Воспитание волевых качеств ребенка
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Паскал Виктория Викторовна

В каждом классе есть ребята, которые не могут заставить себя систематически выполнять домашние задания. Они невнимательны на уроках, неорганизованны, несобранны, забывают дома тетради, дневник, учебники, ручки. Учителя и родители обычно бывают очень сердиты на такого ученика, часто его наказывают. Но требовать от него собранности все равно, что неграмотного заставить написать сочинение на иностранном языке. Наказания тут бесполезны: надо развивать волю школьника. А это трудное дело, оно требует продолжительных, упорных усилий со стороны учителя, родителей, самого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_vospitanii_voli_u_shkolnikov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям и педагогам школы

на тему: «Воспитание волевых качеств школьников»

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

Есть люди, которые при возникновении преград отказываются от поставленной ранее цели. Таких людей мы называем безвольными. Волевого человека преграда заставляет мобилизовать все силы и способности и с удвоенной энергией бороться за реализацию намеченной цели. Безвольный человек обладает внушаемостью, податливостью. Он отказывается от самостоятельности в разрешении жизненных проблем, в выборе поступка, предпочитает быть ведомым, слушать того, чья воля сильнее.

В каждом классе есть ребята, которые не могут заставить себя систематически выполнять домашние задания. Они невнимательны на уроках, неорганизованны, несобранны, забывают дома тетради, дневник, учебники, ручки. Учителя и родители обычно бывают очень сердиты на такого ученика, часто его наказывают. Но требовать от него собранности все равно, что неграмотного заставить написать сочинение на иностранном языке. Наказания тут бесполезны: надо развивать волю школьника. А это трудное дело, оно требует продолжительных, упорных усилий со стороны учителя, родителей, самого ученика.

Развитие воли – сложная, но в то же время исключительно важная задача школы и семьи. Достаточно сегодня проанализировать причины правонарушений, малой трудоспособности значительной части юношей и девушек – всюду мы столкнемся с недостатком воли, трудолюбия, упорства в достижении поставленной цели. Безвольный человек страдает от своей неорганизованности, его мучает, что он опять не выполнил обещание, не сделал намеченного в срок, не довел до конца важное дело.

Волевые качества – целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность, организованность, дисциплинированность. Если эти качества развиты недостаточно, человек достигает весьма скромных результатов в своей деятельности, даже если у него были явные незаурядные способности. Он привыкает делать только то, что его увлекает. В начальных классах школьник может справляться с учебной программой, не проявляя особой работоспособности. Но привычка достигать успеха без особого труда позже может обернуться отставанием в учении.

Чем старше ребенок, тем больше требуется от него воли, упорства в учении, во всех других видах деятельности. Вот почему нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Если он выполняет задания без особого труда, надо дать ему работу, которая потребует от него трудового усилия. Воля может развиться лишь при условии, что у ребенка есть препятствия, которые необходимо преодолевать. Если же перед ним ставятся лишь очень легкие для него задачи, его воля не тренируется.

Давайте одаренным детям задачи повышенной трудности. Не допускайте, чтобы они работали вполсилы. Вместе с тем, если ребенок опережает остальных детей в умственном развитии, это не значит, что можно загрузить его только интеллектуальной деятельностью. Например, музыкальная одаренность не дает оснований все свободное время ребенка без остатка посвятить только музыке. Если взрослые слишком форсируют деятельность детей в том направлении, в каком у них обнаружены особые способности, это грозит дисгармоничностью, односторонностью развития. Опасна и перегрузка детей. Чрезмерные нервно-психические и физические затраты недопустимы, переутомление опасно для здоровья ребенка и всего хода его развития.

Психологи рекомендуют формировать у школьников следующие волевые привычки: привычку к регулярному труду, к физической и гигиенической культуре (в том числе к утренней гимнастике, физическим упражнениям, двигательной активности); к сдержанности в острых эмоциональных ситуациях; к обязательности в отношениях с людьми. В основе всех этих привычек лежит готовность к мобилизованности, к напряженной деятельности. Родители приучают ребенка убирать свои книги, вещи на место, делать зарядку по утрам, чистить зубы, убирать постель, вовремя вставать и ложиться, готовить домашние задания. Они продумывают постоянные обязанности ребенка по дому и контролируют их выполнение. Учитель добивается, чтобы ребенок добросовестно выполнял правила для учащихся, прилежно учился.

