Воспитательная система класса "Формирование образа жизни, достойной Человека"
статья

 

За основу реализации выбрана форма социально-значимого проекта  «Твори Добро»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema.docx812.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Тыгдинская СОШ

Воспитательная система класса "Формирование образа жизни, достойной Человека"

За основу реализации выбрана форма социально-значимого проекта  «Твори Добро»

Воспитательную систему выполнила: Вамбольд Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов первой категории,

МОБУ Тыгдинская СОШ

 

2019г.

Содержание

I. Моя педагогическая философия

II. Описание программы воспитательной деятельности

III. Механизм построения и функционирования программы воспитательной деятельности

IV. Принципы жизнедеятельности коллектива

V. Самоуправление программы воспитательной деятельности "Страна детства"

VI. Работа с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации

VII. Работа с одаренными детьми

VIII. Контроль и диагностика эффективности функционирования программы воспитательной деятельности

IX. Эффективность функционирования программы воспитательной деятельности

X. Работа с родителями

XI. Перспективы дальнейшей жизнедеятельности и развития программы воспитательной деятельности класса

XII. Список используемой литературы

XIII. Приложения

Девиз:

«Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!»

I. МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Только духовная общность – и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества – и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства, - и ничего, что может отравить её; только уважение и утверждение личностного достоинства – и ничего, что может ущемить радость взросления в ребёнке; и наконец, только оптимизм и глубокое понимание ребёнка – вот чем облагораживается наше воспитательное поле, на котором выращиваем мы будущее человечества, куём судьбы и счастье людей.

Ш.А. Амонашвили

Началом построения моей программы воспитательной деятельности стали слова Л.А.Никитиной:

«Человек обязательно должен быть чьим – то любимым, самым близким, незаменимым. Вот основа устойчивости человека в трудном и пока холодном нашем мире. Люди ничьи страшны, потому что предательство для них - норма существования, безответственность – норма совести. Для них и в самом деле ничего святого нет, даже собственное «Я» не дорого, грош цена себе и жизни тоже. Главное – спасти человека, сохранить в нём человеческое, тогда сохраним всё».

Действительно, каждый ребёнок независимо от возраста должен знать, что есть человек, любящий его и принимающий таким, какой он есть. Ребёнок должен чувствовать, что он незаменим. Чаще всего такими людьми для ребёнка являются родители. В них ребёнок видит защитников, советчиков, друзей. Переступая порог школы, ребёнок надеется, что в трудную минуту рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, развеселить, помогут стать смелее, умнее, добрее и терпеливее. «Дети – цветы нашей жизни», но цветок живой – когда ребёнок «растёт» в жизни: среди дел, занятий, забот, отношений людей. Важно превратить школьные часы, дни и годы в радостные и счастливые мгновения, чтобы детям запомнилось не серое существование, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечений, поисков и находок жизнь.

Следующей ступенькой в построении моей программы воспитательной деятельности стало знакомство с теориями и современными концепциями и подходами в воспитании. Слова Ш.А.Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах» помогли мне утвердиться в своих позициях. Близки мне позиции В.А.Сухомлинского, который утверждает, что «хороший учитель» - это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком. В своей работе я опираюсь на опыт Ш.А.Амонашвили (педагогика сотрудничества), В.А.Караковского (концепция, ориентированная на коллективное воспитание), С.Л.Соловейчика (личностный подход). На последнем этапе построения программы воспитательной деятельности класса, в основу которой положен гуманистический принцип, я сформулировала принципы, задачи и средства, необходимые для её реализации. Суть моей программы воспитательной деятельности заключается в том, чтобы дети могли почувствовать себя умелыми, талантливыми, смелыми, сильными, добрыми, счастливыми, и на этой основе учиться и учить друг друга, познавать себя и других, общаться друг с другом и с искусством, с наукой, с миром взрослых. Наивысшую радость и удовлетворение дети испытывают от деятельности, позволяющей им открывать себя: свои способности, свои возможности. Именно она вызывает у ребёнка радость и интерес. Тогда детские лица светятся улыбкой и глаза становятся счастливыми и весёлыми. И такой деятельностью для детей является игра. Поэтому в основе моей программы воспитательной деятельности лежит долгосрочная игра «Твори Добро». Её специфика заключена в том, что рассчитана она на все годы обучения в начальной школе.

«Игра помогает детям отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во вселенной». – Януш Корчак.

В 2016 году я стала классным руководителем 1 «А» класса, который состоял из 11 девочек и 18 мальчиков. После знакомства с коллективом класса, мне, как классному руководителю, выбрать тему работы на 4 года не составило большого труда. Три семьи многодетные, одна малообеспеченная, уровень образованности был средний.

С 2016 года по 2020 год был разработан и реализуется этот проект. Ребёнок – это «чистый лист». А с чистого листа, как давно известно, всё начинать намного лучше и эффективнее.

II. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель программы воспитательной деятельности класса:

воспитательная деятельность></p><p>Воспитание личности учащихся на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование жизненной позиции.</p><p><b><i>Задачи для реализации: </i></b></p><ol type=

  • Создать благоприятные условия для развития личности учащихся, их способностей и творческого потенциала.
  • Приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, воспитывать ценностное отношение к таким понятиям как «малая родина», «семья»,«общение», «культура».
  • Организовать все виды деятельности, вовлекающей учащихся в общественно – ценностные социализирующие отношения.

Реализации данной цели и задач способствуют восемь взаимосвязанных путешествий. Каждый месяц ребята отправляются на определённую планету:  «Спорт», «Проекты», «Знания», «Внеурочная деятельность», «Творчество»

Пролетая на ракете сквозь пространство детства в надёжном сотрудничестве с учителем и родителями, дети приобщаются к здоровому образу жизни, адаптируются к социуму, любят свою родину, приобретают высокий культурный уровень, любят свою семью, учатся требовательно относиться к себе.

Программа «Твори Добро», нацелена на воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения и ответственности, включает в себя воспитание:

  • чувства безопасности, то есть физической и психологической защищённости, отсутствия страха перед препятствиями, умение защитить свою позицию;
  • чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, малой Родине, России, к родовым корням;
  • чувства индивидуальности, то есть чувства знания самого себя, своей ценности, это ответ на вопрос, кто я есть, какой я, как я оцениваю себя и как меня оценивают другие;
  • чувства цели, смысла жизни, жизнедеятельности, то есть ответ на вопрос, зачем я пришёл в этот мир, каково моё предназначение и ответственность перед людьми, собой, Высшей реальностью;
  • чувства компетенции, то есть уверенности в своих знаниях и возможности их применения.

Приобретая все эти качества, ребёнок уверенно движется вперёд по жизни к своей, пока далёкой и ещё неоткрытой, но яркой звезде.

Последний месяц учебного года посвящён подведению итогов путешествия за год. Из заветных сундучков достаётся «клад» - та ценная информация, которая была накоплена за время путешествий и составляется небольшой отчёт в форме таблицы (что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым, культурным человеком и т.д. ). В завершении проводится КТД, на котором отмечаются достижения ребят на определённом этапе.

