рабочие программы внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса 2019-2020 учебный год
рабочая программа (3 класс)

Гарбузюк Юлия Александровна

Предлагаю рабочие программы внеурочной деятельности по всем направлениям для учителей, работающих в 3 классах. Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikiy_matematik_3_klass.docx33.39 КБ
Файл zanimatelnyy_russkiy_yazyk_3_klass.docx27.8 КБ
Файл istoki.docx26.28 КБ
Файл moya_bezopasnost.docx30.88 КБ
Файл shahmaty.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Программа курса внеурочной деятельности «Великий математик» по общеинтеллектуальному направлению предназначена для обучающихся 3 Г класса МБОУ «СШ 21». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование общих учебных умений, они осваивают способы познавательной деятельности.

     При обучении математике по данной программе в значительной степени реализуются межпредметные связи – с курсами русского языка, литературного чтения, технологии, окружающего мира и изобразительного искусства. Программа курса «Великий математик» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

      Цель курса: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

    Задачи курса:

Обучающие:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
  • развитие памяти, личностной сферы.

 

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся, интерес к математики;
  • развивать смекалку и сообразительность, внимание и сообразительности;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

     Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

    В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

 

                         Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
  • Средством достижения этих результатов служит организация парно-групповой работы.

     Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100

– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;

– решать задачи в 2–3 действия;

– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;

– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;

– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;

– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;

– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;

– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

– заполнять магические квадраты размером 3х3;

– находить число перестановок не более чем из трех элементов;

– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному

множеству, а другой – второму множеству;

– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;

– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

                                          Содержание курса внеурочной деятельности

С указанием форм организации и видов деятельности

Тема

Основное содержание занятия

Формы и методы работы

Вид деятельности

1

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

Древние люди. Зарубки на палках. Арабские числа и египетские. Хакасский счет. Математические пирамиды.

Математические игры,

легенда,

 

фронтальная,

групповая

2

Математика – это интересно.

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 *3 клетки).

Математические игры,

считалки

парная

3

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Игра «Не собьюсь!».

Математические игры,

ребусы

фронтальная,

парная

4

Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

Математические игры,

считалки

индивидуальная

5

Сообрази. Узнай цифру.

Царство математики. Игра «узнай цифру».

Математические игры,

фронтальная,

групповая

6

Путешествие точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

математические головоломки, занимательные задачи

фронтальная,

парная

7

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

математические головоломки, занимательные задачи

индивидуальная

8

Праздник числа 100

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Математические игры

индивидуальная

9

Семь чудес света

Это интересно. Игра «Какой ряд дружнее?

Математические игры

фронтальная,

групповая

10

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

математические головоломки, занимательные задачи

индивидуальная

11

Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего.

Работа в парах. Игра «Не подведи друга».

Решение задач НРК.

Математические игры

парная

12

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 100 до 200). Числа от 100 до 20 0расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

занимательные задачи

фронтальная,

парная

13

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Математические игры

фронтальная,

групповая

14

Математическая викторина

«Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадай возраст и дату рождения», «Сравнение прямой и кривой».

Математические игры

индивидуальная

15

 

Лего - конструкторы

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций.

Математические игры

парная

16

Лего - конструкторы

Выполнение постройки по собственному замыслу.

конструктор

фронтальная,

парная

17

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,

фронтальная,

групповая

18

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. НРК

математические головоломки, занимательные задачи

индивидуальная

19

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки»

парная

20

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Весёлые задачи, ребусы.

фронтальная,

парная

21

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 1000.

Весёлые задачи, ребусы, игры

фронтальная,

групповая

22

Конкурс Знатоков математики

Игра «Кто хочет стать математиком?» Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Математические игры

индивидуальная

23

Весёлые задания

В гостях у Незнайки. Весёлые задачи, ребусы.

Весёлые задачи, ребусы.

