Лекарственные растения Белгородской области
план-конспект занятия (2 класс)

Скурятина Анна Сергеевна

План- конспект внеурочного занятия по теме: "Лекарственные растения Белгородской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

                               

ПЛАН – КОНСПЕКТ

ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

 «Лекарственные растения Белгородской области».

                                                              2 класс

                                                                   

 

Белгород, 2017

Класс: 2

Тема: "Путешествие в мир лекарственных растений Белгородской области".

Место проведения: кабинет

Форма проведения: занятие

Цели: - расширить знания учащихся о лекарственных растениях нашего края;

Задачи:

Образовательные: -расширить представление о лекарственных растениях родного края их пользе для организма

Развивающие: -развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление.

Воспитательные: -создать условия для воспитания чувств любви к окружающему миру,            бережного отношения к растениям.

Планируемые результаты:

Предметные: - обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них

Метапредметные:

Регулятивные: -содействовать формированию умения сохранять цели и следовать им во

                          внеурочной деятельности.

Познавательные: -способствовать формированию умения работать с информацией по эколого-биологическому направлению  и   ориентироваться в ней;

Коммуникативные: -способствовать развитию умения слушать и слышать других:

                                  -содействовать формированию умения вести диалог, сотрудничать с учителем.

Личностные: -создать условия для работы над самооценкой и адекватным пониманием

                        причин успеха и неуспеха во внеурочной деятельности;

                       - создать условия для формирования умения нести ответственность за общее

                       дело

Материалы и оборудование:письмо, фотографии лекарственных растений, корзинки, , презентация, компьютер, , проектор, экран, карточки с сообщениями для учеников,

Методы и приёмы: Наглядные методы: показ, демонстрация; Практические методы: практическая работа. Словесные методы: беседа рассказ, объяснение; Игровые методы

Используемая литература: http://gidroponika.by/lekarstvennyie-rasteniya-kartinki-i-foto-s-opisaniyami/

Время проведения: 45 минут.

Предварительная работа: раздать ученикам карточки с сообщениями о лекарственных растениях Белгородской области.

Этапы

Организация деятельности учителя

Организация деятельности обучающихся

Примечания

Организационный этап

-Здравствуйте, ребята!

-Сегодня нам из леса пришло письмо, нам написал Доктор Айболит.

"Дорогие друзья, с наступлением осени животные в нашем лесу заболели, я очень прошу вас помочь мне вылечить их. У белочки болит горло, медвежонок простудился, а у лисы сильный кашель. Надеюсь на вашу помощь.

С уважением, Доктор Айболит"

-Ребята, поможем Доктору?

Здравствуйте

Читают письмо

да

Личностные УУД: самоопределение к деятельности.

 Словесные методы: рассказ. Приём слухового восприятия.

Слайд 1

Фронтальная форма организации деятельности учащихся.

Слайд 2

Дидактические средства: слово учителя, презентация.

Основной этап

-В лесу есть аптеки?

-А как же мы тогда поможем вылечить животных?

-Правильно, сегодня мы с вами соберём лекарственные растения которые находятся в Белгородской области. Лекарственными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.

-А где же мы можем встретить лекарственные растения?

-Верно! Они окружают нас повсюду! Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться.

-Я вас просила найти, как называется наука, которая занимается лечением болезней травами

-Кто же скажет, что это за наука?

-Правильно!

-А у вас есть знакомые которые лечились травами? Или может быть даже кто-то из вас лечился таким методом?

- За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать.

-Прежде чем помочь Доктору Айболиту в лечении зверей, нам нужно узнать какие растения помогают от болезней.

-Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру "Совет лекарственных растений", представьте себе что все мы растения.

-Жили на свете лекарственные растения и вот однажды собрались они на большой совет, и у них возник вопрос, " для чего же мы нужны?"

-Тише ребята, кажется кто-то идёт. Кто это? (учащиеся рассказывают сообщения, которые они получили ранее) 

-И так, мы с вами познакомились с лекарственными растениями и можем помочь Доктору Айболиту вылечить животных, давайте представим, что мы сейчас с вами отправляемся на лесную опушку собирать лекарственные растения, но перед этим давайте обсудим правила сбора растений. Как вы думаете, что это за правила?

-И так, самое время собрать лекарственные растения для зверей. Работать вы будете в группах. У нас 3 животных: белочка, у которой  болит горло, медвежонок простудился, а у лисы сильный кашель.

1 группа будет собирать травы для медвежёнка,

2 группа для белочки,

3 группа для лисы. Но будьте внимательнее на поляне при сборе растений и выбирайте только самые необходимые (на 3 столах лежат разные травы(фото) и корзинки в которые дети будут складывать растения.)