Системообразующими видами деятельности являются игровая и спортивно-оздоровительная. Данные направления были выбраны мною не случайно. В основе выбора лежат интересы и потребности учащихся, а также мои личностные особенности и интересы.

Для организации жизнедеятельности классного коллектива мною были выбраны следующие системоинтегрирующие формы:

  • объединение проводимых дел в крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей
  • форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых (КТД)

В основе моей программы воспитательной деятельности «Твори Добро» лежит игра. Я считаю, что именно игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Я заметила, что ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Для моих ребят не всегда важен её результат, победа, успех, им нравится сам процесс, каким бы трудным он ни был. Уже в самом процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Я вижу, что для моих детей это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Я вижу, как мои ученики преодолевают в игре иногда серьёзные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у моих ребят полезные умения и привычки. Здесь ребята чувствуют себя до некоторой степени самостоятельными. И поэтому они предъявляют к себе те высокие требования, которые к ним предъявляем мы- взрослые в неигровой деятельности. Любимые игры, к которым ребёнок многократно возвращается, чтобы пережить ещё раз ощущение победы над собой, своего успеха в чём – то, и есть тренинг, система упражнений, обогащающая внутренний мир ребёнка. Так игра для моих становится средством самовоспитания, а для меня средством коррекции – исправления, поправки, частичного изменения неправильно сформированного в ребёнке психического процесса или личностного качества.

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

А.С. Макаренко

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Так ролевые игры, проводимые мной, формируют в ребёнке культуру поведения и общения в разных жизненных ситуациях, а командные спортивные или интеллектуальные соревнования учат взаимопомощи и взаимоподдержке, сопереживанию и взаимопониманию, наши походы в лес помогают не только любить и беречь природу, быть наблюдательным и ценить красоту, но и вовремя прийти на помощь, и поделиться вкусным бутербродом.

Программа воспитательной деятельности 3 «А» класса, в котором я являюсь классным руководителем третий год, построена на гуманистическом принципе воспитания. Я согласна с позицией Ш.А.Амонашвили , который считает, что главный принцип такого воспитания – расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощником в своём же воспитании. Поэтому в основе построения моей воспитательной системы лежат четыре принципа:

Принципы

1. Принцип принятия: человек принимается другими людьми таким, какой он есть. В нашем коллективе ребёнок принимается полностью со всеми его достоинствами и недостатками. При этом каждый член коллектива чувствуeт, что его любят и ценят несмотря ни на что, и сам он учится принимать других, уважать их мнение. В общении с ребятами на уроке или во внеклассной деятельности я строю отношения таким образом, чтобы каждый ребёнок почувствовал, что он мне интересен, что для меня важен его успех, что я вместе с ним переживаю его неудачу и, что я люблю его уже за то, что он мой ученик.

2. « Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика» Сухомлинский В.А.

Принцип диалогического общения. Общение – диалог – построено на уважении прав учащихся, взаимном доверии друг к другу, желании педагога слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Диалогическое общение способствует обмену социальными ролями, возможности «встать на место» другого, содействуя восприятию человека человеком. Диалогическое сообщение помогает реализовать очень важную функцию общения – сопереживание. Это создает условия для развития и совершенствования детского коллектива. Доверительное общение с детьми создаёт в нашем классе благоприятный эмоциональный климат, создаёт атмосферу радости. Каждый день мы радуемся нашей новой встрече, возможности поделиться друг с другом своими мыслями, чувствами, творческими идеями. Вот бежит ко мне  Алина: «Я нарисовала для вас рисунок! Посмотрите, красиво? Я старалась!».  Уля шепчет мне на ухо: «Я написала заметку в нашу газету про классный час, который был на прошлой неделе».Я с удивлением и радостью принимаю труд ребят, хвалю их, благодарю за доставленную мне радость. И так каждый день! Дети бегут ко мне, а я к ним.

3. «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что – то своё» Сухомлинский В.А.

Принцип соразвития: развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослости. Я считаю, что в развитии человека лежит прежде всего гармонизация внешнего и внутреннего «Я». В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и развитие. Сотрудничество взрослых и детей помогает преодолеть страх, беспокойство, при этом сохранить и развить положительные эмоции обеих сторон. Создаёт благоприятные ситуации для развития творческих индивидуальных особенностей каждого. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует её успешность. Всё, что происходит в нашем классе, мы готовим вместе с детьми и родителями. В совместной деятельности сотрудничества каждый не только вносит что-то своё, но и учится у других, берёт что-то для себя. Так при подготовке к новогоднему утреннику ни один человек: ни взрослый, ни ребёнок не остался в стороне. Почти все родители приняли участие в новогоднем спектакле, остальные рисовали новогодние газеты, делали вместе с детьми новогодние игрушки, все вместе украшали класс. В процессе деятельности все сдружились, лучше узнали друг друга, а от самого праздника все участники получили такой эмоциональный заряд, который подтолкнул всех к ещё более активному и тесному сотрудничеству.

4.Принцип увлечённости: я отношусь к общению с детьми творчески, учитываю индивидуальные особенности характера учащихся, особенности эмоциональной сферы; пытаюсь объединить их творческой деятельностью, которая для них интересна и значима. Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают активно участвовать во всех делах. Это значит, проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Такая жажда деятельности формирует жизненно важное качество личности – трудоспособность. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью.

III. МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Программа воспитательной деятельности класса проходит в своём развитии несколько этапов, которые способствуют развитию личности каждого ребёнка.

Первый этап. 2016 -2017 г.

1 класс. «Давайте познакомимся!»

На первом этапе идёт раскрытие потребностей и возможностей каждого участника воспитательного процесса , намечаются пути формирования сплочённого коллектива.

Второй этап. 2017 – 2018г.

2 класс. «Возьмёмся за руки, друзья!»

На втором этапе идёт укрепление межличностных отношений, вводятся новые формы и способы совместной деятельности, формируются традиции коллектива.

Третий этап 2018 – 2019г.

3 класс «Жизнь коллектива»

На третьем этапе идёт формирование индивидуальности коллектива, развивается самоуправление, жизнь коллектива строится на основе традиций нашего класса.

Четвертый этап 2019 -2020г.

4 класс «Школа – дом, где мы живём»

На четвёртом этапе идёт поиск форм и способов обновления жизнедеятельности в классе, а всё лучшее в классе становится достоянием всей школы.

Цели и задачи программы воспитательной деятельности класса неразрывно связаны с гуманистической воспитательной системой школы «Моя судьба в судьбе родного края» (Приложение ), которая строится по 5 направлениям:

  1. «Я и моё здоровье»
  2. «Родительский дом – начало начал»
  3. «Зажги свою звезду»
  4. «Моя школа – моя судьба»
  5. «Гражданин Отечества начинается с гражданина села»

Воспитательная задача школы направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для:

  • воспитания физически здоровой и духовно – нравственной личности;
  • самоутверждения каждого обучающегося – сохранение неповторимости и раскрытие его потенциальных возможностей;
  • воспитания гражданина и патриота.