парная

24

 

Спичечный конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

Математические игры

фронтальная,

парная

25

Спичечный конструктор

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Математические игры

фронтальная,

групповая

26

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

Весёлые задачи, ребусы.

индивидуальная

27

Математический КВН

Групповая работа, игра – соревнование.

 Весёлые задачи, ребусы.

парная

28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Математические игры

фронтальная,

групповая

29

Математический аукцион

Секреты задач. Решение нестандартных задач.

 Весёлые задачи, ребусы.

парная

30

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь»

индивидуальная

31

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Весёлые задачи, ребусы.

фронтальная,

групповая

32

Числовые головоломки

Заполнение числового кроссворда (судоку).

Весёлые задачи, ребусы

фронтальная,

парная

33

Час весёлой математики

 

Командная игра. «Построй башню», загадки, задачи, блиц – опрос.

Работа в группах, оценивание подборки материала.

загадки, задачи, блиц – опрос.

парная

34

Конкурс знатоков

 

Весёлые задачи, ребусы. Загадки, задачи, блиц – опрос.

индивидуальная

 

 

Всего

34 часа

 

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

 «Великий математик»

№ п\п

Дата

Тема занятия

Примечание

По плану

факт

1

05.09

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

2

12.09

Математика – это интересно.

3

19.09

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

4

26.09

Танграм: древняя китайская головоломка.

5

03.10

Сообрази. Узнай цифру.

6

10.10

Путешествие точки.

7

17.10

Волшебная линейка

8

24.10

Праздник числа 100

9

31.10

Семь чудес света

10

14.11

Конструирование многоугольников из деталей танграмма

11

21.11

Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего.

12

28.11

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

13

05.12

Игры с кубиками

14

12.12

Математическая викторина

15

19.12

Лего - конструкторы

16

26.12

Лего - конструкторы

17

16.01

Весёлая геометрия

18

23.01

Математическая карусель

19

30.01

Математическое путешествие

20

06.02

Уголки

21

13.02

Игра в магазин. Монеты.

22

20.02

Конкурс Знатоков математики

23

27.02

Весёлые задания

24

05.03

Спичечный конструктор

25

12.03

Спичечный конструктор

26

19.03

Прятки с фигурами

27

02.04

Математический КВН

28

09.04

Математические игры

29

16.04

Математический аукцион

30

23.04

Игры с кубиками

31

30.04

Числовые головоломки

32

07.05

Числовые головоломки

33

14.05

Час весёлой математики

34

21.05

Конкурс знатоков

                                                            Всего

34 часа

Список литературы.

1.Доржиева Л.А, Стромилова Л.М. «Организация внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС»;

2.Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников»;

3.В.Волина « Праздник числа» М, 1995;

4.Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000;

5.Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989;

6.Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993;

7.Голубина Т.С. «Чему научит клеточка». М. Издательство «Мозаика-синтез» 2001г.;

8.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО Издательство «Астрель». 2007г.;

9. Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет.



Предварительный просмотр:

                                          Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык» для учащихся 3 «Г» класса МБОУ «СШ 21».

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:

 - Методическое пособие для 3 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по  предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения. Внеурочная деятельность  курса «Занимательный русский язык» играет важную роль в выполнении основной образовательной программы НОО.

Цель программы:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        

Задачи программы:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

  В процессе изучения курса «Занимательный русский язык» у учащихся 3 «Г» класса формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

                                            Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

   Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Прогнозируемые результаты

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Содержание  курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».  Практика: игра «Исправь ошибки», работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

 Каждое занятие приблизительно поделено на 2 части (теория, практика).

Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

По плану

факт

1

02.09

Да здравствует русский язык!

