Игровая программа: "Гуляй, народ-Масленица у ворот"
классный час (4 класс)

Фёдорова Наталия Геннадьевна

Данный материал содержит сценарий праздника: "Гуляй, народ-Масленица у ворот".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя образовательная школа № 25»

Игровая развлекательная программа

https://serpantinidey.ru/Сценарий праздника Масленицы "Гуляй, народ – Масленица у ворот!"

                             

                          Авторы:

                                                                Фёдорова Наталия Геннадьевна

                                                           учитель начальных классов;

                                                                          Жигулина Виолетта Анатольевна

                                        учитель музыки.

 Абакан- 2018

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи программы

3. Условия и особенности реализации игровой развлекательной программы «Гуляй, народ, Масленица у ворот!»

4. Ход игровой программы

5. Список реквизита и дидактического материала

6. Список литературы

Пояснительная записка

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя»
Ш. Амонашвили


        В школьном  возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
        Ключевая роль школьного воспитания заключается в создании условий для формирования развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
        В настоящее время актуальным стало развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
Идеей создания программы послужило желание помочь ребенку –  школьнику в  развитии  общечеловеческих ценностей посредством народной культуры.
        Тема программы не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания учащихся начальных классов; она лишь является основой, которая позволяет объединить все виды деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.
В основу игровой развлекательной программы легли следующие принципы:
1. Учет возрастных, индивидуальных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения.
2. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта учащихся.
3. Принцип доступности и занимательности материала.
4. Принцип сотрудничества учителя с учащимися (игровое общение, различные ситуации).

Цель программы:  

создать условия для сплочения детей, путём вовлечения в совместную творческую деятельность.

Задачи программы:

Познавательные:

  • знакомство и приобщение детей к русской народной традиционной культуре. Сохраняя народные традиции празднования Масленицы;
  • расширение  кругозора учащихся через использования русского фольклора;
  • повышение познавательной и игровой активности;

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, навыков импровизации; коммуникативных способностей.
  • Воспитательные:
  • формирование здорового образа жизни детей,
  • воспитание навыков и привычек культурного поведения;
  • создание тёплой, дружеской атмосферы и праздничного                               настроения.

Условия и особенности реализации игровой развлекательной программы «Гуляй, народ, Масленица у ворот!»

Количество воспитанников от 20 и более  человек, в основном младшего школьного возраста от 9-11 лет, поэтому игровая программа составлена с учетом потребностей именно этой категории детей, а так же календарного цикла  русских народных праздников.

Форма организации деятельности учащихся в процессе игровой программы: групповая.

Ожидаемые результаты

В качестве результатов реализации программы выступают:

- осмысление детьми в рамках своего возраста досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

- осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

- приобретение детьми практического навыка при участии в развлекательной программе;

- умения содержательно и разнообразно проводить свободное время.



Ход игровой программы

      Встречают гостей ведущие: Марфа и Дуняша.

Исполняется русская народная песня « Ой, сад во дворе»

Ой, сад во дворе,

Ой, сад во дворе расстилается.

Народ у ворот

Народ у ворот собирается!...

Марфа: Здравствуйте, гости дорогие!

                Спешите, поспешайте!

                По старинному обычаю

                Петь плясать, Весну-матушку встречать!

         Дуняша: Два раза не повторяем,

                          Поэтому один раз объявляем!

                          Все, кто любит блины в сметане!

                          Придут Масленицу встречать,

                          И зиму прогонять!

         Марфа: А чтобы попасть на наш праздник, нужно нам пройти через ворота. Вы готовы?

          Дети отвечают: Да!

          Дуняша: Тогда повторяем все за нами слова!

Игра «Ворота»
       Ведущие  образуют ворота, подняв сцепленные  руки  вверх. Хоровод проходит под руками через «воротца» и повторяют дети за ведущими слова:

Идёт матушка-Весна

Отворяй–ка ворота,

Первый Март пришел, всех детей провел,

 А за ним  Апрель, отворил окно и дверь,

А уж как пришел Май, никого не пропускай.

