Единый урок на тему: «По дорогам подвига святых и героев отечества в истории и культуре 20 века» («Святая Русь. Доброта и милосердие преподобного Сергия Радонежского»)
классный час (2 класс)

Степанова Елена Александровна

Где зеленой тучей тополя
Застят неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор.
– Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ?
– Каждый, –край по своему, – хорош,
Не могу обидеть никого.
А где ты родился и растешь,
Там, дружок, прекраснее всего.
Горы, море или ширь полей...
Родина! Она всего милей

- О чем будет наш разговор ?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinyy_urok_serg_rad.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Единый урок на тему:

«По дорогам подвига святых и героев отечества

в истории и культуре 20 века»

(«Святая Русь. Доброта и милосердие

преподобного Сергия Радонежского»)

 (2 класс)

Подготовила: учитель высшей

квалификационной категории

Степанова Е.А.

2016 – 2017 уч. г.

По дорогам подвига святых и героев отечества в истории и культуре 20 века.

«Святая Русь. Доброта и милосердие преподобного Сергия Радонежского»

Цели: рассказать детям о Святой Руси, о святом Сергии Радонежском, обращать внимание детей на силу добра и его неизменную окончательную победу над злом, воспитывать у детей любовь к родной земле, чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: мультимедийная презентация

Цель урока:

привитие на примере жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского детям уважительного отношения к традициям и истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам, привлечение внимания подрастающего поколения к великим примерам служения Родине.

Задачи:

образовательные:

  • исследуя основные этапы жития Преподобного Сергия Радонежского ответить на вопрос урока: почему, за какие дела считают Сергия великим деятелем России, и душой России;
  • понять величие духовного  подвига Сергия Радонежского  для духовной жизни России
  • формировать мышление младших школьников;

развивающие:

  • развивать память, речь, умение делать самостоятельные выводы;
  • воспитывать любовь к Родине, нравственность, духовность, любовь к ближнему, умение прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества;

воспитательные:

  • воспитывать   интерес и уважение  к духовным центрам православной культуры.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

  • мультимедийная презентация.

Ход занятия

Учитель: (слайд 2)

Где зеленой тучей тополя
Застят неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор.
– Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ?
– Каждый, –край по своему, – хорош,
Не могу обидеть никого.
А где ты родился и растешь,
Там, дружок, прекраснее всего.
Горы, море или ширь полей...
Родина! Она всего милей

- О чем будет наш разговор ?

Учитель:

-  Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем?(Россия).

- Да, Россия, или Русь, как ее называли раньше. Чем же она славится ?

(Своими необъятными, широкими полями, лесами). (слайд 3)
(Учитель через проектор показывает репродукцию картины И.И. Шишкина "Рожь").

- Рассмотрите картину. Кто её написал? (Иван Иванович Шишкин).

- Как она называется? ("Рожь").

 - Какое настроение вызывает это полотно? Чем она вас привлекает

(Спокойствие, умиротворение и т.д.)

- Шишкин с любовью нарисовал хлебное поле, воспел красоту созревания хлеба.

(Учитель через проектор показывает репродукцию картины И.И. Левитана «Березовая роща»).( слайд 4)

 - Рассмотрите эту картину. Какой день изобразил художник на своей картине? Какие цвета преобладают? Солнечный.

 - Какие краски он взял, чтобы изобразить березовый лес? Ярко-зеленые, желтые, белые.

- Береза-символ нашего государства. Россию нельзя представить себе без белоствольной березки.

- Наша страна богата лесами, раскинувшимися с севера на юг и с запада на восток. Лес - богатство нашей страны. И его надо беречь. Русские художникина картинах воспевают красоту родных лесов и полей, а поэты пишут стихи, выражая любовь к Родине. Давайте послушаем их.

Что Родиной моей зовется?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьется,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя березка? Или весенняя капель?

А может радуги полоска? Или морозный зимний день?

А может церкви купола, Когда звенят колокола ?

Та вот что Родиной зовется!

Чтоб были рядышком всегда

Друзья и вся моя семья

Кому нужна и я сама!