1

2

09.09

Вежливые слова

1

3

16.09

Поговорки и пословицы

1

4

23.09

Игротека

1

5

30.09

Запоминаем словарные слова

1

6

07.10

Растения во фразеологизмах

1

7

14.10

Игротека

1

8

21.10

Я не поэт, я только учусь…

1

9

28.10

Животные во фразеологизмах

1

10

11.11

Как морфология порядок навела

1

11

18.11

Игры с пословицами

1

12

25.11

Игротека

1

13

02.12

Животные во фразеологизмах

1

14

09.12

Кое-что о местоимении

1

15

16.12

Познакомимся поближе с наречием и числительным

1

16

23.12

Игротека

1

17

13.01

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1

18

20.01

Про корень и окончание

1

19

27.01

Про суффикс и приставку

1

20

03.02

Игротека

1

21

10.02

Непроизносимые согласные

1

22

17.02

Учимся различать предлог и приставку

1

23

24.02

Учимся писать «не» с глаголами

1

24

02.03

Игротека

1

25

16.03

Имена существительные с шипящим звуком на конце

1

26

23.03

Его величество ударение

1

27

30.03

Поговорим о падежах

1

28

06.04

Игротека

1

29

13.04

Сложные слова

1

30

20.04

От архаизмов до неологизмов

1

31

27.04

По страницам энциклопедий

1

32

18.05

Игротека

1

33

25.05

Повторение. Игротека

1

34

Конкурс-игра «Русский медвежонок»

1

Итого:

34

Литература

Методические пособия:

  1. Методическое пособие для 3 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
  2. Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

Дополнительная литература:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996
  5. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

Цифровые ресурсы:

  1. Ресурсы Интернет.
  2. ЦОР по русскому языку для начальной школы.
  3. ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер с художественным программным обеспечением.
  2. Мультимедиа – проектор.
  3. Интерактивная доска.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Истоки» предназначена для обучающихся 3 Г класса МБОУ «СШ 21».

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на системное приобщения ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни, формированию познавательных УУД. Программа «Истоки» составлена на основе программы авторов А.В.Камкина и И.А.Кузьмина. Программа является модифицированной. УМК «Школа России» Камкин А.В. (Истоки. Учебное пособие для 3 класса, 2011)

Цель курса внеурочной деятельности: раннее и относительное системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.

Задачи:

  • Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно – нравственным ценностям через совместную деятельность;
  • Организовывать взаимодействие детей и взрослых;
  • Создать условия для развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
  • Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения в начальной школе являются:

  • обучающиеся научатся полноценно воспринимать художественные произведения искусства,
  • эмоционально отзываться на увиденное,
  • высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
  • обучающиеся  получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков о природе, истории России, о судьбах людей, этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнѐтся формирование системы духовно- нравственных ценностей;
  • обучающийся начнѐт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений,
  • возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев произведений с нравственно-этическими нормами;
  • обучающиеся освоят восприятие художественного произведения как особого вида искусства; научатся соотносить его с другими видами искусства;
  • обучающиеся  приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

    К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются :

  • освоение приѐмов поиска нужной информации,
  • овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения,
  • знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром,формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
  • Учащиеся овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Планируемые результаты изучения курса

Обучающие получат возможность научиться:

  • развитию системы гуманистических отношений на различных уровнях: межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
  • ценностным отношениям (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);
  • Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний: изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
  • изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
  • обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию осваивают следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально- правовой, экологической, культуры здоровья: Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность. Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека. Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. А также: исходя из контекста понимают смысл их употребления и корректно используют в своей речи;
  • опираются на них в своей деятельности и общении.


Содержание курса внеурочной деятельности

 с указанием форм организации и видов деятельности

     В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Тематика программы в 3 классе является продолжением изученного  в 1-ом и 2-ом классах. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.

«Вера» - 8 часов

Теория – 6 часов.

  1. Вера. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело.
  2. Верность – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу.
  3. Верность. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
  4. Правда. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Справедливость. Правосудие.
  5. Честь. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится.
  6. Честь. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.

Практика – 2 часа.

1. Викторина «А знаете ли вы...»

2. Инсценировка ситуаций о вере, правде, чести.

