Рабочая программа "Путешествие по Санкт - Петербургу"
рабочая программа (4 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_sankt_-_peterburgu.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цели: формирование нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в окружающем их городском пространстве.

.

Задачи:

1. Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, предоставив каждому ребенку возможность открыть новое в знакомом городском пространстве.

2. Помочь учащимся сформировать представление о ценности (значимости) объектов городской среды для них самих и других жителей. Для этого необходимо обогатить повседневный опыт знаниями:

- о целесообразности составных частей города;

- об уникальности природного и культурного наследия города;

- о неповторимости ансамблей исторического центра города, являющихся символами СПб.

3. Способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни:

- умение ориентироваться по карте-схеме;

- умение ориентироваться в реальном городе по ориентирам (табличкам, вывескам и пр.);

- выполнять правила поведения горожанина;

- применять культурный потенциал города в реальной жизни (посещение театров, музеев, прогулки по городу и пр.);

- умение получать информацию из различных краеведческих источников;

4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся.

5. Способствовать выражению учащимися впечатлений от памятников наследия и их создателей, проявления собственного отношения как к городу, так и к его изучению.

        Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты

  -  познавательный личностный интерес детей должен проявиться в желании выполнять творческие задания, читать книги о городе, работать с текстами художественной литературы;

 - ученики 4-го класса должны объяснять необходимость соблюдения правил поведения горожанами, бережного отношения к памятникам наследия, давать оценку собственным знаниям, умениям, поведению, а также умениям одноклассников;

 - ученики должны стремиться регулярно посещать учебные экскурсии, выполнять прогулки с родителями по экскурсионным маршрутам, делясь впечатлениями и полученными знаниями с одноклассниками.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

-  уметь применять полученные на уроках, экскурсиях, домашней работе и пр. знания и умения, а также извлекать необходимую информацию из лекции учителя, доклада одноклассника, из учебной и дополнительной литературы;

 -  уметь выражать собственное мнение, выполнять задания на творческое воображение;

 -  совершенствоваться в эмоционально-личностной сфере, стремиться применить свои знания в реальной жизни, в самооценке («я знаю», «я хочу», «я могу»).

Регулятивные УУД

- учащиеся должны обращаться к родственникам как к источникам информации (уметь формулировать вопросы, записывать ответы).;

-  научиться осваивать способы выполнения творческих заданий;

- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

 - научиться работать группами, вести диалог, уметь договариваться о распределении ролей, осуществлять взаимный контроль деятельности на уроке, аргументировать свою позицию;

 - принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 - вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения), оценивать достижения сверстников по выработанным критериям.

Предметные результаты.

 -  грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе ;

 -  отвечать на вопросы, предложенные учителем о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о природных особенностях СПб, о значимости памятников, символов города, о важности созидательного труда горожан;.

 -  уметь находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях;

 -  уметь комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, отвечать на познавательные задания, выполнять работы на воссоздающее воображение;

 -  находить объекты на карте-схеме, стараясь сопоставлять их с реальным городом.

 -  уметь комментировать текст, устно описывать объект, составлять письменный рассказ на заданную тему.

        Содержание курса

Тема 1.Блистательный Санкт-Петербург (11 час).

Знакомит учащихся с центром города, его главными достопримечательностями, ансамблями-символами города, расположенными на берегах Невы (Зимний дворец – символ столичного города, центр мировой культуры; Петропавловская крепость – символ рождения города, города военной славы России; Адмиралтейство символ рождения военно-морского флота, города военно-морской славы; Стрелка Васильевского острова – символ торгового порта России; Сенатская площадь – символ столичного города, основанного Петром 1). Раскрывается их эстетическая, историческая значимость, а также ценность труда людей, создавших эти достопримечательности.

 Тема 2. Эпохи  и стили. От рождения до наших дней. (10 час).

    Знакомит учащихся с самыми интересными в истории и культуре объектами города (Дворцовая площадь – самая главная площадь нашего города, Невский проспект – самый главный проспект нашего города, Александро-Невская лавра – самый первый монастырь, духовный центр нашего города). Раскрывается их эстетическая, историческая, утилитарная значимость и ценность труда их создателей.

Тема 3. Мир живого города  (8 часов).

