Давайте жить дружно
методическая разработка (3 класс)

Белова Елена Алексеевна

Методическая разработка внеклассного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davayte_zhit_druzhno.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Давайте жить дружно»

Цель:  способствовать  развитию нравственных основ личности в процессе формирования представления о дружбе.

Задачи:

Обучающие:    помочь детям закрепить знания о положительных и отрицательных качествах характера человека;  научить детей определять достоинства и недостатки свои  и других людей;  помочь  детям сформулировать   законы дружбы;  показать ценность и необходимость дружбы.

 Развивающие: способствовать развитию навыков общения, необходимых для формирования дружбы и коллективизма в молодежной среде;  развивать речь и мышление учащихся,  умение вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения.


Воспитывающие:  способствовать формированию нравственных  морально-психологических качеств у детей, побуждающих к позитивным действиям;  поддержание интереса к дружбе;  содействовать в осознании своих обязанностей перед друзьями; формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость)

Форма проведения внеклассного занятия: занятие с элементами проектной деятельности (проект – газета «В дружбе сила»).

Предполагаемые результаты занятия.

Учащиеся должны знать:

  • положительные и отрицательные качества характера человека;  
  • как определять достоинства и недостатки свои  и других людей; 
  •  свои обязанности перед друзьями;
  •  социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость)

Учащиеся должны уметь:

  • формулировать   законы дружбы;
  •  показать ценность и необходимость дружбы;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • анализировать свои результаты, делать выводы;
  • выполнять частично-поисковую деятельность;
  • составлять связные рассказы по материалам проведённой работы;
  • работать в группах: наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • пользоваться продуктами совместной деятельности.


Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  •  мультфильм «Мы вместе. mpq»
  • памятка «Основные законы дружбы»
  • конверты,  фломастеры, клей, цветные  карандаши, ватман (3шт.)
  • пилотки трёх цветов (25 шт.)
  •  минусовки песен (М.Танич, В.Шаинский «Если с другом вышел в путь», «Барбарики «Дружба»)
  • карточки трёх цветов (25шт.)
  • подборка песен о дружбе

Технологии, методы и приёмы, используемые на занятии.

  • Познавательные;
  • Ориентирование в информационном пространстве;
  • Развитие критического мышления;
  • Развитие творческого мышления;
  • Деятельный подход к самостоятельной деятельности;
  • Принятие аргументированных решений;
  • Сплочённо работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Формы организации деятельности обучения и воспитания на занятии.

Работа на занятии проводится в группах.

  • Распределение ролей в группе;
  • Планирование работы;
  • Сбор материала;
  • Систематизация собранной информации;
  • Обработка и оформление информации;
  • Представление продукта деятельности.

План занятия.

  1. Погружение в проект.
  2. Планирование деятельности.
  3. Осуществление деятельности по решению проблемы.
  4. Оформление результатов.
  5. Презентация результатов.
  6. Оценка результатов проектной деятельности.

                                     Ход   занятия.

Организационный момент занятия.

Учащиеся, входя в кабинет, получают цветную карточку и садятся за столы в соответствии с цветом карточки  (три команды).

           1. Погружение в проект.

-Здравствуйте,  ребята! Сегодня наше занятие мы начнём с прослушивания стихотворения Натальи Гегер.

Как можно чаще улыбайся!
И радость всем свою дари.
С улыбкой лёгкой просыпайся,
От счастья в облаках пари.

Жизнь так прекрасна, улыбайся!
И радость в сердце береги.
Дарить
улыбку не стесняйся,
Поверить в чудо помоги.

Мгновеньем каждым наслаждайся,
Вокруг ты только посмотри.
Когда вдруг плохо – улыбайся,
И радость встретится в пути.

Попробуй, просто улыбайся!
Себя раскрой от всей души.
И быть счастливым постарайся,
«Тебя я, жизнь, люблю! » - скажи.

Жизнь так прекрасна,
улыбайся.!
И засмеётся мир с тобой.
Как можно чаще улыбайся.
Встречай улыбкой день любой.

-  Как вы, ребята, поняли, какое настроение у девочки?

-  Выскажите своё мнение: почему у неё такое настроение?

- Что может опечалить и надолго?  Что самое страшное в жизни?  (одиночество)

- В самой известной песне поётся о том, что именно с улыбки  начинается  дружба                              (« С голубого ручейка начинается река,  ну а дружба начинается с улыбки».    «Улыбка»   Автор слов - Пляцковский М., композитор - Шаинский В. ).                                                                                                           Тема сегодняшнего занятия – «ДРУЖБА».

           

 2. Планирование деятельности.

- Ребята, вы вошли в кабинет и сели за столы в соответствии с цветом карточки, которую получили при входе. Так получилось три команды. Для дальнейшей работы вам нужно надеть пилотки,  выбрать капитана команды и придумать название команды. Оно должно быть связано с темой занятия.

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

3. Осуществление деятельности по решению проблемы.