2. Надежда – 8 часов.

Теория – 7 часов

  1. Надежда. Стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать.
  2. Согласие. Единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье.
  3. Согласие. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
  4. Терпение. Умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Нетерпимость к злому слову и делу.
  5. Послушание. Доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести.
  6. Послушание. Послушание родителям. Законопослушание.

Практика – 1час

1. Творческий конкурс «А мы знаем и умеем!»

Выпуск памятки «На заметку школьникам!» (о послушании родителям)

3. Любовь – 8 часов.

Теория – 7 часов

  1. Любовь. Сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.
  2. Милосердие. Иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу.
  3. Милосердие. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит.
  4. Доброта. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная.
  5. Доброта. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в тои и правды мало.
  6. Покаяние. Чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

Практика – 1 час

1. Выпуск стенгазеты «Добрые дела»

Викторина «Дружбой дорожить умейте»

4. София – 8 часов.

Теория – 6 часов

  1. Ум да разум. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает
  2. Размышлять и вразумлять. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума.
  3. Истина. Неложность. Подлинность. Искренность. Хранители истины.
  4. Истина. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
  5. Знания и мудрость. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды.
  6. Знания и мудрость. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость.

Практика – 2 часа

1. Викторина «О книгах»

Творческий конкурс «Вера, Надежда, Любовь»

Календарно - тематическое планирование

«Истоки»

урока

Дата

Тема урока

Количество часов

по

плану

факт

теория

практика

Вера (8часов)

1

02.09

Вера.

1

2

09.09

Вера

1

3

16.09

Верность

1

4

23.09

Верность

1

5

30.09

Правда

1

6

07.10

Честь

1

7

14.10

Инсценировка ситуаций о вере, правде, чести.

1

8

21.10

Викторина «А знаете ли вы...»

1

Надежда (8 часов)

9

28.10

Надежда.

1

10

11.11

Надежда.

1

11

18.11

Согласие

1

12

25.11

Согласие

1

13

02.12

Терпение

1

14

09.12

Терпение

1

15

16.12

Послушание

1

16

23.12

Творческий конкурс «А мы знаем и умеем!»

Выпуск памятки «На заметку школьникам!» (о послушании родителям)

1

Любовь   (8 часов)

17

13.01

Любовь

1

18

20.01

Любовь

1

19

27.01

Любовь

1

20

03.02

Милосердие

1

21

10.02

Милосердие

1

22

17.02

Доброта

1

23

24.02

Покаяние

1

24

02.03

Выпуск стенгазеты «Добрые дела»

Викторина «Дружбой дорожить умейте»

1

София  (8 часов)

25

09.03

Ум да разум

1

26

16.03

Истина

1

27

23.03

Истина

1

28

30.03

Знание и мудрость

1

29

06.04

Знание и мудрость

1

30

13.04

Почему Вера, Надежда и Любовь -родные сестры?

1

31

20.04

Почему Вера, Надежда и Любовь -родные сестры?

1

32

27.04

Викторина «О книгах»

1

33

18.05

Творческий конкурс «Вера, Надежда, Любовь»

1

34

25.05

Обобщение изученного

1

                              Итого

34



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность» предназначена для обучающихся 3 Г класса МБОУ «СШ №21». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и сориентирована на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности от всех источников угроз, в чрезвычайных ситуациях, подстерегающих нас, на знания и навыки использования правил безопасного поведения, на стимулирование развития у воспитанников самостоятельности и ответственности.

