Мастер-класса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Бочарова Лариса Ивановна

Система профилактической работы по предупреждению ДТП ориентирована на определенную цель и комплекс задач по ее достижению. В ее центре находится, прежде всего, конкретный школьник, который должен приобрести навыки безопасного поведения на улице, знать и четко соблюдать ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класса

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Бочарова Л.И., учитель начальных

классов МАОУ «СПШ №33»

Добрый день, уважаемые коллеги!  Я рада  приветствовать вас намастер – классе   по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, приятно видеть заинтересованных людей, которые хотят больше узнать, о том, как обучать детей правилам дорожного движения и готовых поделиться своим опытом работы в этом направлении.

    Сегодня совместными усилиями мы попытаемся  сформировать  базовые знания в области безопасного поведения через участие каждого  из  вас в практическом занятии.  А вы, уважаемые коллеги, будете играть  одновременно две роли:   некоторое время побудете детьми, окунувшись  в  потрясающий мир – мир детства, и вторая роль,  которую вы будете  выполнять- это роль  экспертов, попробуете  проанализировать  для чего это нужно.

Девизом нашей встречи будет фраза, давайте прочтем ее вместе (надпись на интерактивной  доске):

Собраться вместе – это начало.

Оставаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех.

А для того чтобы нам с вами легко работалось, давайте повернемся к соседу и улыбнемся ему, пожелав успеха и плодотворной работы на мастер-классе.

Система профилактической работы по предупреждению ДТП ориентирована на определенную цель и комплекс задач по ее достижению. В ее центре находится, прежде всего, конкретный школьник, который должен приобрести навыки безопасного поведения на улице, знать и четко соблюдать ПДД.

В детских садах проводится серьезная работа по изучению правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Мы в начальной школе продолжаем ее, помня, о том, что  важно сохранить преемственность, так как в этом возрасте у детей внимание неустойчивое, они легко отвлекаются на все интересное и необычное. От обучающихся младшего школьного возраста нельзя требовать больше того, что они могут усвоить. Не нужно перегружать их непонятной им дорожной информацией. Самоконтроль запоминания происходит у детей на уровне узнавания. Непроизвольное запоминание у них эффективнее произвольного, поэтому следует обращать внимание на точность образов и понятий, которыми пользуются дети. Дорожную лексику из правил дорожного движения необходимо вводить дозами и постепенно. Знания у младших школьников всегда связаны с речью, ведь они знают только то, что могут объяснить своими словами.

В процессе обучения обучающиеся усваивают стереотипы безопасного поведения, которые действуют лишь в ситуациях, аналогичным изученным на занятиях. Однако реальная дорожная обстановка вынуждает отступать от предполагаемых конкретных действий. Это связано с изменчивостью дорожных условий, а также индивидуальностью личности ребенка. Эффективность обучения состоит в том, чтобы дети не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились бы адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Опасности могут подстерегать их на проезжей части дороги, во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из транспорта. Важно, чтобы дети поняли, осознали и осмыслили запреты, направленные, в конечном счете, на сохранение жизни и здоровья. Если же запретов много, ребенок неизбежно начинает их нарушать. Поэтому на каждое «нельзя» должно быть определенное «можно».

Младшие школьники очень подвижны. Поэтому  я для занятий обязательно разрабатываю специальные упражнения в дидактических и ролевых играх для поддержания мышечного тонуса, отработки внимания, наблюдательности, произвольных действий и развития двигательной координации.

Зная о том, что обучающиеся младших классов  в силу своих возрастных и психических особенностей не вполне осознают, что такое вообще опасность, формирую у них умение прогнозировать опасность, ее последствия и правильно оценивать свои способности, применяя методы - внушение, убеждение, пример. Стараюсь привить детям психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность, личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Игра – один из основных видов деятельности обучающихся первой ступени, поэтому я успешно применяю игровые технологии(ролевые игры) говоря о безопасности на дорогах. Кроме того, использую разнообразный дидактический материал, имеющийся в кабинете ОБЖ: дорожные знаки, макеты безопасных маршрутов, вопросы викторин, загадки, кроссворды, ребусы и другие. Стандартный подход требует от детейосознанных и четких безопасные действия на дороге. Но ребенок, даже хорошо знающий правила перехода дорог, не сможет вполне безопасно вести себя из-за несовершенства у него координации движений.

Перед началом занятий по дорожной тематике ( для первичного ознакомления) и в конце образовательного процесса, для закрепления учебного материала я провожу экскурсии по городу, на которых дети знакомятся с дорожной средой, знаками регулирования, правилами поведения на дороге. В проведении экскурсий помощь оказывают родители.

Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Изучать ПДД можно не только на уроках. В соответствии с возрастными особенностями обучающихся, я применяю следующие формы работы:

  • викторины;
  • тематические классные часы;
  • праздники;
  • творческие конкурсы (рисунков, плакатов, поделок, стихов, песен и др.);
  • посещение театрализованных и кукольных представлений;
  • участие в библиотечных часах;
  • выступление агитбригад в подшефных детских садах и на родительских собраниях;
  • практические занятия по отработке навыков перехода дорог и перекрестков на микрорайоне Королева.

Организация встреч с инспекторами ГИБДД проводится регулярно, в соответствии с планом. На них ребята повторяют правила, отрабатывают практические навыки перехода перекрестка по сигналам регулировщика, участвуют в различных играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов, получают много новой, интересной и важной информации.

Польза в проведении мероприятий такого рода для детей, как в течение учебного года, так и в каникулярное время очевидна.

Таким образом, разнообразные формы внеурочной деятельности позволяют обучающимся приобщиться к основам культуры в дорожной среде, освоить на занятиях, в играх, соревнованиях, конкурсах умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах и дорогах.

Одной из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  является работа с родителями. Исследования показывают, что подавляющее число родителей (в основном те, у кого нет автомобилей) не знают Правил дорожного движения. Им неизвестны психофизиологический особенности поведения детей в дорожной среде –основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрыть причины и условия, способствующие дорожно - транспортным происшествиям   с участием детей. Родители должны знать опасные места в районе школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.  

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. В своей работе я применяю следующие основные формы занятий:

  • лекции;
  • проведение тематических бесед;
  • вовлечение родителей в совместное участие во внеклассной работе (в проведении тематических классных часов, утренников и праздников, оказание помощи в оформлении Уголков безопасности);
  • индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска( слишком активные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

Особое внимание профилактической  работе с родителями я уделяю перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность и в каникулы, когда предоставлены сами себе.Немаловажную роль играет умение настроить родителей на желание взаимодействовать со школой. Совместная работа школы и семьи может стать успешной и дать положительные результаты, если родители будут проявлять интерес к воспитанию ребенка и находясь с детьми на улицах и дорогах, соблюдать Правила дорожного движения, показывая на личном примере, как это нужно делать.

В нашей стране ситуация с детским  дорожным – транспортным травматизмом была и остается очень тревожной. Можно ли изменить ситуацию? Возможно. Ведь, именно в  детстве человек  получает основную базу знаний. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и  минимальным риском – обязанность нас, взрослых. Обучение происходит большей частью в  виде игры. Так дети намного лучше усваивают теорию и принимают правила  безопасного поведения на улице – как должное.

  Сегодня вашему вниманию я  хочу предложить игровые технологии, по ознакомлению детей с основными азами безопасности.  Давайте поиграем, а во время игры я буду давать пояснение. Есть желающие?

Перед вами лежат повязки, завяжите глаза и попробуйте с закрытыми глазами, двигаясь по классу, подойти ко мне (в течение 30 секунд)

- Что вы испытали, когда двигались?  (ответы участников).

- Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных

 средств будет беспорядочное, неконтролируемое  движение вслепую, что произойдёт? (авария)

-А что помогает  участникам дорожного движения не попасть в аварию? (знание правил дорожного  движения)

Я предлагаю проверить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения. Послушайте стихи. Там, где нужно, вы должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!»

  • Кто из вас идет вперед

 Только там, где переход?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья!

  • Кто летит вперед так скоро,

 Что не видит светофора?

  • Кто из вас, идя, домой,

 Держит путь по мостовой?

  • Знает кто, что красный свет -

 Это значит – хода нет?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья!

Да, вижу, вы хорошо разбираетесь в правилах дорожного движения.

А дорожные знаки, знаете? Сейчас проверим!

1. Красный круг, прямоугольник.

 Знать обязан каждый школьник:

 Это очень строгий знак.

 И куда б вы ни спешили

 С папой вы на автомобиле –

 Не проедете никак!

 Что это за знак?

(В руке – знак «въезд запрещен»)

2.По полоскам черно-белым

 Пешеход шагает смело…

 Кто из вас, ребята, знает,

 Знак о чём предупреждает?

 Дай машине тихий ход: (пешеходный переход).

(В руке - знак)

3.В белом треугольнике

 С окаемкой красной

 Человечкам-школьникам

 Очень безопасно.

 Этот знак дорожный

 Знают все на свете:

 Будьте осторожны, на дороге - …(дети)

(В руке – знак «Внимание - дети»)

4.Предположим, что с друзьями

 Ты отправился в спортзал,

 Но в дороге вспомнил:

 Маме ты об этом не сказал.

 Здесь тебе поможет он:

 Знак дорожный - … (телефон).

(В руке – знак «Дорожный телефон»)

5.Если ты собрался с папой

 В зоопарк или в кино,

 Подружиться с этим знаком

 Вам придется всё равно.

 Без него не попадете, ни в автобус,

 Ни в трамвай.

