Методическая разработка интерактивного воспитательного мероприятия для начальной школы «Шумел-горел пожар московский»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Цель: Формирование начала патриотических чувств у детей, потребности детей в получении исторических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1812_nsh_novikov_komarova.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное воспитательное мероприятие для начальной школы

«Шумел-горел пожар московский»

Цель: Формирование начала патриотических чувств у детей, потребности детей в получении исторических знаний. 

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с одной из страниц воинской славы России – Отечественной войной 1812 года.
  • Сформировать представления о связи событий войны 1812 года и историей района школы
  • Показать, как увековечена память о тех, кто защищал Россию в те времена.
  • Пополнить словарный запас детей: редут, картечь, гусары, драгуны, кираса, триумф, полонез.
  • Познакомить с музыкальными произведениями, посвященными Отечественной войне 1812 года, в том числе П.И.Чайковского «Торжественная увертюра «1812 год», исторические солдатские песни и др.

Воспитательная

  • Воспитывать чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.
  • Формировать интерес к истории своего района и города

Развивающая

  • Развивать представления о пространственно-историческом развитии нашей страны
  • Расширять кругозор детей в области музыкального тематического творчества

Социально-педагогическая

  • Формировать представления о значимости пожарной безопасности для сохранения историко-культурного наследия

Силы:

  1. Актив музея – старшеклассники, исполняющие полонез (11 кл) и читающие «Бородино» М.Ю. Лермонтова (Левин Миша, 6а)
  2. Ведущие - педагоги

Оборудование: мультимедиапрезентация

Хлеб «Бородинский» на всех детей

Сладкие призы для викторины (конфеты-медальки)

Фонограммы, имеющиеся в свободном доступе в сети Интернет:

  1. Ф. Шопен, Полонез «Героический»
  2. Песня народных ополченцев 1812 года «За царя, за Русь святую
  3. Марш Лейб-гвардии гусарского полка
  4. Песня Сибирских казаков 19 века «Чем не соколы крылаты»
  5. Русская народная песня «Солдатушки - бравы ребятушки»
  6. Песня народная «Хоть Москва в руках французов»
  7. Романс «Шумел-горел пожар московский» в исполнении И. Суржикова
  8. П.И. Чайковский «Увертюра 1812 года»

Ход занятия.

Звучит Полонез «Героический» Ф.Шопена.

Дети под его музыку входят в зал, начинается бал (проходят круг почета по залу).

Ведущий - Мы с вами в девятнадцатом веке, который называют золотым веком русской литературы, музыки, живописи. А в начале века русский народ показал всему миру пример стойкости, мужества, героизма, любви к своему Отечеству.  

Ведущий - Прошу остановить бал. Многотысячное войско под предводительством Наполеона вторглось на нашу территорию. Военным прибыть в расположение своих войск.

Ровно 200 лет назад на нашу Родину напал Наполеон Бонапарт.

Кто это такой?

Дети - Император Франции.

Ведущий - Это был очень опытный полководец. Он уже завоевал много стран,  его армия была очень сильная.

Когда армия Наполеона вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Началась Отечественная война.

Почему эту войну называют Отечественной?

Дети – Потому, что на защиту своей Родины, встал весь народ, весь народ защищал свое Отечество. Звучит гимн народного ополчения 1812 года.

Песня «За царя, за Русь святую»

Показ портрета М.И.Кутузова.

Ведущий – Посмотрите на портрет, кто на нем изображен?

Дети – Маршал Кутузов.

Ведущий – Кем был Кутузов?

Дети -  Главнокомандующим русской армией.

Ведущий - Солдаты давно знали и любили его. Как говорили солдаты про Кутузова?

Дети – Пришел Кутузов бить французов.

Ведущий – Кутузов остановил свои войска возле села Бородино под Москвой, где и произошло самое знаменитое сражение, названное впоследствии «Бородинским сражением». Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение, посвященное этой великой битве.

Я предлагаю вам пройти на место сражения.

Дети под полковую музыку (марш Лейб-гвардии) эпохи Отечественной войны 1812 г. смотрят репродукцию картины «Кутузов на поле боя» Ведущий - Мы с вами находимся на Бородинском поле.

1-й ребёнок:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

Построили редут.

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

2-й ребёнок:

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

3-й ребёнок:

Полковник наш рожден был хватом…

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

4-й ребёнок:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ведущий - Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное сражение.

