Рабочая программа "Смысловое чтение"
рабочая программа (4 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.docx42.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цели:

развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом, формирование читательской компетентности младшего школьника, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Задачи:

 - формирование умений осознанно читать тексты и работать с различной информацией;

развивать интерес к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы;

 = овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

 - освоение основных нравственно-этических ценностей, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

 - воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты

- осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

 - ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, понимать их чувства и сопереживать им.

 = осознавать значимость чтения для своего дальнейшего развития, формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

 - эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, различать морально-нравственные нормы и соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.

 - проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.

 -знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.

 - формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучии.

 - формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

 - пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебных пособиях для передачи информации;

 - пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя;

 - понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования;

 -сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них, анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя;

 - находить нужную информацию через книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет;

 - понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).

Регулятивные УУД

 - формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать и сохранять учебную задачу урока;

 - развивать умение составлять план для пересказа литературного произведения, контролировать последовательность передачи текста;

 - оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

 - анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию.

Коммуникативные УУД

 - строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

 - прислушиваться к партнёру по общению, фиксировать его основные мысли и идеи, запоминать их, приводить свои; не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;

 - аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.);

 - принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 - вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения).;

 - оценивать достижения сверстников по выработанным критериям.;

 - оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

Предметные УУД

Виды речевой и читательской деятельности

 - осознавать цель чтения, пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;

 - читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

 - просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература);

 - осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

 - соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста;

  - читать осознанно, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

 - рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

 - осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

 -делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

 - находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.).

Творческая деятельность

 - читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;

 - пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

 -  составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному;

 - сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

 - пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

Литературоведческая пропедевтика

 - находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий4

 - использовать знания о особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности;

 - определять героев произведений и характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.

Содержание курса

Содержание учебного курса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

  • Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение

  • Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры обучающихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
  • Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтениюпро себя.
  • Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
  • Работа с разными видами текста
  • Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
  • Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
  • Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
  • Библиографическая культура
  • Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, 
  • аннотация, иллюстрации.
  • Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
  • Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

  • Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
  • Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
  • Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
  • Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
  • Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
  • Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

  • Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
  • Умение говорить (культура речевого общения)
  • Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
  • Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
  • Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Письмо (культура письменной речи)

  • Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

  • Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
  • Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
  • Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
  • Творческая деятельность обучающихся
  • Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии)).

В курс «Смысловое чтение» включены  занятия по работе со словом, с предложением, с текстом произведений различных жанров и видов, соответствующих разделам учебника по литературному чтению 4 класса:

1. Чудесный мир классики.

2. Страна Детства.

3. Страна Фантазия.

4. Природы и мы.

5. Родина.

В каждом разделе представлены занятия, расширяющие содержание курса литературного чтения русского языка и ориентированные на достижения тех же самых планируемых результатов.

В основу каждого занятия или серии занятий положен «концепт» - смысловое слово, на основе которого будет раскрываться система работы со словом, предложением, текстом.

Концепт

Тема

Красота

Учимся работать со словом

Учимся работать с предложением

Учимся работать с текстом

Счастье

Учимся работать со словом

Учимся работать с предложением

Учимся работать с текстом

Детство

Учимся работать со словом

Учимся работать с предложением

Учимся работать с текстом

Верность

Учимся работать со словом

Учимся работать с предложением

Учимся работать с текстом

Родина

Учимся работать со словом

Учимся работать с предложением

Учимся работать с текстом

Фантазия

Учимся работать со словом

Учимся работать с предложением

Учимся работать с текстом

Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Форма организации и вид деятельности

1

3.09

Учимся работать со словом.

Смысловая работа со словом «красота» с опорой на художественный текст

1 ч

 Фронтально № 1,

В парах № 2, 5

В группах № 3,

Самостоятельно № 4 

2

10.09

Учимся работать со словом.

Смысловая работа со словом «красота» с опорой на словарные статьи.

1 ч

Фронтально № 1,

В парах № 2, 5

В группах № 3,

Самостоятельно № 4

3

17.09

Учимся работать с предложением.

Сравнение внутренней и внешней красоты. 

1 ч

Фронтально № 1,2

В парах № 3

Самостоятельно № 4, 6

В группах № 5 

4

24.09

Учимся работать с текстом.

Прогнозируем содержание текста по заголовку. 

1 ч

Фронтально № 1,

Самостоятельно № 2, 3

В парах № 4, 5

5

1.10

Учимся работать с текстом.

Составляем собственный текст по заданной теме

1 ч

Фронтально № 1,

Самостоятельно № 2, 3

В парах № 4, 5

6

8.10

Учимся работать со словом.

Учимся объяснять значение слова «счастье» 

1 ч

Самостоятельно № 1, 2, 4

В парах № 3, 5 

7

15.10

Учимся работать с предложением.

Учимся объяснять значение предложения, опираясь на собственный опыт. 

1 ч

Фронтально № 1

В парах № 2, 3. 4

В группах № 8

Самостоятельно № 5, 7

8

9

22.10

5.11

Учимся работать с текстом.

Учимся находить главную мысль текста. 

2 ч

Фронтально № 1

В парах № 2

В группах № 3

Самостоятельно № 4

Фронтально № 1

В парах № 2

В группах № 3, 4

10

12.11

Учимся работать с текстом.

Учимся находить главную мысль текста. 

1 ч

Фронтально № 1, 2, 13, 14

В парах № 3, 4, 5, 6, 7, 8,

В группах № 3

Самостоятельно № 9, 10, 11, 12

11

19.11

Учимся работать с текстом.

