Формирование учебной деятельности в процессе решения простых задач на сложение и вычитание
план-конспект урока (2, 3, 4 класс)

Как обучать детей нахождению способа решения текстовой задачи? Этот вопрос – центральный в методике обучению решения задач. Для ответа на него в литературе предложено немало практических приемов, облегчающих поиск способа решения задачи. Однако теоретические положения относительного нахождения пути решения задачи остаются мало разработанными.Как обучать детей нахождению способа решения текстовой задачи? Этот вопрос – центральный в методике обучению решения задач. Для ответа на него в литературе предложено немало практических приемов, облегчающих поиск способа решения задачи. Однако теоретические положения относительного нахождения пути решения задачи остаются мало разработанными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование учебной деятельности в процессе решения простых задач на сложение и вычитание

Выполнила учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области

Судовцева Евгения Васильевна

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Текстовые задачи – традиционно трудный для значительной части школьников материал. Однако, в школьном курсе математики ему придается большое значение, так как такие задачи способствуют развитию логического мышления, речи и других качеств продуктивной деятельности обучающихся.

Как обучать детей нахождению способа решения текстовой задачи? Этот вопрос – центральный в методике обучению решения задач. Для ответа на него в литературе предложено немало практических приемов, облегчающих поиск способа решения задачи. Однако теоретические положения относительного нахождения пути решения задачи остаются мало разработанными.

Особенности текста задачи могут определить ход мыслительного процесса при ее решении. Как сориентировать детей на эти особенности? Знание ответов на них составляют теоретико-методические положения, на основе которых можно строить конкретную методику обучения; они помогут определить методические приемы поиска способов решения задачи, в том числе решения различными способами.

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических (или правдоподобных) задач.

Решение задач – это работа несколько необычная, а именно умственная работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа.

Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой они представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач.

Каждая задача – это единство условия и цели. Если нет одного из этих компонентов, то нет и задачи. Это очень важно иметь в виду, чтобы проводить анализ текста задачи с соблюдением такого единства. Это означает, что анализ условия задачи необходимо соотносить с вопросом задачи и, наоборот, вопрос задачи анализировать направленно с условием. Их нельзя разрывать, так как они составляют одно целое.

Требования задачи – это указание того, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме («Найти площадь треугольника» или «Чему равна площадь прямоугольника?»).

Рассмотрим задачу: На тракторе «Кировец» колхозное поле можно вспахать за 10 дней, а на тракторе «Казахстан» – за 15 дней. На вспашку поставлены оба трактора. За сколько дней будет вспахано это поле?

В задаче пять неизвестных значений величин, одно из которых заключено в требовании задачи. Это значение величины называется искомым.

Иногда задачи формируются таким образом, что часть условия или всё условие включено в одно предложение с требованием задачи.

Рассматривая задачу в узком смысле этого понятия, в ней можно выделить следующие составные элементы:

  1. Словесное изложение сюжета, в котором явно или в завуалированной форме указана функциональная зависимость между величинами, числовые значения которых входят в задачу.
  2. Числовые значения величин или числовые данные, о которых говорится в тексте задачи.
  3. Задание, обычно сформулированное в виде вопроса, в котором предлагается узнать неизвестные значения одной или нескольких величин. Эти значения называют искомыми.

Задачи и решение их занимают в обучении школьников весьма существенное место и по времени, и по их влиянию на умственное развитие ребенка.

Использование задач в качестве конкретной основы для ознакомления с новыми знаниями и для применения уже имеющихся у детей знаний играет исключительно важную роль в формировании у детей элементов материалистического мировоззрения. Решая задачи, ученик убеждается, что многие математические понятия, имеют корни в реальной жизни, в практике людей.

Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы каждая задача стала  разносторонним источником знаний и представлений, давала бы наиболее полный поток информации, поступающий в мозг ученика. Отсюда следует, что не нужно предлагать ученику решать как можно больше задач — этот путь не самый короткий и не самый совершенный. Целесообразней ориентировать ученика на то, чтобы при решении задачи он почерпнул из нее все возможные сведения, способствующие его развитию, его продвижению вперед по пути совершенствования мышления, по пути овладения новыми знаниями, то есть выполнил все виды творческой работы над задачей.

