Методическая разработка воспитательного мероприятия «Театрализованное представление по произведениям А.С.Пушкина «Зимний вечер» (для учащихся 1-х классов)
методическая разработка (1 класс)

Аносова Светлана Николаевна

Методическая разработка воспитательного мероприятия для учащихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maou_gimnaziya_69_anosova_s.n._-moy_pushkin_stsenariy.docx79.25 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 имени С.Есенина города Липецка

                Методическая разработка

            воспитательного мероприятия  

     «Театрализованное представление по произведениям  А.С.Пушкина  «Зимний вечер»

(для учащихся 1-х  классов)

http://alexgu.ru/old/htdocs/graphics/img-74.jpg

Разработала: С.Н. Аносова, учитель начальных классов

                       Тел.8-904-297-75-68,e-mail:   anosova-1968@mail.ru

                                             г. Липецк 2019 г.

Цель: приобщение детей к творчеству А.С. Пушкина.

Задачи:

- формировать познавательный интерес воспитанников к поэзии, к сказкам А.С. Пушкина

- содействовать раскрытию творческих возможностей детей, сформированных умений и навыков по сценической речи и актёрскому мастерству через собственное прочтение и эмоциональное выражение поэтических текстов А.С.Пушкина;

- поддерживать проявление творческой инициативы детей и их родителей.

Оборудование:  мультимедийное оборудование для использования презентации в процессе мероприятия, презентация, фонограммы с записью, портрет А. С. Пушкина, костюмы  сказочных героев, кресло, стул, скамейка,cтол, скатерть, свечи, синие  полоски  ткани,  «невод»,декорации дома с окном, веретено, пряжа, корыто.

 Действующие лица:

-мальчик Саша Пушкин

-няня Арина Родионовна( желательно кто-то из родителей)

-кот

-Колдун (желательно кто-то из родителей)

-богатыри

-Русалка

-Леший

-Баба-Яга

-Кащей

-царевна

-волк

-старик

-старуха

-золотая рыбка

-1 девица

-2 девица

 -3 девица

-царь

-Cнежинки

                             

                           

                             

                                           Ход представления.

I часть. Вьюга.

 Звучит фонограмма  с записью звука вьюги. Из-за кулис выходит мальчик Саша Пушкин, подходит к краю сцены. Изображает, что дышит на заледеневшее стекло, ладошкой протирает в нём дырочку и пытается в ней рассмотреть, что происходит на улице.

 Звучит фонограмма вальса   Г.Свиридова к поэме А.С.Пушкина «Метель»,из зрительного зала выбегают Снежинки и исполняют танец. Мальчик во время танца уходит за кулисы. Исполнив танец, Снежинки убегают в зрительный зал.

 Опять звучит фонограмма  с записью звука вьюги. Из-за кулис выходит мальчик  Саша Пушкин, подходит к краю сцены:

Cаша  Пушкин:    Буря мглою небо кроет,

                                 Вихри снежные крутя;
                                То, как зверь, она завоет,
                                То заплачет, как дитя.
                                То по кровле обветшалой
                                Вдруг соломой зашумит,
                               То, как путник запоздалый,
                                К нам в окошко застучит.
Из-за кулис выходит Арина Родионовна с подсвечником в руке, ставит его на стол, садится в кресло, берёт со стола веретено и пряжу.

Cаша  Пушкин: Наша ветхая лачужка
                                И печальна и темна.

                                (Обращается к няне)
                                Что же ты, 
моя старушка,
                                Приумолкла у окна?
                                Или бури завываньем
                                Ты, мой друг, утомлена,
                                Или дремлешь под жужжаньем
                                Своего веретена?

Мальчик садится на стул поближе к няне, прислоняется к её плечу .Арина Родионовна начинает рассказывать сказки. Выход каждого героя сказки сопровождается фонограммой)

Арина Родионовна: 

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

(Из-за кулис появляется кот, выполняя движения по тексту сказки, затем садится на край сцены)
Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

(Появляются Леший и Русалка. Они также остаются на сцене)

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

(На сцену из зрительного зала поднимаются богатыри, они становятся полукругом около Саши и няни.)

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

(Из-за кулис выходит Колдун ,в руках у него богатырь. Саша Пушкин засыпает .)

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

(Из-за кулис выходит царевна и волк. Царевна садятся на скамейку, а волк устраивается на полу возле её ног.)

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

(Из зрительного зала выходит  Баба-Яга,за нею Кащей)

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

Саша Пушкин заснул, няня  убирает из рук пряжу ,укладывает его к себе на колени.

     

 II часть.Сказки.

  Звучит фонограмма мелодии  песни «В гостях у сказки».Герои сказок берутся за руки, образуя хоровод. Они исполняют  танец вокруг спящего Саши и няни  и поют песню. После исполнения хоровода  сказочные  герои, размыкая хоровод, за Бабой –Ягой   спускаются в зрительный зал.

 Звучит фонограмма  с записью звука вьюги. Сначала тихо, потом громче и, наконец ,очень громко. Саша Пушкин просыпается ,поднимает голову. Няня начинает рассказывать сказку, он опять засыпает.

Арина Родионовна: 

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;

(Из-за кулис выходят старик и старуха. Старуха садится на лавку, начинает прясть пряжу. Старик собирает  сети.4 учащихся выходят из зрительного зала с полосами синей ткани. Они становятся парами перед сценой, держась за края полос, выполняя волнообразные движения.)
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

(Старик берёт «невод», подходит к  краю сцены и забрасывает его в зрительный зал)
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.

(Старик забрасывает «невод»  в зрительный зал.)
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.

(Старик забрасывает «невод»  в зрительный зал.)
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.

(Из зрительного зала появляется  золотая рыбка.Она держится за «невод» )
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:

Золотая рыбка:

«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Арина Родионовна:

Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:

Cтарик:

«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Арина Родионовна:

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.

Cтарик:

«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».

Арина Родионовна: Старика старуха забранила:

Старуха:

«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
 
Наше-то совсем раскололось»


Арина Родионовна:

Вот пошел он к синему морю;

Видит, — море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

Золотая рыбка:

«Чего тебе надобно, старче?»

Арина Родионовна: Ей с поклоном старик отвечает:

Старик:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

Отвечает золотая рыбка:

Золотая рыбка:

 «Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто».

Арина Родионовна:

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.

Еще пуще старуха бранится:

Cтаруха:

«Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу».

 Вновь звучит фонограмма  с записью звука вьюги. Сначала тихо, потом громче и, наконец ,очень громко. Саша Пушкин просыпается, потягивается. Герои сказки  на цыпочках ,пятясь назад, уходят за кулисы. Няня поглаживает  мальчика  по голове, похлопывая по спине начинает рассказывать новую сказку .И он опять зысыпает .

Арина Родионовна:

Т ри девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(Из-за кулис выходят 3 девицы и садятся на лавочку )

1 девица:

"Кабы я была царица,-

Арина Родионовна:Говорит одна девица,-

1 девица:

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

2 девица:

- "Кабы я была царица,-

Арина Родионовна:Говорит ее сестрица,-

2 девица:

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна".

3 девица:

- "Кабы я была царица,-

Арина Родионовна:Третья молвила сестрица,-

3 девица:

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря".

Арина Родионовна:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

(Из-за кулис выходит  царь)

Во все время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Царь:"Здравствуй, красная девица, "-

Арина Родионовна: Говорит он,

Царь:- будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха".

(Царь и девицы уходят за кулисы)

Арина Родионовна: В сени вышел царь-отец.

Все пустились во дворец.

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

Няня замолкает. Звучит фонограмма  с записью звука вьюги. Cаша спит. Няня тушит свечу.

III часть.Зимнее утро.

Звук вьюги  смолкает .Саша Пушкин просыпается, потягивается, подбегает к краю сцены. Изображает, что дышит на заледеневшее стекло, ладошкой протирает в нём дырочку и пытается в ней рассмотреть, что происходит на улице.

Саша Пушкин:

Мороз и солнце; день чудесный!

(Подбегает  к няне.)

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под  голубыми  небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Звучит фонограмма вальса Г.Свиридова к поэме А.С.Пушкина «Метель».Саша берёт за руку няню, они  уходят вглубь сцены спиной к зрителям, потом уходят за кулисы.

На сцену поднимаются из зрительного зала  ученики и читают стихи о А.Пушкине.

1 ученик:

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

2 ученик:

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветѐт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

3 ученик:

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал - без перевода.

Ученики  уходят со сцены. Громко звучит фонограмма вальса Г.Свиридова к поэме А.С.Пушкина «Метель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения, изо и музыки по произведению А.С.Пушкина "Зимний вечер"

Данный урок позволяет работать над развитием творческих способностей обучающихся,  развивает общеучебные умения и навыки, позволяет сэкономить время на прохождение материала по различным предмета...

Методическая разработка сценария театрализованного представления "Широкая масленица" учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данная методическая разработка может быть использована учителями и воспитателями в начальной школе.  Способствует формированию сплоченного детского коллектива, воспитанию учащихся на традициях от...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...

Сценарий театрализованного представления по произведениям С.В.Михалкова

Театрализация, посвященная 110летию со дня рождения С.В.Михалкова. Дети инсценировали стихи и басни С.В.Михалкова....