Цель курса внеурочной деятельности:

  • подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства, социокультурное развитие школьников, стимулирование интереса учащихся к изучению курса, воспитание ответственного отношения  к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
  • знакомство с возможными факторами риска в деятельности человека;
  • формирование представлений о мире профессий в области обеспечения безопасности и жизнедеятельности (МЧС, МВД, ФСБ)

Задачи:

  • вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;
  • развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасности, и преодолении трудностей;
  • повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и негативными ситуациями;
  • формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности и эффективно применять их в повседневной жизни;
  • формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а так же навыков и умений совместных действий, оказания само – и взаимопомощи;
  • формирование личности ученика;
  • формировать и совершенствовать общеучебные умения и универсальные способы деятельности (работа с информацией, с разными источниками) 

Результаты курса внеурочной деятельности

Предметные результаты:

  • умение применять полученные теоретические знания

Личностные результаты:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
  • освоение моральных норм помощи, готовности принять на себя ответственность;

Метапредметные  результаты:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
  • анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,
  • оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,
  • моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел

Форма организации

Основные виды деятельности

Безопасное поведение на улицах и дорогах

Игры, беседы, конкурсы рисунков, создание проектов

Групповая,

индивидуальная,

парная

Пожарная безопасность и поведение при пожаре

Игры, беседы, конкурсы рисунков, проигрывание ситуаций, создание проектов

Групповая,

индивидуальная,

парная

Безопасное поведение в доме

Игры, беседы, конкурсы рисунков, проигрывание ситуаций

Групповая,

индивидуальная,

парная

Чрезвычайные ситуации

Игры, беседы, конкурсы рисунков, разгадывание кроссвордов

Групповая,

индивидуальная,

парная

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Моя безопасность»

№ п/п

Дата

Тема.

Количество часов.

По плану

Факт

Безопасное поведение на улицах и дорогах (10 ч)

1

06.09

Движение пешеходов по улицам и дорогам

1

2

13.09

Движение пешеходов по улицам и дорогам

1

3

20.09

Дорога, ее составные части, виды автомашин

1

4

27.09

Дорога, ее составные части, виды автомашин

1

5

04.10

Улицы, перекрестки, площади

1

6

11.10

Сигналы светофора и регулировщика

1

7

18.10

Сигналы светофора и регулировщика

1

8

25.10

Сигналы, которые подает водитель

1

9

01.11

Мне на улице не страшно!

1

10

15.11

Безопасность пассажиров

1

Пожарная безопасность и поведение при пожаре (4 ч)

11

22.11

Пожар в транспорте, правила поведения

1

12

29.11

Пожар в транспорте, правила поведения

1

13

06.12

Пожар в общественных местах и его причины. Страх и паника.

1

14

13.09

Пожар в общественных местах и его причины. Страх и паника.

1

Безопасное поведение в доме (8 ч)

15

20.12

Лифт – наш домашний транспорт.

1

16

27.12

Опасные незнакомцы

1

17

17.01

Как защитить себя и свой дом.

1

18

24.01

Звонок по телефону

1

19

31.01

Предметы бытовой химии и их безопасное применение

1

20

07.02

Как нужно обращаться с электроприборами

1

21

14.02

Газ, огонь и человек

1

22

21.02

Как растопить печку

1

Чрезвычайные ситуации (12 ч)

23

28.02

Стихийные бедствия. Правила поведения.

1

24

06.03

Стихийные бедствия. Правила поведения.

1

25

13.03

Стихийные бедствия. Правила поведения.

1

26

20.03

Как предупреждают о стихийных бедствиях.

1

27

03.04

Как предупреждают о стихийных бедствиях.

1

28

10.04

Бури, ураганы, тайфуны и смерчи

1

29

17.04

Бури, ураганы, тайфуны и смерчи

1

30

24.04

Бури, ураганы, тайфуны и смерчи

1

31

08.05

Бури, ураганы, тайфуны и смерчи

1

32

15.05

Наводнения. Правила поведения во время наводнения. Правила поведения на воде.

1

33

22.05

Лесной пожар. Правила поведения в лесу

1

34

КВН. Безопасное лето.

1

Всего:

34 часа



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

      Программа  курса внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению “Шахматы”  предназначена для обучающихся 3 Г класса МБОУ «СШ №21».