- Сформулируйте лексическое значение слова «дружба». Обсудите всей командой, и капитан огласит общее мнение. (1 минута)

- В толковом словаре Ожегова мы находим такое объяснение:   Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Как вы, ребята, думаете слово «дружба» новое, в этом веке появилось? Как например слова: «слоган» - рекламный девиз, «креатив» - креативный, творческий, «дресс-код» - кодекс одежды и т.д.

- Появилось давно. Подтверждение тому – пословицы  о дружбе созданные народом.

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы,
И в жизни верные друзья.

Следующее задание – «собрать»  пословицы (капитанам выдаются конверты, в которых лежат части пословиц).

- Капитан зачитывает пословицы. Значение любых двух пословиц нужно объяснить.

(  ЧЕЛОВЕК БЕЗ ДРУГА,  ЧТО ЗЕМЛЯ БЕЗ ВОДЫ

ДОБРО ПОТЕРЯЕШЬ - ОПЯТЬ НАЖИВЁШЬ, ДРУГА ПОТЕРЯЕШЬ – УЖЕ НЕ ВЕРНЁШЬ

ГДЕ ДРУЖБА ПРОЧНА, ТАМ ХОРОШО ИДУТ ДЕЛА

ВЕЩЬ ХОРОША, КОГДА НОВАЯ, А ДРУГ – КОГДА СТАРЫЙ

ДРУЖИ С ТЕМИ, КТО ЛУЧШЕ ТЕБЯ САМОГО

ЛУЧШЕ ДРУГ ВЕРНЫЙ, ЧЕМ КАМЕНЬ ДРАГОЦЕННЫЙ

НЕ ТОТ ДРУГ, КТО МЁДОМ МАЖЕТ, А ТОТ, КТО ПРАВДУ В ГЛАЗА СКАЖЕТ

К ДОМУ ДРУГА ДОРОГА НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ ДЛИННОЙ

ЗНАЛ ДРУЖКА В РАДОСТИ, НЕ ОСТАВЛЯЙ В ГОРЕСТИ

ДЛЯ ДОРОГОГО ДРУГА – ВОРОТА НАСТЕЖЬ

ДЕРЕВО ДЕРЖИТСЯ КОНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК ДРУЗЬЯМИ

КАКОВУ ДРУЖБУ ЗАВЕДЁШЬ, ТАКОВУ И ЖИЗНЬ ПРОВЕДЁШЬ

НЕ МИЛ СВЕТ, КОГДА ДРУГА НЕТ

ДЛЯ МИЛОГО ДРУЖКА И СЕРЁЖКУ ИЗ УШКА

КТО ДРУГА В БЕДЕ ПОКИДАЕТ, ТОТ САМ В БЕДУ ПОПАДАЕТ  )

- Новое задание: какая команда быстрее и больше напишет  родственных слов к слову «дружба».   ( друг,  подруга,  дружить,  дружный,  дружеский,  дружелюбный,  
дружеский,  дружественный, дружина,  дружинник,   дружище,  дружно,  друзья,  содружество) .  (Слова при прочтении детьми вывешиваются на доску - карточки).

- Ребята, объясните лексическое значение слова «Содружество». ( По Ожегову - Взаимная дружба, дружеское единение. Объединение кого-чего-нибудь, основанное на дружбе) Бывает содружество наций, государств, компаний и т.д. А у нас сегодня в этом кабинете тоже содружество – 3 «А» и 4 «А» классов.

- Поднимите руку, у  кого есть друзья?

- Кто хочет  нам рассказать о своих друзьях. ( По желанию выходят мальчик и девочка) Охарактеризуйте  своих друзей.

- Среди ребят в этом кабинете есть твои друзья?  Назови, пусть они выйдут .

- Посмотрите: вы все такие разные – один высокий, другой блондин, вот серьёзный, а этот ребёнок самый улыбчивый, а вы – разного возраста… Вам не мешает это в дружбе?    

- Это замечательно! Давайте вместе посмотрим  об этом  мультфильм. («Мы вместе. mpq»)

- Вам понравился фильм? Песенка?  Какова главная мысль?  

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей – и белых, и цветных.

Дружба – это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба – это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?

1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».

2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.

3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах творчества.

4) Проводить совместные праздники/

5) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.

- А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами?  Посмотрите на эту награду. Она называется «Орден Дружбы народов"

Орденом Дружбы народов награждаются:

  • граждане России;
  • предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города.
  • Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.

- На столах в конверты. Достаньте из них рисунки. Рассмотрите их внимательно. Что общего? (дружба между совершенно разными людьми: разных национальностей, разных возрастов и т.д. все улыбаются, держатся за руки)

- Давайте и мы с вами встанем, улыбнёмся и дружно споём всем знакомую песню о дружбе. (Задание – инсценировка песни.  Автор текста: Танич М.,  композитор: Шаинский В. «Если с другом вышел в путь»)

- Как возникает дружба? Шёл человек по дороге, увидел идущего навстречу симпатичного человека и решил – он мой друг! Так?

- После постепенного узнавания друг друга. А чтобы узнать человека, говорят  «надо пуд соли съесть». Как вы понимаете такое выражение?