 Значит, вы пешком пойдете…

 Знак дорожный угадай. (Остановка)

(В руке – знак «остановка»)

6. Перемолвились машины:

 «Остудить бы надо шины,

 Остановимся, где сквер!»

 Но вмешалась буквы ЭР:

 «Только я могу решить,

 Где стоянку разрешить!»

 Отвечайте дружно, громко

 Что за знак пред нами?

( В руке – знак «Стоянка»)

Молодцы! Дорожные знаки –наши друзья, без  которых на дороге ну никак нельзя. Они наши Проводники по бесчисленным дорогам  России. С ними наша жизнь находится вне опасности. Только важно их знать и  всегда следовать их указаниям.

Все действительно, очень просто, если  заучить наизусть, как таблицу умножения, правила движения. Хотя знаю, что в каждой школе и в каждом классе есть рассеянные и невнимательные ученики.  А среди вас есть такие?

Ведущая. Давайте проверим, насколько вы внимательны и соблюдаете требования дороги. Поиграем в игру «Да или Нет». Я буду спрашивать, а вы отвечайте словами «ДА» или «Нет». (Обращается то к одному, то к другому ученику с вопросом, можно спрашивать и у группы детей).

Вы переходите дорогу на красный свет? (Нет)

Вы катаетесь на самокате во дворе? (Да)

Говорят, вы не уступаете место старшим в транспорте. Это правда? (Нет)

А правда ли, что вы дорогу переходите на зеленый свет? (Да)

Вы играете на проезжей части? (Нет)

Точно ли, что на желтый свет светофора вы смело переходите дорогу? (Нет)

Автобус нужно ли ждать на автобусной остановке? (Да)

В этом зале есть дети, которые могут прокатиться на транспорте, прицепившись к нему? (Нет)

А правильно ли будет, если будет отменен знак «Пешеходный переход»? (Нет)

Так нужно ли соблюдать правила дорожного движения? (Да)

Детям знать положено

 Правила дорожные!

 Ты, дружок, доверься им:

 Будешь цел и невредим.

А давайте проверим ваше внимание и знания сигналов светофора. В какой популярной песенке есть слово «пешеход»? Правильно, в песенке «Крокодила Гены». Мы с вами эту песенку будем петь и при этом выполнять условия: на зелёный свет легонько притоптываете ногами, имитируете ходьбу, т.е. маршируем; на желтый - хлопаете в ладоши, поворачиваете головой налево, направо; на красный - стоим на месте и просто поем песню.                           (Включается фонограмма песни)

Прошу всех встать. Внимание, начинаем.

(Проводится игра)

А вы знаете, что первый светофор в России был в          форме круга. Регулировщик поворачивал  стрелку на нужный цвет. Это современный транспортный светофор, а этот – для  пешеходов. Светофор – греческое слово, по - русски оно означает  «несущий свет» (рассказ сопровождается иллюстрациями на доске).

Практическая часть. Изготовление книжки-раскраски.

Скажите, у кого из вас есть младшие сестренки и братишки? ( у многих)

Они знают правила дорожного движения? А раскрашивать любят? (да)

Давайте сделаем для них своими руками книжку-малышку о правилах дорожного движения? (да) Начнем?

(звучит фонограмма, участникам раздаются листы, на которых им нужно раскрасить изображение правил дорожного движения  слева, а справа раскраска останется нетронутой)

Какие вы молодцы, отлично справились с заданием! Нам осталось собрать нашу книжку – малышку. Согните ваш лист пополам, а теперь соединим листы вместе. Вот, что у нас получилось!

        Вот и подошёл к концу наш мастер-класс.  Вокруг столько  возможностей, чтобы узнать правила дорожного движения и интересно, и  познавательно. Человек не всемогущ, друзья, но если вы будете пользоваться  этими знаниями – жизнь ваша будет безопасной.

        Уважаемые коллеги, прошу вас поделиться своими впечатлениями о мастер-классе и оценить его. Если вы считаете его заслуживающим внимания, поднимите, пожалуйста, зеленый круг, если все, что вы услышали, вам было давно известно, покажите мне желтый круг, ну, а если вы жалеете, о  30 минутах, которые были потеряны зря – поднимите красный круг.

        Я благодарю вас за работу, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

   Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий я...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...

Мероприятие по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма "Дорожная азбука"

Мероприятие по профилактике детского  дорожно – транспортного травматизма "Дорожная азбука"Цели:1.    Проверить и закрепить знания о  дорожных знаках, предупредить наиболее ра...

Тематика классных часов в начальной школе по Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

         Данная тематика классных часов позволяет учителю начальных классов вести системную работу с учащимися по Правилам дорожного движения. Особое внимание уделяется...

Сценарий мастер-класса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на боль...

Мастер-класса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Система профилактической работы по предупреждению ДТП ориентирована на определенную цель и комплекс задач по ее достижению. В ее центре находится, прежде всего, конкретный школьник, который должен при...