Программа воспитательной деятельности класса тесно связана с проблемной темой школы «Сотрудничество учителя и ученика на уроках и во внеурочное время».

IV. ПРИНЦИПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА.

Процесс гуманизации пространства детства я строю с учётом законов детского бытия: специфики возрастного и индивидуального развития. Я считаю, что смысл гуманизации пространства детства состоит в «очеловечивании» жизни ребёнка в школьные годы, обеспечении условий для его личностного роста, интересного и радостного бытия. Воспитательное пространство не складывается само по себе, оно возникает «внутри» педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности (Приложение)

Воспитательное пространство становится фактором гуманизации детской жизни при условии, что оно наполнено реальными и жизненно важными вопросами, на которые детям необходимо найти ответы. Для них такое пространство – это собственная территория, за которую несут ответственность.

Создание воспитательного пространства в нашем классе включает в себя освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды. Среда – это один из важнейших компонентов воспитательной системы, освоение которой формирует у детей ценностное отношение к миру и культуре, осознание себя в этом мире, развитие своего «Я», нахождение своего места среди других людей.

В моей программе воспитательной деятельности «Твори Добро» пространство детства можно определить как совокупность разных «пространств», каждое из которых воздействует на процесс развития ребёнка (Приложение)

ТРУД

«Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия». К. Д. Ушинский.

Цель: Воспитывать человека, который сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

Задачи:

  1. Формировать трудовые умения ребёнка в семье и школе.
  2. Формировать чувство заботы о других людях, умение жертвовать своими желаниями для других людей и умение выполнять какую-то работу быстро и качественно.
  3. Расширять знания детей о трудовых успехах других людей, села, района, области.
  4. Знакомить с особенностями различных профессий.

Основные понятия направления «ТРУД»: рассмотрение причин роста благосостояния отдельных людей, уточнение понятия «трудолюбие», выявление дел выполняемых с желанием и без желания, предположение о последствиях проявления лени и нежелания трудиться, поиск способов искоренения лени и безответственности, выяснение предназначения вещей в жизни человека, знакомство с технологией производства некоторых вещей, выработка правил обращения с предметами одежды, школьными принадлежностями, книгами, выявление профессиональных интересов детей, определение качеств характера, необходимых в той или иной профессии, выделение важнейшего качества человека для любого рода занятий.

Формы деятельности в направлении «ТРУД»:

  • Трудовой десант.
  • Встреча с ветеранами труда.
  • «Все работы хороши, выбирай на вкус». Устный журнал.
  • «Мои трудовые обязанности в семье». Конкурс рисунков.
  • «Мои трудовые поручения в классе и дома». Анкета для родителей. Анкета для учащихся.
  • «Оригами» мастерская.
  • Конкурс поделок «Мозаика детства».
  • «Мудрость народных пословиц и поговорок о труде» диспут.
  • «Трудовой подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной Войны» просмотр фильма.
  • Конкурсно-игровая программа «Машины помощники».
  • Конкурс песен и стихов «Лениться – не годится!».
  • Инсценировка русских народных сказок «Делу время - потехе час».
  • Экскурсия на хлебозавод. ( ИП Колесниковы)

ЗДОРОВЬЕ.

Цели:

  1. Сохранять и укреплять физическое здоровье детей.
  2. Воспитывать у детей потребность в здоровье как жизненно важной ценности, сознательное стремление к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Задачи:

  1. Знакомить детей с различными формами закаливания.
  2. Приобщать детей к физкультуре и спорту.
  3. Расширять практические знания детей о ведении здорового образа жизни.

Приоритетные понятия направления «Здоровье» в работе с классным коллективом:

  • психическое и физическое здоровье;
  • традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья;
  • гигиена и её значение в жизни человека;
  • культура сохранения собственного здоровья;
  • ответственность за здоровье других людей;
  • гармония души и тела, режим дня и здоровье;
  • воля и её значение в сохранении здоровья;
  • самовоспитание, саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:

  • « Знаете ли вы овощи?» театрализованное занятие.
  • «Что растёт на грядке?» викторина.
  • Поход выходного дня.
  • Игры по «Обеспечению безопасности жизнедеятельности»  (Внеурочка «Школа безопасности»)
  • «В здоровом теле – здоровый дух» КТД
  • «В гостях у Мойдодыра» круглый стол.
  • «Чистые руки, тело – смело берись за любое дело» встреча с детским врачом.
  • «Чтобы гриппа не бояться – надо, братцы, закаляться» утренник.
  • «Папа, мама, я – спортивная семья» спортивные соревнования.
  • «Режим дня» беседа.
  • Конкурс стенгазет «Хочу быть здоровым!»
  • «Весёлые старты» спортивные соревнования.
  • Туристический поход с родителями.

Спорт

Цель:

Приобщать детей к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1. Формировать мотивационные установки здорового образа жизни. 2.Осуществлять физкультурное образование.
  2. Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  3. Развивать у детей качества: силу, ловкость, выносливость, быстроту.

Формы работы с классным коллективом в направлении «СПОРТ»:

  • Семейная спортивная спартакиада.
  • Встреча со старшеклассниками, активно занимающимися спортом.
  • День здоровья.
  • Фестиваль спортивной песни.
  • «Великие спортсмены моей страны и мира» беседа.
  • «Утренняя гимнастика» защита проекта.
  • «История олимпийских игр» викторина.
  • Военизированные игры «Разведчики наблюдатели», «Минёры» и др.
  • «Игротека» разучивание подвижных игр.
  • «Спорт в моей семье» презентации семей.
  • «Туристический слёт» конкурсная программ.
  • Районные «весёлые старты» конкурсная программа.
  • Велосипедный кросс.

Творчество

Цели:

  1. Расширять знания об искусстве человеческих взаимодействий.
  2. Формировать эмоционально – положительные, мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
  3. Помогать приобрести навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности.

Задачи:

  1. Учить детей понимать себя и умению «быть в мире с собой».
  2. Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям.
  3. Развивать у ребят навыки общения в различных жизненных ситуациях.
  4. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  5. Развивать творческие способности и воображение в процессе коммуникативной деятельности.
  6. Развивать активность, самостоятельность, организаторские способности ребёнка в процессе коммуникативной деятельности.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Творчество»:

  • «Мир наших чувств» классный час.
  • «Тайна моего «Я»» час откровений.
  • «Тайна имени» проект
  • «Мир моих фантазий» игровая программа.
  • «Знаешь ли ты себя?» тест.
  • «Автопортрет» тренинг.
  • «Интервью» тренинг.
  • «Без маски» оформление странички в классном альбоме.
  • «Моя любимая игрушка» выставка игрушек.
  • «Ласковое имя» классный час.
  • «Мои сильные стороны» тест.
  • «Мои добрые дела» тренинг.
  • «Зачем человеку общение? Виды общения» классный час.
  • «Этикет и хороший тон» игра – путешествие.
  • «Дружили мальчик с девочкой» ролевая игра.
  • «Посмотри, как мир хорош, в котором ты живёшь» фестиваль.
  • Концерты
  • Инсценирование сказок

Внеурочная деятельность («Моя малая Родина», «Дорогою Добра»)

Цели:

Воспитывать человека, обладающего значимыми общечеловеческими нравственными качествами необходимыми для жизни в обществе.