Знакомит обучающихся  с утилитарной значимостью  всех частей любого города (домов, улиц, рек и каналов, садов и парков), а также исторической (дома возникли не сразу, у них есть история) и социальной (взаимосвязь города и горожан, зависимость состояния города от поведения людей).

Тема 4.Пригороды Санкт – Петербурга (4 часа)

Петергоф. Большой дворец и фонтаны Петергофа. Работа с картами, текстами и иллюстрациями.

Пушкин. ( Царское село). Виртуальная экскурсия. Работа с поэтическим текстом.

Павловск. Просмотр и обсуждение кинофильма. Составление кроссворда.

Гатчина. Виртуальное путешествие. Работа по схеме Гатчинского дворца и парка.

Обобщающее занятие. Викторина. (1 час)

Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Форма организации и вид деятельности

1

6.09

Петро - павловская крепость – первое сооружение города.

Виртуальное путешествие «Полет над Петропавловской крепостью»

2

13.09

Петро - павловский собор – главная достопримечательность крепости.

Дидактическая игра.

3

20.09

Домик Петра Первого. Троицкая площадь.

Познавательная игра « Первый гость»

4

27.09

Адмиралтейство – памятник архитектуры, достопримечательность, символ Санкт-Петербурга.

Дидактическая игра.

5

4.10

Скульптурное убранство Адмиралтейства

Игра-имитация.

6

11.10

Удивительный ансамбль – Стрелка Васильевского острова.

Работа в группах.

7

18.10

Легенды Ростральных колонн

Работа в группах.

8

25.10

Ансамбль площади Декабристов.

Виртуальная прогулка.

9

8.11

Медный всадник – первый памятник, установленный в России.

Эвристическая беседа.

10

15.11

Исаакиевский собор – памятник, достопримечательность, символ города.

Работа в группах.

11

22.11

. Сказка ангелов Исаакиевского собора.

Составление сказки

12

29.11

Из истории Зимних дворцов. Русское барокко.

Работа с текстом и иллюстрациями.

13

6.12

Легенды Атлантов и Кариатид.

Коллективный рассказ-фантазия.

14

13.12

Михайловский замок Павла Первого.

Просмотр к/ф

15

20.12

Триумфальные арки Петербурга. Ампир.

Работа с текстом и иллюстрациями.

16

27.12

Ансамбли зодчего Росси.

Работа в группах

17

17.01

Невский проспект – главный в Санкт- Петербурге.

Виртуальное путешествие по карте-схеме.

18

24.01

Анничков дворец – самый старинный дворец Невского проспекта.

Эвристическая беседа.

19

31.01

.Александро – Невская лавра – монастырь Невского проспекта, самый первый монастырь Санкт-Петербурга.

Просмотр и обсуждение к/ф

20

7.02

«Сосуды» города – реки и каналы.

Дидактическая игра.

21

14.02

.«Мосты повисли над водами..»

Познавательная игра

22

21.02

«Легкие» города – сады и  парки.

Работа в группах

23

28.02

«Твоих оград узор чугунный..»

Просмотр к/ф

24

6.03

Театральный Петербург. Театральная площадь.

Инсценировка «Мы отправляемся в театр»

25

13.03

Животные в СПб. Миф о Сфинксе.

Эвристическая беседа.

26

20.03

Сказочные животные в СПб

Просмотр м/ф о Пегасе.

27

3.04

 СПб – город  музеев; город-музей

Работа в группах

28

10.04

.СПб – город храмов.

Работа в группах.

29

17.04

Пригороды Петербурга. Большой дворец и фонтаны Петергофа.

Просмотр и обсуждение к/ф

30

24.04

Пригороды Петербурга. «Давай поедем в Царское Село…»

Виртуальная экскурсия

31

8.05

Ленинград – город-герой.

Просмотр к/ф

32

15.05

Пригороды Петербурга. Павловск

Просмотр и обсуждение к/ф

33

22.05

Пригороды Петербурга. Гатчина.

Виртуальное путешествие

34

 Обобщающее занятие. Викторина.

Викторина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

Презентация по истории Санкт-Петербурга "Скульптуры животных в Петербурге"

В данной презентации содержится краткое описание и фотографии некоторых скульптур животных в Санкт-Петербурге....

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...