Конспект классного часа «2019 год – год культуры. Культурные сооружения г. Челябинска»
классный час (4 класс)

Цели: привлечь внимание учащихся к вопросам развития культуры и человека с помощью культуры, а также к вопросам сохранения культурно-исторического наследия.

Задачи:

  • ввести понятие о культуре;
  • воспитывать любовь к своей Родине;
  • познакомить обучающихся с культурными сооружениями г. Челябинска;
  • развивать мышление и речь;
  • учить детей видеть красоту культурного наследия России.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Конспект классного часа

Выполнила:

студентка 42 группы

Данилова Е.С.

Проведение:

  Проверил: Дедюхина В.Н.

Челябинск, 2019


Дата проведения: 15 января 2019 (вторник)

ФИО учителя: Данилова Екатерина Сергеевна

Класс: 4 «В»

Тема: «2019 год – год культуры. Культурные сооружения г. Челябинска»

Цели: привлечь внимание учащихся к вопросам развития культуры и человека с помощью культуры, а также к вопросам сохранения культурно-исторического наследия.

Задачи: ввести понятие о культуре; воспитывать любовь к своей Родине; познакомить обучающихся с культурными сооружениями г. Челябинска; развивать мышление и речь; учить детей видеть красоту культурного наследия России.

Оборудование: презентация, толковый словарь.

Ход классного часа:

Этап

Время

Содержание

Примечание

1. Организационный

1 минута

Приветствие.

2. Основной

30 минут

Культурные столицы по стране
Рассыпаны, как утром на траве роса,
И любят гости приезжать извне,
Чтоб повидать России чудеса.

– Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии? (О культуре.)

– Какие цели стоят перед нами? На какие вопросы мы должны найти ответы? (Что такое культура, какая она бывает, что относится к культуре.)

Прошлый год был посвящен волонтерству. Всеобщее внимание было привлечено к развитию этого достойнейшего дела. Много молодых (и не только молодых) людей пополнили ряды волонтеров. А этот год?

– Наше государство уделяет большое внимание развитию Российской культуры. Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2019 год в РФ объявлен годом культуры.

«В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю <...> провести в 2019 году в РФ Год культуры», – говорится в указе.

Как вы думаете, почему культуре уделяется такое повышенное внимание? Что является в человеческом сообществе самым ценным? Почему?

Россия – страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире.

Итак, что же такое культура? ()

У культуры есть много разных определений. Давайте познакомимся с наиболее распространенным. 

  • Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Какого человека мы можем назвать культурным? ()

– А вот что говорили о культуре и ее значении в жизни общества известные люди. Давайте прочитаем «цепочкой» и попробуем объяснить прочитанные строки. 

  • Если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим и о Красоте, и о Книге как о создании прекрасном. Н.К. Рерих
  • Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение.  Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным. А. Моруа 
  • Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Д. С. Лихачев
  • Культура - великий учитель того, как следует жить. Дина Дин
  • Культура — это пространство, в котором проходит человеческая жизнь от рождения до смерти. М. В. Попович философ, Академик Национальной академии наук Украины 
  •  Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Искандер Фазиль
  •  Культурный человек... Это тот, кто в состоянии сострадать. Шукшин В.

– Как вы думаете, какая бывает культура? Что относится к культуре?

Различают материальную и духовную культуру.

  • Материальная культура создается в процессе материального производства, продуктами ее являются здания, оборудование, станки.
  • К духовной культуре относятся искусство, наука, философия, литература. С духовной культурой мы встречаемся, когда слушаем музыку Чайковского, Бетховена, читаем произведения Пушкина, созерцаем картины Репина, Сурикова, наслаждаемся игрой лучших актеров мира.

Театр, кино, литература –
Вот где Российская культура!
Скульптура, живопись, балет –
Культуры лучше нашей – нет!

– Какие культурные памятники Челябинска вы знаете? Какие сооружения можно отнести к культурным памятникам?

(На слайдах появляются изображения театров г. Челябинска. Задача учащихся – угадать, какой это театр и рассказать, что о нем известно. Материал в приложении после конспекта.)

В конце нашего занятия я предлагаю вам проверить то, что вы сегодня узнали и отгадать кроссворд.

  1. Там можно посмотреть мультфильмы,
    Журналы, клипы, кинофильмы.
    Идём туда мы целым классом.
    Там – хорошо, там просто – классно!
    Там что-то не были давно,
    Пора бы посетить …
    (кино)
  2. Петь, рисовать, лепить искусно 

Нельзя прожить нам без … (искусства) 

  1. Здесь балерины, балероны 

Благодарили нас поклоном. 

На сцене танцевали чудно, 

И в зале было многолюдно. 

Спектакля лучше в мире нет, 

Чем этот сказочный ... (балет)

  1. Творчество народное 

Для детей – опора 

Нельзя народу нашему 

Прожить без … (фольклора)

  1. Кто очень дружен будет с ней, 

Будет вчетверо умней (литература)

  1. Нам экскурсовод сказал, 

Как пройти в такой-то зал. 

Мумию мы посмотрели, 

В чем ходили, разглядели. 

Даже мамонт здесь стоит, 

Глаз закрыл, как будто спит. 

Если ты не ротозей, 

То иди скорей в ... (музей)

  1. Велика Россия наша 

И талантлив наш народ 

О Руси родной умельцах 

На весь мир молва идет (народные промыслы)

  1. Ой, звенит она, звенит, 

И грустит, и веселит. 

С переливами несется, 

В душе чувством отзовется (музыка)

Молодцы! Вы отгадали все загадки и разгадали кроссворд.