Учимся составлять собственный текст по главной мысли

1 ч

Фронтально № 16

В парах № 17, 18

В группах № 19, 20, 21

Самостоятельно № 1, 22 

12

26.11

Учимся работать со словом.

Объясняем значение слова. 

1 ч

Фронтально № 1, 2, 7, 10

В парах № 4, 8, 12, 13

В группах № 5, 6

Самостоятельно № 3, 9, 11

13

3.12

Учимся работать со словом.

Учимся описывать устно и делать подпись к рисунку.

1 ч

Фронтально № 1, 2, 7, 10

В парах № 4, 8, 12, 13

В группах № 5, 6

Самостоятельно № 3, 9, 11

14

10.12

Учимся работать с предложением.

Объясняем смысл выражения 

«Детство – не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь».

1 ч

Фронтально № 1, 5, 6

В парах № 2, 3, 7

Самостоятельно №4

15

16

17

17.12

24.12

14.01

Учимся работать с текстом.

Учимся понимать прочитанное. 

3 ч

Фронтально № 1,

В парах № 2

В группах № 3

Фронтально № 1,

В парах № 3

Самостоятельно № 2

Фронтально № 4

В парах № 7, 8

В группах № 1, 2, 3

Самостоятельно №5, №6

18

21.01

Учимся работать с текстом.

Учимся понимать прочитанное. Составляем собственный текст.

1 ч

Фронтально № 9

В парах № 12, 13, 14

В группах № 15, 16, 17, 18

Самостоятельно № 10, 11, 19, 20 

19

28.01

Учимся работать со словом.

Словами передаём настроение.

1 ч

Фронтально № 1, 2, 3, 6,

В парах № 4, 5, 7, 11

Самостоятельно № 8, 9, 10

20

4.02

Учимся работать с предложением.

Объясняем значение выражения «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили»

1 ч

Фронтально № 1, 2

В парах № 3, 4, 5

В группах № 6, 7, 8, 9 

21

11.02

Учимся работать с текстом.

Учимся сравнивать тексты 

1 ч

Фронтально № 1

В парах № 2

22

23

24

18.02

25.02

3.03

Учимся работать с текстом.

Учимся прогнозировать содержание текста

Учимся проверять свою догадку.

3 ч

Фронтально № 1, 2

В группах № 3, 4

В парах № 5. 6. 7

Фронтально № 15, 16, 17

В парах № 8, 9, 10

Самостоятельно №11, 12, 13, 14

Фронтально № 18, 19, 20, 21

В парах № 22, 23, 24, 25

В группах № 30, 31, 32

Самостоятельно № 26, 27, 28, 29, 33

25

10.03

Учимся работать со словом.

Объясняем значение слов.

1 ч

Фронтально № 1, 2

В парах № 3, 4

В группах №  5,6

Самостоятельно №7, 8

26

17.03

Учимся работать с предложением.

Учимся понимать смысл пословиц о Родине 

1 ч

Фронтально № 1, 2, 3

В парах №  4. 5

В группах №  6

Самостоятельно № 7

27

31.03

Учимся работать с текстом.

Учимся подбирать пословицы к тексту. 

1 ч

Фронтально №  2

В парах № 3, 4

Самостоятельно № 1, 5

28

7.04

Учимся работать с текстом.

Учимся выражать своё мнение о прочитанном

1 ч

Фронтально № 1

В парах № 3

Самостоятельно № 2, 4

29

14.04

Учимся работать со словом.

Что такое фантазия? 

1 ч

Фронтально № 5

В парах № 1, 2

В группах №  3

Самостоятельно № 4, 6, 7

30

21.04

Учимся работать с предложением.

Объясняем смысл выражения «во владениях лжи умирает

фантазия». 

1 ч

В парах № 3

В группах №  4,5,6

Самостоятельно № 1, 2, 7

31

28.04

Учимся работать с текстом.

Учимся составлять текст по заданной теме.

1 ч

Фронтально № 9, 10

В парах № 11

Самостоятельно № 8, 12

32

33

5.05

12.04

Учимся работать с текстом.

Формулируем предположение и объясняем своё мнение. 

Учимся предполагать по обложке, о чем книга, и составлять аннотацию

2 ч

Текст №1

Фронтально № 1, 2, 6

В парах № 3, 4

В группах №  5

Текст №2

Фронтально № 1, 2

В парах № 3, 4

Самостоятельно № 5

Текст №3

Фронтально № 5, 6, 8, 9

 В группах №  1, 2, 3

Самостоятельно № 4, 7

Фронтально № 1, 2

В парах № 3, 4

В группах №  5,6

Самостоятельно №7, 8

34

19.04

Чему ты научился в 4 классе?

Работа с текстом. Создание собственного текста по образцу 

1 ч

Фронтально № 11

В парах № 10 14, 18, 19,

Самостоятельно № 12, 13, 15, 16, 17, 21, 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа чтение 3 класс

Рабочая программа чтение 3 класс индвивидуальное обучение.УМК Школа России....

Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России

Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...

Рабочая программа чтение 2 класс 8 вид

Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 1 час в неделю...

рабочая программа чтение 4 кл перспектива

Рабочая программа составлена подробно по плану минобра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС  (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...

Рабочая программа. Чтение и развитие речи. СКОУ 8 вида. 4 класс

  Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимал...

Рабочая программа "Чтение и развитие речи",3 класс 8 вид

Данная программа составлена на основе программы  для специальных  ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....