Основное методическое правило при обучении решению задач: не спешить переходить к решению новой задачи, пока не исчерпаны все или почти все заложенные в ней возможности для развития мыслительных способностей ученика, для приобретения им новых знаний. При решении задачи не может быть шаблона, все зависит от структуры задачи, особенностей мышления учащихся, уровня их подготовки. Поэтому младшим школьникам должны быть известны разные способы решения задач: арифметический, алгебраический, практический, логический, геометрический.

В одном случае решение задач используется для стимулирования познавательной деятельности младшего школьника, а в другом само решение арифметической задачи является стимулирующим средством познавательной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Баланчова Р.Б. Познавательная деятельность ученика в ходе решения задач [Текст]  – «Нач.шк.», 2003 №3, с.50
  2. Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике [Текст]   - М.: «Просвещение», 1982. - 144 с.-(Библиотека учителя математики).
  3. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках маткматики в начальных классах [Текст]  – М., 1985 г.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, проведённого во 2 классе (УМК «Школа России») учителем начальных классов

МОУ «СОШ№1» города Валуйки Белгородской области Судовцевой Евгенией Васильевной

Тема урока: Текст. Абзац. Диалог. Монолог.

Цели:                           Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

  • формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся;
  • развивать речь, словесно–логическое и наглядно–образное мышление;
  • воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу, аккуратность в работе;
  • воспитывать любовь и интерес к русскому языку

Ход урока

1. Организационный момент

Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
– Что гостям сказать нам надо?
(–Видеть Вас мы очень рады!)

– Ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Подарим друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока. Если вам будет трудно, я вам помогу.

Минутка чистописания.

Дайте характеристику звуку (Ж)

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке? 
Все сквозные, вырезные, 
А возьмёшь - вода в руке. 

(Ответ: Снежинки)

Ж //Ж//

Снег, снежный-снежинка.

– Как называются слова, записанные на доске? (Однокоренные.)

– Выделите корень.

– А сейчас восстановите перепутанную логическую цепочку слов:

http://festival.1september.ru/articles/556084/img8.jpg

Звуки, слоги, слова, предложение.

Какого слова не хватает в этой цепочке? Узнаем, разгадав кроссворд.

(разгадывание кроссворда)

*1) Без рук, без ног, а дверь отворяет. Ветер

  2) Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весною на весу

Превращается в росу. ИНЕЙ

3) Пушистая вата 
Плывёт куда-то. 
Чем вата ниже, 
Тем дождик ближе. ОБЛАКО

4)

Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её 
(лисичка).

5) Не пьёт, не ест, а растёт. Растение

Какое слово получилось? ТЕКСТ.

– Исследуйте группы предложений и выясните, являются они текстом или нет

(на экране)

Енот – живой и веселый зверь. Перед едой он моет добычу. За это его прозвали полоскуном.

Люди часто сажают деревья около своих домов. Осенью многие деревья теряют свою листву. Чайки кормят своих птенцов на берегу.

Ребята в кустах поймали ежика. Мальчики взяли ежа домой. В доме жили мыши. Берегитесь, мыши ежа!

Журавли появились в начале апреля. Хорошо скользить в лодке по глади озера!

3. Актуализация знаний

– Ребята, а сейчас откройте учебник

– Прочитайте группу предложений.

– Можно ли их назвать текстом? (Можно, так как предложения связаны по смыслу.)

– Если мы можем выделить основную мысль, то можно придумать заглавие текста.

– Какой заголовок больше подходит? Почему?

1) Сборы на прогулку.
2) Мишкина хитрость.

– Сколько частей можно выделить в тексте? (3)

– Как это определить? (Каждая часть пишется с красной строки.)

– Что такое абзац?

– Как выделяют на письме абзац? (Красной строкой.)

– Любую ли часть текста начинают с красной строки? (Нет. Только ту, в которой содержится новая мысль.)

– Кто является участниками речи? (Мама и Мишка.)

– Как называется такой разговор? (Диалог.)

– Чем отличается диалог от монолога?

http://festival.1september.ru/articles/556084/img11.jpg

– Прочитайте текст по ролям.

Физкультминутка

Озаглавливание текстов. (Работа в парах)

 Пользуясь памяткой нужно озаглавить текст.

