«Здоровые зубы – здоровью любы"
план-конспект занятия (4 класс)

Внеклассное занятие, посвященное здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов  № 30

города Пятигорска

Методическая разработка

                     на тему: «Здоровые зубы – здоровью любы».

                                («Зубы и уход за ними»)

                                                                   

                                                                                 

                                                                                                    Учитель начальных классов

                                                                                                        МБОУ СОШ № 30

        Кобрина Наталья Викторовна

2016 год

Цели и задачи:

1. Дать представление о строении зубов;

2. Познакомить учащихся с правилами ухода за зубами;

3. Расширять знания о гигиене полости рта;

4. Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встрече с врачом;

5. Формировать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

1. Индивидуальное зеркальце.

2. Зубная щётка.

3. Зубная паста.

4. Макет зубов.

5. Мультимедийная установка.

6. Муляжи  продуктов питания:  морковь, капуста, молоко, орехи, конфеты, шоколад, творог, помидор, эскимо, яблоко, сухарики и др.

Ход занятия.

I. Организационный этап. Создание эмоционально настроя.

     Звучит «Песенка про улыбку» композитора  В.Я.Шаинского.

II. Мотивация.

«Если только рассмеяться,

  То настанут чудеса-

  От улыбок прояснятся

  И глаза, и небеса.

  Ну-ка, взрослые и дети,

  Улыбнитесь поскорей,

  Чтобы стало на планете

  И светлее, и теплей».

-Давайте и мы улыбнёмся и посмотрим  друг на друга.

III. Основной этап.

Учитель:

     - Ребята, мы приглашаем вас на урок здоровья. Тема нашего урока: «Зубы и уход за ними». Ответьте на вопрос: «Зачем человеку нужны зубы?». Правильно, зубы нужны,

  • чтобы пережёвывать пищу;
  • чтобы чётко произносить слова;
  • здоровые зубы украшают лицо.

    У них тяжёлая работа. Они трудятся ежедневно без отпусков и выходных. Они заботятся о твоём здоровье. Почему бы и тебе не позаботиться о них?

    -Как вы думаете, могут ли зубы постоянно заново вырастать, как скажем, волосы на голове, ногти на руках и ногах?

1.«Какие бывают зубы»

1 ученик

     - Во время еды необходимо тщательно пережёвывать пищу. От этого она лучше смачивается слюной. Измельчённую пищу легче проглотить, она быстрее переваривается в желудке. Когда человек рождается, у него совсем нет зубов. Первые, молочные зубы появляются у него на первом году жизни, а к 6-7 годам их становится 20. К этому времени многие молочные зубы уже выпали, и на их месте появились новые, постоянные. У вас, ребята, уже выросли передние постоянные зубы. К 10-11 годам все молочные зубы заменятся постоянными. К 20 годам у человека должно быть 32 зуба. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.

Практическое занятие 1.

2 ученик:

     - Возьмите зеркальце. Найдите у себя постоянные зубы, молочные зубы. Они отличаются цветом и размером. Временные зубы бело-голубоватого цвета и меньше по размеру. За молочными зубами нужно ухаживать так же тщательно, как и за постоянными. Если молочные зубы будут болеть, во рту будет много микробов, тогда постоянные зубы здоровыми не вырастут.

     Все зубы разные по форме и размеру, так как выполняют разную работу. Передние зубы – это резцы. Рассмотрите их в зеркало. Они находятся вверху и внизу прямо посередине. Проведите языком по краю. Чувствуете, какие они острые. Этими зубами мы откусываем небольшие кусочки от пищи. Например, когда едим яблоко, хлеб.

      По бокам резцов расположены клыки. Да, они так называются. Клыки нужны для разрывания и разгрызания  плотной пищи, например, морковки, мяса. Посмотрите на них – они не такие, как резцы. Чувствуете, какие у них острые края? Клыки есть у многих животных, особенно у хищников. У кошки тоже есть клыки. А пережёвывают, перетирают пищу большие и малые коренные зубы. Их поверхность неровная, с выступами. Так легче перетирать пищу.

      Зубы всякие нужны, зубы всякие важны!

2. Строение зуба.

Описание: http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=114&source=&block=0&capping=0&cb=d9e880cd1010a1ff1ad63369add44ff5      - Вы узнали, ребята, что зубы выполняют очень трудную работу. А чтобы хорошо справляться с ней, зубы должны быть хорошо защищены.

3 ученик.

      - Такая защита у зубов есть!  Они твёрдые. Это потому что они покрыты толстым слоем эмали. Нет ничего более твёрдого в нашем организме, чем эмаль. Она твёрже, чем кость. Здоровую крепкую эмаль не берёт даже сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится. Внутри зуба под эмалью спряталась мягкая пульпа. Здесь помещены нервы и кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород питательные вещества и витамины, необходимые для роста и сохранения зуба. У каждого зуба есть свой корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Через корень проходит нерв, который передаёт сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов. Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы дёсны были здоровыми, иначе инфекция может распространиться на зуб и разрушить его.

