Семейное родительское собрание - диспут "Спешите делать добро"
методическая разработка (1 класс)

шаумян каринэ георгиевна

Семейное родительское собрание направлено на формирование в сознании детей  и родителей понятия «доброта»;

  - расширяет  знания детей о доброте и ее роли в жизни каждого человека;

- развивает умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

 - формирует  стремление делать добрые дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_roditelskoe_sobranie.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное родительское собрание -  диспут "Спешите делать добро"

Автор: Шаумян Каринэ Георгиевна –учитель начальных классов МОУ лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова.

Цели: - сформировать в сознании детей  и родителей понятие «доброта»;

  - расширить знания детей о доброте и ее роли в жизни каждого человека;

- развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

 - формировать  стремление делать добрые дела.

Предварительная работа:

Оформить фотовыставку семейных фотографий «От улыбки хмурый день светлей»;

Подготовить буклет для родителей;

Подготовить аудиозапись с высказыванием детей о доброте;

Оформить приглашение на родительское собрание;

Организовать выставку детских книг по теме собрания;

Х о д  с о б р а н и я

1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя на работу.

- Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего!

- Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.

- Посмотрите на  слайд и послушайте песню С. Никитина «Дорога добра»

- Ребята, почему мне захотелось для вас включить сегодня именно эту песню

- Отгадайте слово, зашифрованное на табло. Это слово означает близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Да, ребята, вы правильно угадали. Это слово «дружба». (слайд 1)

- Так какой теме будет посвящено наше занятие?

- Тема сегодняшнего родительского собрания-диспута – «Спешите делать добро».

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минутку, улыбнитесь (обязательно от души), расслабьтесь и скажите мысленно: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!» (в это время звучит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»).

Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – доброта.

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта- это солнце, которое согревает душу человека.

И так, разговор сегодня будет о доброте. Обсудим в группах такие вопросы: «Что такое доброта?»; «Что значит «добрый человек»? (После обсуждения вопросов в группах их представители обобщают и высказывают полученные мнения).

(слайд 2)

Вот как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С.Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

- А теперь послушаем, как понимают доброту наши дети (родители слушают звукозапись, смотрят видеозапись, заслушивают результаты ранее проведённого классного часа « Спешите делать добро»)

 - Добро, доброта... Какие старые, известные с самого рождения  слова!  Давайте, ребята, вместе поразмышляем, что такое добро и доброта? (Ответы детей)

III. Стихотворения о доброте.

 Добрым быть совсем, совсем не просто.

 Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

 И завертится Земля быстрей,

 Если будем мы с. тобой добрей.

 Доброта с годами не стареет,  

Доброта от холода согреет,  

Если доброта как солнце светит,  

Радуются взрослые и дети.

 Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

 (Н. Тулупова)

Вывод: Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

 IV. Притча о доброте и вежливости.

 Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.            

 — Зачем тебе это? — спросил мастер.      — Хочу стать сильным и непобедимым.

— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.

 — Почему?

  — Потому что тебе не с кем будет сражаться.

 Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.  — Что тебе нужно? — спросил старый мастер.

— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь...

 И тогда Учитель взял его в ученики.

 - Как вы думаете, почему Учитель не взял юношу в ученики при первой встрече? Предположите, что случилось с юношей за эти несколько лет. Почему Учитель взял его в ученики? (Ответы детей)

Вывод: Юноша стал доброжелателен к людям, стал думать не только о себе, но и о других.(родители и дети)

Вывод: Если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.

 VI. Пословицы и поговорки о добре.

 - А что гласит о доброте народная мудрость? Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете? (Ответы детей и родителей)

 Соедините слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица. (Слайд 3)        

 Добро помни, а  пожнёшь. Что посеешь, то и  зло забывай.  За добро добра не делает никому.  Худо тому, кто  добром платим.

Вывод: Добрый человек всегда найдёт поддержку и утешение в радости других людей. Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

- Не только пословицы сложены о добре. Много детских книг ведают нам об этом замечательном качестве человека. ( слайд)

А теперь давайте с вами немного поразмышляем на тему «Чем я богат». У меня в руках две шкатулки: в одной лежат красивые украшения, а также деньги. Это – богатство. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно сделать с этим богатством?

(Ответы детей.)

