Игра-путешествие «По страницам моей малой Родины»
методическая разработка

Мотышева Оксана Унгувна

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

«Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью».

Ребята, скажите, в каком районе, области мы с вами проживаем? А чем известен наш Пуровский район?

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому северному краю. Это наш край, наш ЯНАО Пуровский район.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-puteshestvie_po_stanitsam_moey_maloy_rodiny.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческая игра-путешествие

«По страницам моей малой Родины»

Цель: формирование интереса и любви к родному краю.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с символикой городов нашего района, его достопримечательностями;
  • познакомить с играми народов Севера;
  • закрепить знания о природных богатствах родного края.

Развивающие:

  • продолжать развивать мышление детей, способность аргументировать свои высказывания:
  • развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, город, село;
  • закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и трудового общения.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за свой район, край, село, интерес и любовь к малой Родине.

Форма проведения: игра- путешествие.

Методы и приемы: беседа, легенда, загадки, поисковые вопросы, использование видеоматериала, работа в команде, творческое задание.

Материалы и оборудование: мультимедийный комплекс, презентации.


Ход мероприятия

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

«Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью».

Ребята, скажите, в каком районе, области мы с вами проживаем? А чем известен наш Пуровский район?

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому северному краю. Это наш край, наш ЯНАО Пуровский район.

I станция «Жители Ямала»

Первая станция «Жители Ямала».  Слово «Ямал» означает: «Я» — земля, «мал» — край, Ямал – значит край земли.

— Итак, начнем наш конкурс. Вопросы всем. Готовность каждая команда будет показывать особым сигналом рук.

Вопросы

— Какие малочисленные народности коренных жителей живут на нашей ямальской земле? (ханты, ненцы, коми, селькупы). Правильность ваших ответов мы можем проверить на экране.

Внимание на экран (слайды с фотографиями северных жителей).

— А чем занимаются коренные жители Ямала? Назовите основные виды деятельности коренных народов? (оленеводство, рыболовство, звероводство)

 Как называется  жилище коренных народов севера?  (Чум – основное жилище коренных народов севера, населяющих ЯНАО)

 — Как называется верхняя одежда для женщин коренного населения? (ягушка)

 — Как называется верхняя одежда для мужчин? (малица)

— Как называется зимняя обувь из оленьих шкур? (пимы, кисы) 

-Успешно прошла 1-ая часть нашего путешествия. Подсчитайте свои полученные баллы.

II станция «Культура Ямала»

-Уважаемые путешественники, на эту станцию мы пришли с домашним заданием. Здесь вы расскажите о культуре северных народов. Давайте послушаем, какой материал вы подготовили.

как воспитывают детей в тундре

Жизнь в тундре суровая, поэтому детей воспитывают в строгости, рано приобщают к труду. В семье ребенка никогда не балуют, с самого рождения отучают плакать и обращаются с ним, как со взрослым.

Девочек по исполнении трех лет обучают шитью одежды и вышиванию национальных орнаментов, приучают поддерживать огонь в чуме, готовить еду.

В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе, как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником.

об отношении к пище.

Рыба и мясо – основная пища северных народов. Почти ежедневно они едят блюда из рыбы.

Мальчик, будущий рыбак, не должен есть хвостовую часть рыбы, иначе будет неудачником.

У ненцев существует почтительное отношение к пище. Вот некоторые правила обращения с ней:

-нельзя смеяться над едой

-нельзя доедать пищу за старыми людьми, а то будешь болеть.

Особую роль в воспитании детей имели приметы:

Приметы, связанные с бережным отношением к природе, которые должны беспрекословно выполняться взрослыми и детьми:

  • Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности. Боль земли -это боль сердца твоего.

Приметы-наказы предков об отношении к жизни, к людям, к животным

  • Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он смысл твоей жизни.
  • В какую беду ни попал- голову не вешай, ум не теряй.
  • Доброе слово лечит душу, злое слово –тяжело ранит.

-Спасибо, молодцы.