Фразеологизм “Пуд соли съесть” значение

Без соли не проживешь, хотя в пищу человек кладет ее в ничтожных количествах. Пуд соли – это шестнадцать килограммов ее. Подумайте, сколько времени должно пройти, прежде чем вы с кем-либо «на пару» успеете съесть шестнадцать килограммов соли*.

Безусловно понадобится довольно долгий срок даже теперь, когда соль  -  продукт совсем дешевый. А ведь какие-нибудь сто -  двести лет назад в бесчисленных крестьянских семьях соль была роскошью, стоила очень дорого, ее берегли и всячески экономили.

Съесть пуд соли в те времена значило: прожить вместе очень долго и, естественно, хорошо узнать друг друга.

И сейчас мы говорим: «нужно пуд соли съесть», когда хотим подчеркнуть, что понадобится немалое время,  чтобы наладить отношения или договориться с человеком.)

- Когда рядом настоящие друзья, можно смело отправляться в путь. А что помогает в дороге?  Хорошая песня. У нас есть такая! Все встали. Припев поём все вместе, I куплет – команда синих, II – команда красных, III – команда голубых)

Автор текста: Танич М.,  композитор: Шаинский В. «Если с другом вышел в путь»

- Тему дружбы затрагивали в своих произведениях многие поэты, писатели, учёные.  Послушаем сейчас несколько стихотворений.

Наверно б все хотели знать, что дружба – это благодать.

Когда твой друг всегда с тобой, оберегает твой покой.

Он посоветует как жить, кого и как не позабыть.

Подставит он всегда плечо. И в холод станет горячо.

Друг не забудет, не предаст, поддержит и надежду даст.

Друг – это вечно, навсегда. И не страшна совсем беда.

Хотели б все её узнать, ведь дружба – это благодать!

                       Виктор Стадниченко

- Какова главная мысль?

Друзей не выбирают - их встречают,
Их берегут - им жизни отдают,
И с ними время интересней пролетает,
И с ними - радость, счастье и уют

Когда грущу - они мне помогают
Уеду далеко - приходят письма мне,
Они страдают, за меня переживают -
И нет друзей вернее на Земле ...

Ни беды, горести, ни расстоянья
Ни разлучат ни на секунду нас
И лишь одно мне грезится желанье-
Хотя бы на мгновенье видеть вас ...

- А сейчас я  прочитаю вам  высказывания о дружбе очень известных людей. Подумайте и объясните их.

- Прочитав эти высказывания, мы  написали свои ассоциации. Вот что получилось:  ценить, беречь, дорожить.  Как вы думаете почему такие слова получились?

- Сложнее всего сохранить дружбу.  Поэтому сейчас ваше задание – сформулировать «Правила дружбы».

  • Делись своими успехами, неудачами и новостями.
  • Умей слушать.
  • Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
  • Доверяй другу и будь уверенным в нем.
  • Сохраняй тайны своего друга.
  • Не критикуй друга публично.
  • Не будь назойливым и не поучай.
  • Не обсуждай друга в его отсутствие.
  • Не ревнуй друга к другим его друзьям.
  • Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
  • Радуйся успехам своего друга.

- Как вы, ребята,  считаете – тема сегодняшнего занятия важна только для нас с вами? Или другим детям тоже стоит поговорить, порассуждать на тему «Дружба»

              4. Оформление результатов

- А как нам с вами другим ребятам в школе сообщить всё то, о  чём мы тут говорили, рассуждали? Верно – через школьную газету! Капитаны получите ватманы. Ребята, принимайтесь за дело.

 ( дети работают на газетами,  звучат песни о дружбе.)

5. Презентация результатов.

Представление газет.

- Каких цветов так много сегодня у нас на газетах? (ромашек)

- Споём все вместе песню о планете ромашек!  (Барбарики «Дружба»)

  1. Оценка результатов проектной деятельности.

-  Подведём итог работы:

  • что помогает в дружбе?

(доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора)

  • что мешает?

(грубость, обиды, обзывания, драки, упрямство,  эгоизм)

-Закончим занятие фразой Кота Леопольда: «Давайте жить дружно!»

- Поблагодарим друг друга за работу  (аплодисменты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Давайте жить дружно!

Внеклассное занятие для учащихся 3 класса "Давайте жить дружно!"...

Давайте жить дружно (беседа)

Беседа о семье и её  традициях....

классный час "Давайте жить дружно"для 2-3кл.

Классный час направлен на формирование у детей дружелюбия, взаимопонимания, взаимовыручки среди одноклассников. Учит детей быть отзывчивыми, добрыми, искренними....

"Давайте жить дружно!

Сценарий открытого классного часа о доброте, отзывчивости....

Утренник "Давайте жить дружно!"

Мероприятие направлено на сплочение детского коллектива, воспитания чуткости, доброты, отзхывчивости....

классный час " Давайте жить дружно"

публикую разработку классного часа на тему " Дружба", он уже был проведен и очень понравился ребятам....