Конспект урока Тема урока: Россия – наша Родина.
план-конспект урока

Михеева Ольга Сергеевна

"Россия-наша Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока Тема урока: Россия – наша Родина.

Цель урока:

- воспитание патриотизма и любви к Родине;

- определить место и роль поколений, духовных традиций в жизни человека и историческом развитии нашей Родины в целом.

Задачи:

-познакомить учащихся с новым курсом и его спецификой;

-способствовать формированию представления о России как о великой стране, воспитанию чувства патриотизма;

-составить представление о содержании понятий «Духовный мир», «Культурные традиции», определить их роль в жизни общества.

Планируемые результаты:

-личностные: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну;

-предметные: знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции;

-уметь объяснить, что такое духовный мир человека, рассказать о традициях своей семьи, о том, какие ценности лежат в основе своей семьи.

-метапредметные:

-регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные: выполнение действий по алгоритму;

коммуникативные: выражение своих мыслей.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: ИКТ технология, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология обучения в сотрудничестве(групповая работа), технология разноуровнего обучения.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Родина, Отечество, патриот, духовный мир, традиции.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, чтение.

Средства ИКТ, используемые на уроке, ресурсы, оборудование: компьютер, проектор, видеоряд (презентация), ручки, чистые листы бумаги, словари, учебники по ОРКСЭ.

I. Организационный момент

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

II. Самоопределение к деятельности (формулирование темы урока)

1. Учитель:

Начать наш урок  я хотела бы, прочитав  эпиграф:

«Россия – Родина святая,
Люблю тебя я всей душой
Россия – ты обитель рая.
Горжусь великою страной»

– Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

(Ученик: Тема нашего урока: «Россия –  наша Родина»)

Ученик читает стихотворение:

Мы о России будем говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имён сказать – Россия. 

2. Звучит песня «С чего начинается Родина?» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера)

3. Стихи о Родине (4 учеников)

1. Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель,

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он пролетая:

– Лучше нет родного края!

2. Где зелёной тучей тополя

Застят неба голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясным солнцем начал разговор.

– Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот.

Где всего прекрасней на земле?

И какой понравился народ?

– Каждый, – шепчет солнышко, – хорош.

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растёшь,

Там, дружок, прекраснее всего.

Горы, море или ширь полей

Родина! Она всего милей!

3. Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор

4. А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, писал: «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и родина».

III. Актуализация опорных знаний

Учитель: Я предлагаю вам поработать в группе и определить значение предложенных слов.

На столе у каждой группы обучающихся конверт со словами.

1 группа            2 группа

отец                 род
отчество           родной
Отечество        родитель
Отчизна           Родина

Учащиеся каждой группы дают определение словам:
«Отчий дом» – дом твоего отца.
«Отчество» – величание по имени отца.
«Отечество», «Отчизна» – земля наших предков и т.д.

Учитель: Есть ли слова – понятия из первого и второго столбика одинаковые по значению?
– Какой можно сделать вывод?

(Ученик: слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению)

Учитель: Для всех для вас это маленькая родина. А вот если объединить все маленькие родины, всех ребят, то получится одна большая Родина всех наших людей, наша страна Россия. Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.

– Что вы уже сейчас знаете о своей стране?

Работа по карте России Учитель: Россия – самая большая в мире страна. Её площадь более 17 млн. км2. .

- Посмотрите, как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, мы уже ложимся спать. Когда на севере страны наступают холода, на юге – плещется тёплое море, цветут каштаны. Каждый уголок России славится своей природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут.

Стихотворение читает ученик:

Как велика моя земля,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – зима и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже встречает солнце.

Богатства России

Учитель: Наша страна – самая богатая природными ресурсами страна.

(3 ученика читают стихи)

Цепью вздымаясь, уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи.

В их глубине изумруд и топаз –

Это у нас! Это у нас!

В чаще кедровой,

В трущобах таёжных

Много лисиц и куниц осторожных,

Прыгают серны, пасутся олени,

Лоси подходят к воротам селений.

Степи, озёра, леса и поля –

Всё это наша родная земля!