-Давайте проверим какие же растения вы собрали для животных.

-Вот какие вы молодцы! Помогли доктору Айболиту вылечить больных зверей в лесу! Он вам благодарен

Нет

Ответы детей

Ответы детей

Фитотерапия

Ответы детей

Ученик 1. Шалфей. Трава долголетия, способствующая быстрому выздоровлению при многих заболеваниях. Многолетнее растение с многочисленными стеблями. Листья серебристо-зеленого цвета, покрытые легким ворсистым налетом, цветет многочисленными фиолетовыми цветами, собранными в соцветия.

Он незаменим для поддержания хорошего самочувствия. В лекарственных целях используют листья, собранные во второй половине лета.

Улучшает память, помогает бороться с депрессией, повышает работоспособность. Положительно влияет на работу пищеварительной системы, снимает кишечные колики. Нормализует кровообращение, благоприятно воздействует на сосуды головного мозга, поэтому его свойства используют при лечении головокружений, а так же принимают как восстанавливающее средство после инсультов. При заболеваниях органов дыхания оказывает антисептическое и бактерицидное действие. Принесет пользу при бронхиальной астме, ангине, ларингите и хроническом бронхите.

Ученик 2.Календула. Самый популярный цветок на дачных участках, клумбах и цветниках. Однолетнее растение, цветущее с июня по октябрь ярко-оранжевыми душистыми цветками. Его народное название ноготки знакомо всем с детства. Из цветов календулы делают настойки и мази, отвары используют для примочек. Настои календулы принимают при гастритах и колитах, болезнях печени и желчного пузыря, ишемической болезни сердца и хронических бронхитах. И все же это растение более широко используются для наружного применения, поскольку обладает сильным ранозаживляющим действием. С помощью настоек календулы можно вылечить герпес, различные гнойничковые заболевания. Однако, при наличии огромных достоинств, применение этих лекарств разрешено далеко не всем. Противопоказано применять настои при пониженном давлении и беременности. Считается, что даже ограниченное применение растения может обострить токсикоз и вызвать сильную рвоту. Не рекомендуется применять настои при лечении детей до 12 лет.

Ученик 3. Облепиха. Колючий кустарник с узкими длинными листьями и плодами ярко-оранжевого цвета. Свое название получила из-за большого количества ягод, плотно прилегающих к ветке. Является очень ценным растением, содержащим целый "букет" витаминов. Такой витаминный состав в растениях встречается очень редко.

О способах лечения облепихой написаны целые книги. Болезни, которые можно вылечить с ее помощью, не перечесть. Препаратами можно вылечить самые различные внутренние хронические заболевания - воспаление желудка, кишечника, колит. При гепатите очень полезен свежий сок. Облепиховое масло улучшает память, снижает уровень холестерина, защищает от воздействия радиации и препятствует росту опухолей. С его помощью лечат ожоги. У людей, употребляющих свежие плоды облепихи, укрепляется иммунитет и повышается физическая активность. Настойки из свежезамороженных ягод помогают быстро вылечить грипп и сильный кашель. Отвар из веток облепихи используют при выпадении волос и облысении.

Ученик 4. Мать-и-мачеха. Это растение всегда спасало от многих недугов. В древние времена знахари готовили целительный отвар, вылечивающий людей от удушливого кашля. Она и сейчас является очень популярной. Помогает при простудных заболеваниях, бронхитах, бронхиальной астме. Капли из ее отвара вылечат самый сильный насморк. При раздражении желудка очень полезен теплый, несладкий чай, заваренный из листьев мать-и-мачехи. При заболеваниях кожи ее прикладывают к, нарывам и язвам.

Ученик 5Шиповник. Плод —при созревании красного, оранжевого, пурпурно-красного, иногда чёрного цвета, обычно мясистый, иногда суховатый, голый или покрытый щетинками или шипиками, внутри грубоволосистый, с многочисленными плодиками-орешками на внутренней поверхности. Его плоды - бесценный источник витаминов. Избавит от авитаминоза, анемии и заболеваний печени. Поможет при серьезной простуде, бронхите и воспалении легких. Маслом шиповника можно вылечить серьезное заболевание кожи - псориаз, а женщинам, мечтающим о похудении, с помощью его отвара сделать это будет очень легко.

Ученик 6. Подорожник. Подорожник относится к роду однолетних и многолетних трав; редко, но встречаются полукустарники семейства подорожниковых. Его можно встретить вдоль дорог, на пустырях или в степях, на лугах и песках, даже на сорных местах. Это натуральное лекарство, благосклонно подаренное жителям земли природой. Рекомендуется применять при язве желудка, болях в кишечнике. Как отхаркивающее средство при бронхите и туберкулезе. Как укрепляющее  средство при дизентерии и поносе. Наружно - при укусах пчел и открытых ранах.