Задачи:

  1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
  2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребёнок».
  3. Воспитывать у учащихся нравственные ценности, связанные с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла и др.
  4. Передавать учащимся знания, умения социального общения людей, опыта поколений.
  5. Воспитывать у учащихся духовно – нравственные качества, устанавливать истинные, основанные на любви и уважении взаимоотношения.

6.Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине.

7.Знакомить учащихся с историей России, историей родного края.

8.Осуществлять связь учащихся с окружающим социумом.

9.Формировать правовую культуру, свободное и ответственное самоопределение в сфере правовых отношений с обществом.

10.Формировать гуманистическое мировоззрение, способное к осознанию своих прав и прав других людей, способность к саморазвитию.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Внеурочная деятельность»

«Моя малая Родина», «Дорогою Добра»:

  • «Тот самый первый день войны…» утренник.
  • «Поклонимся великим тем годам» литературно – музыкальная композиция.
  • «Язык мой» устный журнал.
  • Просмотр фильмов «Присяга»
  • Встреча с главой сельской администрации Обвинцев А .П. «Село Тыгда- наш дом»
  • Вахта памяти.
  • Урок мужества.
  • Экскурсия в школьный краеведческий музей и музей боевой славы.
  • «Моя школа» экскурсия.
  • Встреча с ветеранами ВОВ.
  • «Из истории родного села - Тыгда» посиделки.
  • «Амурский край» викторина.
  • «Моя улица» защита творческих проектов.
  • «С чего начинается Родина?» КТД
  • «Детский сад в гостях у нас» встреча с будущими выпускниками детского сада «Малышок».
  • Встреча с педагогом истории (Кушимова О.В.) «Мои права и обязанности».
  • Встреча с сотрудниками ГИБДД «Опасности на дороге» (Катаева Т.А.)
  • «Мы за чаем не скучаем» семейный праздник.
  • «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» выставка рисунков.
  • «О лени и лентяях» игра-путешествие.
  • «О жадности и жадных» классный час.
  • «От улыбки хмурый день светлей» защита фантастического проекта «Защитим улыбку».
  • Просмотр и обсуждение видео роликов и создание новых.( создание сценариев)
  • Встреча с детьми, которые являются гордостью нашей школы.
  • «Учимся радоваться жизни» КТД.
  • «Дисциплина и ответственность» беседа
  • «Мои права и обязанности» кл.час.
  • Родительское собрание с детьми «О родных и близких людях с любовью».
  • «Мисс Кис-кис и мистер Мяу» конкурсы для любителей кошек
  • «Как мне живётся в моём классе» анкета для детей
  • «Воспитанность детей в семье» анкета для родителей
  • «Семья для домовёнка Кузи» КТД.

Учёба.

Цель:

1.Помогать учащимся развивать в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

  1. Изучать круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
  2. Создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
  3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
  4. Сохранять любопытство и информационную ненасыщаемость.

Основные понятия направления «Учёба»: умственное развитие, способности, фантазия в жизни человека, способности к творчеству, культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Учёба»:

  • «Первый десяток» утренник.
  • Олимпиады по русскому языку, математике.
  • «В подводном царстве» викторина.
  • «Спасибо, Азбука!» утренник.
  • «Как выполнять домашние задания» беседа.
  • Интеллектуальный марафон.
  • «Развивай внимание» игровая программа.
  • «Запоминай-ка» конкурсно – игровая программа.
  • «Газеты и журналы нашего дома» информационный час.
  • «Что? Где? Когда?» игра с детьми и родителями.
  • «Как научить себя учиться?» встреча со школьным психологом.
  • Экскурсия в библиотеку.
  • «Учимся составлять ребусы» мастерская.
  • «Какие бывают словари» обзор книг.
  • «Семья и школа в формировании интереса к учению» КТД

Проекты

Цели:

  1. Формировать потребности, способы, установки культурного человека.
  2. Развивать умение видеть и ценить красоту, через проектную деятельность

Задачи:

  1. Знакомить учащихся с проектами.
  2.  Создавать условия для развития личности, через проекты.
  3. Формировать творческие способности учащихся к проектной работе.

Формы работы с классным коллективом над проектами.

  • Проект «Радуга цветов»
  • Проект «Школа кулинаров»
  • Проект « Моё родное село»
  • Проект «Тайна имени»
  • Проект «Богатства, отданные людям»
  • Проект «Загадки для тех, кто умнее всех»
  • Проект «Детская площадка»
  • Проект « Будущее моего села»
  • Проект. Создание видеоролика «Зелёная планета»
  • Проект. Создание видеоролика « Без пожаров»
  • Проект. Создание экоролика
  • Проект книжка- малышка по ПДД

Твори Добро

  • Игра «Поле чудес»
  • «Путешествие в чужедальние страны» утренник итоговый.
  • Родительское собрание с детьми «Неразлучные друзья родители и дети»
  • Защита проектов «Мои жизненные планы, с чем они связаны».

В течение месяца дети « путешествуют» по одной планете, выступая каждую неделю в разной роли:

1 неделя – «Мы – первооткрыватели»

2 неделя - «Мы – кладоискатели»

3 неделя – «Мы – мастера, затейники»

4 неделя – «Сами с усами»

По итогам 1 класса в результате коллективного обсуждения были выделены следующие характеристики:

Чтобы быть здоровым, нужно:

  • не есть грязные фрукты и овощи;
  • мыть руки с мылом;
  • правильно одеваться;
  • заботиться о сохранении своего здоровья;
  • если заболел, нужно лечиться.

Чтобы быть культурным человеком, нужно:

  • знать и выполнять правила поведения;
  • красиво одеваться, быть чистым, опрятным, аккуратным;
  • нужно избавляться от вредных привычек(грызть ногти и др.)
  • следить за порядком в своих вещах, своей комнате;
  • ходить в кино, на концерты, в музеи, посещать Дом культуры и проводить совместные КТД

Чтобы быть физически развитым человеком, нужно:

  • заниматься физкультурой и спортом;
  • играть в подвижные игры;
  • воспитывать в себе силу воли.

Чтобы быть хорошим человеком, нужно:

  • беречь вещи;
  • помогать другим людям;
  • уважать старших;
  • не обижать маленьких;
  • жить дружно, уметь просить прощение;

Чтобы быть умным человеком, нужно:

  • хорошо учиться;
  • читать много книг, газет, журналов;
  • развивать свою память, внимание, наблюдательность;
  • участвовать в конкурсах, проектах.

