Использование активных методов обучения в дополнительном образовании на занятиях объединения "Этикет". Проект "Вежливые слова"
статья (1 класс)

Брускова Елена Владимировна

В методике формирования основ культуры поведения лежат три основных обучающих принципа – знание, понимание целесообразности и необходимости, умение применять практически, а также позитивное эмоциональное переживание.

Проект по формированию культуры общения «Вежливое слово» для учащихся 1-х классов позволяет на практике реализовать эту методику.

В условиях школьной жизни ученик может не только научиться сам, но и может научить других, проявив себя для другого.

Ребёнок пробует себя в разных видах активной деятельности, связанной с анализом событий, происходящих в его окружении и в  исследовании внешнего и внутреннего мира.

Использование активных и интерактивных методов обучения,  создает общее поле взаимодействия, и обеспечивает передачу навыка действий, не только от учителя к ученику, но и от ученика к ученику, формирующееся личностное отношение к проблеме, позволяет обучающемуся выйти из привычной роли наблюдателя и перенести знания и опыт из учебной ситуации в реальную.

Активные методы обучения, позволяют достичь, важнейших  результатов:  сформировать речь обучающихся; помочь им в решении личностных проблем на основе диалога, взаимодействия и коллективной деятельности; научить активно осваивать мир, самим находить пути решения собственных проблем, занимать активную субъектную позицию.  

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование реальных и игровых ситуаций в реализации проекта «Вежливые слова» ГБОУ СОШ №26 с углубленным изучением французского языка Невского района Санкт -Петербурга Педагог дополнительного образования, педагог-психолог Брускова Е.В.

Слайд 2

В методике формирования основ культуры общения лежат три основных обучающих принципа Знание правил этикета понимание целесообразности и необходимости культурного поведения умение применять правила этикета

Слайд 3

Цель проекта : актуализация культуры общения. Задачи : 1 . Активизировать использование вежливых слов в общении 2. Пополнить активный словарь вежливых слов учащихся 3. Систематизировать и расширить знания о правилах вежливого общения; 4. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми. 5. Развить навыки самонаблюдения (анализа и самоанализа). 6. Скорректировать прежние знания, привести их в систему, показать действие правил речевого этикета в условиях школьной жизни.

Слайд 4

Ожидаемые результаты : знание основных правил этикета понимание необходимости соблюдения правил этикета; навыки к точному выполнению правил; способность выбрать то правило, которое наиболее подходит к ситуации; соблюдение правила этикета.

Слайд 5

Интерактивное обучение через опыт Переживание участниками конкретного опыта (игра, упражнение, ситуация) Осмысление полученного опыта Обобщение Применение на практике

Слайд 6

Схема взаимодействия участников проекта «Вежливые слова» Объединение «Этикет» Класс Учитель Педагог Дети

Слайд 7

Структура занятия объединения «Этикет» активные методы начала занятия; а ктивные методы выяснения целей, ожиданий, опасений; активные методы презентации учебного материала; активные методы организации самостоятельной работы; активные методы релаксации; активные методы подведения итогов

Слайд 8

Активные методы обучения, используемые на занятиях объединения «Этикет»: Ролевая игра Игровые упражнения Решение ситуационных задач Инсценировка Проигрывание ситуаций Коммуникативный тренинг Разбор конкретных ситуаций (ситуационный анализ)

Слайд 9

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ Игра «Аплодисменты». Игра «Рукопожатие». Игра «Пожелания». Игра «Фруктовый салат». Игра «Импульс». Поменяйтесь местами те, кто .. Игра – приветствие «Привет, сосед !» Игра – приветствие « Улыбка» Игра – приветствие «Что в «Здравствуйте» тебе моём ?» Игра – приветствие «Пожелания весёлых пальчиков Игра – приветствие разными частями тела «Рукопожатие через океан »

Слайд 10

З - здоровья, зрелости, задора, зоркости Д - доброжелательности, добра, доверия Р - радости, равновесия, решимости А - активности, аккуратности, авторитета В - внимания, великодушия, важности, - веселья С - смекалки, счастья, свободы, стремления Т - творчества, таланта, трудолюбия, терпения В - вежливости, верности, внимания, волшебства У - уважения, уверенности, улыбок, успеха И(Й) - интереса, искренности, идей, изящества Т - трудолюбия, таланта, терпения, творчества Е - единства, естественности На каждую букву слова «Здравствуйте» придумайте пожелания ЗДРАВСТВУЙТЕ

