Открытое занятие в районной библиотеке по теме: «Масленица»
классный час (3 класс)

Материал разработан для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_maslenitsu_dlya_3-4_klassov_v1.docx199.2 КБ

Предварительный просмотр:

H:\всё о музее\школа Олений вал\IMG_5362.jpg


Цель:

Дать детям представление о народном празднике Масленица, формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

Задачи:

  • Формировать представление о народном празднике, народном костюме, обрядовой кухне, русском гостеприимстве.
  • Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей.
  • Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.
  • Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку


Методы и приёмы:

  • Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
  • Приемы: художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.

Масленица

1. Ведущая:  Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам на наш двор на Широкую Масленицу! Мы добрым гостям завсегда рады!

      (1 слайд) 

2. Ведущая: Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, Широкой, весёлой, величали её «Боярыней – Масленицей».

     (2 и 3 слайд)  Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было. Считалось, что, если имеется лицо, то будет и душа. И ходили с ней по деревне – славили Масленицу. Ей оказывались почести как редкой гостье.

Вот и у нас есть «Госпожа – Масленица» (Выносят куклу из соломы).

1. Ведущая:

Дорогая наша Масленица, Авдотья Ивановна,

Масленица годовая.

Гостья наша дорогая!

Весёлое гуляние!

Масленица! Широкая Масленица!

Ну-ка все повеселимся,

Нужно в хоровод нам встать,

Масленицу прославлять!

(Дети встают в хоровод и поют песню «Блины»)

Мы давно блинов не ели, 
Мы блиночков захотели, 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 

Напекли блинов поесть, 
Сотен пять, наверно, шесть. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 

Мы давно блинов не ели, 
Мы блиночков захотели, 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 

2. Ведущая: Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.

(4 слайд) 

         1 день - Понедельник Масленицы назывался «Встреча»

Сколько нас собралось на празднике! Вот мы и встретились! Давайте знакомиться.

Слушайте внимательно и, как только услышите свое имя - выполняйте то, что обрядом знакомства предусмотрено.

1. Ангелины, Дарьи, Марки и Марии и Варвары и Захро - Руки дружно все подняли! (Вот так выше) 

2. Амелии, Шарлоты, Патрисии, Максимы и Артемии - Покачали головой! (вот так)

3. Ричарды, Патрисии, Виктории и Анастасии и Елизаветы - Все в ладоши хлопаем.

4. Мавтухаонам, Серафимам, Верам и Никитам, Игорям - стоять негоже все ногами топаем! (вот так)

5. Радомиры, Димитрии, Борисы, Никиты и Даниилы - Дружно, громко засвистели. (Кто громче)

6. А Василии, Арсении, Русланы, Евы и Элины - Поскорее все присели!

Про кого мы не сказали. Нет таких. Вот и познакомились!

     (5 слайд) 1. Ведущая: В этот день всех гостей надо было встречать блинами. Блины – символ солнца (такой же круглый и золотистый), а солнце – символ возрождающейся жизни.

Русские люди ели много блинов на Масленицу, да сами над собой подшучивали, много весёлых поговорок о блинах сложили.

        (6 слайд) А вы, какие поговорки о блинах знаете?

  • Без блинов не Масленица, Без пирогов - не именины.
  • Блин добр не один.
  • Блин не клин, брюха не расколет.
  • Первый блин - комом, Второй – с маслом, А третий – с квасом.
  • Блин и без масла в рот лезет.
  • Первый блин - комом.
  • Сухой блин горло дерёт…
  • Блин брюху не порча.
  • Блин - не клин, брюха не расколет.
  • Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Масленица семь дней гуляет.
  • Это Масленица идет, блин да мёд несёт.
  • Не житье-бытьё, а Масленица!
  • Масленица объедуха, деньгам приберуха.
  • Масленица - блиноеда, накормила до обеда.
  • Не подбивай клин под овсяный блин: прожарится - сам отвалится.
  • Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
  • Блины да оладьи - замотались сватьи.

       Молодцы поговорки вы знаете, а знаете, как назывался второй день масленицы.

     2. Ведущая: 2 день - Вторник на Масленице был «Заигрышем»

   (7; 8; 9; 10 слайд) В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.

Что - то мы с вами засиделись. Не пора ли поиграть?

   (11 слайд) Игра «Три ноги»

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на "трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

    (12 слайд) 1. Ведущая: 3 день - Среда – «Лакомка». 

Это день семейный. Тёщи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных.

  • Зять на двор - пирог на стол.
  • Придёт зять, где сметанку взять.

Сядем рядком да поговорим ладком. Все ли здесь смышлёные? Загадки отгадывать умеете?

Загадки (13; 14; 15; 16; 17; 18 слайд)

1. Стоит толстячок,

Подбоченя бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

2. Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины)

3. Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят

Ребята съедают. (Каша)

4. Шагает красавица, 
легко земли касается, 
Идёт на поле, на реку, 
И по снежку, и по цветку. (Весна) 


5. Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

6. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)

7. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ... (Скворечник)

8. Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут ... (Гнездо)

9. Мать толста, дочь красна,

 сын храбр – под небо ушёл.