Учитель: Самое главное богатство страны – это её люди. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну.  И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна дружная семья, дети одной страны  России.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина, Россия,

У нас у всех – одна.

Ученик:

Учитель: Наш народ очень любит Родину и сочинил о ней много пословиц, стихотворений, музыкальных произведений.

Игра «Собери пословицу» (работа в группах) На столе у обучающихся конверт со словами пословиц:

Составьте пословицы и объясните, как вы понимаете их смысл.

На чужбине родная землица

служить отчизне.

Нет сына

ни жизни не жалей.

Москва – Родины украшенье,

во сне снится

Если дружба велика

без отчизны.

Для Родины своей ни сил,

будет Родина крепка.

Главное в жизни –

врагам устрашенье.

IV. Открытие новых знаний

Учитель: Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

– Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова (Ответы – духовный, душевный)

Учитель Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, это отношения между людьми, отношение к миру. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая различные предметы. Этот мир ещё называют миром культуры.

– Что же такое духовный мир?

Работа по учебнику.

– Обратимся к учебнику (стр.4). (Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира).

– Запишите словосочетание в словарик.

Подбор слов – антонимов (работа в парах)

Высокое –

Светлое –

Красивое –

Доброе –

Любовь –

Честь –

Правда –

– Подберите к этим словам антонимы (Дети подбирают слова)

Высокое – низкое

Светлое – тёмное

Красивое – уродливое

Доброе – злое

Любовь – ненависть

Честь – бесчестие

Правда – ложь

– Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему?

– Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.

– Кто может дать объяснение этому словосочетанию?

– Давайте запишем это словосочетание в наш словарик.

Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё то, во что он верит и к чему стремиться.

Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или тревожиться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.

Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и темное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбирать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

Послушайте притчу о двух волках.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

б) Беседа

-Текст притчи небольшой, а как много мудрости заключено в ней.

- Как вы думаете, почему старик не дает своему внуку четкого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?

- Как же не разрушить свой внутренний мир?

– Как вы думаете, какие бывают ценности? (Ученик: ценности бывают материальные и духовные)

– У каждого народа – своя культура и свои традиции. Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Традиция – передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

– Запишите данное слово в свой словарик.

– Какие бывают традиции?

(Ответы детей: духовные традиции, национальные (в том числе русские традиции), семейные традиции и другие)

Учитель: все традиции объединяют Россию.

Работа по учебнику.

– Обратимся к учебнику (стр.5). (Обучающиеся читают в учебнике понятие культурные традиции).

Какие семейные традиции вы знаете и какие есть в вашей семье?

V. Закрепление

Задания из рабочей тетради.

VI. Рефлексия

Групповая работа: закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

Чтобы счастливо жить, надо …

После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения.

Моя Родина – это моя страна, моё отечество, Российская Федерация.

Моя Родина – это самое дорогое, что есть у человека.

История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать.

Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.

Когда я вырасту, я хочу сделать все, чтобы жизнь у себя на Родине была лучше и достойнее.

Учитель: Звучит песня «Моя Россия» видеофильм

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи.

На меня, Россия, ты похожа очень.

Для меня Россия – белые берёзы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня Россия – ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами.

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!

VII. Итог урока

Учитель: Молодцы!

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, традиции, гордились своей страной. Вы, дети России, надежда и будущее нашей страны.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

Родина моя, моя Россия!
Как сказать тебе,
Что я тебя люблю.
Это море, это небо синее,
Эту жизнь в родном моём краю.
Этот дождь и эти вьюги злые,
Эти клёны, эти тополя.
Родина моя, моя Россия!
Как сказать, что я люблю тебя!

VIII. Домашнее задание

Стр. 5 (учебник). Вопросы и задания

– Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
– Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.

– Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или  иллюстрациями.

Используемая литература

  1. Учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры», 4 – 5, 2012 год
  2. Интернет – материалы
  3. Методические рекомендации для учителей курса «Основы религиозных культур и светской этики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.

 История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего...

Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"

Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок доп...

Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"

Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок доп...

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Конспект урока по теме «Россия – наша Родина».Курс " Православие"

Конспект первого урока ОРКСЭ по теме " Россия-наша Родина".Курс "Православие"...