 А в другой шкатулке – радость, доброта, честность, вежливость. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать руками. Может это и не богатство вовсе? Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатства из первой шкатулки или из второй?

 (Ответы детей, обсуждение, обмен мнениями.)

 Вывод: прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце, его можно почувствовать.

С давних пор и во все времена в разных концах земли, всегда и повсюду это было очень важным вопросом. Сейчас я вам расскажу одну притчу о Добре и Зле.

 Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».

 Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу за зло.

 Вывод: добро всегда сильнее зла, люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту, а злые люди всегда одиноки.

Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе?  (ответы родителей)

- Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.

(Инсценировка стихотворения)

Кто кого обидел первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Кто кого ударил первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Вы же раньше так дружили!
Я дружил!
И я дружил!
Что же вы не поделили?
Я забыл!
И я забыл!

- Из-за чего поссорились два друга?

- Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)

Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!

В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности – юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте.

Предлагаю вам поиграть. Включается медленная музыка.

Перед родителями лист бумаги, на котором им предлагается обвести правую руку и написать на каждом пальце ласковые слова, на пальцах левой руки – слова, которыми ругаете детей.

 Похвала приятнее наказания. Общаясь с человеком, помните, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями. Самое дорогое для нас – наши дети. Будьте терпеливее с ними, читайте им интересные книжки, играйте вместе с ними. Радость, которую ваш ребенок испытывает в совместных делах – это основа добрых отношений. Больше хвалите детей, и они будут меньше вас огорчать. Ребенку нужна любовь!

И все таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье? Все ли мы делаем для того, чтобы помочь взойти в детских душах семенам чуткости и добра?

 Почему дети озлоблены? – часто удивляемся мы. Никакая методика, опыт не помогут пробудиться теплу детских сердец. Только отзывчивое сердце может услышать боль, принять ее и разделить. Что нужно сделать, чтобы наши дети постигли уроки доброты и поселили их в своей душе на всю жизнь.

Решение родительского собрания:

1. Чаще хвалить и поощрять своего ребенка.

2. Считаться с чувствами и переживаниями ребенка.

3. Не использовать физические наказания в отношении ребенка.

В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В школу приходят разные дети: Эгоистичные, избалованные, себялюбивые - и открытые, простые, любящие все живое. Школьные годы могут многое изменить в маленьком человеке. Ребенок как подсолнух: он поворачивается к добру как к солнцу. Ребенка надо учить каждую ромашку, воробья, жука, куст, ручей. И, разумеется, не менее бережно нужно относиться к человеку.

Если мы будем внимательны к другому человеку, с которым вступаем во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто – то из близких, - это и будет проявлением доброты. Любой человек раним, любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что  ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану. Это относится и к детям.  

 Дополнением к нашему решению могут стать следующие принципы, заповеди разумного воспитания:

1.     Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2.     Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3.     Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4.     Не подсказывайте готового решения, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5.     Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6.     Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7.     Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8.     Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9.     Воспитание – это последовательность целей.

10.   Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Собрание заканчивается под песню В Савельева «Настоящий друг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К родительскому собранию: "Что делать ,если у вас конфликтный ребёнок"

Полезная информация для родителей дошкольников и первоклассников  агрессивных детей , а также застенчивых ,беспокойных ,замкнутых......

Семейное родительское собрание. Тема: Роль отца в воспитании ребенка в семье.

В нашем лицее стало традицией проводить семейные родительские собрания. На такие собрания родители приходят семьями: папы, мамы, дедушки, бабушки, дети. Предлагаю одно из таких семейных родительских с...

Тематическое родительское собрание "Повседневные дела и порядок"

Тематическое родительское собрание с психологом "Повседневные дела и порядок" имеет своей целью познакомить родителей с  основными методами и закономерностями воспитания организованности и дисцип...

Родительское собрание "Что делать, когда ребёнок лжет"

Собрание для проведения с родителями начальных классов....

Родительское собрание "Учимся делать уроки"

На собрании родители получат рекомендации  о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно...

Семейное родительское собрание: радость.

Сценарий родительского собрания на тему "Радость"...

Родительское собрание "Спешите делать добрые дела"

Цель: воспитывать чувства доброты, вежливости, внимания, дружбы;  вызывать желание совершать добрые поступки.  1. Анкетирование учащихся.2. Вступительное слово классного руководителя.3. Выск...