 (Печь, огонь, дым)

10. Возьму пыльно, сделаю жидко,

Брошу в пламень – будет как камень. (Мука, тесто, хлеб)

11. На горячем донце

 выпекают солнце. (Блин)

12. На сковороду ручейком,

со сковороды – солнышком. (Блин)

    (19 слайд) 2. Ведущая: молодцы, загадки отгадывать умеете, а теперь давайте поиграем.

     Игра «Блины» (прихватка). В руке сковородка. Добежать до блинов (круги из картона), положить блин в сковородку и бегом на старт. Передать эстафету следующему участнику команды. Выигрывает та команда, которая больше принесет блинов).

    (20; 21; 22; 23; 24 слайд) 1. Ведущая: 4 день - Четверг называли «Широким»

В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В старину это были кулачные бои, но без крови и синяков, катание на тройках, взятие снежной крепости.

    (25  слайд) Игра «Снежки»

Дети делятся на 2 команды и стоят напротив друг друга. У каждого в руке снежок их ваты. После команды дети бросают снежки в ведра.

    (26  слайд) 2. Ведущая: 5 день - Пятница «Тёщины вечёрки». 

Теперь уже зятья у себя дома с румяными блинами принимали тёщ.

Прибаутки – неотъемлемая часть народного праздника.

Загадки отгадывать вы умеете! А теперь посмотрим, знаете ли вы скороговорки?

Каждую скороговорку нужно не просто произнести, а сделать это чисто и красиво. Недаром в народе скороговорки называют ещё и чистоговорки.

   

 (27  слайд)   Скороговорки (конкурс).

1. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

2. Щетина у свинки, чешуя у щучки.

3. У осы не усы, не усищи, а усики.

4. Полпогреба репы, полколпака гороху.

5. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха – ха – ха – ха – ха!

6. Ехал Грека через реку, Видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека - цап!

7. У четырех черепашек четыре черепашонка. (Ева Е., Элина К.)

8. Четыре черненьких, чумазеньких чертенка. Чертили черными чернилами чертеж. (Игорь Б.)

9. Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. (Даша А.)

   (28  слайд)   1. Ведущие: 6 день - Суббота «Золовкины посиделки».

Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки, веселились и пели песни.

Дети исполняют песню «Бабушка, испеки оладушки»

1. Бабушка, бабушка, бабушка.

Испеки оладушки, оладушки –

Горячие и пышные,

С малиною и вишнею,

С малиною и вишнею.

2. Бабушка, бабушка, бабушка.

Испеки оладушки, оладушки –

Душистые и вкусные,

С грибами да с капустою,

С грибами да с капустою.

3. Бабушка, бабушка, бабушка.

Испеки оладушки, оладушки –

С вареньем, со сметаною,

Как бабушка румяные,

Как бабушка румяные.

(29; 30 слайд)   2. Ведущие: 7 день - Воскресенье «Прощёный день»

Последний и самый важный для Масленицы. Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды.

  • Отдадим почтение на сырной в воскресенье.
  • В прощёный день, как на Пасху, все целуются.

Игры на выбор: «Поймай стаканом шарик», «Кто быстрее веревку накрутит на палку до катушки», «Кольцеброс».

Игра «Лапоть» (дети танцуют и передают друг другу по кругу лапоть. Как только музыка останавливается, у кого в руках лапоть, тот покидает игру.

Игра  «Солнце» Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче -

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг, поклон. Солнце выбирает новое Солнце и игра проходит ещё и ещё.

Игра  «Коняшки» (Дети садятся на коней из дерева и скачут мимо фишек, передавая эстафету следующему участнику.)

Игра «Скалочка». (Участники команд по очереди должны пройти от старта до финиша, передвигая воздушный шар по воздуху скалочкой).

Игра «Санки». Звучит песня «Саночки мои» (Девочки садятся на мешок, мальчики их катают. Та команда, которая быстрее перевезет всех девочек выигрывает). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие к 8 марта по теме "Женщина-мать"

История возникновения праздника 8 марта.О том как его принято отмечать в разных странах. О женских профессиях, о нелегком женском труде. Стихи о маме.  Стихи и загадки о женских профессиях....

Открытое занятие по окружающему миру ( природный) Тема: Времена года. Весна.

Открытое занятие по окружающему миру ( природный)Тема: Времена года. Весна.Воспитателя: Подопригоровой Надежды Владимировны Цели -Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, закр...

Конспект открытого занятия по опытнической деятельности на тему: «Полезные ископаемые: каменный уголь и мел».

Конспект открытого занятия по опытнической деятельности на тему:Программное содержание: познакомить детей со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью ра...

Сценарий открытого занятия по корригирующей гимнастике по теме"Упражнения для мышц туловища" 3 класс

Сценарий открытого занятия  по корригирующей гимнастике  по теме"Упражнения для мышц туловища" 3 класс...

учащиеся 2А класса МБОУ «СОШ № 2 им. А. И. Исаевой» г. Нефтеюганска приняли участие в библиотечном занятии МБУК «Городская библиотека» на тему: Весёлый урок «Планета знаний»

Учащиеся 2А класса  МБОУ «СОШ № 2 им. А. И. Исаевой»г. Нефтеюганска  приняли участие вбиблиотечном занятии  МБУК «Городская библиотека» на тему:Весёлый урок «Планета    з...