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программы И.Г. Сухина  и направлена на развивающие  функции  обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Цель курса внеурочной деятельности:

  • равномерное развитие логического и физического интеллекта детей; формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.

Задачи:

  • гармоничное развитие детей, увеличение объема их двигательной активности, укрепления здоровья;
  • выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
  • освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных подвижных игр;
  • овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
  • обучение приемам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников;
  • формирование первоначальных умений саморегуляции  интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;
  • укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • приобщение к самостоятельным знаниям интеллектуальным и физическими упражнениям, играм, и использование их в свободное время;

Результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
  • формирование основ шахматной культуры;
  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
  • приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
  • умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • умение управлять своими эмоциями;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы – характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе и во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные УУД:

  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
  • овладение способом структурирования шахматных знаний;
  • овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
  • овладение способом поиска необходимой информации;
  • умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
  • овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
  • умение строить логические цепи рассуждений;
  • умение анализировать результат своих действий;
  • умение воспроизводить по памяти информацию;
  • умение устанавливать причинно – следственные связи;
  • умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

  • находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
  • умение донести свою позицию до других;
  • умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.

  • Формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека ( физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
  • Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
  • Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
  • Выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
  • Развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

Планируемые результаты

  • Владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат»;
  • Понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
  • Знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
  • Уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
  • Принимать участие в шахматных соревнованиях.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности.

Раздел

Форма организации

Основные виды деятельности

Теоретические основы и правила шахматной игры (21 час)

Беседа, презентация, чтение литературы, игра в шахматы

Сведения из истории шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила проведения.

Практико – соревновательная деятельность (13 часов)

Презентация, беседа, парные игры, конкурсы, соревнования, шахматный праздник.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы, решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

№ п/п

Дата

Тема.

Количество часов

По плану

Факт

1

03.09

Из истории возникновения соревнований по шахматам. Система проведения шахматных соревнований.

1

2

10.09

Матование одинокого короля разными фигурами.

1

3

17.09

Тактические комбинации и приемы «двойной шах», «открытый шах»

1

4

24.09

Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры».

1

5

01.10

Конкурсы решения позиций: как бы вы сыграли?

1

6

08.10

Тактический прием « завлечение»

1

7

15.10

Тактический прием «отвлечение»

1

8

22.10

Тактический прием «уничтожение защитой»

1

9

29.10

Тактический прием «спертый мат»

1

10

12.11

Сочетание тактических приемов

1

11

19.11

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

12

26.11

Борьба за инициативу

1

13

03.12

Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля

1

14

10.12

Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля

1

15

17.12

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

16

24.12

Шахматный турнир

1

17

14.01

Шахматный турнир

1

18

21.01

Шахматный турнир

1

19

28.01

Шахматный турнир

1

20

04.02

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план

1

21

11.02

Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата.

1

22

18.02

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом»

1

23

25.02

Основы пешечного эндшпиля: оппозиции и ключевые слова

1

24

03.03

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой

1

25

10.03

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата

1

26

17.03

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки

1

27

24.03

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

28

31.03

Сыграй как чемпион

1

29

07.04

Сыграй как чемпион мира

1

30

14.04

Шахматный турнир

1

31

21.04

Шахматный турнир

1

32

28.04

Шахматный турнир

1

33

19.05

Шахматный турнир

1

34

26.05

Шахматный праздник

1

Всего:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Бисероплетение", 4 класс 2016-2017 учебный год

Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по физической культуре 3 класс 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Город мастеров» на 2019-2020 учебный год

Программа разработана для учащихся 3 класса расчитана на 2 часа .Программа разработана  дя работы с бумаой  в разных техниках : квиллинг , аппликация, бумагопластика, кусудами, создание праз...

Отчет о внеурочной деятельности во 2 классе 2019-2020 учебный год

В презентации размещены фотоматериалы к отчету внеурочной деятельности во 2 классе....