Чтобы быть патриотом своей Родины, нужно:

  • служить в армии и учиться защищать свою Родину;
  • делать всё, чтобы наша Родина была ещё лучше;
  • вместе со взрослыми делать что-то полезное;
  • беречь природу.

Чтобы быть трудолюбивым человеком, нужно:

  • помогать родителям; пожилым, детскому саду (волонтёрство)
  • заниматься делом, которое приносит пользу;
  • добросовестно относиться к учёбе;
  • беречь труд других людей.

Чтобы познать себя, нужно:

  • быть собой;
  • развивать себя;
  • уважать других и себя;

Законы жизни коллектива

  1. Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебе людям. Будь правдив!
  2. Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе!
  3. Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
  4. Закон любви: любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств, не стесняйся её.
  5. Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
  6. Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.
  7. Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
  8. Закон старости: помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.
  9. Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
  10. Закон смелости: вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
  11. Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

Я вместе со своими детьми живу по этим законам. Сама стараюсь быть примером во всём! Но у меня как у классного руководителя есть и свои правила, которыми я руководствуюсь в работе.

Мои правила

Правило первое: Не боюсь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок.

Правило второе: В общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ или наказание.

Правило третье: Стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков учащихся.

Правило четвёртое: Учу ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.

Правило пятое: Учу ребят не бояться выражать положительные эмоции.

Основной идеей моей программы воспитательной деятельности является признание самоценности детства, прав ребёнка и его субъективности в воспитательном процессе. По мнению выдающихся педагогов, именно признание самоценности детства приводит к мысли о ценности сегодняшнего дня ребёнка. «Этот сегодняшний день должен быть ясным, полным радостных усилий, ребячий, без забот, без обязанностей свыше лет и сил. Я обязан обеспечить ему возможность израсходовать энергию, я обязан независимо от громыхания обиженного писаного закона и его грозных параграфов дать ребёнку всё солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая ему положена независимо от заслуг или вин, достоинств или пороков», - писал Януш Корчак.

Дети проживают в школе огромный кусок своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются в нашем классе совместно. От того, какие впечатления эмоционального плана остаются у моих детей от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд.

V. САМОУПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Твори Добро».

Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм организации деятельности, где прежде всего учитываются желания и интересы самих ребят. Наш коллектив – это маленькая страна, в которой жизнь построена так, чтобы каждый чувствовал себя значимым, нужным, а также ощущал необходимость и нужность другого. Ребята придумали название нашей стране, определили поручения, которые они могут выполнять, проявляя свои возможности и способности. Поручения были распределены в игровой форме по желанию ребят.

Командир корабля – организует работу всех центров.

Центр «Чистота и порядок» представляют ребята, которые организуют дежурство по классу, по школе, по столовой, а также изучают отношение одноклассников к выполнению своих обязанностей. Пишут заметки в классную газету по результатам дежурства.

Центр «Айболит» - ребята помогают оказывать первую медицинскую помощь, организуют посещения больных одноклассников, собирают интересную информацию под рубрикой «Это знать важно».

Центр «Фантазёры и затейники» – ребята участвуют в разработке всех мероприятий класса. Они подбирают материал для сценариев, ведут концерты и праздники, анализируют участие в них.

Центр «Зелёный патруль» – ребята заботятся о земных насаждениях в классе и школе, помощь в организации и проведении экскурсий в природу.

Центр «Знайка» – ребята помогают в учебной работе отстающим одноклассникам, классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.

Центр «Спорт» – ребята проводят минутки отдыха на уроках, помогают в организации и проведении спортивных мероприятий.

Высшим органом самоуправления в классном коллективе является классное собрание. Оно проводится 1-2 раза в месяц. На классном собрании мы решаем вопросы жизни в нашем коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит ребят общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности, учит понимать значение коллектива в жизни человека. Результатом собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Я на собрании выступаю одновременно в двух качествах:

  • как представитель учебного заведения, наделённый определёнными официальными полномочиями,
  • как член классного коллектива, с которым я связана дружескими отношениями на правах старшего товарища.

самоуправление в классе

Самоуправление – это:

  • взаимоуважение;
  • плодотворное сотрудничество;
  • приобретение жизненного опыта;
  • организаторские и лидерские качества;
  • коммуникативность;
  • воля и уверенность в себе;
  • профориентация;
  • формирование активной гражданской позиции.

Все эти качества я формирую у ребят в процессе нашей совместной деятельности.

Самоуправление помогает моим детям научиться выполнять порученное дело ответственно, выработать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Я как классный руководитель постоянно контролирую участие ребят в выполнении поручений и поощряю инициативу, самостоятельность, желание выполнять общественное поручение. Самоуправление способствует сплочению классного коллектива.

VI. РАБОТА С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В СЛОЖНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.

Учащиеся, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, требуют к себе особого внимания. Чаще всего на детях сказываются семейные проблемы. Дети, выросшие в трудной семейной ситуации, приходят в школу с отсутствием положительных привычек в поведении. Ребята не владеют привычкой работать интеллектуально и физически, не мотивированы на учебную деятельность, ленивы, неряшливы, у них отсутствуют коммуникативные умения и навыки. Они переменчивы в настроении и поведении, жестоки и агрессивны.

Занимаясь проблемами таких учащихся, я, в первую очередь, стараюсь определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается ребёнок, а также воспитательные возможности класса и причины, приведшие к трудностям в поведении таких детей. Выясняя причины, определяю не только уровень педагогической запущенности, но прежде всего положительные качества ребёнка, на которые я смогу опереться в воспитательной работе.

В моём классе таких ребят нет. Все ребята добросовестно учатся, не пропускают уроки без уважительной причины, имеют положительные навыки поведения. Хотя в первом классе у меня вызывал тревогу мальчик Андрей. При тестировании первоклассников в начале года школьным психологом у Андрея была отмечена повышенная агрессивность, хотя внешне это никак не проявлялось.  В доме царит доброжелательная атмосфера, ребёнок окружён вниманием и заботой. Мама регулярно посещает все родительские собрания, контролирует учебную деятельность сына, папа приучает Андрея к труду. Он очень ласковый ребёнок, доброжелательный. В классе - это любимец девочек. Андрей старателен, активно работает на всех уроках. Я как классный руководитель постоянно отмечаю и поддерживаю положительные проявления с его стороны, активно включаю его во внеклассную деятельность.

У  Матвея сильный дефект речи, что вызывает сложности в усвоении учебного материала. В первом классе я с большим трудом понимала, что он говорит. Когда Матвей научился читать, он стал лучше разговаривать. Говорит он сейчас более чётко и разборчиво, но при письме всё ещё допускает много ошибок, связанных с неправильным произношением. В классе я провожу дополнительные занятия, на которых мы отрабатываем произношение звуков, разучиваем чистоговорки и скороговорки.

