Портфолио ученика начальной школы
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

В данной статье раскрывается цель создания портфолио, примерные разделы, краткие характеристики по каждому разделу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио ученика начальных классов: цель и суть

Приходя в начальную школу, большая часть учеников не отдает себе полный отчет, что от него хотят учителя, как нужно систематизировать свои действия и знания, чтобы учеба приносила радость. Задача учителей — направить школьников в нужное учебное русло, открыть их потенциал и способствовать появлению желания познавать новое. В этом им как раз и поможет портфолио.

Цели этого документа таковы:

  • развить индивидуальные наклонности и творческий потенциал ученика;
  • привить ему лидерские качества и поднять самооценку;
  • подтолкнуть к познавательной деятельность;
  • развить самостоятельность и ответственность в принятии решений и быть в ответе за них;
  • научить творчески развиваться;
  • сформировать правильные моральные качества, вырастить ответственного, доброго и умного гражданина;
  • научить формировать свои желания и цели самостоятельно, выбирать главное, систематизировать информацию;
  • помочь найти свои идеалы и приоритеты, показать, что нет предела самоусовершенствованию.

Задачи портфолио:

  • показать школьнику, что главное не грамоты и похвала, а то, что он узнает новое, растет над собой и постоянно развивается;
  • способствовать творческим занятиям каждый день;
  • научить выбирать важную информацию на фоне всей остальной;
  • дать возможность самому выбрать формат портфолио, его внешний вид и разделы.

Ученые доказали, что большою роль в формировании успешной личности имеет не интеллект или талант, а высокая мотивация добиться цели. Это и пропагандирует портфолио.

Важно, чтобы папку ученик начальной школы сделал сам. Так будет формироваться его личное мнение, позиция.

Портфолио ученика начальных классов представляет собой собрание различных документов, грамот, информации, которая указывает на высокий уровень знаний школьника. Это очень пригодится для определения рейтинга учащегося.

Прикреплять в такое портфолио можно, как сертифицированные документы, так и написанное от себя. Данные должны охватывать все сферы жизнедеятельности ученика: учебу, творчество, спорт, изучение языков и т.д.

Следует заметить, что нет единого правила, которое обязывает создавать портфолио определенным методом, и не иначе. У школьника есть большой выбор, как именно он хочет представить себя перед коллективом. Это очень важно при формировании мировоззрения ученика начальных классов.

Но несмотря на отсутствие строгих правил, портфолио должно включать в себя разделы, которые расскажут об ученике и его трудах.

Титульный лист.

На нем указываются данные ученика, какую школу и класс он посещает.

Например: « Марченко Сергей Вадимович, ученик ….. класса МБОУ прогимназии N  г.M». Тут нужно рассказать о себе, своих планах, мечтах, пристрастиях. Это такая мини — презентация, длинною в несколько предложений.

Например: « Сейчас я ставлю себе цель хорошо учиться в школе и получить много полезных знаний. Мои мечты разнообразны: хочу полетать на вертолете, увидеть пустыню Сахара и поплавать с дельфинами. Мое хобби — рисование и спорт. Хочу достичь высот в этих направлениях».

Титульный лист обязательно должен иметь привлекательный вид, потому его можно украсить аппликацией, рисунками, наклейками. Также на титульном листе обычно располагается фотография. Ученики в этом возрасте имеют еще детское мировоззрение, потому можно использовать также картинки мультипликационных героев.