Слайд 11

. «Аквариум » - ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» её. Основная часть занятия Игровые методы Ролевая игра - метод проигрывания ролей (инсценировки)

Слайд 12

Игровая ситуация . Сегодня у нас в гостях Незнайка, который всегда попадает в сложное положение, потому что не знает, с кем и о чем можно говорить. Поможем ему разобраться. С кем и о чем нельзя говорить? Игровые упражнения Милочка , встретившись с Варей после каникул, рассказала ей, как провела лето, куда ездила, с кем встречалась, какую книгу прочла, как она соскучилась по дому и подругам, про то, что папа купил ей новый велосипед и обещал ролики, что к ним приезжала бабушка и привезла красивое платье в подарок внучке, о том, как она научилась быстро плавать, какие грибы растут в лесу около ее дачи, как однажды пошел сильный град и побил в саду траву. Милочка еще бы многое рассказала, но мама позвала ее домой. Как вы думаете, Милочка– хорошая подруга?

Слайд 13

Этикетные задачи 1. Валера и Сережа встретились на узкой тропинке. Справа и слева – пропасть. Пройти может только один человек. Как им поступить ? Кто кому, по правилам этикета, уступает дорогу? 2. На межпланетном корабле, летящем на Марс, три свободных места. Второклассник Петя Иванов летит к родителям на летние каникулы, столетний марсианин, ветеран труда, возвращается домой , молодая мама с трехмесячным сыном спешит к работающему на марсианской станции мужу, бабушка едет погостить к внуку . Кто из пассажиров, по вашему мнению, улетит на этом корабле? Кого мы пропустим вперед в транспорте? 3. Старая книга из библиотеки жаловалась своим подружкам-книжкам на читателя Егора. Как вы думаете, почему Старая книга считает Егора плохим читателем? Какие обязанности есть у читателя библиотеки?

Слайд 14

Ситуативный анализ (разбор конкретных ситуаций ) Цель метода : совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение. достоинство : даёт возможность изучить эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с неприятными последствиями в случае неправильного решения

Слайд 15

Схема взаимодействия участников проекта «Вежливые слова» Объединение «Этикет» Класс Учитель Педагог Дети

Слайд 16

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ « Четыре стихии». «Постройся по росту». «Пантомима». «Земля, воздух, огонь и вода» «Обезьяна, слон. Пальма». «Переполох на заднем дворе». «Тряпичная кукла и солдат». «Энергия - 1». «Роботы». «Красная Шапочка и Серый Волк».

Слайд 17

Методы подведения итогов «Ромашка». «Мудрый совет». «Итоговый круг». «Комплименты». «Чемодан наших успехов, достижений». «Солнышко и туча». «Все у меня в руках!» «Что я почти забыл?» «Аплодисменты по кругу». Незаконченные предложения

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Текст выступления

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Слайд №1.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу.

Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть неучтивым лишь в силу незнания того когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, которые являются для них авторитетом.

Слайд №2.

Однако осознание ребенком своего поведения, своих действий - необходимое условие формирования культуры общения.

В проекте «Вежливые слова» реализованы основные обучающие принципы.

Слайд №3.

В условиях школьной жизни ученик может не только научиться сам, но и может научить других, его эмоциональное развитие больше, чем, раньше зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Слайд №4.

Ребёнок пробует себя в разных видах активной деятельности, связанной с анализом событий, происходящих в его окружении и исследовании внешнего и внутреннего мира.

В проекте «Вежливые слова» процесс обучения происходит в совместной деятельности.

Слайд №5.

Использование активных и интерактивных методов обучения  создает общее поле взаимодействия, и обеспечивает передачу навыка действий, не только от учителя к ученику, но и от ученика к ученику, а формирующееся личностное отношение к проблеме, позволяет обучающемуся выйти из привычной роли наблюдателя и перенести знания и опыт из учебной ситуации в реальную.