Родная милая Земля,

Отчизна - Родина моя!!

Учитель: -  Ребята, мы сказали с вами, что славится наша Россия белоствольными березками, а еще наша страна славится своим историческим прошлым. Великими памятниками культуры являются русские соборы. С давних пор люди строили церкви. Много их было на Руси.. Церковь всегда была важным источником духовного общения людей, утешением в горести. В тяжелые времена нашествия врагов именно церковь сплачивалалюдей на борьбу с ними. Храмы строители, возводили один от другого на расстоянии звона: где затухает звон колокола, там ставят новый храм, чтобы вся Русская земля наполнилась божественным голосом и освящалась им.

И льется над землей колокольный звон. Люди называют колокола "гласом Божьим»

- Но самая величайшая слава и гордость России - ее люди.

(На доске открывается изображение Троице – Сергиевой лавры.)

 (слайд 5)

 - Перед вами Троице-Сергиева лавра, названная так в честь ее основателя Сергия Радонежского. Он жил так праведно, что его причислили к лику святых Русской Православной Церкви.

(Учитель показывает икону.) (слайд 6)

- Перед вами икона великого русского святого Сергия Радонежского, в миру звали его Варфоломей.

Сегодня я расскажу вам о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым. Он родился весной 1314 году в селе Варницы под Ростовом Великим.Происходил Преподобный Сергий из знатного рода. Родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где отец его, боярин Кирилл, состоял на службе у князя.

Супруги строго соблюдали церковные обычаи, любили храм Божий, были глубоко верующие люди. Они помогали бедным и больным, заботились о странниках и убогих. Бог даровал им трех сыновей: Стефана, Варфоломея и Петра.

Когда Сергий был маленький, у него было другое имя. Его звали Варфоломей.

Представьте себе карапуза с белесыми бровками и ярко-синими глазами. Вот на полу он нашел жука, зажал его в кулачок и несет вo двор, чтобы выпустить. Или дает с ладошки кусочек хлеба лошадке.Как все дети на свете, он любил сказки. Няня рассказывала сказку так, что ему казалось, что он уже не здесь, на печке, а в лесу, едет наСером Волке. Он представляет, как выводит волшебного коня, как ловит Жар-птицу. Он бы, конечно, послушался волка, не трогал клетку, и не зазвенели бы струны, и не пришлось бы обманывать грозного царя, потому что он был послушным мальчиком.

А мама читала ему книги о жизни святых и Иисуса Христа, которые очень любил мальчик.

Варфоломей рос трудолюбивым. добрым и отзывчивым, как и его родители Но больше всего он любил молиться.

В семь лет Варфоломея отдали учиться грамоте. Он никак не мог вникнуть в объяснения учителя, не мог быстро научиться читать. И это его очень огорчало. Варфоломей быстро прослыл неспособным и часто терпел наказания.Тогда он со слезами молился:«Господи! Помоги мне выучить эту грамоту, научи и вразуми меня!» (слайд 7)

Однажды отец послал его в лес, чтобы он пригнал домой лошадей. В лесу под дубом он встретил старика, который усердно молился. Варфуша опустился на колени и тоже стал молиться. Старик спросил мальчика: "Чего ты просишь у Господа?" – "Научиться читать". Старик благословил мальчика и дал ему кусочек церковного хлеба – просфоры. Вечером Варфоломей читал молитвы хорошо и правильно. Случилось чудо! Старец предсказал:«Отрок будет славен перед Богом и людьми из-за своей добродетельной жизни!».

Беседа учителя с детьми.

Учитель. -Вам понравился мальчик?

- Чем?

-Какие поступки говорят о том, что это очень добрый мальчик?

- Можем ли мы назвать его трудолюбивым?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: -  Да, ребята, Варфоломей добрый, трудолюбивый мальчик. Хотя он жил много лет назад, мне кажется, что вы очень похожи на него. Как и вы, он любит все живое на земле, умеет трудиться, любит сказки как и вы, он очень хотел учиться.

 – Любите ли вы живое на земле?- Любите ли вы сказки?

