Педагогический проект «Воспитание толерантности у младших школьников в условиях современного образования»
проект

сарычева татьяна сергеевна

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

  • этика и стратегия ненасилия;
  • идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
  • необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_t.s.sarycheva.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

 «Воспитание толерантности у младших школьников в условиях современного образования»

Актуальность проекта

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

  • этика и стратегия ненасилия;
  • идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
  • необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Школьное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Толерантность-это универсальный инструмент, необходимый для воспитания подрастающего поколения на любом этапе школьного возраста.Своевременным началом освоения этого навыка является приучение детей к тому, что вокруг них есть другие дети не только по национальности, но и с особенностями в развитии,с ослабленным здоровьем.

Именно младший школьный возрасте, именно является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Очень важно в младшем школьном возрасте заложить навыки правильного взаимодействия человека с обществом.

Под основами толерантной культуры ребенка понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

Актуальность формирования толерантности у детей младшего школьного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в образовательном учреждении

Воспитание школьников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. Мы живем в много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

Под толерантностью исследователи понимают:

- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;

- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.

Младший школьный возраст – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Формирование толерантности целесообразно начинать в младшем школьном возрасте, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Основы толерантности закладываются у детей в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, внеурочной деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у школьников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у младших школьников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов их деятельности.

Я работаю учителем начальных классов и считаю необходимым поиск разрешения выявленных проблем в системе современного образования. Поэтому мой выбор темы проекта - «Воспитание толерантности у младших школьников в условиях современного общества».

Проект позволит мне организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей младшего школьного возраста и разработать систему  мероприятий с родителями в данном направлении.

В результате реализации данного проекта в школе будет создана среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социальному статусу и людям с особенностями в развитии.

Цель проекта:

Формирование у младших школьников 1»А»класса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий, людей с особенностями в развитии и с ослабленным здоровьем.

Задачи:

1.Создание условий для развития толерантного отношения у детей младшего школьного возраста.

2.Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.

3.Организация партнерских отношений между школой и семьями учеников по вопросу толерантного воспитания детей,

4.Создание программы по проведению занятий по толерантности в рамках класса, школы .

5.Организация клуба «Мы-разные»и проведение мероприятий на базе школы «Гармония»и детского дома.

Проект реализуется через систему мероприятий, представленных в программе по толерантности.

Программа внеурочной воспитательной деятельности «Толерантность – искусство жить с непохожими детьми» в рамках дополнительного образования по теме «Мой проект»

Пояснительная записка:

Актуальность формирования толерантности у детей младшего школьного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в образовательном учреждении

Цель программы: Воспитание толерантности у младших школьников.

Задачи:

- Формирование основ толерантного поведения

- Развитие умения принимать человека таким, какой он есть, на зависимо от его пола, возраста, веры, национальности.

- Развитие навыков общения со сверстниками.

Программа основывается на следующих педагогических принципах:

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема предлагаемого материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность.
  4. Системность. Принцип системного подхода.
  5. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработку на этой основе ценностных ориентаций.

В программе реализуются 3 направления воспитательной работы:

-«Мы разные, но мы дружные»

- «Искусство жить с детьми с особенностями в развитии»

- «Россия - многонациональная страна»

Для успешной реализации программы предлагается сочетание различных форм организации воспитательной работы:

- Изучение культурных традиций родного края;

- Классные часы, тематические беседы;

- Участие в конкурсах, музыкальных праздниках, спектаклях;

- Экскурсии, походы, поездки по этническим центрам, специальным школам для детей с особенностями в развитии

- Посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.

Тематический план организации воспитательных занятий

Направления воспитательной работы

Формы воспитательной работы, их тематика

Сроки реализации

Планируемые результаты

1

«Мы разные, но мы дружные»

Спортивное развлечение «Игры народов мира»

«Толерантность »

выпуск листков для родителей «Рекомендации для родителей по   толерантному воспитанию детей»

Конкурс рисунков «Мы едины»

Классный час «День народного единства»

Виртуальная – экскурсия «Новогодние обычаи стран и народов мира»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Привитие интереса к игровым традициям народов мира;

воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Привитие интереса к культурному прошлому и настоящему своей Родины;

Знакомство с особенностями празднования нового года в разных странах.

