Педагогический проект "Наш дом - Югра"
проект

Середа Ольга Ивановна

 Использование возможностей музея в образовательно-воспитательном процессе. Проект совместной деятельности с социальным партнером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

"Наш дом - Югра"

                                 Середа Ольги Ивановны

учителя начальных классов МБОУ ЦО «Школа - сад  №7»

                                      г. Ханты-Мансийска

                                         Ханты-Мансийск, 2019г.

  Характеристика проекта

Вид проекта – творческий

По содержанию – социально-педагогический

По числу контактов - совместная деятельность с социальным  партнером: " Музей Природы и Человека"

По продолжительности:         долгосрочный

Возрастная категория:           учащиеся 3 класса

Содержание:

  1. Аннотация.
  2. Обоснование необходимости проекта.
  3. Участники  проекта.
  4. Технология реализации проекта.
  5. Условия взаимодействия с социальным партнером.
  6. Этапы реализации проекта.
  7. Роль учителя и учащихся в реализации проекта.
  8. Виды работы с детьми в рамках проекта.
  9. Содержание тематических занятий в музее и игровых экскурсий.
  10. Тематический план социального взаимодействия с музеем "Природы и Человека"
  11. Ожидаемые  результаты реализации проекта.
  12. Литература.

1. Аннотация.

  Поиск средств для повышение качества воспитательно-образовательного процесса школьников привёл к необходимости использовать в работе возможности музея. Организация сотрудничества с музеями позволяет расставить многие акценты: усиливается ощущение исторического пространства, пробуждается желание не просто получить информацию, но осмыслить ее, пропустить через себя, ощутить себя частью большого мира, носителем великих традиций. Основу  проекта составляет совместная деятельность педагога, учащихся и специалистов музея. Творчество педагогов разных систем помогает раскрыть заложенный в ребенка творческий потенциал и помочь ему подняться на новую ступеньку знаний.

2.Обоснование необходимости проекта.

Актуальность выбранной для проекта темы важна в настоящее время. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Очень важно с раннего возраста приобщать детей к правильным формам взаимодействия с природой, раскрывать жизненные ценности, такие как любовь к Родине, родному краю, ощущению себя частью природы.

Цель проекта:

  • Способствовать  успешному личностному развитию детей, повышению качества знаний в области экологии и краеведения.
  • Содействие развитию ценностных отношений личности к окружающему миру и к себе на основе национальных традиций, культуры и краеведения.

Задачи проекта:

  • Разработать и внедрить механизм взаимовыгодного социального партнерства.
  • Совершенствовать систему воспитательно-образовательной работы в классе через социальное партнерство (музей Природы и Человека).
  • Совершенствовать формы сотрудничества с социальным партнером, вовлечение его в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность.
  • Создать условия для развития индивидуальных качеств, необходимых для лучшей адаптации талантливых детей в обществе, их социализации и личностного развития.

Гипотеза:

Своевременное формирование у детей познавательного интереса к миру природы, способствует  приобретению  нового взгляда на осознанное отношение к окружающей среде. Социальное партнерство между школой и музеем, способствует успешному личностному развитию детей, повышению качества знаний в области экологии, прививает интерес к истории родного края,  способствует формированию личности школьника-патриота и гражданина .

3. Участники проекта:

1. Учащиеся 3б класса

2. Середа Ольга Ивановна- учитель начальных классов, классный руководитель 3б класса.

3. Сотрудники  БУ ХМАО-Югры «Музей Природы и Человека,  г. Ханты-Мансийск.

4. Технология реализации проекта опирается на следующие принципы:

принцип сотрудничества - выражается в комплексной работе и взаимодействию с социальным  партнером.

принцип согласия - позволяет определить цели воспитания, определить функции каждого партнера, осмыслить и создать необходимые условия для воспитания и развития личности.

принцип субъектности - предполагает оказание помощи ребенку в становлении его субъектом жизнедеятельности, обогащение его субъектного опыта.

принцип культуросообразности - предполагает формирование растущей личности на лучших примерах народной культуры.

принцип выбора - предполагает включение детей в ситуацию свободы выбора.

принцип сопереживания - предполагает взаимное выражение расположенности друг к другу, проявление доброжелательности и знаков уважения.

принцип открытости  - выражается  в возможности включения в работу по реализации проекта на любом этапе всех заинтересованных лиц.

5. Взаимодействие с "Музеем Природы и Человека" базируется на следующих условиях:

  • добровольность,
  • равноправие сторон,
  • уважение интересов друг друга,
  • соблюдение законов и иных нормативных актов,
  • обязательность исполнения договоренности,
  • ответственность за нарушение соглашений.

6. Этапы реализации проекта

  • Организационно-подготовительный - выбор темы; определение задач проекта; составление предварительного плана; выбор социального партнера. Установление контактов с социальным партнером. Проведение подготовительной работы с участниками проекта.
  • Основной - активное сотрудничество для  решения поставленных задач; сбор и изучение необходимой информации; выбор наиболее эффективных методов и форм работы; выполнение мини-проектов.
  • Итоговый -  отчет о проделанной работе, защита проекта, рефлексия.