Показать иллюстрации «Бой при Бородино».

Песня Сибирских казаков «Что не соколы крылаты»

5-й ребёнок:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала.

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый.

Наш рукопашный бой!..

Ведущий - Только темная ночь остановила бой! Потери русских солдат в Бородинской битве были огромны.

(Показ иллюстраций Бородинского сражения).

Что помогло нашей армии одержать победу в этой битве?

Дети – Героизм, мужество, отвага русских солдат.

Ведущий –Наполеон сказал после битвы: «Самое страшное сражение из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы».

Ведущий -Так и не удалось ему покорить Россию! В честь победы над Наполеоном давайте споем старинную солдатскую песню. 

Исполняется песня  «Солдатушки - бравы ребятушки»

Ведущий – А сейчас мы с вами отправимся  в Москву.

Дети возвращаются на стульчики.

Наполеон Бонапарт, к тому времени завоевавший практически всю Европу. Он был уверен, что и Россия сдастся ему без боя.

Начало войны действительно оказалось не самым удачным для нашей армии – ей пришлось отступать. И вот 1 сентября 1812г. состоялся военный совет в Филях, на котором Михаил Илларионович Кутузов произнес судьбоносные слова: «Пока будет еще существовать армия и находится в состоянии противится неприятелю, до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна.». Позже художник-баталист Алексей Дмитриевич Кившенко напишет свое знаменитое полотно «Военный совет в Филях в 1812 году».

А мы пока просто перенесемся в то время. Мы же с вами в русской избе! И ходить далеко не надо. Посмотрите на репродукцию картины. Что общего?

Дети: печка, стол большой с лавками, висят иконы в углу с полотенцами, у печки стоят ухваты.

Ведущий: мы с вами ведь в избе собрались греться на печке? Мы же сейчас заодно и повторили ее части. Вот давайте с полатей и послушаем, что происходит на военном совете. Видите, на картине тоже ребята пристроились на полатях и внимательно слушают.

Толстые дубовые лавки стояли вдоль стен и такой же добротный дубовый стол в красном углу. Он, как скатертью, был покрыт картой. Главнокомандующий сидел на лавке под образами. Генералы рассаживались по обеим сторонам стола. На военном совете должна была решиться судьба Москвы: будет ли бой, или придётся отдать Первопрестольную французу. Военный совет продолжался долго…

Что лежит на столе?

Дети: военные карты

Ведущий: нам же с печки все видно? Смотрим на карту! (слайд) На пятый день армия подходила к Дорогомиловской заставе. Беннигсен решил именно здесь дать последний бой. По его планам правый фланг армии должен был примыкать к изгибу реки Москвы впереди Филей, центр – находиться между селами Волынское и Троицкое, а левый – стоять на Воробьевых горах. Беннигсен был опытный военачальник, он не мог не видеть слабостей избранной позиции, но считал, что другого выхода нет.

По мнению Барклая-де-Толли, объехавшего всю позицию, выбранную Беннигсеном, она никуда не годилась. Позиция была вся  пересечена оврагами, а левый фланг был отрезан от центра рекой Сетунь. Позади – река. Мостов на реке много, но спуски к ним так круты, что уйти сможет только пехота. Эта позиция могла оказаться могилой для всей армии.

Русская армия 1 сентября отступила к г. Москве; расположилась лагерем: правый фланг перед деревней Фили, центр между селами Троицким и Волынским, а левый фланг пред селом Воробьевым; арьергард армии при деревне Сетуни. В деревне Фили на четыре часа дня светлейший князь Кутузов назначил Военный совет.

Где территориально сейчас эти места? Давайте сориентируемся в пространстве. Мы знаем, где школа, где основные трассы.

Дети (показывают направления)

Ведущий: с этим разобрались. Посмотрите, какой погожий сентябрьский денек за окном избы. Кстати, чем заделывали окна в то время?

Дети: промасленной тряпкой, бычьим пузырем. Окна делали небольшими, чтобы изба не выстывала в холод. В ненастье и на ночь закрывали снаружи ставнями.

Ведущий: в деревне Фили тогда, в 1812 году, было 7 изб. (слайд) Совет проходил в новой, крытой соломой избе Андрея Фролова и его семьи. Изба стояла шестой от Поклонной горы по линии Смоленской дороги. Она имела три окна на улицу, окно во двор и сени.

