Самообразование и самовоспитание учителя – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
методическая разработка

Аветисян Наталья Даудовна

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различ­ных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

        Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.

          Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_i_samovospitanie.doc45 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_samoobrazovanie.ppt759 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование и самовоспитание учителя – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»

         

    Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

        Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
        
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

  Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • осуществляется добровольно;
  • осуществляется сознательно;
  • планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  • необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.

   Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала ».

  Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.

  Педагог должен учиться всему постоянно. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

  На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться — прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. В системе подготовки педагога важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды.  

  Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно подтолкнуть педагога к самосовершенствованию, вызвать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?

   Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.

                              Формы самообразования:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

  • в рамках курсовой подготовки в ИПКРО
  • с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

  • работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
  • проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

  • средств массовой информации,
  • библиотек, музеев,
  • исследований, экспериментов,
  • осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности,
  • формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.).

Процесс самообразования требует от педагога постоянно:

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы;
  • Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом;
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; 
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Для наибольших успехов в процессе самообразования необходимо использовать следующие виды деятельности:

  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
  • Дискуссии, совещания, обмен опыта с коллегами;
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации; 
  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
  • Изучение информационно-компьютерных технологий;
  • Обзор в Интернете информации по теме;
  • Размещение своих разработок на сайтах в Интернете и печатных изданиях;

  С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – «Повышение эффективности обучения». 
                Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших учительских комнатах и не имеет выхода на широкую учительскую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

                                                      Заключение:

        Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов: Аветисян Наталья Даудовна

Слайд 2

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.» А. Дистервег

Слайд 3

САМООБРАЗОВАНИЕ – приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя ( С.И. ОЖЕГОВ )

Слайд 4

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. В основе самообразования - интерес занимающегося в органичном сочетании с самостоятельным изучением материала. Педагогический словарь

Слайд 5

Самообразование Осуществляется добровольно Осуществляется сознательно Планируется, управляется и контролируется самим человеком Необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков

Слайд 6

Потребности, мотивы, побуждающие педагога ДОУ к самообразованию : Ежедневная работа с информацией. Готовясь к ООД, выступлению, родительскому собранию, мероприятию и др. у педагога ДОУ возникает необходимость поиска и анализа новой информации. Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества. Конкуренция. Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Материальное стимулирование. Категория, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. Интерес. Учиться просто интересно.

Слайд 7

Критерии самообразования: Эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса). Творческий рост педагога. Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс

Слайд 8

Профессиональное; психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби; ... «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» . Философ Сенеки

Слайд 9

Учитывая, что педагог ДОУ самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: Телевидение Газеты, журналы Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) Интернет Видео, аудио информация на различных носителях Платные курсы Семинары и конференции Мастер-классы Мероприятия по обмену опытом Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты Курсы повышения квалификации Путешествия

Слайд 10

Выбор формы самообразования Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая . В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом ДОУ.

Слайд 11

Формы самообразования Индивидуальная Групповая (МО, творческие группы, семинары, практикумы и др.)

Слайд 12

Формы организации самообразования 1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. 2. Получение второго высшего образования или второй специальности. 3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары и конкурсы. 4. Индивидуальная работа по самообразованию 5. Сетевые педагогические сообщества

Слайд 13

Определение результата самообразования Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Примеры результатов : повышение качества образовательного процесса (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии; выработка методических рекомендаций по применению ИКТ; доклады, выступления ; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) …

Слайд 14

Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета Формами отчета могут быть : обобщение опыта ; доклад ; сбор и анализ отчетной документации; презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. По окончании работы над темой каждый педагог ДОУ должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Слайд 15

Контроль за самообразованием педагога В конце учебного года каждый педагог ДОУ должен написать отчет или подготовить презентацию о работе по самообразованию с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. В конце учебного года каждый педагог готовит план работы по самообразованию на следующий учебный год. Отчет педагога заслушивается на итоговом педсовете, заседании МО (творческой группы).

Слайд 16

Интернет – универсальный и сравнительно дешевый источник педагогической, методической и научной информации Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести педагогическую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу ДОУ в работе Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы педагога ДОУ в процессе самообразования

Слайд 17

Заключение: Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог ДОУ, тем больше эффект от его работы. Но никакой современный компьютер и самый быстрый Интернет не даст педагогу ДОУ самое главное – желание и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Слайд 18

Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение - это основные условия для формирования авторитета педагога ДОУ

Слайд 19

Для подготовки презентации использовались следующие интернет – ресурсы: http://doshkolnik.ru/pedagogika/3791-samoobrazovanie.html http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/samoobrazovanie_pedagoga/1-1-0-10 http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/1718-samoobrazovaniepedagoga.html http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/31/816/

Слайд 20

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГТ Земцова Ольга Леонидовна - заместитель заведующего по ВМР МБДОУ детского сада №5 общеразвивающего вида г. Рассказово Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства

Данный материал представляет классическую структуру построения мастер-класса для педагогов...

Программа повышения профессионального мастерства учителя начальных классов

Целенаправленное применение современных   образовательных технологий...

Индивидуальный перспективный план повышения профессионального мастерства учителя начальных классов МБОУ "Елховская СОШ" Галиевой Фираи Ахметовны

Индивидуальный план повышения профессионального мастерства учителя начальных классов Ф.А.Галиевой рассчитан на 5 лет. В нем освещено также его выполнение. ...

«Эффективные способы повышения профессионального мастерства педагога как фактор обеспечения нового качества образования при внедрении ФГОС»

Современной школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для  собственного профессионального роста....

доклад «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования»

Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога....

РМО учителей начальных классов, как одна из ступеней повышения профессионального мастерства педагогов.

Статья об РМО учителей начальных классов Приволжского района г.Казани для электоронного журнала Kazanobr.ru...