  • Агрессивность
  • Нетерпимость
  • Эгоизм

Приложение 5.

Методика для родителей “Портрет моего ребенка”

  1. Как ваш ребенок относится к вам, родителям?
  2. Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание?
  3. Какова роль ребенка в семье? Его обязанности, права?
  4. Есть ли у ребенка друзья?
  5. Где, как, с кем проводит свободное время ваш ребенок?
  6. Какие учебные занятия, предметы нравятся ребенку?
  7. Кто из членов семьи является для него авторитетом?
  8. Что хотели бы изменить в вашем ребенке?
  9. Нравятся ли вам его увлечения?
  10. Часто ли вы хвалите своего ребенка?
  11. Ругаете, наказываете ребенка за что-либо?
  12. Как вы зовете ребенка дома?
  13. Чем вы любите заниматься с вашим ребенком дома?
  14. Считаете ли вы своего ребенка самостоятельным? Почему?
  15. Как часто сын (дочь) обращаются к вам за помощью, в чем?
  16. Каков ваш ребенок?
  17. Замечает ли ваш ребенок настроение, боль у кого-либо из членов семьи?
  18. Умеет ли проявлять сострадание, жалость?
  19. Умеет ли держать свое слово, чувствовать свою ответственность за порученное дело?
  20. Часто ли обижается ваш ребенок? Достаточно ли обоснованы его обиды?
  21. Умеет ли радоваться успехам своих друзей, близких?
  22. Если вы пугаете ребенка, то какие используете слова?
  23. Если хвалите ребенка, то за что и как?
  24. Коротко о здоровье ребенка.
  25. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
  26. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
  27. Против кого он проявляет агрессию?
  28. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

Приложение 6

Памятка для родителей по предупреждению детской агрессии.

  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  • Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  • Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.
  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
  • Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
  • Не шантажируйте своего ребёнка своим отношением к нему.
  • Не бойтесь поделиться со своим ребёнком чувствами и слабостями.
  • Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.

Приложение 7.

Карточка отзыва.

Я узнал, что__________________________________________________________        .

Новым для меня стало то, что__________________________________________        .

Я убедился, что______________________________________________________        .

Меня не смогли убедить в том, что         _____________________________________.

Я категорически против того, чтобы        ___________________________________.

Я возмущен тем, что _________________________________________________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Причины и последствия детской агрессии»

Родительское собрание на тему "Причины и последствия детской агрессии" я проводила во 2 классе. Интерес и высокая активность учащихся и их родителей меня порадовали....

Выступление на родительском собрании на тему:"Причины и последствия детской агрессии".

В данном выступлении раскрываются причины детской агрессии и даются рекомендации родителям по данной теме. Прилагаются анкеты для учащихся и для родителей по данной проблеме....

Родительское собрание по теме "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Родительское собрание «Детская агрессия»Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родителей культуру понимания...

Родительское собрание на тему «Причины и последствия детской агрессии»

Родительское собрание на тему «Причины и последствия детской агрессии»             ...

Родительское собрание на тему "«Причины и последствия детской агрессии»".

Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления. Форма проведе...

Конспект родительского собрания по теме «Причины и последствия детской агрессии»

Тема: «Причины  и последствия  детской  агрессии»Класс: 2Цель: ознакомить родителей с возможными источниками детской агрессии, а так же с её последствиями. Помощь родителям ...

Методическая разработка родительского собрания на тему: «Причины и последствия детской агрессии».

Материал поможет объяснить родителям  причины детской агрессии, её влияние  на поведение ребёнка. Способствует формированию у родителей культуры понимания проблемы агрессивности и возможных ...