В 1 классе у Матвея  в результате тестирования был выявлен низкий уровень запоминания. Он с трудом запоминал буквы, стихи, не мог пересказывать. Благодаря индивидуальным занятиям, уровень запоминания у Матвея значительно вырос. Он учит и рассказывает стихи и правила, пересказывает тексты.

По характеру Матвей очень добрый мальчик. В классе он помогает девочкам, а если нужно, защищает их. Он активно принимает участие во всех классных мероприятиях, ответственно относится к своему поручению.

 Зная особенности его здоровья, я предлагаю ему щадящий режим работы: даю индивидуальные задания, чаще провожу минутки отдыха, разрешаю немного посидеть. После нескольких минут отдыха он сам включается в работу без моих напоминаний. (Приложение )

Фамилия, имя

Причины особого внимания

Работа, проведённая с данными детьми

   Андрей

Вызывал агрессию

  1. Индивидуальные беседы о поведении на уроках и переменах, о выполнении домашних заданий, о бережном отношении к вещам.
  2. Индивидуальная беседа с мамой о контроле с её стороны за выполнением домашних заданий.
  3. Привлечение ребёнка и родителей к участию в классных мероприятиях (изготовление поделок к конкурсу, оформление стенгазет, участие в утренниках и КТД)
  4. Выполнение общественного поручения в классе (центр «Творчество»
  5. Дежурство по классу и школе.

   Матвей

дефект речи

  1. Индивидуальные беседы о внимании на уроках, об интересах и увлечениях, об отношении к учёбе.
  2. Индивидуальные беседы с родителями об успеваемости ребёнка, совместный поиск путей ликвидации дефекта речи.
  3. Индивидуальные занятия по ликвидации дефекта речи с использованием специальной программы.
  4. Выполнение общественного поручения в классе (центр «Чистота и порядок»)
  5. Привлечение ребёнка и родителей к участию в классных мероприятиях.
  6. Дежурство по классу и школе.

VII. РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.

Одарённые дети – это учащиеся, которые обладают сильным интеллектуальным потенциалом, ярко выраженными умственными способностями, широкими познавательными интересами, любознательностью, высокой мотивационной учебной деятельностью. У таких детей наблюдается потребность в интеллектуальной деятельности, желание много знать.

В первом классе работа была направлена на раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка. Для этого я включаю детей в различные виды деятельности, расширяю взаимодействие с окружающим социумом, создаю благоприятные условия для проявления индивидуальности учащихся, развития их способностей (Приложение ).

Высокий интеллектуальный уровень показали Диана,  Ксения, Матвей,  Арина). Ребята принимают участие в предметных конкурсах, викторинах, олимпиадах.

Спортивными данными обладают  Станислав,  Егор,  Захар, Сергей. Ребята входят в состав сборной команды, которая принимает участие в соревнованиях.

Хорошо рисуют  Алина, Егор, Сергей. Эти ребята участвуют в различных конкурсах рисунков, посещают внеурочные занятия «Волшебный карандаш»

Арина,  Полина,  Таня хорошо поют. С 1 класса посещают музыкальную школу и занимают призовые места. Со 2 класса Арина занимается вокалом с учителем музыки Михайловой Л.П. в ДК.

 Вика,  Ульяна,  Уля,  Полина,  Арина

 хорошо танцуют. Девочки принимают участие в конкурсах, утренниках, КТД (Приложение ).

В третьем  классе  Егор и  Ульяна приняли участие в районном конкурсе «Амурская область РФ». Егор вместе со своими родителями и мной подготовил презентацию «Моё родное село». Ульяна создала и защитила проект «История моего села». Марк и  Диана написали и оформили сочинения, рассказав их, на тему: «Будущее моего посёлка»

На протяжении всей педагогической деятельности я вместе с ребятами занимаюсь проектной работой. Многие наши работы находятся на сайте nsportal

Так же мы принимаем активное участие во всех спортивных мероприятиях.

  • Велосипедный кросс
  • Дни Здоровья
  • Спортивные соревнования «Мамая, папа, я – спортивная семья»
  • Весёлые старты (см.сайт)

Неоднократно команда нашего класса занимала призовые места. Приобщение ребят к спорту с первых лет обучения в школе помогает им развить свои способности. И на протяжении всей школьной жизни они продолжают активно заниматься спортом, участвовать в спортивных соревнованиях, спартакиадах, легкоатлетических эстафетах. Дети, ушедшие в старшее звено продолжают быть активными.  Их отличает   активная жизненная позиция.

Они являются участниками почти всех творческих конкурсов на школьном,  районном, областном и федеральном уровнях, конкурсов чтецов, олимпиад, во многих из которых стали победителями, имеют много грамот.

Многие дети 3 «А», 7 «А», 11 «А» успешно посещает хореографический ансамбль «Радуга», вокальную группу «Деревенька».  Принимают активное участие в легкоатлетических кроссах, выступают за команду класса во всех спортивных мероприятиях, а также принимают участие в районных соревнованиях в составе команды школы.

Все мои учащиеся являются активистами не только в общественной жизни класса, школы, но и села.

  • грамота за 1 место в личном зачете на этапе «Правила дорожного движения»  на районном конкурсе-соревновании Безопасное колесо
  • грамота за 1 место в муниципальном этапе XI  Всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам»
  • грамота за 1 место в областном этапе VIII Всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам»
  • грамота за победу в номинации «Лучший образ фестиваля районного фестиваля КВН»
  • грамота за участие в муниципальном этапе областного заочного литературного конкурса «На круглой планете есть место всем на свете» и т. д.

VIII. КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель: выявить способности программы содействовать развитию детей.

Эффективное воспитание и обучение, формирующее образованную, культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности.

Изучение классного коллектива основывается на следующих критериях:

  • сформированность индивидуальности учащихся;
  • удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе;
  • сформированность коллектива класса.

Для исследования результативности программы воспитательной деятельности класса я использую следующую совокупность критериев и методик изучения:

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Методика «10 ступенек».

Исследование самооценки детей 1 «А» класса. Октябрь 2016г.

Исследование самооценки етей

Методика «10 ступенек» помогает исследовать самооценку ребёнка. Уровень самооценки в поведении проявляется так. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость – свойственны детям с заниженной самооценкой.

Методика Н.П.Капустина помогает мне определить уровень воспитанности учеников и осуществлять на основе этого реального руководства дальнейшее воспитание и развитие своих воспитанников. Под уровнем воспитанности понимается степень сформированности важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий.

Анализ воспитанности детей в семье.

Родители оценивают насколько проявляются те или иные нравственные качества ребёнка в семье. В тестировании участвовало 29 учащихся. Диагностика показала следующие результаты.

АНАЛИЗ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

2 класс, начало года

анализ воспитанности детй в семье

Тестирование показало, что в семье, как и в школе , ребята часто проявляют свои положительные качества. Они также исполнительны, отзывчивы, самокритичны, добросовестно относятся к учёбе, к своим поручениям, любят свой класс, защищают честь класса делами, рассказывают о классе дома.