Что интересно, судьба избы оказалась после войны печальна: она сгорела в 1868 году, 7 июля. В ней жили ветераны войны, назначенные ее хранителями, и случился обычный бытовой пожар. Спасли только икону и лавку.

И это при том, что во время захвата деревни Фили французами сгорело полдеревни, но не «кутузовская» изба! Печально, но французы, которых русское дворянство считало такими утонченными, в храме Покрова в нижнем ярусе держали лошадей…

В 1887 году ее восстановили по рисункам и воспоминаниям старожилов, а многие родственники участников тех событий подарили новому музею памятные вещи своих великих предков.

А какие улицы нашего района хранят память о простых русских крестьянах, внесших свой вклад в победу над Наполеоном?

Дети: Василисы Кожиной, Герасима Курина

Ведущий: Василиса Кожина – крестьянка Смоленской губернии, жена старосты деревни хутора Горшковка Сычевского уезда. Она успешно командовала партизанским отрядом, а после войны была награждена медалью и премией. В 1962 году в ее честь назвали улицу.

Герасим Курин – крестьянин, которому поручили командовать дружиной местной самообороны в окрестностях города Богородска (это территория современного Павлова Посада, который образвался из нескольких сел еще при жизни Курина, и он в этом участвовал). Его отряд вел активные боевые столкновения.

Мне хотелось бы, чтобы вы сейчас подумали над тем, что я скажу дальше: где мы еще встречались с подобными фактами? Итак, отряд Василисы Кожиной разрушал мосты, сооружал завалы на путях движения французов, прятал продукты.

Нескольких пойманных сторонников Герасима Курина враги казнили для устрашения остальных крестьян.

Так действовали фашисты в Великую Отечественную войну и советские партизаны, с ними боровшиеся: личина врага всегда страшна. И не случайно есть такое выражение «Защищать родной очаг». Что оно означает?

Дети: защищать то, что тебе дорого, свой дом, семью

Ведущий: Вечером 1 сентября русская армия начала проходить через Москву.

Слайд «Пожар в Москве»

Песня «Шумел-горел пожар московский»

Утром 2 сентября движение возобновилось. Один за другим шли по Арбату и прилегающим к нему улицам русские полки, переходили Яузский мост и через Коломенскую заставу выходили на Рязанскую дорогу. Вместе с армией уходило из Москвы и ее население. Отходя от Бородино, русская армия вела непрерывные арьергардные бои. Но и в этих условиях отход совершался исключительно организованно. А это значит, что русская армия вела свой нехитрый фронтовой быт – в отличие от замерзших и голодных французов, оставшихся в сгоревшей Москве и отступавших по ими же разоренной старой Смоленской дороге.

Песня «Хоть Москва в руках французов»

В Москве очень многое напоминает нам о той войне.

Недалеко от Поклонной горы стоит музей Отечественной войны 1812 года. В нем находится Бородинская панорама, где художник Франц Рубо изобразил знаменитую битву. Чтобы увидеть всю Бородинскую панораму, нужно пройти по кругу, где зрители находятся как бы на поле битвы вместе с солдатами. А перед зданием Бородинской панорамы находится памятник великому полководцу М.И. Кутузову.

Показ Триумфальных ворот.

Ведущий - Что это такое?

Дети Это Триумфальная Арка. Через эти ворота Кутузов возвращался с победой после войны, его встречала вся Москва.

Музыка – марш

Ведущий А почему эти ворота назвали Триумфальной Аркой? Что значит слово триумф?

Дети Триумф- это победа.

Ведущий – Именами героев Отечественной войны названы улицы в Москве. Это улицы Дениса Давыдова, Багратионовская улица, улица Барклая де Толли, улица Василисы Кожиной и многие другие.

Показ иллюстрации храма Христа Спасителя

Ведущий – Что это за храм?

Дети – Храм Христа Спасителя. Он был построен на народные деньги в честь победы русских войск над Наполеоном.

Ведущий - Сейчас это главный храм России. Но не только памятники и улицы напоминают нам о той великой победе, но и музыка. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, который тоже жил в XIX веке, написал музыку к открытию храма. Для освящения Храма Христа Спасителя П.И.Чайковский написал « Торжественную увертюру.

«1812год» начинается увертюра с молитвы. А о чем молятся русские люди? О чем они просят Бога?

Дети – О помощи, о победе над врагом, о жизни.

Ведущий– Какая по характеру прозвучала музыка.