- Умеете трудится? - Хотите ли учиться? - А для чего это надо? (ответы детей)

Продолжу рассказ о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым.
         Варфоломей подрастал. В те времена Русь переживала тяжелые времена Он видел, как страдает русский народ от набегов татар Родители были разорены вскоре переехали жить в Радонеж. Варфоломей сам упрашивал родителей отпустить его в монашество. Ему хотелось уйти в лес, жить одному и молиться Богу, чтобы Господь защитил землю Русскую... Но его родители были уже старенькие и просили не оставлять их. Варфоломей ухаживал за ними, и только после их смерти ушел в лес.

Жить в непроходимом лесу было очень трудно. Он построил избу, церковь, жил один, сам колол дрова, плел лапти, ухаживал за огородом, пек себе хлеб и молился в церкви. Сергий был строг к себе: ограничивал время сна, много молился, зимой ходил в летней одежде, питался небольшим количеством хлеба.
        В глухом лесу Сергий был обречен на полное одиночество в своей духовной борьбе. В долгие зимние вечера под окнами выли страшные волки. Но Сергий ничего не боялся. Был у него и друг лесной.
(слайд 8) Однажды Сергий увидел медведя, слабого от голода. Он его пожалел и накормил хлебом. Медведь не раз приходил к избушке. Сергий всегда клал на пенек хлеб. Сергий подкармливал медведя из своих скудных запасов и так приручил.Медведь стал совсем ручным. Легенда о том, будто бы Преподобный Сергий. в свободное от молитв и трудов времявырезал из липы деревянные игрушки птичек, коньков и дарил "на благословенье" детям

Шли годы. Одиночество Сергия прервалось. Многие монахи пожелали поселиться рядом с ним и разделить его тяготы. Там он принял постриг. Теперь его стали звать Сергием.  Вскоре Сергий основал Троице - Сергиев монастырь, который со временем начал расширяться. Его ворота всегда были открыты для странников и прохожих. Сергий учил людей «речами и поступками своими» и наравне со всеми колол дрова, копал землю, ходил к источнику за водой, готовил еду. Он являлся образцом смирения, трудолюбия, глубокой веры. За это его почитали. Ученики Сергия разошлись по всей Руси и основали несколько десятков новых монастырей.К Сергию стали приходить люди за помощью, за советом, заблагословением

На Русь продолжались набеги – монголо- татар. Горели города, села,гибли люди. Русичи не могли победить татар, так как князья постоянно ссорились и каждый князь защищал только свою землю и не помогал соседу.

Сергий ходил в дальние княжества мирить князей.

В это время татары хотели напасть на Русь и окончательно покорить ее.

Московский князь Дмитрий решил биться с захватчиками, чтобы защитить Русскую землю. Сергий помирил князей, и князь Дмитрий собрал большое войско. Перед походом приехал в Лавру к Преподобному Сергию,чтобы помолиться с ним и получить от него благословение.

Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. (слайд 9)

После молебна и трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой.

— Иди, не бойся. Бог тебе поможет. И, наклонившись, на ухо емушепнул: «Ты победишь».

- Свистят стрелы, звенят мечи, льется кровь. А в лесу, преклонив колени,молится святой Сергий. Он просит Бога помочь русским воинам защитить Русскую землю.

- И русичи одержали победу! Добро победило зло. Русские воины воглаве с Дмитрием Донским совершили ратный подвиг, то есть военный, А Сергий Радонежский совершил подвиг духовный - он помирил князей, помог русскому народу поверить в свои силы.

Прошли долгие годы, русь стала сильной и богатой могучей державой Много для этого сделали русские люди, и одним из них был Сергий Радонежский.

Радонежским и его учениками было основано 170 храмов. При монастырях открывались школы вероучение сыграло большую роль в укреплении нравственности и культуры появились книги иконы Москва стала столицей Руси

Сергия, но и сегодня, словно небесный град Божий, на земле стоит созданная святым Троице - Сергиева Лавра. Святой С. Р. удивительная яркая личность. Его жизненный путь образец святости и веры. Он жил не на показ, а так как подсказывало ему сердце. Он прожил почти 100лет. Когда то он пришел на поросшую лесом гору Маковицу неизвестным юношей Варфоломеем, а стал прославленным русским праведником . Одним из величайших сынов своего Отечества.