       После слов: «никого не пропускай», ворота закрываются и те, кто попал, становятся рядом с  ведущими, справа и слева и тоже поднимают руки вверх.           Теперь хоровод идет, проходя во все ворота. Те, кого опять поймают, тоже становятся справа и слева. И так до тех пор, пока весь хоровод не закончится. Потом, ведущие разъединяют руки и получаются две команды. Каждый участник награждается сюрпризом (в виде конфетки). В конфете спрятан символ «Масленицы» - солнышко и блин. Ведущие делят ребят на  две команды по символам: «Веснушки», «Снежки».

Марфа: Идёт матушка-Весна

               Отворяй–ка ворота,

              Первый Март пришел, всех детей провел,

 Дуняша: А за ним  Апрель, отворил окно и дверь,

                А уж как пришел Май, никого не пропускай.

Марфа: А вы знаете, что Масленица предшествует Великому посту. Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название. Давайте с вами узнаем, как называются каждый день масленичной недели.

Дуняша: В понедельник встречали праздник, проводили катания на ледяных горках. Утром дети делали чучело Масленицы из соломы, украшали его и таскали за собой по улицам.

        Ведущие обращают внимание детей на «Чучело, предлагают им его нарядить. Дети прикрепляют глаза, рот, нос, лентами украшают наряд.

Дуняша: Спасибо ребятам за работу!

                 Подойдите, призы получите!

Дети получают призы-пожелания.

Обращение к детям.

 Все обращаются к «Масленице»

Марфа: Широкая масленица,

                Мы тобой хвалимся

                На горах катаемся.
               Блинами объедаемся!

Обращение к детям.

Марфа: В две шеренги становись

               За руки крестом возьмись,

               Плетень сплетём,

               Танцевать под музыку начнём.

Дуняша: На месте не стоим, себя и народ веселим.

                 А настанет тишина, занять место вам пора!

Марфа: Кто не будет танцевать,

               Тот замёрзнет, надо знать!

               Раз, два, три, четыре, пять,

               Пора игру начать!

Игра «Плетень»

         Дети встают в шеренгу по командам, лицом друг к другу, взявшись за руки «крестом», под музыку «Плетень» разрывается, дети расходятся по залу и  танцуют. Музыка прерывается, дети возвращаются на свои места «заплетя плетень». По окончанию игры команды получают приз.

Дуняша: Ну, ребята, ну мальцы!

             Одно слово, молодцы!

Марфа: Вот так весело проводили первый день масленицы!

           Но и  мы не подкачаем,

           Так что смело продолжаем!

Дуняша: Вторник– заигрыш настал.

            Веселитесь с нами!

            Нас за игры, за веселье

            Солнце наградит лучами!

Игра «Скачки с препятствием»

Каждый участник «оседлав лошадку» преодолевает препятствия.

Команды получают приз.

Дуняша: В среду теща суетится,

                Печь блины, ох, мастерица!

                За столом всех собрала

                Угощала до утра!

Игра «Месим тесто»

Ребята встают в круг, взявшись за руки, и говорят эти слова:

             «Месим, месим тесто.
             Месим, месим тесто.
             Раздувайся, пузырь,
             Раздувайся большой,
            Да не лопайся!»
Со словами «Месим, месим тест…» круг сужается, а со словами «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, да не лопайся!» круг расширяется до тех пор, пока кто-нибудь не разожмет руки. Тогда те, кто разжал руки, становится «тестом» в середине круга. Игра начинается снова, и так до тех пор, пока «поваров» не станет меньше, чем «теста». Игра кончается  и ребята получают приз.

Все: Месим, месим тесто.
         Месим, месим тесто.
         Раздувайся, пузырь,
         Раздувайся большой,
         Да не лопайся!

Марфа: И четверг уж чередой

          Посещает за средой.

          В игры весело играем,

          И блиночки поедаем!

Дуняша: С четверга начинается широкая масленица, самые весёлые денёчки!