2

«Россия – многонациональная страна»

   Беседы:   «Моя страна», «Символика нашей страны», «Мой город» (Интегрированы в урок окружающий мир)

«Русские народные праздники и традиции»

Экскурсия по религиозным центрам (синагога, храм, мечеть, костел) 

Сентябрь

Январь

Февраль

Формирование гражданской позиции каждого ученика. Развитие патриотизма.

Привитие интереса к культуре русского народа

Формирование толерантного отношения к людям с разным вероисповеданием

3

Искусство жить с детьми с особенностями в развитии.

Конкурс рисунков «Мы»

Проведение совместного праздника с детьми из школы «Гамония» « Давайте дружить!»

Проект «Мои друзья!»

Март

Апрель

Май

Формирование чувства единения и значимости каждого человека в обществе

Развитие коммуникативных навыков. Знакомство с детьми с особенностями в развитии.

Формирование опыта проектной деятельности на тему «Мои друзья!»

         Формы организации работы с участниками проекта:

  • Внеурочные занятия;
  • Классные часы;
  • экскурсии в музеи, выставки,связанные с формированием навыков толерантности
  • консультации;
  • мастер-классы;
  • встречи с интересными людьми;
  • познавательные игры, викторины;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • использование интернет – технологий;
  • создание видеопрезентаций;
  • посещение школы «Гармония» и детского дома;
  • оформление выставок, создание коллекций творческих работ;
  • встречи, театральные инсценировки.
  • Сотрудничество с учащимися школы-интерната в поселке Старый городок.

Прогнозируемые результаты

        После реализации проекта ожидаются следующие результаты:

1.        У учащихся постепенно сформируются такие качества как отзывчивость к нуждам других, непохожих на них, детей; справедливость в суждениях о других людях, несмотря на особенности в развитии, способность сопереживать людям, представляющим социальные меньшинства.

2.        Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и школой. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.

Затраченные ресурсы.

Произведена закупка кантцтоваров, материала для  встреч с воспитанниками детского дома и школы «Гармония» , приобретение костюмов для инсценирования, и стендов для оформления выставки рисунков «Мы-разные, но мы вместе» за счет спонсорских средств. Аудитория проекта - учащиеся, педагоги, родители,

Проект работает в течении 2 лет.

За время работы проекта организованно 5 эксурсий в  культурный центр , др. За два года было проведено 10 мероприятий с участием учащихся и педагогов школы «Гармония»,школы-интерната.

 Учащихся нашего класса с проектами  по толерантности  активно принимали участие в общешкольной научно-практической конференции. Приобщение педагогов к проблеме формирования толерантности учащихся нашей школы в рамках проведения ежегодных педагогических педсоветов.

Литература

1.Степанов В.П. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. – 2001. – №6.

2.Сергеева В. Воспитание межнационального согласия в коллективе // Сельская школа. – 2004. – №5.

3.Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

4.Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости// Педагогика. – 2000. – №4.

5.На пути к толерантному сознанию /Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2000.

6.Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001.

7.Рожков М.Н. Байбородова Л.В. Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности у младших школьников.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Име...

Доклад на тему "Воспитание толерантности у младших школьников"

Доклад был подготовлен для выступления на школьном МО классных руководителей....

Формирование толерантности у младших школьников в условиях поликультурного образования

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможн...

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....

Воспитательный проект "Воспитание толерантности у младших школьников в условиях межнационального общения"

В материалах размещен проект реализация которого способствует развитию толерантности у детей младшего школьного возраста...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС"

Педагогический проект раскрывает особенности организации проектной деятельности в младшей школе....