Система работы учителя начальной школы в дополнительном образовательном пространстве
материал

Новизна проекта «Семейное чтение» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения.           Усиление воздействия книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развитие познавательных интересов младших школьников  способствуют развитию личности. Этот проект помог педагогу, родителям и детям лучше узнать друг друга, обратить внимание педагога, родителей на то, чем интересуются их дети, что они читают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игнатьева Розалия Васильевна, учитель начальных классов

МОБУ «Хатасская средняя общеобразовательная школа

имени П.Н. и Н.Е.Самсоновых» ГО «г. Якутск»

Система работы учителя начальной школы в дополнительном образовательном пространстве

С 1 сентября 2011 года все школы перешли на Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. (совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ НОО) Его цель – адаптированный к современной жизни человек, который сможет легко приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.                        

С введением федеральных государственных образовательных стандартов в школу особое место уделяется организации внеурочной деятельности обучающихся.                         Внеурочная работа – составная часть основной образовательной программы и учебно-воспитательного процесса школы. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят.                                                                Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие обучающихся. Целью внеурочной деятельности в школе является создание условий для позитивного общения обучающихся, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. Задачи организации внеурочной деятельности детей:

  • выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития каждого ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности;
  • развитие опыта неформального общения, сотрудничества обучающихся;
  • расширение рамок общения школьников с социумом;

После принятия Закона об образовании Республики Саха (Якутия) в 1992г. внешкольные учреждения выполняют задачи дополнительного образования для развития личности ребенка. Наша школа, в лице каждого классного руководителя, устанавливает связь с воспитательно-образовательными учреждениями: детским садом, семьей, внешкольными учреждениями, специальными школами и учреждениями культуры.                                                   Мои ученики с пользой проводят свой досуг. Все занимаются в кружках внеаудиторной деятельности и в танцевальном ансамбле "Кэскил" под руководством Никифоровой Д.И., отличника культуры Республики Саха (Якутия).                                        В начальную школу дети поступают из детского сада №70 "Кэрэчээнэ" г. Якутска и подготовительного класса Хатасского дома детского творчества. Учителя начальной школы тесно сотрудничают с педагогами этих учреждений. Так, систематически организовываются взаимные посещения рабочих и открытых занятий, экскурсии в школу, круглые столы. Вот такие формы работы положительно влияют на адаптационный период первоклассников. На первых родительских собраниях заполняется анкета для родителей (общие сведения о родителях, членах семьи, образование, место работы и адрес проживания), что облегчает выбору родительского комитета класса. На заседании родительского комитета вместе с классным руководителем составляется и принимается план воспитательной работы на весь учебный год, который утверждается на родительском собрании класса. Родители моего класса - сторонники активной жизненной позиции. Сами проводят разнообразные внеклассные мероприятия, участвуют в различных конкурсах.                                                                                                   Мы тесно сотрудничаем с Хатасским домом детского творчества. Два раза в неделю весь класс занимается в кружке "Природная пластика». Руководит кружком Михайлова О. С.  Наряду с этим еще находят занятия по душе в специальных школах: музыкальной и спортивной. Играют на музыкальных инструментах: домре, кылыhах, балалайке, хомусе. Мальчики занимаются футболом в ДЮСШ. Внеурочная воспитательная работа организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности.                                            Новизна проекта «Семейное чтение» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения.        Усиление воздействия книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развитие познавательных интересов младших школьников  способствуют развитию личности. Этот проект помог педагогу, родителям и детям лучше узнать друг друга, обратить внимание педагога, родителей на то, чем интересуются их дети, что они читают.