ПАМЯТКА.

  • Прочитай внимательно текст.
  • Определи, о ком или о чем говорится в тексте.
  • Прочитай текст еще раз.
  • Подбери короткий и понятный заголовок.

1 текст

В саду Петя нашел маленького щенка. Щенок замерз и жалобно скулил. Мальчику стало жаль щенка. Он закутал его шарфом и принес домой. Петя налил щенку молока. Щенок остался жить у Пети, и мальчик окружил его заботой и любовью. Вскоре щенок подрос и стал верным другом Пети.

– Как озаглавили текст?

– Какими критериями руководствовались, выбирая название?

2 текст

День был пасмурный. Миша бродил по городу. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке. Старушка поблагодарила его за помощь и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

– Чем похожи эти тексты?

– Как поступили дети?

– Как бы вы поступили?

– Выберите пословицы, которые отражают главную мысль этих текстов.

http://festival.1september.ru/articles/556084/img12.gif

– Запишите пословицы. Подчеркните главные члены предложения.

Редактирование деформированного текста.

Коллективная работа

Прочитайте предложения и скажите: являются они текстом или нет?

3) Снежная баба улыбнулась ребятам.

2) Из ягод рябины сделали глазки. Маленькая морковка послужила носиком. Потом палочкой нарисовали ротик.

1) Дети во дворе лепили снежную бабу.

– О чем этот текст? Определите тему.

– Придумай те название. (Снежная баба.)

– На сколько частей разделен текст?

– Прочитайте начало, основную часть, концовку.

– Найдите опорные слова.

Самостоятельная работа по группам.

(В группе у каждого ученика своя роль: редактор, 2 помощника редактора, научный советник, докладчик.)

– Предложения перепутаны. Восстановите текст.

1 группа

Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. У грачонка отросли крылья, и он улетел.

2 группа

Отец похвалил его за правду. Пришел отец. Он решил узнать, кто разбил чашку. Мальчик сказал правду. Мальчик разбил дорогую чашку.

3 группа

Сорока улетела. Красивая, в черной шубке, в белом фартучке. Тут выскочил пес Снежок. Он звонко залаял. На березу села сорока.

4 группа

Дети полили ее водой. Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно работали мальчики. Скоро у стены сарая выросла горка. Ребята вышли во двор. Что делать?

1 группа

Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. У грачонка отросли крылья, и он улетел.

3 группа

На березу села сорока. Красивая, в черной шубке, в белом фартучке. Тут выскочил пес Снежок. Он звонко залаял. Сорока улетела.

2 группа

Мальчик разбил дорогую чашку. Пришел отец. Он решил узнать, кто разбил чашку. Мальчик сказал правду. Отец похвалил его за правду.

4 группа

Ребята вышли во двор. Что делать? Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно работали мальчики. Скоро у стены сарая выросла горка. Дети полили ее водой.

4. Обобщение и систематизация знаний (повторение и анализ основных фактов, сообщений, явлений)

– Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

– Все ли группы предложений являются текстом?

– Какими признаками должен обладать текст?

http://festival.1september.ru/articles/556084/img13.jpg

– Что такое текст? Основные признаки текста

Рефлексия.

http://festival.1september.ru/articles/556084/img15.jpg

5. Итог урока.




Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

 МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области.

Урок русского языка в 3 Г классе  по теме «Разбор слова по составу»(УМК «Школа России»

Разработала учитель начальных классов высшей категории

Судовцева Евгения Васильевна

2018-2019 учебный год

Технологическая карта урока

Тема урока

Разбор слова по составу.

Цели урока

Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слова по составу, развивать умение выделять части слова (корень, окончание, приставку, суффикс).

Воспитательные: воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову, воспитывать аккуратность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

Развивающие:

Регулятивные УУД:умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Планируемый результат

Формировать УУД:

Предметные УУД: понимать и воспроизводить алгоритм разбора слова по составу, выделять части слова, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. (регулятивные УУД)

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД)

умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).

Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Форма урока

Традиционный.

Методы обучения

Частично-поисковый, беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Организация пространства (виды учебной деятельности)

Фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа, игровая деятельность.