Его сейчас знает каждый и помнит Россия.

Уже 7 веков прошло со времен кончины Преподобного.

Со всей России съезжаются тысячи людей,

Поклонится этому святому заступнику и молитвеннику за землю Русскую, ища здесь духовной помощи и поддержки, обращаясь к нему со всеми бедами и скорбями. (слайд 10)

Ему поставлен памятник, на котором такие слова «Твой ясный свет сияет над Россией»

Дети выполняют задание.

Задание 1Каждая команда получает карточку с русской народной пословицей. Надо привести пример из жизни преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.

Учитель раздает карточки с пословицами.

- Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Дети: Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и преподобный Сергий их послушался.

Учитель: Жить - Богу служить.

Дети: Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.

Учитель: С молитвою в устах, с работою в руках.

Дети: Так жил преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярским сыном.

Задание 2. У меня в руках шкатулка, а что там, предстоит вам угадать. Для этого команды по очереди задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». После того как вы отгадаете, что прячется в шкатулке, вы должны сказать, какое отношение эта вещь имеет к преподобному Сергию.

В шкатулке находится деревянная игрушка или ложка. Со времен преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также деревянные вещи были «благословением монастыря».

VI. Рефлексия.

Возьмите в руки символы. Что это? (сердце в руках)

Все в ваших руках! Вам самим решать какими вам быть. Ведь Бог дал вам свободу выбора. Оцените свою работу на занятии, связав её со своим настроением.

  • Если вам спокойно, радостно, вам было все понятно – закрасьте сердечко красным цветом.
  • Если вы испытываете неудобство, неловкость и вам не все было понятно, и вы хотите поговорить со мной после занятия – закрасьте сердечко зеленым.
  • А если вам тревожно, вы не поняли, о чем мы говорили на занятии и вам не с кем поделиться – закрасьте сердечко синим цветом.

Учитель: - если в каждом сердце будет жить любовь, то в мире будет царить доброта, любовь, спокойствие, радость, счастье. А как здорово жить с такими чувствами!

Сегодняшний классный час подошёл к концу. Я думаю, ребята, что вы так же будете любить Родину, как любил ее Сергий Радонежский. Дай Бог, чтобы у вас всё сложилось замечательно! (слайд 11)

Спасибо вам за это занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему «Ноябрь – зиме родной брат» Окружающий мир. УМК «Начальная школа 21 века» , 1 класс

Урок  на тему «Ноябрь – зиме родной брат»  Окружающий мир. УМК «Начальная школа 21 века» , 1 класс...

Конспект к уроку по теме "По дорогам сказки"

Материал подготовлен по внеклассному чтению. Может также использоваться как литературная викторина. Презентацию к уроку разместить здесь не удалось, так как объем ее превышает  допустимые 3 ...

УРОК ПО ТЕМЕ "СЛОВА ИСКОННЫЕ И ЗАИМСТВОВАННЫЕ" 2 КЛАСС УМК "нАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗУЮТ ВО 2 КЛАССЕ ПО УМК "нАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"...

фотографии с открытого урока по теме" По дорогам войны"

открытый урок для 2-4класов. Декада "Вахта памяти"....

Открытый урок по теме " Жесты и мимика " 1 класс по программе " Начальная школа 21 века"

Речь и культура общения1 класс Тема урока: Мимика и жесты. Цель. Развивать невербальные средства выразительности: мимику, жесты, позу. Задачи.1. Познакомить и отработать понятия: м...

«По дорогам подвига святых и героев отечества в истории и культуре 20 века» («Святая Русь. Доброта и милосердие преподобного Сергия Радонежского»)

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.Жить - Богу служить.С молитвою в устах,с работою в руках....

Методическая разработка урока на тему "Безопасная дорога"

Методическая разработка урока  на тему "Безопасная дорога" предназначена для ГПД в школе....