Сначала ребенку приходится напоминать о правилах поведения в школе и дома. Потом начинается следующий этап формирования волевых привычек – этап «втягивания». На третьем этапе у ребенка появляется потребность в выполнении режима дня. Это значит, что у него возникла волевая привычка. Установлено, что для выработки привычки и соблюдению правил гигиены достаточно от 5 до 10 недель, а для формирования привычки к сосредоточенному интеллектуальному труду нужны годы. Отсюда следует, что учителю и родителям нельзя ослаблять внимание к воспитанию упорства в интеллектуальном труде на протяжении всех лет обучения детей в школе. Но зато, если удалось эту привычку создать, она уже автоматически будет срабатывать в течение всей последующей жизни ученика. Большое счастье иметь таких педагогов и родителей, которые терпеливо и умело формируют у детей волю.

Развитие личности невозможно без самовоспитания, а развитие воли особенно. Можно порекомендовать детям вести дневник. Это помогало многим выдающимся людям в выработке нравственных и волевых качеств. Прочитайте детям, например, отрывок из юношеского дневника К. Д. Ушинского, где он намечает для себя правила «поведения»:

1. «Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее».

2. «Прямота в словах и поступках».

3. «Обдуманность действия».

4. «Решительность».

5. «Не говорить о себе без нужды ни одного слова».

6. «Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится».

7. «Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать».

8. «Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках».

9. «Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».

Л. Н. Толстой составил для себя правила в дневнике: «Что назначено, то исполняй, несмотря ни на что… Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся по книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить… Заставь постоянно ум твой действовать со всею… возможною силою…». При этом он подчеркивал: «Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития». В дневнике Л. Н. Толстой подвергал себя резкой критике: «…Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой…».

Эта огромная работа по самовоспитанию принесла свои плоды. Не будь ее, возможно, не стал бы Л. Н. Толстой великим русским писателем, которым гордится наш народ.

Научите детей мысленно приказывать себе: «Надо это сделать, довести до конца», «Хватит смотреть телевизор, надо браться за дело», «Подъем!». Убеждать себя: «Я справлюсь», «Я смогу». Благодаря развитой воле для человека совпадают «надо» и «могу», «хочу» и «могу»: надо сделать что-то – он найдет в себе на это силы, хочет чего-то достичь – сумеет мобилизовать себя, осуществить свое намерение, не отвлекаясь на второстепенное. Научить ребенка превращать желаемое в действительное, энергично и настойчиво достигать поставленной цели, – значит помочь ему обрести внутреннюю гармонию.

Воля вступает в действие особенно активно, если преграда непреодолима, а стремление превозмочь препятствие сильно. Ребенку многое нужно преодолеть. Разбивайте цели, стоящее перед ним, на ряд последовательных задач, посильных ему на данном этапе его развития. Преграда становится преодолимой, и ребенок прилагает усилия, чтобы с ней справиться.

Не забывайте, что:

– нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка;

– если ребенок выполняет задания без особого труда, необходимо давать ему задания, которые потребуют от него усилий;

– если перед детьми ставятся лишь очень легкие для них задачи, воля не тренируется; необходимо искусственно создавать препятствия, которые необходимо преодолевать;

– необходимо сочетать интеллектуальные и физические нагрузки;

– нельзя перегружать детей, чтобы не получить обратного результата (нервные расстройства и, как следствие, безразличие и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личностных качеств ребенка

воспитание младшего школьника...

Статья "Воспитание эмоционально-волевых качеств через организацию коллективного творчества детей и взрослых"

В статье рассказывается о том, какое значение на формирование эмоционально-волевых качеств ребенка с ОВЗ оказывает совместная деятельность со взрослым в процессе творчества....

Буклет "Воспитание волевых качеств личности младшего школьника"

Уважаемые гости сайта, в представленном буклете "Воспитание волевых качеств личности младшего школьника" Вы можете найти интересную и полезную информацию о том, как развить волевые качества ...

Воспитание нравственных качеств ребенка в семье

Воспитание нравственных качеств ребенка в семье...