Основные понятия

Однокоренные слова, корень, окончание, приставка, суффикс.

Ресурсы

Учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, «Толковый словарик школьника» О.Д.Ушакова

Оборудование

Компьютерная презентация, индивидуальные карточки, карточки для работы в парах, «цветы и ваза» для рефлексии, карточки двух уровней с домашним заданием.

                                                               Структура урока

Этап урока

       Задачи

Формы работы

                Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Организа-ционно-мо-тивационный

Создание эмоционально-положительного настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности.

Слово учителя. Учитель организует уч-ся на начало урока.

- Ребята, я предлагаю начать наш урок в кругу.

Игра «Обмен настроением»

- Я, как всегда, рада вас видеть. Посмотрите  друг на друга. Улыбнитесь дуг другу. Пусть у всех сегодня будет хорошее настроение.

- Что вы ждете от сегодняшнего урока?

- Какой у нас девиз?

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

-Займите свои места.

Дети встали в круг, настроились на работу.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе(коммуникативные УУД)

2.Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Слово учителя.

- Мы изучили все части слова. Тема нашего урока «Разбор слов по составу».слайд 1

-Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать на уроке? Чему научиться?Слайд 2

Прогнозирование целей урока. Умение формулировать цели урока.

Планирование и регуляция деятельности уч-ся (регулятивные УУД)

3.Планирова-ние деятель-ности.

Определение порядка работы на уроке.

Коллективная работа.

- Посмотрите на план урока. Что можете сказать?

Закрепление.

Минутка чистописания.

Изучение нового материала.

Орфографическая разминка.

- Нужно поменять пункты местами. Как получится?

- На каком этапе урока вы предлагаете поработать самостоятельно? Почему

Работа с планом урока. Дети составляют план своих учебных действий.

Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Планирование деятельности (регулятивные УУД)

4.Актуализа-ция опорных знаний.

Актуализировать требования к ученику со стороны уч. деятельности; создать  условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в уч. деятельность; установить тематические рамки; наметить шаги учебной деятельности.

Работа в тетради

Работа в парах.

Минутка чистописания

нькореенькор

- Определите закономерность в последовательности букв.

- Запишите красиво и аккуратно эти буквосочетания. Продолжите до конца строки.

- Кто заметил, какое слово получается из этого буквосочетания? (корень)

- Почему получилось именно это слово? (изучаем тему об однокоренных словах)

Орфографическая разминка

- Прежде чем «открывать» новые знания, мы вспомним правила и проведем орфографическую разминку.

1) Работа на карточках.

Вспомни правила и расскажи их соседу по парте:

1 Что такое однокоренные слова?

2 Что такое КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА, СУФФИКС и ОКОНЧАНИЕ?

- Оцените работу друг друга.

2) Игра «Знатоки»

К доске выходят два ученика, которые хотят попробовать свои силы в знании состава слова.  Остальные ученики задают вопросы по теме «Однокоренные слова». Подводятся итоги. (оценка ответов)

3)Индивидуальные задания  (2 человека за конторками)

1. Подбери синонимы к словам и запиши, вставляя пропущенные буквы.

МОРО… -

ПЕЧ…ЛИТЬСЯ –

РАДОСТНЫЙ –

2. Подбери однокоренные слова к данным словам и выдели корни:

БЕЛЫЙ,…

ЗВОН,…

4)Работа с классом:слайд 3

А)- Найти «лишнее» слово в каждой строке, объяснить орфограммы.

ВОДА, В…ДИЧ…КА, ВОДИТЬ

ПЕЧ…ЛЬ, ГРУСТНЫЙ, ПЕЧ…ЛЬНЫЙ

ДОМИНО, ДОМ, Д..МАШНИЙ

Б)- Составить из слов предложение. Слайд4 Объяснить пропущенные орфограммы. Найти родственные слова, доказать это. Выделить корень.

 Под, л..сник, подб..резовик, б..резой, нашел.

- Какие грибы еще знаете?Они съедобные или ядовитые? Чем полезен мухомор?

ПРОВЕРКА индивидуальных заданий.

Дополнительные вопросы уч-ся:

1 – Можно ли синонимы считать однокоренными словами и почему?

2 – Можно ли считать однокоренными слова БЕЛЫЙ и БЕЛКА? Почему?

