Статья: "Виды и особенности конфликтов в процессе воспитания школьников"
статья

Кодряну Ирина Ивановна

В статье рассматриваются  общее представление о том, как конфликты возникают, развиваются и завершаются в школьной среде, каковы их особенности и причины. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Виды и особенности конфликтов  в процессе воспитания школьников

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки {conflict — англ., konflikt — нем., conflit — франц.).

Конфликт — весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.

Можно выделить четыре типа конфликта:

  1. Внутриличностный: в этом случае сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности, например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека.
  2. Межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.
  3. Личностно-групповой конфликт возникает чаще всего из-за несоответствия поведения личности с требованиями группы.
  4. Межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей или ценностей различных групп.

Рис. 1. Типы конфликтов

В рамках нашего исследования рассматриваются конфликты в малой школьной группе. Это могут быть межгрупповые конфликты, конфликты между личностью и группой. По нашему мнению, последний – один из наиболее сложных видов конфликта, поскольку в данном случае наиболее ярко будут выражены все негативные последствия конфликта по отношению к личности, реже к группе.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия.

Конфликт может выполнять как позитивные (конструктивные конфликты), так и негативные (деструктивные конфликты) функции. Исследования в этой области позволили сформулировать ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие ученического коллектива:

  • установление и поддержание нормативных и физических параметров коллектива. В результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении коллективом, в формировании структурных подразделений, недостатки отдельных участников, в существующем разделении труда;
  • разрядка напряженной обстановки. В результате конфликта в коллективе происходит конфликтное взаимодействие, сопровождаемое эмоциональными бурными реакциями, которое, помимо возможных негативных последствий, снимает у его участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
  • установление и поддержание относительно стабильной структуры взаимоотношений. Конфликты поддерживают социальную активность людей, способствуют предотвращению застоя, служат источником нововведений и инноваций;
  • создание и поддержание баланса сил;
  • диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны;
  • выявление нарушений функционирования коллектива. Именно конфликт позволяет определить, что в коллективе не все в порядке, выяснить какие требуются изменения; источник инноваций, стимул к изменению и развитию.

Негативные функции конфликта нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений.

Существует порог уровня напряжения, превышение которого ведет к качественно иным воздействиям на поведение человека, – это толерантность к фрустрации. Превышение порога индивидуальной толерантности сопровождается деструктивными психическими явлениями, например, появляется агрессия, бегство от ситуации или изменения в психологии участников конфликта.

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. 

Структура конфликта – это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс.

В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, среду, в которой возник конфликт.

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Динамика конфликта включает ряд основных стадий.

К первой стадии, в ходе динамики конфликта следует отнести возникновение объективной конфликтной ситуации, потенциальный конфликт.

Вторая стадия – осознание объективной конфликтной ситуации. Когда противоречия становятся осознанными, конфликт становится реальностью, так как восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение. Для того, чтобы конфликт был осознан, необходим инцидент, т. е. ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Третья стадия характеризуется переходом к конфликтному поведению или конфликтным отношениям. После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению или конфликтным отношениям, которые направлены на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

Четвертая стадия - разрешение конфликта, которая начинается с эмоциональной разрядки, когда один из оппонентов или оба, переходят к более конструктивному поведению; избегают словесных раздражителей, конкретно и определенно излагают суть дела и др. 

Разрешение конфликта может быть полным – конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений.

Разрешение может быть частичным – конкретные действия исключаются, но побуждения к конфликту остаются.

Рис. 2. Стадии конфликта.

Педагогические конфликты могут быть следующих видов: между педагогом и учащимся, между учащимся и учащимся (межличностные), между личностью и группой, между двумя «противоборствующими» группами (межгрупповой). Для предупреждения и разрешения конфликтов необходимо понимать и проанализировать причины возникновения педагогического конфликта. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается следующими тремя группами причин, обусловленными:

  • учебно-воспитательным процессом;
  • психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, действиями учителя, плохой психологической коммуникацией и т. д.;
  • личностным своеобразием членов группы, например, неумением, контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью.

Для педагога также полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам могут быть отнесены следующие:

  • неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;
  • стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
  • психологические особенности человека, идущие вразрез с нормами, убеждениями, существующими в данном учебном коллективе;
  • определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

Рассмотрим  основные и часто встречающиеся в школьной среде  виды  конфликтов.

Конфликт «ученик – ученик»

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета группой в целом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем группы (класса), который должен найти (иногда вместе с родителями) каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования. Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, отсутствия сочувствия к другим.

Конфликт «ученик – учитель»

Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах в силу проблем подросткового возраста. Общество, родители и учителя ставят перед молодым человеком важную задачу осуществить профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Конфликт в данном случае может возникнуть, если позиции учителя и ученика противоположны.

В младших классах учитель для ученика – такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я – взрослый», которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем. В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решать вопросы, касающиеся лично их, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо ост рее и может приводить к конфликтам в любой форме.

Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторые преподаватели придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для установления благоприятных отношений с учениками, другая – в завышенных требованиях с целью подготовки учеников для поступления в вуз. Обе стратегии потенциально конфликтны. Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные воспринимаются классом как произвол учителя. Необходима справедливая оценка знаний учеников.

Конфликт «педагог – родитель»

Конфликты между учителем и родителями возникают все чаще. К сожалению, учителя и родители — люди, а значит, они обладают сложной психической организацией, разной мотивацией своей деятельности в школьном пространстве. Некоторые родители отвергают помощь школы, некоторые пассивно взирают на мучения своего ребенка или его учителя. Но есть часть родителей, постоянно конфликтующих со школой. Поводы для конфликтов могут взаимодействия учителя и родителя в области организации домашней работы ученика;

  • несогласия родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;
  • неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем ученику;
  • непринятия ученика сверстниками, одноклассниками;
  • завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка и пр.

Чаще всего они отражают отношение учителя к определенному ребенку. Но не только позиция учителя попадает в зону конфликтов. Родители могут иметь свое собственное, отличное от других мнение и по поводу организации учебно-воспитательного процесса в школе. Вспыхнувший конфликт может втянуть в свою воронку родителей целого класса, а иногда и школы. Конечно, совершенно недопустима такая ситуация, поскольку жертвами подобной войны всегда остаются школьники независимо от того, кто победил в конфликте. 

Чаще всего конфликты между учителями и родителями возникают  на фоне различных взглядов в областях.

В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.

Конфликт «ученик — родители» 

Конфликты такого типа в основном сводятся к следующим причинам:

  • плохая учеба детей: мало занимаются уроками дома, много гуляют или смотрят телевизор, прогуливают уроки в школе и т. д.;
  • взаимное непонимание детей и родителей;
  • грубость, несдержанность в отношениях;
  • борьба ребенка за самостоятельность, расцениваемая родителями, как непослушание;
  • невыполнение детьми просьб и поручений родителей;
  • неблагоприятная социально-психологическая обстановка в семье (пьянство, конфликты между родителями).

Конфликт «педагог – педагог»

Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей:

  • соперничество учителя, только достигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторитетами. Такой учитель может распространять негативную информацию о признанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками. В результате начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;
  • поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда педагоги со стажем позволяют себе снисходительно поучать своих молодых коллег, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;
  • создание некоторыми преподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее, участи ем в различных общественных мероприятиях и т. п.

В заключении можно сделать выводы, что на конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Ухудшение социально-экономической обстановке в свою очередь, способствует возникновению конфликтов между учениками и учителями. Снизилось качество профессиональной подготовки и низкая конфликтологическая компетентность учителей и  воспитателей в учебных образовательных учреждениях.

Причинами роста напряженности и конфликтов в учительской среде является также незащищенность учителя от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников, школьников.

Изучив виды и особенности конфликтов можно сделать выводы, что в основе конфликтов лежит отсутствие согласия сторон независимо от возраста , социального статуса, положения и т.д.

Конфликт может выполнять, как негативную, так и позитивную функцию.

Говоря о структуре конфликта, можно выделить несколько элементов, без которых не может существовать конфликт – это объект, цель, условия и наличие оппонентов.

Любой конфликт предполагает четыре стадия своего прохождения, как потенциальный конфликт, осознание конфликта, конфликтные отношения и разрешение конфликта.

Мы выявили следующие виды конфликтов:  между учителем и учеником, учеником и учеником, учеником и родителем, учителем и родителем, учителем и учителем.  

Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки педагогов и детей.

Список использованной литературы

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд.- СПб, 2008.
  2. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для ВУЗов. , 3-е изд. - СПб, 2007.
  3. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития 
  4. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология - Москва, 2003. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Влияние художественных произведений на нравственное воспитание школьников".

Эта статья о отсутствии читательского интереса у наших детей.В настоящее время,когда книги заменили телевизор, компьютер то выясняется, что представление о многих литературных произведениях у наших во...

статья «Использование социообразовательной среды в патриотическом воспитании школьников (на примере проектной деятельности)

В статье говорится о том, как в нашем ОУ через метод проектирования реализуется патриотическое воспитание школьников и какое место имеют проекты учащихся в годовом общешкольном проекте....

Влияние индивидуально-типических особенностей педагога на воспитание школьника

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Тема педсовета: Личность учителя в современном процессе обучения и воспитания Тема выступления: Влияние индивидуально-типических особенностей педагога на восп...

: Статья . Использование игровых технологий в процессе воспитания и обучения дошкольников.

2020 год: Статья . Использование игровых технологий в процессе воспитания и обучения дошкольников....

Статья на тему: «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»

Статья излагает основные тезисы об обучении и воспитании детей с РАС. В начале следует описание потребностей обучающихся с РАС. Далее следуют варианты включения учеников в образовательное пространство...

Статья на тему: "Особенности развития лексики у школьников с интеллектуальными нарушениями".

Статья на тему: "Особенности развития лексики  у школьников с интеллектуальными нарушениями". В данной статье приводяться мнения авторов работающих над темой развития лексики у младших ...