Ученик 7. Ромашка. Однолетняя пахучая трава с очень ветвистым стеблем. Листья дважды-перистораздельные, с узколинейными долями. Цветочные корзинки некрупные, состоят из краевых белых ложноязычковых и срединных желтых трубчатых цветков. Ромашка аптечная отличается от ромашки непахучей сильным ароматическим запахом и полым внутри продолговато-коническим цветоложем. Соцветия растения применяют как внутренне, так и наружно - в виде компрессов и ванн, а также для полоскания полости рта и горла, в виде примочек — при воспалительных заболеваниях кожи, геморрое. Полоскание отваром ромашки или заваренная, как чай поможет при болях и хрипе в горле. При гриппе вдыхают горячие пары настоя ромашки. При ангинах настоем полощут горло. Чай из ромашки на ночь укрепляет сон. Применяют ромашку при простудах, а также при гастритах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при болях и спазмах в желудке. Если регулярно пить настои из ромашки лекарственной, можно вылечить весь желудочно-кишечный тракт. Ромашка аптечная поможет при воспалении желчного пузыря, печени, почек.

Ученик 8. Крапива. Многолетние или однолетние, однодомные или двудомные травянистые растения, c супротивными листьями. Листья цельные, с зубчатыми краями, пильчатые или 3-5 рассечённые; прилистники парные, иногда сросшиеся. Листья растения, как и стебли, часто покрыты жгучими волосками. Широко известно свойство крапивных листьев останавливать кровотечения и затягивать кожные порезы. Все благодаря большому количеству витамина К, который улучшает свертываемость крови. Полезные свойства крапивы заключаются в ее способности оказывать целительное воздействие на кровеносную, иммунную, мочевыделительную и даже системы. Кроме того, полезные свойства крапивы проявляются в ее способности укреплять волосяные луковицы, избавлять от угревой сыпи, возвращать силу и здоровый блеск ослабленным волосам, возбуждать аппетит.

1.Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветки - в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни - осенью.

2.Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

3.Нельзя собирать растения около дорог и промышленных предприятий.

4.Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом, корни - выкапывать.

5.Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

6.Сбор следует производить в местах массового произрастания этого растения.

запомните три правила:

Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:

  • рвать
  • нюхать
  • брать в рот

(потому что некоторые растения могут быть ядовитыми)

Собирают растения

Рассказывают и обосновывают выбор

Фронтальный опрос

Коммуникативные УУД: умение вести диалог, сотрудничать с учителем

Игровой приём.

Дидактические средства: слова учителя, карточки.

Приём слухового восприятия

 Познавательные УУД: умение работать с информацией и ориентироваться в ней

Практические методы: практическая работа

Приём слухового восприятия Познавательные УУД: понимать заданный вопрос и в соответствии с ним находить правильный ответ.

Личностные УУД: умение нести ответственность за общее дело.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других, высказывать свою точку зрения

Дидактические средства: карточки, слова учителя,

Игровой приём

Здоровьесберагающие технологии: смена поз

Развитие психологического процесса: внимание

Дидактические средства: карточки с фотографиями растений, корзинка

Словесные методы: объяснение.

Практические методы: упражнение.

Личностные УУД: умение нести ответственность за общее дело.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других,

Личностные УУД: умение оценивать свою деятельность

Заключительный этап

О чем мы с вами сегодня говорили?

Какие растения называются лекарственными?

Какие к ним относятся?

-Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам  все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли  ее и понапрасну  не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе - большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть!

Ответы детей

Методика не законченного предложения

Фронтальный опрос

Дидактические средства: слова учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на школьную научно-практическую конференцию" Лекарственные растения Астраханской области"

Познакомиться с лекарственными растениями. Выяснить,какие из них растут в нашей области и какую пользу приносят  людям....

Презентация "Лекарственные растения Владимирской области".

В данной презентация содержится материал о лекарственных растениях Владимирской области. Материал о праилах сбора и обработки этих растений заинтересует учеников. Предоставлен материал о том, как, ког...

Презентация "Целебное лукошко" (лекарственные растения Томской области)

Презентация выполнена  обучающимися 4 класса. Дети сами рисовали и нашли необходимую информацию о каждом представленном растении....

Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.

Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....

Кроссворд «Редкие и исчезающие растения Белгородской области» для обучающихся 3-х классов

Данный материал можно использовать при изучении темы "Красная книга"....

Растения Белгородской области

План-конспект внеурочного занятия в 3 классе по теме: "Лекарственные растения Белгородской области"...

Лекарственные растения Белгородской области

разработка занятия по внеурочной деятельности и презентация...