Разделы портфолио

  1. «Мой мир».
  • ученик рассказывает о своей семье: обязательно нужно приложить фотографии своих родных. Рассказать можно не только о родителях, братьях или сестрах, но и о бабушках с дедушками. Следует упомянуть, что они являются пример для юного школьника и во всем его поддерживают. Также в этом разделе можно описать, как проходит семейный досуг, какие увлекательные хобби имеют члены семьи, куда семья любит ходить вместе;
  • ученик рассказывает о своих друзьях, одноклассниках;
  • ученик рассказывает о своем городе, стране;
  •  увлечения  ученика. Тут можно не поскупиться на дополнительный материал в виде фотографий или рисунков, если ребенок посещает художественную школу, например.
  1. «Моя учеба».
  • следует указать классного руководителя, учителей –предметников, описать, какие предметы изучает школьник, внеурочная деятельность, какие внешкольные кружки посещает. Тут же можно дать краткое описание классу (какое направление для учебы выбрано, сколько человек в классе и т.д.);
  • информация по каждому предмету: итоги контрольных работ, сами контрольные работы, сочинения, итоги олимпиад по предметам;
  • график роста техники чтения;
  • ведомость успеваемости по четвертям;
  • любимые предметы.
  1. «Мои достижения».  Раздел «Мои достижения» — самый объемный, потому что включает в себя планы, составленные самим учеником, оценочные листы и тесты от учителей, а также грамоты, дипломы и прочие важные отметки.
  • итоги конкурсов разных уровней;
  • итоги внешкольных мероприятий (спорт, музыкальная школа, художественная школа);
  • подборка детских творческих работ ( фотографии). Это могут быть работы, сделанные на уроках в школе, или на дополнительных занятиях, кружках, факультативах. Материалы должны быть сформированы так, чтобы был виден рост умений и знаний школьника.
  • информация, которая характеризует ребенка во внешкольной сфере. Тут описывается досуг школьника, его хобби и пристрастия.
  1. «Мои впечатления». Рисунки и отзывы ребенка на посещенные образовательные события:
  • экскурсионно-образовательные программы, театры, выставки;
  • праздники;
  • уроки, внеурочные занятия;
  • городские воспитательные программы;
  • раздел «Мои впечатления» очень важен для ребенка, который только пошел в школу. Так он может выразить свои эмоции, систематизировать свои мысли.
  1. «Отзывы и пожелания». Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка стараний. Например, «Принял активное участие в подготовке к классному часу», «Выучил и великолепно рассказал стихотворение» и.д.   Подытожить материалы, прикрепленные в портфолио, помогает этот раздел. В нем учителя и родители могут давать свои оценки учебе ученика, его стараниям. Также они могут указать на недочеты или пробелы в знаниях.
  • отзывы учителей;
  • отзывы родителей;
  • отзывы одноклассников;
  • благодарности и благодарственные письма;
  • указания на недочеты с пожеланиями это исправить.

Портфолио не является документом строгой формы, потому может заполняться школьником в произвольной форме. Главное — подойти ответственно к этому занятию, не допускать ошибок, вписывать правдивую информацию.

Заполнять папку можно, как на уроках с разрешения учителя, так и на внеклассных занятиях или дома. Учителя могут помогать в оформлении, но инициатива должна исходить от ученика.

Немаловажно, чтобы портфолио не превратилось в хвалебную книгу о достижениях школьника, в которой будут собраны различные грамоты и дипломы. Ведь основная цель состоит не в том, чтобы выделить его на фоне остальных, а чтобы привить ответственность, сделать ребенка собранным и внимательным.

Папка должна полностью отображать вкусы и интересы школьника. Именно поэтому он может выбирать различный декор, манеру заполнения. Можно даже корректировать разделы, которые будут представлены в портфолио.

В сети Интернет также существует немало сайтов, перейдя на которые можно скачать файл в виде архива с полным набором шаблонов. Также их несложно сделать самому на компьютере с помощью специальной программы. Но только ученику начальных классов это может оказаться не под силу. В этом им помогут родители.

Также различные печатные издательства создают готовые портфолио на любой вкус. Можно выбрать любую тематику, количество разделов, из которых состоит портфолио. Плюс такого варианта — он напоминает книгу, имеет толстый переплет, а потому прослужит дольше, чем простая папка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы

Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

портфолио ученика начальной школы (шаблон)

Портфолио ученика начальной школы  (шаблон)   Заполнить титульный лист  и стр.3 "Моя семья"...

возможный вариант оформления портфолио ученика начальной школы

Примерный вариант подскажет какие разделы портфолио должны раскрывать ребенка как разностороннюю личность....

Портфолио ученика начальной школы

Как помочь первокласснику в создании Портфолио, рекомендации для родителей.В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но ...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...