Игра «Павлиний хвост»

        К талии участника прикрепляется верёвочка (ленточка), один конец которой свисает до самого пола. На земле из кеглей или пластиковых бутылок выстраивается змейка. Задание — пройти между, не сбив «хвостом» ни одного предмета. Побеждает тот, кто первым и быстрее доберется до финиша.

Марфа: Снег летит из-под копыт

               В пятницу под вечер.

               Едет теща на блины

               Мы её все встретим!

Дуняша: Встретим, да силушку богатырскую покажем!

 Игра «Перетягивание каната». 

По окончании игры команды получают приз.

Дуняша: Посиделки у друзей

                Мы в субботу проведем.

                Угостимся  мы блинами,

                Медом, сыром, пирогами!

Игра «Ногою топнем, в ладоши хлопнем»

Как услышите весть хорошую –

В ладоши хлопайте,

А если не очень хорошую –

Ногами топайте! Договорились?

Дуняша: У Весны сегодня День рождения! (Хлопают)

                 Угощаемся блинами и печеньем. (Хлопаем)

Марфа: Зиму просим поскорее уходить! (Хлопаем)

                Рубль последний готовы прокутить!  (Топаем)

                За игру вручу коробочку конфет!  (Хлопаем)

Дуняша: Вы  откроете, а там ничего нет!  (Топаем)

                 Бабушки и девочки очаги все разожгли!  (Хлопаем)

                 Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопают)

Марфа: Блины с мёдом да вареньем! (Хлопают)

                Не блины, а объеденье!  (Хлопают)

                Блины сладкие с начинкою. (Хлопают)

Дуняша: Все с пуховою перинкою!  (Топают)

                 А иные и с подушками! (Топают)

                 А другие и с ракушками! (Топают)

Марфа: В субботу надо было обходить всех родственников и угощать блинами.

Дуняша: Всю неделю мы играли,

                И блиночки поедали!

                День прощения настал!

Марфа: В День прощенный  Воскресенье

              Всем обиды ты прости

              И с душою легкой, чистой

              Улыбнись, с друзьями обнимись!

Дуняша: Пусть в трудах беды не знает

                 наш народ.

                Пусть же будет плодородным

                И счастливым этот год!

Марфа: Весело мы все играли,

               И сюрпризы получали,

               А теперь пришла пора,

               Развернуть их, мои друзья!

Дуняша: Пожелания друг другу составляем и выразительно читаем.

Пожелания:

  1. С Масленицей поздравляем,
    Перемен больших желаем.
    Принесёт пусть вам весна,
    Много света и тепла!
  2. Веселитесь, жизнь прекрасна!
    Пусть господствует добро!
    Ну а мы желаем счастья,
    И чтоб вам во всём везло!

         Каждая команда составляет пожелание. Ведущие устанавливают «масленицу» по центру. Команды становятся в круг, зачитывают пожелания,

помощник поднимает на шесте «солнышко» с лентами, исполняется закличка, все идут по кругу взявшись за ленточки.

Марфа:  Весна, красна,

                Тёплое летице.

                Ой, ли, ой лёли,

                Тёплое летице! Ууу…!

Дуняша: Всем до свидания, до новых встреч!

                 Хорошо повеселились,

                 Лишь блинком не угостились.

Марфа:   Надо в школу отправляться,

                 Масленицу 12 февраля дождаться,

                 И блинами угощаться!

                 С Масленицей 18 февраля прощаться!

Вместе: До свиданья друзья! До новых встреч!