Слайд №6.Проект основан на коллективном способе обучения–один учит всех, а все учат каждого, каждый выступает в роли ученика и в роли учителя, идет взаимообучение.

Слайд №7, №8, №9, №10.         автомат 36 сек

Необходима предварительная подготовка детей к реализации проекта. В рамках работы ОДОД, 15 учащихся из класса занимаются в объединения «Этикет», где они осваивают правила вежливого общения. Так называемые «волонтёры», которые помогают в классе освоить правила вежливого общения.

Активные формы и методы обучения для младших школьников – это прежде всего игры во всём их многообразии.

Слайд №11.

Основной этап занятия.

Игра занимает особое место в системе активного обучения. 

Учащиеся, являясь участниками игры, испытывают потребность в приобретении знаний, поскольку в игре эти знания находят непосредственное применение.

 Активность также невозможна без споров и дискуссий, решения проблемных вопросов и задач.

Общение в группе сверстников даёт детям то, что, в принципе, не может дать общение со взрослыми – критичность к мнениям, словам и поступкам людей.

Слайд №12 - 13.  Автомат 22 сек

       Первоклассники не умеют общаться и сотрудничать. Для ребёнка намного проще заметить погрешность в работе одноклассника. Из-за этого на первых этапах групповой работы неминуемы конфликтные ситуации, в которых навыки сотрудничества только начинают складываться. Конфликты, возникшие между учениками, превращаются в мощное средство воспитания.

Слайд №14.               Ситуативный анализ

Педагогу не следует полностью браться за разрешение всех возникших при групповой работе непониманий между учащимися. Дети должны научиться справляться с ними самостоятельно (создание проблемной ситуации). Помощь педагога заключается в формировании у детей умения замечать и понимать, чем заняты партнёры, распознавать собственные эмоции и эмоции других участников группы, обозначать их словами, верно определяя причины возникновении.

Слайд № 15.  Схема.  

Проблемные ситуации неизбежно возникают в любом классном коллективе. О наличии таких ситуаций  можно узнать от учителя или от детей. Приходящих на занятия объединения «Этикет». Для разрешения этих ситуаций в зависимости от проблемы, в группе на занятиях объединения «Этикет» специально создаются ситуации «выбора», требующие от ученика более глубокого понимания ситуации. Детям предлагается осмыслить происходящее через задавание вопросов друг другу; отстаивание собственной точки зрения, проигрывания ролей.

Слайд №16

Содержание личностно развивающей ситуации всегда соответствует интересам детей,

Слайд №17.     вследствие чего каждый ребенок «переживает» и «проживает» предлагаемую ситуацию.

Новый опыт ребёнок применяет в классе.

Слайд №18. Спасибо за внимание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование. планирование занятий "Юный природовед", 1 год обучения

Важное место в современной школе занимает работа дополнительных объединений.  Планирование занятий, практический материал, предоставленный здесь,  предусмотрен для учителя начальных классов ...

Методические рекомендации по применению игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях «Азы компьютерной грамотности»

В данной статье рекомендуется применение  игровых технологий  в дополнительном образовании на занятиях по азам компьютерной грамотности, рассматриваются виды занятий  с использованием и...

«Применение технологии личностно – ориентированного обучения в дополнительном образовании детей»

Содержание, методы и приемы личностно - ориентированного  обучения . Основные направления. Технологии....

Статья "Лэпбук, как современное средство обучения, в дополнительном образовании"

Лэпбук, как развитие познавательной деятельности с элементами оригами направленный на развитие мелкой моторики, фантазии, логического мышления учащихся....

Статья«Выступление в онлайн формате, как важный аспект процесса обучения в дополнительном образовании»-Авторы:педагоги доп.образования: Ларина Т.А.,Такмакова И.А.,концертмейстеры:Егиазарян С.С.(педагог-организатор), Кошелева О.Н.

Речь пойдет о процессе подготовки концертного номера и само выступление в онлайн-концерте, мероприятии, фестивале, марафоне учащихся нашего детского музыкального театра «Кантабиле».В наше ...

Организация активного обучения в дополнительном образовании детей.

Организация активного обучения в дополнительном образовании детей....