Физкультминутка.

Весёлые движения топ, топ, топ!

Полезные движения хлоп, хлоп, хлоп!

Кто ими занимается топ, топ, топ!

Здоровья набирается хлоп, хлоп, хлоп!

А кто не занимается топ, топ, топ!

С болезнями намается хлоп, хлоп, хлоп!

3. Почему болят зубы?

 

   -Вы узнали, какая крепкая эмаль на зубах. Но почему же она разрушается?

    -Да, эмаль разрушается очень быстро, если за зубами не ухаживать. На поверхности эмали появляются маленькие трещины.

1 ученик.

   

    -Трещины на эмали могут появиться, если грызть зубами твёрдые орехи, леденцы; от дурной привычки брать в зубы гвозди, грызть ручки, карандаши. Кроме того, трещины могут появиться, если сразу после горячей пищи выпить, например, холодный сок, воду, или откусить мороженое. Эмаль может потерять прочность, если человек неправильно питается: не пьет молоко, не ест творог, овощи, фрукты, чёрный хлеб, а наоборот, ест много конфет и др. сладостей.

2 ученик.

     

     -После еды в эти маленькие трещины и в узенькие щёлочки между зубами попадают остатки пищи. Если их не удалять, они начинают гнить. Образуются опасные микробы, которые будут и дальше разрушать эмаль зубов. Тогда в зубе образуется полость или попросту дырка. Такое заболевание называется кариес. Если такой зуб не вылечить сразу, то потом возникает сильная боль.

3 ученик.

     

      -Вместе с грязными руками в рот тоже могут попасть микробы, опасные для зубов. Поэтому важно мыть руки перед едой. А ещё больные зубы вредят другим органам: сердцу, почкам. Человек с больными зубами не пережёвывает хорошо пищу, и от этого может заболеть желудок.

4 ученик.

      -Если врач не залечит дупло, пока оно ещё маленькое, то оно будет увеличиваться и достигнет внутренней части зуба. Поэтому зуб начинает болеть. Если вовремя не обратиться к врачу, то можно потерять зуб. Но многие дети очень боятся зубного врача.

Инсценировка стихотворения «Вредный Петя».

Ведущий:

Жил на свете мальчик Петя.

Больше всех любил на свете

Этот мальчик шоколад,

Чоко-пай и мармелад.

Что ж, конфеты любят дети

Но не чистил зубы Петя.

Щётки, как огня, боялся,

Даже редко умывался.

 Петя: 

 Фу, колючая какая!

 Поцарапает мой рот.

 Фу! Противная какая!

 Кто такую в рот возьмёт?

 Ведущий: 

 Ведь не думал он, ребята,

 Что зубы заболят когда-то.

 Вот шоколадку Петя съел,

 И зуб у Пети заболел.

 Петя бегает, кричит:

Петя: 

Помогите! Зуб болит!

Ой! Ой! Ой! Нет сил терпеть!

Что ж теперь мне умереть?

Ведущий:

Мама Петеньку жалеет,

Полосканье в чашке греет.

Мама: 

            Мы пойдём с тобой к врачу!

 Ведущий:

А Петя снова:

Петя:

Не хочу!

Мама:

 Петя, Петя, ты не трусь.

Петя: 

Нет! Я врача совсем боюсь!

У него сверло такое,

Вмиг просверлит он меня!

У него щипцы такие,

Все зубы вырвет у меня!

Там уколы колют всем,

Там убьют меня совсем!

У врача ужасный вид.

Пусть уж лучше зуб болит!

Баба-Яга: (появляется) 

Я - бабушка Яга, беззубая старушка.

Костяная я нога – детишкам всем подружка.

Я люблю погрызть орешки,

Чупа- чупс и кириешки.

Я сухарики кусала,

Предпоследний зуб сломала.

И теперь один лишь зуб.

С ним хлопот не знаю

Да, и зубом я одним всех перекусаю.

(обращается к Пете)

Ты, касатик, потерпи,

Шоколадкой закуси.

            Будем вместе: ты да я!

Мы беззубая семья! (Петя убегает от Бабы Яги)

 Мама:

 Зря кричишь ты: Ой! Ой! Ой!

 Доктор ведь совсем не злой!

 Ведущий: 

 Вы его не бойтесь, дети,

 Он добрее всех на свете.

 С ним давно знакома я-

 Это мамочка моя! (входит мама-врач, берёт Петю за руку, садит в кресло)

  Мама-врач:

  Вы, больной, меня не бойтесь,

  Не тряситесь, успокойтесь  (лечит)

  Не убьём, не искалечим.

  Мы немножко вас полечим.

  Вот и всё! Стал зуб здоров!

   

  Все: 

  Не бойтесь, дети, докторов!

4. Чтобы зубы были здоровыми.

1 ученик.

     -Чтобы зубы были здоровыми, их надо чистить и ухаживать за ними.

