Совместная деятельность учителя начальной школы и родителей в воспитании детей.
статья

Михина Светлана Владимировна

Работа с родителями - один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная  деятельность учителя начальной  школы  и   родителей в          воспитании детей.

С.В. Михина, учитель начальных классов МКОУ Козловская                СОШ      Бутурлиновского района.

Семья является для ребёнка той естественной средой, где  закладываются  основы будущей личности. С момента, когда  ребёнок  попадает на подготовительные занятия в школу, начинают  складываться отношения между учителем будущих первоклассников,  детьми и их родителями. От того, как сложатся эти отношения, зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально – активным участником учебно- воспитательного процесса. Родителей беспокоит, что должен знать ребёнок, чем он должен владеть, каким он должен быть, чтобы его адаптация  в школе прошла мягко, а его обучение в дальнейшем было успешным. На этом этапе учитель должен быть доверенной и надёжной личностью, которая должна свою деятельность согласовывать  с семейным воспитанием, которое родители  дают  своим  детям.

Я считаю, что совместная  работа учителя и родителей начинается на подготовительных занятиях, на которых взрослые обращают внимание не только на  интеллектуальную готовность ребёнка, но и на психофизиологическую готовность, а именно здоровье, работоспособность, развитие школьно-значимых функций. Школьно- значимые функции – пространственное восприятие и анализ, пространственные представления, зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, координация  в системе «глаз-рука», сложнокоординированные движения пальцев и кистей рук, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез. Следующий момент – эмоционально – волевая и мотивационная готовность ребёнка к школе – желание учиться, приобретать новые знания, умение регулировать своё поведение и эмоции, преодолевать посильные трудности; социальная готовность - умение ребёнка общаться со сверстниками, строить адекватные отношения с учителем и другими взрослыми, коммуникативные навыки  ребёнка.           Учителю, причастному к подготовке ребёнка к школе, необходимо осознать роль семьи в успешном решении этой проблемы и наряду с комплексной подготовкой ребёнка к школе готовить и его родителей. Учителю хочется не только научить своих учащихся читать, писать, считать, но и воспитать их настоящими людьми. Без семьи это сделать трудно, а иногда и невозможно. С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями зарождаются в дружной, тёплой атмосфере дома.

Работа с родителями - один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания. В настоящее время отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов воспитания. Это объясняется тем, что приоритет в воспитании детей принадлежит семье, поэтому необходимо все усилия направлять на восстановление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры родителей, на совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Сегодня сотрудничество с родителями нельзя  выстраивать  « на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, её отношение к школе и переменам в образовании.

Для чего классному руководителю нужна информация о семье?

Классному руководителю информация о семье нужна для привлечения родителей к работе класса; для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток»; «для отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способ воздействия на ребёнка.

Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?

Учитель должен иметь социально-демографический портрет семьи:

1.Состав семьи.

2.Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.

3.Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации)

4.Материальная обеспеченность семьи.

5. Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи.

6.Образ жизни семьи.

         Организация и принципы семейного воспитания.

1.Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.

2.Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.

Взаимоотношения родителей с классом.

1.Участие членов семьи в жизни класса.

2.Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.

Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны: это в первую очередь родительские собрания, посещение предметных уроков, участие в подготовке и проведении праздников, коллективных творческих дел, организации выставок. В первом классе уже традиционными стали праздники для родителей:

1.  «Праздник в первый школьный день.» – 1 сентября.

2. «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики !» - октябрь.

3. « Праздник первого десятка» - ноябрь

4.  «Праздник   прощания с азбукой»-февраль

5. « С Новым годом!» - декабрь

6. « Папа, мама и я – спортивная семья!»-  февраль

7. «С праздником Защитника Отечества!»- февраль

8. Конкурсная программа для девочек « А ну-ка, девочки!»- март

9. Участие в районом конкурсе  « Дети, техника, творчество»- апрель

10. Участие в проведении митинга памяти « О прошлом память сохраним»- май

Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей. Всё чаще родители становятся участниками КТД  по здоровому образу жизни. На протяжении нескольких лет родители с удовольствием участвуют в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья!». К этому празднику начинаем готовиться заранее: выбираем судейскую комиссию, готовим эмблемы для команд, составляем программу спортивного праздника, готовим призы для участников. Сколько радости и эмоций испытывают и взрослые и дети! Праздник заканчивается построением, подведением итогов, награждением победителей «медалями» и сладкими призами.

Каждый раз после таких праздников мне кажется, что семья стала сплочённее, а дети и родители стали лучше понимать друг друга.

Особенно радует работа членов родительского комитета. Ведь праздники - это не только развлечения для школьников, но и возможность подняться на более высокие ступеньки знаний, проявить свои способности. Родительский комитет закупает подарки и сладости для детей, организует чаепития  к 23-ему февраля и к 8-ому Марта.

Я глубоко убеждена в том, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями.

Хочется, чтобы родители знали, что их ждут в школе, рады встрече с ними.

Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания.

Использованная литература:  

1.журнал начальная школа №11,2009г.

 2.ресурсы интернета



Предварительный просмотр:

Совместная  деятельность учителя начальной  школы  и   родителей в          воспитании детей.

С.В. Михина, учитель начальных классов МКОУ Козловская                СОШ      Бутурлиновского района.

