Методическая разработка «Что в имени тебе моём»
методическая разработка

Лебедева Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия для воспитанников ГПД общеобразовательной школы. Проект для 3 класса. Тема «Что в имени тебе моём?».

Выполнено Лебедевой Т.А., воспитателем ГПД высшей категории ГБОУ СОШ №277 Кировского района Санкт-Петербурга.

Тип занятия: мероприятие по систематизации и обобщению знаний.

Вид: творческий отчёт.

Оборудование: интерактивная доска, презентации детей.

Цель: познакомиться со значением и происхождением собственных имён.

Задачи: изучить значение имени в Древней Руси; проследить влияние на процесс возникновения имён различных культур и исторических событий; развивать познавательный интерес и активность; формировать навыки исследовательской деятельности; учить публично выступать и представлять свой творческий продукт.

Анкетирование:

  • Какое ваше любимое женское имя?
  • Какое ваше любимое мужское имя?

Цель: познакомить учащихся со значением имён; стимулировать желание прочитать книги по данной теме.

Ведущие – школьники-участники проекта.

1-ый ведущий: Имена – часть истории и культуры народа. В них отражаются быт и фантазия людей, род занятий и отношение к окружающему миру.

2-ой ведущий: Есть целая наука, изучающая имена – ономастика. Имён в Древней Руси было много.

Они образовывались от названия определённых черт поведения, внешности (Чернява, Синеока, Всеведа).

От числа предшествующих детей в семье ( Первуша, Вторунья, Третьяк)

От названия животных и растений ( Воробей, Волк, Пырей, Ветка)

От рода занятий (Рыболов, Грамотей, Скоморох)

3-ий ведущий: В 988 году вместе с христианской религией на Русь попали византийские имена, которые произошли от древнегреческих и древнеримских.

Они подчёркивали в людях моральное и физическое достоинство (Андрей – «мужественный», Евгений – «благородный», Софья – «мудрая»).

Воспитатель: Знаете ли вы, что обозначают ваши имена? Ребята из вашей группы провели большую работу над созданием справочника имён.

Значение «благородная» (французско-германское происхождение) и «солнечная» (греческое происхождение), также существуют другие толкования имени как «другая, чужая»

Производные: Ольгуня, Ольгуся, Ольгуха, Ольгуша, Оля, Олюля, Люля, Олюня, Люня, Олюся, Олюха, Олюша, Оляша, Оляня, Лёна (Лёня), Лёля, Леля, Ляля, Олёна (Алёна).

Вне России и стран СНГ имя «Ольга» популярно в Чехии, Финляндии и, в некоторой степени, в Германии; также упоминается в средневековой Шотландии.

Воспитатель: Все участники проекта показали себя активными исследователями.

Рекомендация: Используя эту литературу вы сможете дополнить наш справочник имён.        

Задание №1. Сочините двустишие, которое начинается словами: «Меня зовут ….»

Например: Меня зовут Сергей,

                 Я пою, как соловей!

Задание №2. Составьте кроссворд, в котором слова начинаются с букв твоего имени, например …

2-ой ведущий: Благодарим наших родителей за помощь в исследованиях значений имён.

Воспитатель: Все мы потрудились на славу. Общим призом для детей, родителей, учителей, библиотекарей будет поход в театр.

Воспитатель: Удалось ли нам решить поставленную задачу? О чём и о ком вы ещё хотели бы узнать?

Рефлексия. Продолжите фразу: «Я сегодня на занятии …….»

Источники информации:

Б.Ю.Хигер «Большая книга имён»

Е.А. Грушко «Энциклопедия русских имён» М.,2008

А.Н.Петровский «Словарь русских личных имён» М,2009

Журнал «Начальная школа» №12  М,2010