Весь классный час происходит с помощью презентации и беседы по теме.

Обратиться к толковому словарю.

3. Заключительный

9 минут

– Что нам необходимо делать, чтобы стать культурным человеком? ()

– На какие вопросы мы искали ответы? (Что такое культура, какая она бывает, что относится к культуре.)

– Давайте повторим.

– Что такое культура?

– Какая она бывает?

– Что относится к культуре?

Методика «Аллея впечатлений»

Каждый учащийся получает листок с изображением дерева, его корней и ветвей без листьев. Ученикам предлагают создать «аллею впечатлений» о прошедшем деле (мероприятии).  Дети получают задание от классного руководителя. Необходимо честно выразить свое мнение о проводимом деле (мероприятии):

* Если оно не понравилось, то изображение на листке не надо дорисовывать;

* Если оно было интересным, то карандашом дорисовывают листья;

* Если оно оказалось полезным, то рисунок дополняют изображением травы;

* Если в подготовке и проведении ученик принимал участие, то он может дополнить изображение цветами.

Все листы прикрепляются к стенду на классной доске, таким образом, создается «аллея впечатлений».

Подведение итогов с помощью презентации.


 Приложение 1

1) Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки (Строительство его началось в 1937 году. Закончиться оно должно было в 1941-м. Но война изменила все планы. В здании вместо театра разместился эвакуированный из Москвы завод, изготавливавший боеприпасы для фронта. В результате театр оперы и балета в городе был открыт только в 1955 году. В начале 80-х гг. он подвергся реставрации, благодаря которой стал более величественным и красивым. Сегодня он является гордостью города Челябинска.)

2) Челябинский государственный академический театр драмы им. Н. Орлова (Датой официального открытия театра принято считать 9 декабря 1921 года. В этот день на сцене Челябинского Народного дома был представлен спектакль по драме В. Немировича-Данченко "Цена жизни" в исполнении профессиональной труппы известного провинциального режиссера П.И. Васильева. С этого времени театральная жизнь в Народном доме не прекращалась.)

3) Челябинский государственный драматический камерный театр (Сначала своей сцены театр не имел. Труппа арендовала случайные помещения, играла и репетировала прямо на улицах, во дворах, даже в детских лагерях отдыха. Наконец, в 1991 году, Камерный театр получил своё помещение. Первый спектакль, который был сыгран на собственной сцене, – «Археологи», поставлен он был по пьесе А. Шипенко.)

4) Челябинский государственный областной театр кукол им. Вольховского (Некоторые театры Челябинска предназначены в основном для детской аудитории. Самый популярный среди них - кукольный. Он входит в число старейших театров не только Урала, но и России. Первая труппа была очень маленькой. Она давала представления изредка и выступала на чужих подмостках. Кукольники получили статус государственного театра в 1935 г. В том же году им было выделено здание, в котором до этого располагалась школа. В 1936 г. при труппе была открыта студия, где учились будущие актёры-кукловоды. Во время войны здание было отдано под госпиталь. Большая часть труппы ушла на фронт. Оставшиеся артисты вошли в составы агитбригад. В 50-60 гг. театр активно развивался. В то время он располагался в здании, где до этого была мечеть. В 1959 г. театр получил статус областного. В 70-е гг. началась новая эпоха. Артисты стали работать вместе с куклами без ширмы - в живом плане. В репертуаре появились спектакли для взрослых. В 1972 году труппа поселилась в здании по улице Кирова, где располагается и сегодня.)

5) Челябинский государственный Театр Юных Зрителей (ТЮЗ) (был образован 1 октября 1965 года. Открылся театр 1 января 1966 г спектаклями - "Золотой ключик" по сказке А. Толстого и "Они и мы". Хотя горожане по-прежнему называют театр – ТЮЗ, в Драматический Молодежный он был официально переименован еще в 2011.)

6) Концертный зал им. С.С. Прокофьева (является памятником истории и культуры XIX века.  Известно, что в начале XX века на углу улиц Сибирской (ныне - ул. Труда) и Уфимской (ныне - ул. Кирова) располагались двухэтажные магазины купцов Галеева и Ахметова. Далее - в конце 20-х гг., была произведена их реконструкция для размещения кинотеатра «Пролетарий». В 1946-1948 по проекту архитектора К. Д. Евтеева осуществлена вторая реконструкция и здание приобрело «театральный» облик. Датой начала деятельности филармонического зала является 1 августа 1950 г.)

7) Театр «Манекен» (существует с 1963 года. Его официальной датой рождения считается 1 апреля. Изначально это был студенческий театр эстрадных миниатюр при Челябинском политехническом институте. Коллектив с первого года своего существования активно участвовал в конкурсах художественной самодеятельности и нередко становился лауреатом. В 1966 году СТЭМ стал называться театром "Манекен".) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты классных часов на тему «Золотая осень», "Год культуры России" 4 класс

Понятие «игра» воспринимается как развлекательная деятельность, присущая детям. Однако уже давно игровые программы рассматриваются учеными как важнейшее средство педагогического воздействия. При грамо...

Конспект классного часа во 2 классе на тему: Культура в России (презентация)

Конспект классного часа во 2 «В» классе на тему: Культура в России (Презентация)...

Конспект классного часа "Год Культуры - история Кубани в лицах"

Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлог...

Конспект классного часа в 4 классе на тему «Флора и фауна Челябинской области»

Конспект классного часа на тему: «Флора и фауна Челябинской области»...

Конспект классного часа "Памятники города Челябинска посвящённые Великой Отечественной войны" (2 класс)

Цели: формирование патриотического воспитания молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной войны. ...