III станция «Игровая»

-Дети тундры зорки, внимательны и наблюдательны. Они ловкие и смелые. А сейчас поиграем в игры северных народов. Эти игры развивают у ребят физические качества и воспитывают специфические двигательные навыки.

  1. Подвижная игра «Нарты-сани». Попеременно перепрыгивая разными ногами нарты. Чья команда быстрей – те и победили.

(болельщики по 5 человек)

  1. Игра «Сбор ягод». На полу рассыпаны ягоды (шарики) разного цвета. Одна команда собирает красные (брусника), другая –желтые (морошка), третья –черные (черника). Берем по одной ягоде в руку и кладем в корзину своего командира. Собрали ягоды - корзинки на стол жюри. Они посчитают количество и правильность собранных ягод.
  1. Игра «Меткий охотник» - сбить мячом кеглю - для командиров команд и болельщиков

Подводим итоги конкурсов.

IV станция «Живая природа»

- Народы, проживающие на территории Ямала, особенно внимательно и бережно относятся к растениям и животным, изучают их повадки, образ жизни.

Давайте проверим насколько вы, дети, внимательны, наблюдательны, интересуетесь жителями лесов, тундры и тайги. Вам предстоит разгадать загадки на тему «Живая природа» 

Загадки буду загадывать отдельно каждой команде (ответы – слайды).

1. По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днем на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. 
(сова)

2. По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается ,
От врагов спасается. 
(олень)

3.Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет,
И на охоте помогает. 
(собака)

4. Кто в жестокую пургу,
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? 
(куропатка)

5. Ушки на макушке,
Хвостик как пушок,
Очень симпатичный
Маленький зверек. 
(белка)

6.Ой петух
Порою глух?
Сел на елку на сучок
Бороды торчит клочок,
Как летун он плоховат,
А порою – глуховат
. (глухарь)

7. Ягодки в лесу на кочках,

Укрываются в листочках.

Синяя у всех туника,

Ищем что мы?...( Голубику)

 8. Какую ягоду собирают поздней осенью на болоте? (клюква)
9. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (морошка)

Vстанция «Всё умеем делать сами»

Учитель

-Мы все очень любим наши  традиционные праздники, День оленевода, День рыбака. Одеваем в этот день свою красивую нарядную одежду. Изготовим  используя заготовки нарядные куклы в национальной одежде.

Задание: Используя заготовки, клей, фломастеры собираете на листе А-4 нарядную куклу (мальчика, девочку) и команды несут работу для оценивания.

Звучит красивая музыка

Учитель Вы сегодня проявили смекалку и находчивость, умение работать в команде, показали замечательные знания о родном крае. Закончить наше путешествие хочется словами Леонида Васильевича Лапцуя:

Кто не бывал в тундре Ямала,
Я приглашаю вас сюда.
Сейчас она не снежная пустыня-

Полюбите наш край наверняка.
Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит нас неласковая вьюга,
В любой зайдете чум – вас ждут всегда
Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд:
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый  будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!


До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военное прошлое моей малой родины. Освобождению станицы Гундоровской посвящается.

В презентации представлен материал, посвященный освобождению станицы Гундоровской от немецко-фашистских захватчиков. Ежегодно учащиеся нашей школы проводят уроки мужества у памятника погибшим воинам в...

Проектная работа "7 чудес моей малой Родины".

Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушки, бабушке, к с любви к своему дому, к своей улице, на которой ты живешь, своей школе, к городу. В результате проектн...

Образовательное путешествие «ТОП-10 города Кизела» (ТОП-10 моей малой Родины)

Разработка «ТОП-10 города Кизела» (ТОП-10 моей малой Родины) (Образовательное путешествие) представляет собой внеклассное мероприятие для  учащихся начальной школы. Образовательное путешеств...

Урок окружающего мира по теме: "Символы РФ и моей малой родины"

Создать обучающимся  условия для расширения знаний о своей стране:            ввести в словарный запас детей предметные понятия: Росси...

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"

Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....

Презентация к внеурочному занятию "История моей малой родины"

Приложение к внеурочному занятию "История моей малой родины"....

Методическая разработка занятия "История моей малой родины".

Тема занятия "Родной свой край люби и знай"....