«Духовно-нравственное развитие детей в условиях дополнительного образования»
статья

ШАТАЛОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Оглянуться не успеваешь, а мир уже поменялся. И вот, место человека созидания – занято человеком потребления. Материальное затмило духовное. Закон РФ «Об образовании» ст.9. п. 6 говорит о том, что образование должно обеспечивать духовно-нравственное развитие, воспитание и обучение.

Духовно-нравственное содержание личности гражданина любой страны – это то, на чем стоит государство. На чем оно базируется?  На традиционных ценностях своей страны, на лучших образцах мировой культуры.

Как сохранить ценностно- нравственный потенциал страны – через образование, воспитание и развитие ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ценностно-нравственный компонент

в современных образовательных программах

выступление 16 мая 2019 г. Н. Новгород

Оглянуться не успеваешь, а мир уже поменялся. И вот, место человека созидания – занято человеком потребления. Материальное затмило духовное. Закон РФ «Об образовании» ст.9. п. 6 говорит о том, что образование должно обеспечивать духовно-нравственное развитие, воспитание и обучение.

Духовно-нравственное содержание личности гражданина любой страны – это то, на чем стоит государство.

На чем оно базируется?  На традиционных ценностях своей страны, на лучших образцах мировой культуры.

Как сохранить ценностно- нравственный потенциал страны – через образование, воспитание и развитие ребенка.

По мнению известного российского ученого Исака  Яковлевича Лернера, именно культура должна стать единственным источником содержания образования. Почему?

Потому что жизнь ребенка наполнена чувственными образами, через них он познает мир. Культура предлагает эти образы и наполняет их смысловым содержанием, предлагает ребенку мир эмоциональных переживаний.

В аксиологическом аспекте, образы культуры, предстают как ценности, а образы народной культуры и искусства, которые мы используем в процессе обучения и воспитания  – как система духовно-нравственных ценностей, которые мы формируем в процессе воспитания и обучения.

Кто воспитывает ребенка? Родители, педагоги, общество.

Когда взаимодействие педагога, ребенка и родителя становится эффективным?

Тогда, когда между ними есть диалог и в этом диалоге пересекаются и взаимодействуют общие ценностные ориентиры, тогда когда в совместном смысловом поле объединяются все те, от кого зависит духовно- нравственное развитие ребенка.

Содержание дополнительной образовательной программы включает в себя базовые знания, умения, навыки и ценности. В силу того, что программы дополнительного образования содержат авторскую компоненту, использование их,  воспитательном процессе, легко и доступно.

 Так, введя в свою учебную деятельность дистанционный курс по теории народного танца, мы ввели в него и воспитательный компонент, таким образом мы попытались сместить ценностные ориентиры обучающихся от потребления к созиданию.

При этом, сознательно ввели в обучение не только детей, но и их родителей. Чтобы, в совместном обучении, формировалось эстетическое мировоззрение всей семьи, чтобы совершенствовались вкусы, менялись потребности  и идеалы.

Так, изучая народные танцы Франции, мы для теоретического ознакомления выбрали Бранль, для практического – Фарандоллу. Изучив вместе с детьми Бранль, родители, пошли дальше, провели целое исследование и сами нашли материал по Фарандолле, истории Франции средних веков, традициям и костюмам. Изучаемый материал стал толчком к активности в подготовке детей к концертной деятельности, мотивации детей на изучение народной мировой культуры.

Таким образом, незаметно, произошел перевод знаний из области «объективно интересного» в область «личностно значимого», произошел перевод педагога, родителей и обучающихся из объектной позиции в субъектную: ребенок и родители «вбирают» в себя общие ценности посредством знакомства со «значимыми другими» заинтересовавшими их ценностями. А результат получен важный - эти ценности становятся потребностью, частью мотивационной сферы.

В дистанционном обучении, мы использовали аксиологический подход, в результате которого сущностными характеристиками личности ребенка и семьи постепенно становятся духовность и нравственность, которые связанны с мотивационной сферой внешне (нравственностью) и внутренне (духовностью).

Библиография:
Петракова Т.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования. -КиберЛенинка: 
https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-v-tsennostnom-kontekste-sovremennogo-obrazovaniyaКиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-v-tsennostnom-kontekste-sovremennogo-obrazovaniya  [Интернет-ресурс. Дата обращения 14.05.2019]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"

    Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...

Педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»

«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное ...

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации  Программы «Воспитательной компоненты»...

Формирование духовно- нравственных, патриотических качеств у детей в условиях дополнительного образования.

Статья о работе СП ГБОУ СОШ "Оц" с.Богатое  Центра внешкольной работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования

В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)

      В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...