 ОЦЕНКА уч-ся.

Определяют закономерность, красиво и аккуратно делают записи в тетради.

Прогнозируют свою работу.

Вспоминают правила, оценивают ответы друг друга, оперируют своими знаниями.

Формулируют изучаемые понятия, задают вопросы и отвечают на них.

Индивидуально работают на карточках, составляют план своего ответа.

Коллективно выполняют задания.

Анализируют ответы детей, оценивают учащихся.

Умение ориентироваться в своей системе знаний, находить закономерности (регулятивные УУД)

Уметь правильно формулировать изучаемые понятия, координирование в сотрудничестве (познавательные УУД)

 Умение строить речевые высказывания, оценка работы других уч-ся (познавательные, коммуникативные УУД)

Умение выражать свои мысли (коммуникативные УУД),анализировать объекты (познавательные УУД)

Умение слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

5.Физминутка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения детей.

Физминутка в виде игры.

1 Игра.

- Я буду называть слова. Если вы услышите однокоренное слово к слову САД, присядьте и поднимите руки вверх.

Сад, лес, лесной, садовый, рассада, Саша, садовник, лесник, лиса, посадка.

2 «Шапка размышлений»

- Наденем шапки размышлений.

Уч-ся выполняют задания в процессе физминутки.

Дети быстро включаются в работу, улучшается внимание.

6.Открытие новых знаний

Подготовить уч-ся  к введению новых понятий.

Организовать и осуществить усвоение действий путем их воспроизведения и применения по образцу.

Работа в тетради.

Коллективная работа.

Постановка проблемы.

Работа над составлением алгоритма разбора.

Коллективная работа.

1Запись темы урока в тетрадь.

2 Подготовка к изучению нового материала.

- Давайте вспомним ,какие бывают суффиксы. Замените фразу одним словом, назовите суффикс  

Детеныш тигра (тигренок)

Маленький стакан (стаканчик)

Большой хвост (хвостище)

Мама твоей мамы (бабушка)

Маленький гном (гномик)

- Прочитайте текст. Что вы о нем  можете сказать?

   Мама принесла из магазина конфеты. 20 конфет она положила в вазу, а 6 раздала де-тям. Сколько конфет принесла мама?

- Решите задачу. Найдите слова с приставками, назовите приставки.

3 Объяснение нового материала

 - Отгадайте загадку:

Пробивался сквозь снежок

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок. (подснежник)

- Запишем отгадку во множественном числе.

- А теперь давайте подумаем, как разобрать это слово по составу. Вспомним цели нашего урока. Слайд 5

- Вспомните, что вы должны сегодня узнать на уроке.
- Что для этого нужно знать?(правило, алгоритм)

- Попробуем составить алгоритм разбора?

- Подберем однокоренные слова к слову «подснежники».

- Для чего это мы сделали? (чтобы выделить корень)

 - Значит, какой первый шаг нашего алгоритма? (выделение корня)

- Изменим форму слова, что это значит?

- Что теперь выделим в слове?

- Значит,  какой следующий шаг алгоритма? (выделение окончания)

- какие части слова остались?

- Выделим их по порядку слева направо. Какой следующий шаг нашего алгоритма? (выделение приставки)

 - И заключительный шаг? (выделение суффикса)

- А теперь еще раз назовем все шаги алгоритма разбора слова по составу.

 Сверим наши предположения со слайдом. Слайд 6

Записывают тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

Связывают  проблему с целями урока.

Под руководством учителя составляют алгоритм разбора слов по составу, выявляют места затруднений.

Умение выражать свои мысли, синтезировать (познавательные УУД)

Координирование в сотрудничестве (коммуникативные УУД)

Самооценка и внешний контроль (регулятивные, личностные УУД)

Умение самостоятельно формултровать цели, составлять план решения учебной задачи вместе с учителем, работать по плану (алгоритму), сверять  свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты       путем возвращения к плану, оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму) (регулятивные, познавательные УУД)

Умение делать выводы (регулятивные УУД)

7.Первичное осмысление и закрепле-ние связей и отношений в объектах изучения.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, способов действий, связи и отношений в объекте изучения.

Коллективная работа.