Дети – Тихая, строгая, сосредоточенная.

Ведущий -  А теперь мы с вами попадём в самую гущу боя. П.И.Чайковский рисует грандиозную картину страшного кровопролитного сражения. Какая музыка прозвучит сейчас.

Дети -  Грозная, резкая, воинственная.

Слушают главную часть «Увертюры».

Ведущий– В этой музыке мы слышим крики команд, стоны раненых грохот пушек, ржание коней, скрежет оружия.

Закончен бой. Русские войска одержали победу. Какая же музыка зазвучит в конце «Увертюры»?

Дети – Музыка будет торжественная, победная, яркая.

Ведущий – Правильно, и еще вы услышите в этой музыке победный звон колоколов.

Слушают финал «Увертюры».

Ведущий (на фоне музыки) Слава русскому оружию!

Дети – Слава!

Ведущий – Слава героям Отечественной войны 1812 года!

Дети – Слава!

Ведущий– Слава державе Российской!

Дети – Слава! Слава! Слава!

Ведущий – а теперь мы проверим, как вы замонили все, о чем сегодня услышали. Итак, викторина.

С кем велась война в 1812 году? (с французами)

Что такое редут? (земляное укрепление

Повествование в произведении М.Ю. Лермонтова «Бородино» ведется от имени...  (русского солдата)

Какое сооружение по указу Николая I было воздвигнуто в Москве в честь победы русского воинства над врагом? (Триумфальная арка)

«Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля...». Кто написал эти строки? (А.С. Пушкин)

В каком сражении, по воспоминаниям Наполеона, «французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми»? (Бородинское сражение )

Сколько длилась Отечественная война 1812 года? (6 месяцев: с июня по ноябрь 1812 г)

Кто был главнокомандующим русской армии? (М.И. Кутузов)

Что происходило 1 (13) сентября 1812? (Военный совет в Филях )

Война – дело мужское. Но история войны 1812 года сохранили имена двух женщин, которые сражались на равне с мужчинами. Как звали этих  дам. (Надежда Дурова, Василиса Кожина)

Какое время Наполеон находился в Москве? (1 месяц)

Кто по национальности был БАГРАТИОН? (Грузин)

Продолжите поговорку: « Пришел Кутузов  …..»? (бить французов!)

Какое самое страшное бедствие, тяжелая утрата  постигло нашу страну в этой войне? (пожар Москвы)

Ведущий– Закончилась война и зазвучала совсем другая музыка.

В честь великого сражения осталась еще одна память – популярный в наше время вкусный ржаной хлеб « Бородинский».

Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.

Вот и заканчивается наше путешествие в XIX век. Мы познакомились с одной из страниц воинской славы России – Отечественной войной 1812 года. Война закончилась, наступило мирное время, солдаты возвратились домой. И вновь зазвучала музыка балов, и заскользили по паркету в танце пары.

Под музыку маршей дети парами выходят из зала

Список источников информации:

1. М.Ю.Лермонтов Бородино. – М: «Советская Россия», 1979.

2. А.Барков Неукротимый партизан. М.: «Малыш», 1989.

3. Коликова Е.А. Недаром помнит вся Россия: конспект интегрированного занятия. – Педмир, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка программы спортивного мероприятия для начальной школы «Весёлые старты».

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, ко...

Методическая разработка интерактивного мероприятия "В гостях у Бабушки-Загадушки "

Сценарий интерактивного воспитательного мероприятия.Цель: познакомить младшего школьника с русским календарным фольклором и мерами безопасности в быту...

Методическая разработка интегрированного воспитательного мероприятия по ОБЖ и истории Древнего мира

Цель: в интерактивной форме костюмированной сценической постановки в стиле исторической фантазии повторить основные правила здорового образа жизни (закаливание, правильное питание, гигиена) с использо...

Методическая разработка интегрированного воспитательного мероприятия У ВОДЫ БЕЗ БЕДЫ

Цель: в интерактивной форме познакомить детей с экологическими и социальными аспектами проблемы нехватки воды, с ЧС, связанными с избыточным притоком воды и ЧС на воде, а также использованием воды при...

Методическая разработка интерактивного мероприятие для начальной школы СВЯТКИ БАБУШКИ ЗАГАДУШКИ

Цель: познакомить учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Святок на Руси. Дать возможность каждому учащемуся реализовать свои творческие возможности....