«Как поел, почисти зубки.

 Делай так 2 раза в сутки»

    Это люди поняли давно. Использовали золу, толчёное стекло с песком. А зубной щёткой служили шерстяные тряпочки, пропитанные мёдом.

      Зубочистками были когти животных. Такой уход был мало приятен!

2 ученик.

     

     - Жевали древесную кору в Индии, а в Сибири-смолу. Протирали зубы солью. Потом начали чистить зубы толчёным мелом. Так появился зубной порошок. Зубная паста появилась лишь в 20-е годы 20 века. Её изобрели позже автомобиля и паровоза.

      -Нужно удалять остатки пищи, которые застряли между зубами и в маленьких трещинках. И в этом поможет зубная щётка. Щетинка её «выметает» остатки пищи, а зубная паста очищает зубы и рот от микробов. После этого зубы становятся белами, блестящими и гладкими.

«Вы позавтракали вкусно?

 Зубы вам почистить нужно.

 В руки щёточку возьми,

 Зубной пасты нанеси!»

3 ученик.

     

      - У каждого человека должна быть своя зубная щётка. Щетинка не должна быть очень жёсткой, чтобы не повредить дёсна и не поцарапать во рту.

      - Менять зубную щётку нужно 4 раза в год. Чистить следует 2 раза в день: утром и вечером перед сном. А после каждого приёма пищи полоскать рот.

  «Зубы чистим осторожно,

    Ведь поранить дёсна можно…

    А потом что? А потом

    Зубы мы ополоснём.

    Нам понадобится кружка..

    Улыбнитесь-ка друг дружке.

    Поработали умело.

    Наши зубки стали белы».

4 ученик.

       

         -Чтобы в кабинете врача не было больно и страшно, надо приходить к врачу, когда зубы ещё не заболели. Делать это не реже 2-х раз в год.

«Чтобы зуб не беспокоил,

 Помни правило такое:

 К стоматологу идём
          В год 2 раза на приём,

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!»

Практическое занятие №2.

          -А теперь мы поучимся правильно чистить зубы.

1.Вначале вымыть руки с мылом.

2.Зубную щётку промыть под струёй воды и стряхнуть.

3.На зубную щётку выдавить немного пасты.

4.Верхние зубы чистим СВЕРХУ ВНИЗ, а нижние-СНИЗУ ВВЕРХ.    

Потом несильно нажимая, провести вправо и влево. Также чистят

изнутри. Потом чистят жевательную поверхность каждого зуба.  

Чистить зубы не менее 3-х минут.

5.Затем хорошо прополоскать рот тёплой водой.

6.Тщательно промыть щётку, стряхнуть её и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы она просохла.

5. Как правильно питаться.

-Мы научились правильно чистить зубы. А теперь узнаем, как питаться, чтобы зубы не портились.

 1 ученик.

     

         -Чтобы зубы не портились надо в пищу употреблять молоко, молочные продукты, овощи, фрукты. Особенно полезен витамин Д. Он содержится в рыбе, яичном желтке, масле, молоке.

2 ученик.

       

        - Полезно есть лук, чеснок, горох, фасоль, гречку, овсянку, апельсины, помидоры, морскую капусту, ржаной хлеб. Эти продукты содержат витамины, кальций, фосфор, укрепляющий зубы.

IV. Рефлексия.

         

           -Чему вы научились?

           - Что запомнили?

V. Итог занятия.

- Заканчивая занятие, мы хотим пожелать вам всем здоровья. Берегите свои зубы с детства и тогда, когда станете взрослыми, ваши зубы не доставят неприятностей.

1 ученик.    

-Так давайте, друзья, наши зубы беречь. На уроке об этом сегодня  шла речь.          

2 ученик.  

- Будем зубы лелеять, будем зубы любить, и улыбкой своей сможем всех ослепить.

В завершении дети исполняют песню «Улыбка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровые зубы здоровью любы

Занятие кружка"Наше здоровье" в первом классе по теме "Здоровые зубы здоровью любы" с элементами театрализации. Материал содержит сценарий, презентацию и буклет....

"Здоровые зубы - здоровью любы!"

Защита исследовательской работы на республикансом фестивале "Мои первые открытия" 2012год...

Внеклассное мероприяте "Здоровые зубы - здоровью любы"

Мероприятие о здоровье для младших школьников...

Презентация "Здоровые зубы здоровью любы"

Презентация к внеклассному мероприятию "Здоровые зубы здоровью любы"...

Здоровые зубы – здоровью любы

Классный час знакомит учащихся с основными правилами ухода за зубами и полости рта,  способствует развитию у учащихся основных навыков самообслуживания, умения предотвращать заболевание ротовой п...

Методическая разработка Урок здоровья для учащихся 1 класса «Здоровые зубы здоровью любы»

Урок здоровья – форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельности, вызывающая эмоциональный отклик у детей. А так как для формирования мотивации к здоровому обр...