Судя по критериям «аккуратность» и «поведение», дети дома иногда позволяют себе неаккуратность и шалости, но на замечания родителей реагируют. А в классе 50% учащихся всегда проявляют эти качества положительно. Критерий «отношение к критике» показывает, что 95% учащихся имеют своё мнение и могут высказывать критические замечания. И только один ребёнок некритичен, подстраивается под мнение других людей. Оценка трудолюбия детей в семье заставляет задуматься. На родительском собрании мы с родителями совместно разработали ряд мероприятий, направленных на развитие трудолюбия. (см. формы деятельности в направлении «Труд», см.сайт)

Лучше всего об отношении ребят к своему классу говорят мини сочинения «Как мне живётся в моём классе».

Система сочетания самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, самоуправлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.

IX. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Эффективность воспитательного процесса я определяю по соотношению достигнутого результата и целей воспитательной деятельности.

Критерии эффективности функционирования воспитательной системы:

  • степень освоенности учащимися образовательных программ;
  • воспитанность учащихся;
  • активность личности;
  • защищённость и комфортность ребёнка в классе;
  • репутация класса;
  • удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе.

В моём 3 «А» классе дети очень активны. Они рисуют, делают поделки, пишут заметки в нашу газету, принимают активное участие во всех классных часах, утренниках, КТД, трудовых десантах, различных конкурсах. Кроме основной школы все ребята занимаются в кружках, многие посещают ДК. При этом 75% ребят учатся на «4» и «5».

Результаты тестирования показывают рост уровня запоминания, интеллектуального уровня, уровня мотивации. С каждым днем ребята более ответственно, более осознанно относятся к учебе. У всех ребят вырос уровень изобразительных и графических навыков. Ребята уже пишут увереннее, красивее. Повысился уровень ручной умелости. Дети аккуратнее выполняют работы на уроках труда, могут изготавливать более сложные поделки.

Если оценивать уровень развития классного коллектива по авторской методике А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив», то я бы определила его как «Мягкая глина». Отношения в классе в основном доброжелательные. Хотя дети очень подвижны и активны. Очень часто ребята приходят на помощь друг другу по своей инициативе. Делаются первые шаги по сплочению коллектива. Организаторы начинают себя проявлять.

Эффективность функционирования воспитательной системы показывает уровень воспитанности и образованности моих учеников, когда они переходят в среднее звено.

Учителя старших классов дают положительную оценку моим выпускникам. Новые классные руководители моих воспитанников Якушева О.Г., Кушимова О.В. отмечают, что мои классы отличает то, что они очень энергичные, задорные, оптимистичные, любящие школу и учителей. А также высокий уровень качественной успеваемости в классах.

Кушимова О.В. отмечает высокую активность класса. Многие ребята принимают участие в олимпиадах и занимают призовые места.

Мои последние выпускники, теперь учащиеся 7 «А» класса, сохранили высокую успеваемость (50%), принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, участвуют в районных и областных конкурсах. И в 5 и в 6 классе они занимали 1 место в конкурсе «Осенний бал»,

в конкурсе – «Смотр песни и строя» ребята заняли 1 место.

Вот что говорит о классе классный руководитель Кушимова Ольга Владимировна: «В 2016 году я стала классным руководителем 5 «А» класса, выпускников Вамбольд Натальи Анатольевны. С первых дней мы с ребятами нашли общий язык. Ребята научены общению со старшими и друг с другом. Класс очень дружный, работоспособный. Характерной чертой данного класса является здоровое соперничество в учёбе, в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Ребята берутся за любое дело с энтузиазмом, огоньком. Сами в библиотеке, интернете подыскивают материал для классных часов, принимают активное участие в их проведении. На высоком уровне самоуправление в классе (60%-высокий, 40%-средний).  

X. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Девиз: Только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителя и родителей содержательной, интересной, радостной.

Родительский комитет:

  1. Катаева Татьяна Александровна – председатель.
  2. Сурина Анна Петровна – ответственный за учебную и хозяйственную работу.
  3. Федотова Яна Алексеевна, Садовая Татьяна Александровна – ответственный за культмассовую работу.

Распределение обязанностей в родительском комитете:

Председатель:

  • организует работу родительского комитета, составляет план работы;
  • активно участвует в организации и проведении родительских собраний;
  • является представителем класса в общешкольных родительских объединениях.

Ответственный за учебную работу:

Проявляет интерес к учебной работе детей, организует посещение уроков, помогает в приобретении необходимых учебников и пособий, вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию учебной мотивации, ответственного отношения к учёбе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий.

Ответственный за хозяйственную работу:

Организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния класса, в ремонте и оформлении классного помещения, помогает в приобретении необходимых для класса хозяйственных вещей.

Ответственный за культмассовую работу:

Организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, учебных развлекательных мероприятий, культпоходов, привлекает родителей к организации кружков, к проведению классных часов, утренников и т.п.

Содержание работы:

  1. Составление плана работы;
  2. Проведение вместе с классным руководителем родительских собраний ( 4 раза в год );
  3. Проведение индивидуальных бесед с родителями об учёбе, поведении, здоровье детей и их индивидуальных особенностях;
  4. Сбор и рациональное использование для классных нужд родительских средств;
  5. Посещение уроков, знакомство с учебными программами;
  6. Организация учебных экскурсий;
  7. Помощь в приобретении необходимых учебников и учебных пособий;
  8. Привлечение родителей к ремонту, уборке, оформлению классного помещения, к ремонту мебели, к участию в совместных субботниках по работе в классе, в школе;
  9. Помощь в организации классных часов, утренников, в проведении культпоходов, экскурсий, совместных поездок, турпоходов;
  10. Привлечение родителей к работе кружков;
  11. Организация совместных праздников, соревнований, спортивных соревнований.

Родительские собрания

Темы родительских собраний.

1.Тема «Всеобуч и безопасность»

Повестка дня:

1. Анализ воспитательный работы класса за 2017-2018 учебный год. План работы на новый учебный год.

2. Отчет о работе родительского комитета за 2017-2018 учебный год.

3. Внеурочная занятость обучающихся.

4. Социально-значимая деятельность обучающихся.

5.Правила поведения в школе, на улицах, на ж/дорогах. Безопасный путь в школу. Безопасный интернет.

2.Тема: «Развитие творческих способностей детей в семье»

Повестка дня:

1.Беседа по теме собрания.

2.Утепление класса.

3. Беседа по ТБ по профилактике детского травматизма..

4. Беседа по вопросам.

3.Тема: «Чтение без принуждения»

Повестка дня:

1.Беседа по теме собрания.

2.Предворительные итоги 2 четверти.

3. Подготовка к Новому году.

4. Беседа по ТБ на период зимних каникул

5. Беседа по вопросам.

4.Тема: «Организация самостоятельной учебной работы»

Повестка дня:

1.Беседа по теме собрания.

2. Беседа по ТБ «Безопасность младших школьников на улице»
3. Успеваемость учащихся.

4. Подготовка празднования 23 февраля и 8 Марта.