В первый год  работы участникам проекта дано  задание – самостоятельно выбрать тему и подготовиться к публичному выступлению вместе с родителями. Каждая семья подготовилась отдельно. Семья Алексеевых, Васильевых, Винокуровых, Керегяевых, Решетниковых, Семёновых, Тарабукиных сделали презентацию «Семейное чтение», где сообщалось о читательском интересе каждого члена семьи, основной литературе домашней библиотеки, знаменитом земляке-писателе и о его произведении и т.д. Семья Бурцевых и Павловых сделали раскадровки произведений и сыновья рассказали по ним его содержание. Это помогло не только пересказывать текст, но и развивать устную речь обучающихся. Семья Чепаловых анализировала якутскую и венгерскую сказки, где главным героем является лиса. Семья Гаврильевых, Черноградских инсценировала русскую народную сказку «Теремок».  Корякины рассказали о планетах солнечной системы, семья Поповых - о любимых стихах детских поэтов, Скрыбыкины - о  словах, отражающих уклад жизни якутов из «Краткого якутско-русского тематического словаря школьников», составленного самим.  По рекомендации родителей по этой теме Денис Скрыбыкин участвовал на школьных, городских и республиканских НПК, где стал призёром и победителем. Бурнашева Саина, Лаптева Карина декламировали стихи на русском и якутском языках. После чего обе участвовали на конкурсе чтецов «Хобо чуораан». Семья Черноградских рассказала об удивительном человеке - Кыталык Уйбаан. Семья Ивановых прочитала якутскую народную сказку по ролям.                        

Во второй год предложен примерный список литературы по внеклассному чтению на 2014-2015 учебный год по 13 разделам:

  1. Нравственные качества человека

II. Родина

III. Патриотизм

IV. Семья

V. Милосердие

VI.  Добро и зло. Совесть

VII. Свобода и ответственность

VIII. Честь и достоинство

IX. Общение

XI.  Дружба

XII.  Труд

XIII. Наше многонациональное государство

Во II четверти 2014-2015 учебного года школьная библиотека начала I тур викторины «Семейное чтение» среди обучающихся 4-ых классов и их родителей.  Наш  4а представил на этой общешкольной викторине 4 семьи: Скрыбыкины, Васильевы, Чепаловы и Семёновы. Отрадно то, что по итогам викторины все семьи заняли призовые места.                                                        III четверть начали сразу с двух тем о Родине и патриотизме. Как никогда в нынешнее время актуальны эти  две темы, так как  2015-ый президентами России и Якутии объявлены годом литературы и в этом же году отмечается 70-летие Великой Отечественной войны. Вступительное слово предоставлено соавтору проекта Калачёвой К.В.. Чтецы декламировали стихи русских поэтов А. Плещеева «Летние песни»,  Ф. Глинки «Москва», Н. Рубцова «Тихая моя Родина» и воспоминания детства М.Пришвина «Моя Родина». По теме «Патриотизм»  заслушали информацию о войне, биографию А.Ахматовой и прочитан  стихотворение  «Мужество». Изложены биография Л.Воронковой и краткое содержание повести  «Девочка из города». Экранизация этой повести заинтересовала многих участников проекта. После просмотра проведена задушевная беседа в тёплой атмосфере. Начаты новые разделы «Добро и зло. Совесть» семьёй Решетниковых и «Общение» - Семёновыми. Семья Решетниковых выбрала рассказ А.Гайдара «Совесть». Дочерью Розой нарисованы фрагменты из этого рассказа и пересказаны ею подробно. Семьёй Семёновых прочитан рассказ  К.Паустовского «Тёплый хлеб» и  проведена викторина по этому произведению. Семья Васильевых и Керегяевых выступили по презентации.        

Класс ежегодно принимает активное участие в школьном конкурсе чтецов "Хобо чуораан", в смотрах спортивной формы, песни и строя. Всегда занимает призовые места. В прошлом году в окружном смотре песни и строя класс занял 2 место. По итогам школьного конкурса «Битва хоров» класс был направлен на городской смотр детских хоровых коллективов. Класс - участник Республиканского фестиваля-конкурса "Праздник фестиваля-конкурса (обладатель номинации «Приз зрительских симпатий», специального приза организаторов конкурса), а в прошлом году - дипломант международного фестиваля-конкурса "Праздник Терпсихоры". Такая система работы учителя  может решить проблемы творчески,  интеллектуально одаренных и физически ослабленных детей. Именно она положительно влияет на результатах общего образования.

.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов  МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Система работы учителя начальных классов Хатовой Людмилы Валентиновны по теме «Самоуправление в классном коллективе».

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети...

Презентация "Система работы учителя начальных классов по привитию читательского интереса ребёнку".

Данная презентация является приложением к выступлению на педагогическом совете. Автор: Пономаренко Л.Н....

Система работы учителя начальных классов Демочко Галины Яковлевны

Данный ресурс представляет систему работы учителя начальных классов....

Описание системы работы учителя начальных классов.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия о...