Материал родительского собрания "Первый раз в первый класс"
материал

Ковалева Светлана Владимировна

       Задача первого собрания для родителей первоклассников - познакомить с трудностями адаптации ребёнка к школе, дать рекомендации по данной теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervyy_raz_v_pervyy_klass.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Тема: «Первый раз в первый класс»

Задачи:

  • рассказать родителям о требованиях школы в учебно–воспитательном процессе;
  • познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе;
  • вооружить практическими советами и рекомендациями.

«Быть готовым к школе –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит,

быть готовым всему этому научиться».

                                                                                                 Венгер Л.А.

Уважаемые родители, я рада Вас видеть на нашем собрании. Мне хочется Вас поздравить с приобретением нового статуса – родителей первоклассников. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Впереди нас ждёт 4 года совместного обучения в начальной школе. Кажется, что 4 года это очень много, но пролетят они очень быстро. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Чем крепче будет взаимосвязь между семьей и школой, чем выше будет уровень сотрудничества между нами, тем более эффективным будет обучение, развитие и воспитание наших учеников.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья. Социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60 %) адаптируется в течение первых двух-трёх месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя. Другим детям (их примерно 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ. И, наконец, в каждом классе есть примерно 10 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило: только сообща, все вместе  мы преодолеем все трудности в воспитании и учёбе детей.

Возьмите все по цветку. Раскрасьте их.  А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило: никогда не сравнивайте своего ребёнка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учёбе, но и в поступках.

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. С приходом в школу изменяется вся жизнь ребёнка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 25 детям даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребёнка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.

Правила

1. Приспособление к новым условиям - огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка. Я стараюсь сделать этот адаптационный период, как можно более незаметным, менее дискомфортным. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть успешным и понятым. Задача родителей  - поддержать первоклассников в их желании добиться успеха.

2. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы детей похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха. Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение.

3. Каждый день говорите с ребёнком. Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость. Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтобы ваш сын или дочь больше говорили о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками.

4. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

5. С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребёнка о своём педагоге. Никогда в присутствии ребёнка не обсуждайте учителя.

6. Учение - это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Для этого нужно создать режим дня, где были бы правильно распределены нагрузки и отдых. Стоит обратить внимание и на биоритмическую организацию, которая определяет режим дня. Главное – не ломать биологические часы человека. Родители легко могут определить ребёнка-«жаворонка» или «сову». «Жаворонки» вскакивают около семи утра, они бодры в первой половине дня, а к вечеру «валятся» с ног. Их пик работоспособности – с 9.00 до 10.00 и с 16.00 до 17.00. «Совы» просыпаются поздно, но к вечеру становятся наиболее активными. Их пики – с 11.00 до 12.00 и с 18.00 до 20.00 часов. В соответствии с особенностями ребёнка нужно планировать домашний учебный труд.

7. Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребёнка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания. Помните: для ребёнка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать.

8. Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Личностная готовность

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Бывает так, что ребенок подготовлен к школе интеллектуально, но в беседе выясняется, что он не хочет туда идти. Попытайтесь выяснить, почему это происходит. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат вашего влияния. Проанализируйте, что и как вы говорите о школе, учителях. Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе. Практика показывает, что это чаще всего бывает в трёх случаях. Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности. Во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!» И, наконец, в-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Система учебников «Школа России», по которым осуществляется обучение,  отражает современные достижения в области психологии и педагогики и сохраняет при этом тесную связь с лучшими традициями классического школьного образования. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Интеллект  человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем развития. «С чьей- то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно»- Л. С. Выготский. Одно из обязательных условий успешного обучения – привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом. Все- таки задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их. К. Д. Ушинский говорил, что учащиеся должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

Советы, которые мне хотелось бы Вам дать:

  • Соблюдайте режим дня.
  • Ваша искренняя заинтересованность в делах и заботах ребёнка, серьёзное отношение к его достижениям и возможным трудностям, помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения. Проявляйте к ребёнку максимум внимания, будьте ему другом, тогда ребёнок доверит Вам самое сокровенное.
  • Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника.
  • Ребёнок имеет право на ошибку. Не ругайте его. Когда человек учится, у него может не всё сразу получаться, это естественно.
  • Хвалите его обязательно. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если Вас что-то беспокоит в поведении ребёнка,  в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
  • Уважайте мнение ребёнка о своём педагоге.
  • Нельзя лишать жизнь ребёнка многообразия, радости, игры. Дайте ему время поиграть, расслабиться.
  • Любите своего ребёнка таким, какой он есть!

  

Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться. Положительную мотивацию Вашему ребёнку создадут: Ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребёнка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребёнка. Многое на этом пути зависит от родителей. Безусловно, самым лучшим в это время будет Ваша поддержка и совместно со школой оказание помощи своему ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе "Первый раз в первый класс"

Презентация предлагает обсудить наиболее часто задаваемые вопросы родителями первоклассников в первые дни школьной жизни. К презентации прилагаются более развёрнутые комментарии слайдов....

Родительское собрание № 2 в первом классе.

Как прошла адаптация первоклассников? Что нужно сделать, если ребёнок приходит из школы с переутомлением? Как правильно соблюдать режим дня? Что произойдёт, если адаптация затянется? Ответы на эти и м...

Родительское собрание №1 "Первый раз - в первый класс!" 1 класс

Родительское собрание №1 "Первый раз - в первый класс!" 1 класс...

первое родительское собрание "Первый раз в первый класс"

собрание проводится перед началом учебного года...

Первое родительское собраине "Первый раз в первый класс" Презентация "Собираем портфель"

Начало обучения в школе- важнейший этап в жизни ребенка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Какая роль принадлежит родителям, учителю в учебной деятельности ребенка?Однозначно ответов на ...

Родительское собрание "До свидания, первый класс!"

Итоговое торжественное родительское собрание в 1 классе....