Семья является для ребёнка той естественной средой, где  закладываются  основы будущей личности. С момента, когда  ребёнок  попадает на подготовительные занятия в школу, начинают  складываться отношения между учителем будущих первоклассников,  детьми и их родителями. От того, как сложатся эти отношения, зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально – активным участником учебно- воспитательного процесса. Родителей беспокоит, что должен знать ребёнок, чем он должен владеть, каким он должен быть, чтобы его адаптация  в школе прошла мягко, а его обучение в дальнейшем было успешным. На этом этапе учитель должен быть доверенной и надёжной личностью, которая должна свою деятельность согласовывать  с семейным воспитанием, которое родители  дают  своим  детям.

Я считаю, что совместная  работа учителя и родителей начинается на подготовительных занятиях, на которых взрослые обращают внимание не только на  интеллектуальную готовность ребёнка, но и на психофизиологическую готовность, а именно здоровье, работоспособность, развитие школьно-значимых функций. Школьно- значимые функции – пространственное восприятие и анализ, пространственные представления, зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, координация  в системе «глаз-рука», сложнокоординированные движения пальцев и кистей рук, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез. Следующий момент – эмоционально – волевая и мотивационная готовность ребёнка к школе – желание учиться, приобретать новые знания, умение регулировать своё поведение и эмоции, преодолевать посильные трудности; социальная готовность - умение ребёнка общаться со сверстниками, строить адекватные отношения с учителем и другими взрослыми, коммуникативные навыки  ребёнка.           Учителю, причастному к подготовке ребёнка к школе, необходимо осознать роль семьи в успешном решении этой проблемы и наряду с комплексной подготовкой ребёнка к школе готовить и его родителей. Учителю хочется не только научить своих учащихся читать, писать, считать, но и воспитать их настоящими людьми. Без семьи это сделать трудно, а иногда и невозможно. С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями зарождаются в дружной, тёплой атмосфере дома.

Работа с родителями - один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания. В настоящее время отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов воспитания. Это объясняется тем, что приоритет в воспитании детей принадлежит семье, поэтому необходимо все усилия направлять на восстановление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры родителей, на совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Сегодня сотрудничество с родителями нельзя  выстраивать  « на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, её отношение к школе и переменам в образовании.

Для чего классному руководителю нужна информация о семье?

Классному руководителю информация о семье нужна для привлечения родителей к работе класса; для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток»; «для отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способ воздействия на ребёнка.

Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?

Учитель должен иметь социально-демографический портрет семьи:

1.Состав семьи.

2.Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.

3.Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации)

4.Материальная обеспеченность семьи.

5. Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи.

6.Образ жизни семьи.

         Организация и принципы семейного воспитания.

1.Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.

2.Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.

Взаимоотношения родителей с классом.

1.Участие членов семьи в жизни класса.

2.Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.

Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны: это в первую очередь родительские собрания, посещение предметных уроков, участие в подготовке и проведении праздников, коллективных творческих дел, организации выставок. В первом классе уже традиционными стали праздники для родителей:

1.  «Праздник в первый школьный день.» – 1 сентября.

2. «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики !» - октябрь.

3. « Праздник первого десятка» - ноябрь

4.  «Праздник   прощания с азбукой»-февраль

5. « С Новым годом!» - декабрь

6. « Папа, мама и я – спортивная семья!»-  февраль

7. «С праздником Защитника Отечества!»- февраль

8. Конкурсная программа для девочек « А ну-ка, девочки!»- март

9. Участие в районом конкурсе  « Дети, техника, творчество»- апрель

10. Участие в проведении митинга памяти « О прошлом память сохраним»- май

Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей. Всё чаще родители становятся участниками КТД  по здоровому образу жизни. На протяжении нескольких лет родители с удовольствием участвуют в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья!». К этому празднику начинаем готовиться заранее: выбираем судейскую комиссию, готовим эмблемы для команд, составляем программу спортивного праздника, готовим призы для участников. Сколько радости и эмоций испытывают и взрослые и дети! Праздник заканчивается построением, подведением итогов, награждением победителей «медалями» и сладкими призами.

Каждый раз после таких праздников мне кажется, что семья стала сплочённее, а дети и родители стали лучше понимать друг друга.

Особенно радует работа членов родительского комитета. Ведь праздники - это не только развлечения для школьников, но и возможность подняться на более высокие ступеньки знаний, проявить свои способности. Родительский комитет закупает подарки и сладости для детей, организует чаепития  к 23-ему февраля и к 8-ому Марта.

Я глубоко убеждена в том, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями.

Хочется, чтобы родители знали, что их ждут в школе, рады встрече с ними.

Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания.

Использованная литература:  

1.журнал начальная школа №11,2009г.

 2.ресурсы интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеальный Учитель. Какой он? Мнение детей и родителей.

Результаты исследования педагога-психолога. Представления родителей и учеников начальной школы о том, каким должен быть Идеальный Учитель....

Полезные ссылки для учителей, родителей и детей

Ссылки, которые я часто использую для подготовки уроков, внеклассных мероприятий и родительских собраний...

Союз учителя,родителей и детей.

В данной статье описывается опвт работы с родителями и приведены некоторые рекомендации для родителей....

Рекомендации учителям и родителям тревожных детей

Рекомендации учителям тревожных детей...

Подарок для родителей от детей и учителя - "Новогодний урок".

Открытый интегрированный урок-игра (математика, обучение письму, обучение грамоте) для родителей....

Памятка для учителей и родителей "Игры по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста"

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы ребенка, а также закл...

Родительское собрание в конце 2 четверти "Успех обучения ребенка в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей"

Цель собрания Познакомить родителей с результатами за вторую четверть. Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; Дать рекомендации родителям о том, как формироват...