C:\Users\Макс\Downloads\maslenica-2011.jpg

Список реквизита и дидактического материала:

  1. Кегли
  2. Корзины
  3. «Чучело-Масленица»
  4. Канат
  5. «Призы-конфеты»
  6. «Солнце на подставке с лентами»
  7. Русские народные костюмы
  8. «Хвосты на лентах»
  9. Символика «Масленицы»
  10.  Деревянные перекладины - «лошадки»
  11.  Музыкальное оформление


Список литературы

  1. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.-метод. пособие /Б.В.Куприянов, М.И.Рожков, И.И. Фришман /.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 216 с.
  2. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений / А.П. Панфилова ; под общ.ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой.- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. з68 с.
  3. Смирнов С.А. Игровое общение как форма развития деятельности /С.А.Смирнов// Игра в педагогическом процессе: межвузовский сборник научных трудов /под общ. ред. Н.П.Аникеевой.- Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. С. 53-62.
  4. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа. 1994. 240с.
  5. Шмаков С.А. Уроки детского досуга: в помощь педагогу-экспериментатору, классному руководителю / С.А.Шмаков. – М., 1992. – 56 с. Педагогу-организатору ДЮЦ «Калейдоскоп»
  6. Интернет - ресурс

Приложение

Пожелания командам:

  1. С Масленицей поздравляем,
    Перемен больших желаем.
    Принесёт пусть вам весна,
    Много света и тепла!

  1. Веселитесь, жизнь прекрасна!
    Пусть господствует добро!
    Ну а мы желаем счастья,
    И чтоб вам во всём везло!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды

Слайд 5

Понедельник — Встреча. В этот день сооружали и наряжали соломенное чучело и начинали печь блины.

Слайд 6

Вторник — Заигрыши. С раннего утра молодежь веселилась и каталась с гор. Все приглашали друг друга в гости.

Слайд 7

Среда - Лакомка В этот день зять приходил «к тёще на блины».Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Слайд 9

Четверг — Широкий разгул Важным событием этого дня было взятие снежного городка – символическая битва весны и зимы.

Слайд 10

Пир горой!

Слайд 11

Пятница — Тещины вечерки Теперь уже зятья у себя дома принимали тёщ с румяными блинами

Слайд 12

Суббота — Золовкины посиделки. Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.

Слайд 13

Воскресенье — прощеный день или Прощеное Воскресенье. Традиционный обряд этого дня и окончания Масленицы — сжигание соломенного чучела, которое являлось символом уходящей зимы.

Слайд 14

Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!

Слайд 15

Пожелание друзьям С Масленицей … Перемен больших … . Принесёт пусть вам …., Много … и …!

Слайд 16

Пожелание друзьям С Масленицей Перемен больших Принесёт пусть вам Много и

Слайд 17

Пожелание друзьям Веселитесь, жизнь…! Пусть господствует …! Ну а мы желаем…, И чтоб … во всём…!

Слайд 18

Пожелание друзьям Веселитесь, жизнь Пусть господствует Ну а мы желаем И чтоб во всём


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «СВЯТКИ. ПРИШЛА КОЛЯДА – ОТВОРЯЙ ВОРОТА»

Внеклассное мероприятие для начальных классов. Участники в костюмах. Сцена украшена ёлками. Деревенская изба....

Веселись, честной народ! Масленица к нам идёт!

Данная методическая разработка расчитане для детей дошкольного и младшего школьного возрста....

технологическая карта внеклассного занятия «Праздники русского народа. Масленица»

Цель  внеклассного занятия  -  познакомить учащихся с историей возникновения праздника Масленицы, с его традициями и обычаями во Владимирской области.Учащиеся знакомятся с особянно...

Сценарная разработка конкурсно-игровой программы «Новый год уж у ворот!»» для детей школьного возраста.

Цель: Создать праздничное настроение у детей, посредством активного участия в конкурсно-игровой программе.Задачи: - сплочение детского коллектива;- развитие коммуникативных качеств....

Конкурсная- познавательная программа «Гуляй по улице с умом» по ПДД

Ведущий: В нашем городе множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы. С каждым годом растёт поток м...

Сценарий конкурсно-игровой программы для обучающихся 3-4 классов «Новый год у ворот»

Сценарий новогоднего утренника для обучающихся 1-4 классов. Сюжет охватывает следующие этапы: встреча Деда Мороза, игры, песни, танцы, чтение стихов, отгадывание загадок и вручение подарков...