7. Роль учителя при выполнении проекта - это роль  консультанта и наставника. Учитель отвечает  на возникающие у школьников вопросы, помогает найти источники информации по теме исследования, направляет деятельность учащихся по содержанию работы.

Роль учащихся в выполнении проекта - учащиеся выступают активными участниками проекта; учатся  работать в «команде». Они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

8. Виды работы с детьми в рамках проекта.

Работа с детьми предполагает проведение экскурсий по достопримечательностям родного города, чтение экологической литературы,  посещение цикла музейных занятий, участие в экологических  акциях, участие в экологических и краеведческих конференциях, конкурсах рисунков, поделок, выпуск тематических газет, проведение выставок и внеклассных мероприятий и т.д.

9. Содержание тематических занятий в музее и игровых экскурсий.

Дети знакомятся со зданием музея, музейными экспозициями, хранилищами и реставрационными мастерскими, понятием «музейный предмет», правилами поведения в музее.

Музей на время проведения экскурсии становится музейным комплексом, где каждый зал — это фрагмент музея исторического, этнографического, картинной галереи и др. Дети знакомятся с особенностями работы каждого музея, находят общее и различия и т.д.

 «Эти забавные животные» - игровая экскурсия для детей, в ходе которой они выполняют ряд увлекательных заданий, закрепляя полученные знания о животных нашего края.

 «Животные соседи человека» - на экологическом занятии дети познакомятся с жизнью животных в лесном сообществе, узнают о взаимосвязи и взаимозависимости животных от состояния окружающей среды.

 «Сказки бабушки Аннэ» - знакомит с фольклором, народным календарем, а так же с традиционными праздниками северных народов.

«Сказочная Югра» - тематическая экскурсия проходит в залах «Игра» и «Колыбель» экспозиции «Мифологическое время». Рассказывает о традициях обских угров, связанных с детьми и их воспитанием.

«Путешествие в прошлое Югры» - на занятии дети знакомятся с этнической историей коренных народов ханты и манси, а также с географией их расселения.

 «Мир национальных игрушек» - практическое занятие знакомит с игрушками северных народов и способами их изготовления. Узнают об особенностях обустройства дома и быта коренных жителей округа, просмотрят презентацию, самостоятельно соорудят игрушечный чум.

«Животные и растения в сказках и легендах» - знакомит со значением животных и растений в жизни коренного населения Югры.

 «Первые обитатели планеты Земля» - игровая экскурсия по экспозиции «Историческое время», во время которой дети знакомятся с древним человеком, который расскажет детям о каменном орудие и глиняных сосудах, на занятии дети получат общее представление об археологической науке.

На заключительном занятии детям будет предложено стать участниками импровизированной постановки спектакля "Три брата".

10.Тематический план социального взаимодействия с музеем "Природы и Человека"

№п/п

Тема занятия

сроки

"Первые обитатели планеты Земля"

сентябрь

"В гостях у ханты"

октябрь

"Мифическое время"

ноябрь

"Животные - соседи человека"

декабрь

"Сказки бабушки Аннэ"

январь

"Путешествие в прошлое Югры"

февраль

"Сказочная Югра"

март

"«Игра и игрушка обских угров»"

апрель

"Животные и растения в сказках и легендах"

май

Кукольный спектакль " Три брата"

май

11. Ожидаемые  результаты реализации проекта:

1. Активное участие детей в реализации проекта.

2. Получение глубоких системных знаний в области экологии и краеведения.

3. Развитие самостоятельности и нестандартности мышления у учащихся, заинтересованность в  творческой, научно – познавательной исследовательской деятельности.

4. Распространение педагогического опыта (выступления, публикация  материалов, педагогических разработок).

12. Литература:

  1. «Мы – дети природы» под редакцией Т.К. Орловой, ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 2003г;
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010г;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса для учащихся начальных классов "Моя земля - Югра"

Данная программа является необходимой частью курса "Окружающий мир". Знакомит учащихся с особенностями природы свего края, традициями народа и историей земли Югорской....

Внеклассное мероприятие "Моя Югра"

Быт и культура народов ХАНТЫ....

"Югра Многоликая" к празднованию 900 лет Югры

Цели:    - сформировать у учащихся представление о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра;- развивать познавательную активность, усидчивость, внимание, воспитывать бережное отношение к...

Постановление ХМАО-Югры "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕот 9 октября 2013 г. N 430-п О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ"ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"...

Мониторинг успеваемости выпускников 4 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНО

Мониторинг успеваемости выпускников  4 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕханты-Мансийского автономного округа – югр...

Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому) обучающейся 1 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВО

Анализ работы    индивидуального обучения (обучения на дому)обучающейся 1 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ...

Закон ХМАО - Югры от 01.07.2013 г № 68 - оз "Об образовании в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре"

Закон ХМАО - Югры от 01.07.2013 г № 68 - оз "Об образовании в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре" (с  изменениями от 24.09.2020 г)...