5. Беседа по вопросам.

5.Прощание с 3классом (по итогам года) с приглашением и участием родителей. «Один день из жизни семьи»

План работы родительского комитета.

  1. Помочь оформить классный уголок (Козина Олеся Петровна.)
  2. Собрать деньги и закупить подарки именинникам (род. комитет)
  3. Подписать открытки для именинников (Катаева Татьяна Александровна.)
  4. Принимать участие в подготовке и проведении родительских собраний.
  5. Помочь провести поход детей в осенний лес.
  6. Принять участие в конкурсно-игровой программе «Загадки осени».
  7. Принять участие в районном семинаре (семья Садовых)
  8. Принять участие в классном часе «Спорт в моей семье».
  9. Принять участие в классном часе «Семья для домовёнка Кузи».
  10. Подготовить и провести Новогодний праздник.
  11. Собрать деньги и закупить новогодние подарки.
  12. Принять участие в интеллектуальной игре «Что?Где?Когда?»
  13. Принять участие в конкурсе «Самый классный классный»
  14. Собрать деньги и закупить подарки мальчикам к 23 февраля, девочкам к 8 марта.
  15. Принять участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я-спортивная семья».
  16. Принять участие в КТД «С чего начинается Родина?»
  17. Собрать деньги и закупить призы для участников конкурса защиты проектов.
  18. Принять участие в форуме «Неразлучные друзья-родители и дети».
  19.  Помощь в ремонте класса.

XI. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА.

Планирование жизнедеятельности и развития программы «Твори Добро» занимает важное место в моей работе. Перспективы программы воспитательной деятельности – это, в сущности, план жизни классного коллектива, «радость завтрашнего дня». Для того, чтобы сделать жизнь ребёнка в школе той «моделью достойной жизни», к которой человек будет стремиться всю жизнь, я буду строить воспитание личности учащихся на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование жизненной позиции.

Для этого я планирую:

  • продолжить работу по основным направлениям программы
  • «Спорт. Труд. Здоровье», «Учёба», «Внеурочная деятельность», «Проекты», «Творчество»
  • создать творческий центр помощи детям при переходе в среднее звено. В его состав войдут родители, учителя старших классов и мои бывшие ученики;
  • организовать клуб родителей «Город мастеров» для развития творческих способностей и познавательных интересов детей;
  • оформить классный альбом «Наш класс»;
  • повысить роль СМИ в жизни класса;
  • оформить альбом «Моя родословная» и передать его в школьный музей.

Пытаясь реализовать на практике гуманистические идеи воспитания, я спрашиваю себя: «Какими будут мои дети через два года? Какими людьми они станут, когда выйдут во взрослую жизнь?» Ответом на эти вопросы стали для меня стихотворные строки:

Я часто думаю мучительно

Над фразой мудрой как века:

«Чтоб было у кого учиться,

Учитель, воспитай ученика».

Чтоб был он сильным, умным, добрым,

Чтоб Родину не смог предать,

Чтоб крепкую семью он создал,

За друга смог бы жизнь отдать.

Чтоб верил в искренность и правду,

Чтоб был душой он чист, как снег,

Чтобы из искры разгорелось пламя.

И разуму был предан он навек!

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

Идут годы, мои первые ученики уже сами давно стали папами и мамами, но до сих пор они обращаются ко мне за советом, помощью и всегда с благодарностью вспоминают всё, что я для них сделала. А это, пожалуй, самое главное для учителя: благодарность его учеников!!!! Значит всё, чему я их учила, правильно. Правильно ещё и потому, что все они выросли добрыми и порядочными, отзывчивыми и неравнодушными к людям. Вот она моя самая главная награда, ради которой стоит идти дальше и продолжать жить!!! А я в свою очередь всегда говорю им спасибо за то, что они есть, за то, что они такие, какие они есть. Ведь без детей я ничего не значу, и не значила бы никогда.

Я без детей не значу ничего.

Я без детей не значу ничего!

Когда смеюсь, когда грущу и плачу.

Живу для них я видно оттого,

Что без детей я ничего не значу.

Кручусь, вращаюсь в собственных делах,

Встречаю за удачей неудачу...

Но каждый день мой полон мыслями о них - 

ведь без детей я ничего не значу!

Моё педагогическое кредо я бы сформулировала так: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». И это самое важное в моей работе! Такова система моей работы.

Я, проработав в школе  двадцать с лишним лет,

Могу сказать без тени изумленья,

Что вырастет с ребёнка Человек,

Лишь только при большом учительском терпенье.

Научишь ты его мечтать, творить,

Любить и уважать землю родную.

Он может даже непослушным быть,

Но душу ты храни его живую

Пройдёт немало беспокойных лет,

И ты увидишь все свои старанья,

Когда твой ученик – артист, атлет,

Нет лучшего для педагога созерцанья  

XII. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.- М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000г.
  2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М., «Просвещение», 1987г.
  3. Никитина Л.А. Исповедь. – М., Издательство «Знание», 1991г.
  4. Березина В.А., Виноградова Л.И. Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания.- М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2003г.
  5. Родительские собрания. Нравственное воспитание в семье. Авт.-сост. Васильева Е.В. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  6. Система работы по формированию здорового образа жизни. Сост. Бочкарёва О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.
  7. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. Учебное пособие. Авторы-составители Черноусова Ф.П., Яковлева Е.Ю. – М., Центр педагогического образования, 2007г.
  8. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-коррекций. – М., Новая школа, 1993г.
  9. Венецкая А.Б., Исакова Т.Г. Гармония общения: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2004г.
  10. «Этическая грамматика или весёлый этикет». Методическое пособие для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов. Составители Венецкая А.Б., Исакова Т.Г., Чурилова О.В.- Магнитогорск: МаГУ, 2002г.
  11. Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе.- М., Народное образование, 2006г.
  12. Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе. – М., Народное образование, 2007г.
  13. Воспитание индивидуальности. Учебно-методическое пособие. Под редакцией Е.Н.Степанова.-М.:ТЦ Сфера, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности»

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Беседа: “Здоровый образ жизни и привычки человека”

Давайте обсудим и найдем ответы на следующие вопросы:Что такое привычка?Какие бывают привычки?Какие ценностные установки человека, его воля, разум способствуют укоренению в человеке потребности в поле...

Внеклассное мероприятие по основам здорового образа жизни "Значение осанки в жизни человека"

В данном внеклассном мероприятии описаны здоровьесберегающие технологии, разработанные Н. И. Дереклеевой, И. П. Товпинец. Здоровьесберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся в...

Воспитательное мероприятие "Здоровый образ жизни"

Мероприятие поможет ученикам самостоятельно, а также работая в группе, разобраться в данной проблеме "ЗОЖ"....

Классный час «Здоровый образ жизни – ценность человека» (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлений у обучающихся о здоровом образе жизни....

Конспект классного часа "Здоровый образ жизни - ценность человека!" (3 класс)

Цель: создание условия для формирования у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности....