«Формирование жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности».
статья (1 класс)

Гарифуллина Юлия Сергеевна

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. 

Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с умственной отсталостью как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Материал подготовлен для обмена опытом по формированию у детей этих жизненных компетенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_formirovanie.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа – интернат психолого-педагогической поддержки»

Выступление на  методическом объединении классных руководителей по теме: «Формирование  жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности».

                                                                                     Подготовила

                                                                                   учитель начальных классов,

                                                                       Гарифуллина Юлия Сергеевна

                                      Мариинск 2019

Тема: Формирование  жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности.

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. 

Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с умственной отсталостью как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.

Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с умственной отсталостью можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. Процесс социализации ребенка, становление и развитие его как личности происходят во взаимодействии с окружающей средой. Дети, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпят неудачу. В моём классе из 8 человек – 5 детей не говорят.

Они пытаются показать жестами, звуками, но если что-то не получается, замыкаются в себе. И учителю важно научить их быть коммуникабельными, обращаться за помощью, принимать её, воспитывать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться.

Средства формирования жизненно важных навыков, применяемые в учебном процессе (это и общеобразовательные уроки, в содержание программы по которым они входят, и специальные уроки (например, социально-бытовая ориентировка, лечебная физкультура, коррекционная ритмика, развитие зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики и осязания), и коррекционно-развивающие занятия со специалистами-дефектологами. 

Также средством формирования жизненных компетенций является и внеурочная деятельность. Она является продолжением и дополнением основных форм и методов работы учащихся на уроке. Задачи внеурочной деятельности:

-дать детям знания и представления об объектах окружающей жизни (транспорт, магазины, предприятия и.т.д.);

- научить их практически и правильно по возможности и самостоятельно пользоваться этими объектами и услугами;

- формировать устойчивые навыки общения с людьми в обществе.

В 1 дополнительном классе реализуются 4 программы внеурочной деятельности, которые рассчитаны на 5лет .

Программа курса внеурочной деятельности «Азбука вежливости». На занятиях дети приобретают социальные знания о нормах поведения, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Например, на занятии по теме: «Что такое добро и зло?» Даются элементарные представления о добрых и недобрых поступках, рассматриваются правила вежливости. Просматриваются или читаются сказки. Идёт обсуждение поведения того или иного героя. Учащиеся, которые не разговаривают, тоже отвечают на  вопросы (да, нет): «Какой это герой? Правильно ли он поступил? и.т.д.» Коллективные игры помогают играть дружно без конфликтов.

Программа курса внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» На занятиях учащиеся в игровой форме учатся безопасно переходить дорогу, оказывать первую медицинскую помощь, правильно вести себя на улице и транспорте. В классе оформлен  уголок ПДД, где дети периодически сами подходят к нему, зовут меня, показывают изученные  дорожные знаки, рассказывают о ситуациях по картинкам.

Программа курса внеурочной деятельности «Школа здоровья» Первоначальной задачей на занятиях является привитие здорового образа жизни. Хорошо помогают беседы, ролевые игры, разучиваются оздоровительные упражнения. Например, по теме: «Зубы» на втором занятии  ставится проблемный вопрос «нужна ли нам зубная щётка?» Просматривается презентация о правильной чистке зубов», а в конце занятия учащиеся должны показать в игре «Почисти зубы», усвоенный материал. Игра «Почисти зубы» Учащиеся выстраиваются в ряд, а один ученик берёт зубную щётку, сделанную из картона, и начинает имитационными движениями показывать на детях, как чистить зубы. Участники меняются.

Программа  курса внеурочной деятельности «Умелые руки» На занятиях формируется положительное отношение к трудовой деятельности. Особенно учащиеся любят готовить подарки для своих мам. Они учатся понимать инструкцию, делать по образцу, контролируют свою деятельность и сравнивают с другими детьми. Не разговаривающие дети издают звуки: «О! У!», если работа одноклассника понравилась или не понравилась .

 Показателем работы учителя является то, что у детей появляется желание посещать школу, находиться в коллективе детей, взаимодействовать друг с другом  и выполнять элементарные  привитые им навыки.

Таким  образом,  мы видим,  как  через различные виды внеурочной деятельности формируются у учащихся знания, умения, навыки, так необходимые  в обыденной жизни.

Хотелось бы закончить своё выступление словами Василия Александровича

Сухомлинского: «Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть во сто крат более нежным, чутким, заботливым»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе УМК Л.В.Занкова

Задача учителя – научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают  социальную компетентность, умение слушать и всту...

Формирование исследовательской компетенции младшего школьника через урочную и внеурочную деятельность

Статья опубликована в сборнике  материалов научно-практической конференции "Экологическое образование: опыт, проблемы, перспективы".  Издательство Владимир, 2012....

Игровые педагогические технологии в реализации различных видов внеурочной деятельности

Сценарий внеурочного мероприятия для начальной школы (4 класс)  - "Рыцарский турнир" (праздник, посвященный 23 февраля)...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Презентация " Формирование жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности"

Презентация для учителей, работающих в  коррекционных школах 8 вида. Цель презентации: обмен опытом по формированию жизненных компетенций у уащихся с умственной отсталостью через различные виды в...