Работа с источником информации

 ( толковый словарь)

Самостоятельная работа.

Работа с учебником.

Игровая деятельность.

Работа в парах.

1 Первичное осмысление связей и отношений в объектах изучения

- Разберем слова по составу, пользуясь  алгоритмом.

Поездка, свисток, выход, лошадка, рябинник.

-А что такое «рябинник»? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова?

- Воспользуемся толковым словарем, который у вас на столах. ( Это слово имеет два значения, значит оно многозначное)

- Как называется лес, где растут дубы? берёзы? ели?

 -Какие правила надо соблюдать, когда находишься в лесу?

2 Самостоятельная работа.

Упр. 106 ( 2 уч-ся за откидной доской)

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

3Игра «Собери слово»

- У вас на столах лежат карточки с частями двух слов. Соберите эти слова и разберите по составу, пользуясь алгоритмом разбора.

ДОМ  А  УШК  ИК  КОРМ

ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

4 Игра «Составь слово»(слова на карточках на доске)

 У него

-корень как в слове САДИК

-приставка как в слове ПОБЕЖАТЬ

-суффикс как в слове ОСИНКА

-окончание как в слове РЫБА

Разбирают слова по составу с комментированием у доски, опираясь на алгоритм разбора.

Самостоятельно выполняют упражнение по учебнику. Взаимопроверка.

Умение пользоваться схемой разбора (алгоритмом, планом) (регулятивные, познавательные УУД)

Умение находить информацию в справочниках (познавательные УУД)

Активная познавательная деятельность, синтез, координирование в сотрудничестве

(познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Умение добывать новые знания, используя уже известные тебе, умение анализировать, синтезировать  (познавательные, регулятивные УУД)

8.Постановка домашнего задания.

Обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Слово учителя.

Домашнее задание

- Предлагаю вам задания двух уровней:

1 уровень средней сложности(задания написаны на зеленых  карточках)

2 уровень повышенной сложности ( красные карточки)

1 уровень:   слайд 7

1 Какое слово лишнее? Записать только однокоренные слова, разобрать одно из них по составу.

Гром, громадный, громкость, громкий.

2. Найти слова с суффиксом –ник-. Разобрать их по составу.

Дворник, столик, цветник, сапожник, снежный, мясник.

2 уровень  слайд 8

1 Образовать слова с помощью суффиксов –к-, -ок-.-очк-. Разобрать их по составу.

Мышь, друг, берег, пух, ночь, гриб, дочь.

2. Подобрать родственные слова, разобрать их   по составу.

Двор –

Дуб –

Молоко-

(напомнить детям о д/з в электронном дневнике)

Уч-ся определяются с объемом и содержанием д/з.

Ориентирование в своей системе знаний при  выборе уровня д/з(личностные УУД)

9.Рефлексия.

Мобилизировать  уч-ся на рефлексию своего поведения, способов деятельности, общения; установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами.

Игра.

- Вернемся к целям нашего урока.  

- Что вы сегодня узнали на уроке? (алгоритм разбора по составу)

- Чему научились? (разбирать слова по составу)

- А теперь оцените свою деятельность на уроке

На доске ваза, а у каждого из вас цветы. Мы поставим эти цветы в вазу.

Красный цветок – если тебе урок понравился, ты всё понял.

Желтый – если тебе что-то осталось непонятным на уроке.

Синий – если ты ничего не понял и не запомнил на уроке.

- Молодцы! Спасибо за урок! Слайд  9

Анализируют свою собственную деятельность.

Умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы; контроль, самооценка (регулятивные, личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20.

Цель: закреплять навыки сложения и вычитания в пределах 20, решения простых арифметических задач, сравнения чисел и простых выражений....

Урок:математика 1 класс "Составление и решение задач на сложение и вычитание"

Аннотация к уроку математики в 1классе (1-4). УМК "ШКОЛА РОССИИ"Тема:Составление и решение задач на сложение и вычитание.  Цель: формирование умения моделировать  решение простых задач.Задач...

Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа

Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа...

Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»

Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения текстовых задач

В настоящее время происходит переосмысление места, роли, целей математического образования. Образование рассматривается как процесс, направленный не столько на трансляцию знаний и умений, сколько на с...