Родительское собрание в 1 классе "Воспитание в семье"
методическая разработка (1 класс)

Домнина Елена Сергеевна

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную личность, ребёнку необходимы родительский пример, родительское слово, родительская любовь! Нельзя перекладывать такое важное дело, как воспитание ребёнка, полностью на школу.Ответ за ребёнка, за его поступки перед собой и перед людьми будут держать, прежде всего, родители. Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Как правильно построить общение с ребёнком? Какие методы воспитания выбрать? Ответить на все эти вопросы и поговорить о методах семейного воспитания рекомендую на родительском собрании в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Воспитание в семье»

Цель:

- создавать условия для укрепления детско-родительских отношений, основанных на взаимопонимании и уважении.

Задачи:

- познакомить родителей со способами проявления родительской любви и заботы  к ребенку; 

- расширить психологические знания родителей; 

- побуждать членов родительской общественности к  позитивному общению друг с другом, обмену опытом в вопросах воспитания;

- способствовать проявлению чуткости, уважения, культуры общения в семье, а также укреплению семейных ценностей и традиций.

Форма проведения: семинар - практикум

Участники: классный руководитель, родители первоклассников, школьный психолог.

Подготовительная работа:

  1. Совместная работа классного руководителя и школьного психолога по подготовке заданий для психологического тренинга.
  2. Оформление приглашений.
  3. Проведения  рисуночного теста и его анализ.
  4. Розовые и желтые смайлики, стол разбиты на 2 группы (таблички: красные и зеленые, сын и дочь)
  5. Платки.
  6. Макет дома (приложение 5)
  7. Видео «Басня И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»»
  8. Тест «Я И МОЙ РЕБЁНОК»
  9.  Запись на доске темы собрания, русских народных пословиц и поговорок о воспитании детей:
  • Семья без детей - что цветок без запаха.
  • Детишек воспитывать - не курочек пересчитывать.
  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.

Оборудование: мультимедиа, буклет для родителей, ситуации для обсуждения.

Ход собрания

Психологический настрой

Добрый вечер уважаемые родители. И я надеюсь, он действительно добрый…

Традиция приветствовать друг друга при встречи возникла задолго до наших дней. И сегодняшняя наша встреча не будет исключением.

 Предлагаю вам поприветствовать друг друга, и  настроится на позитив.

Здравствуйте мамы мальчиков__________мамы мальчиков скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте мамы девочек ____________мамы девочек скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте папы  мальчиков__________папы мальчиков скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте папы  девочек ____________папы  девочек скажите «Здравствуйте».

Рождение ребёнка – это радость в доме _______кто согласен скажите громко «да»

Ребёнок надежда и будущее родителей _______кто согласен скажите громко «да»

Дети это гордость родителей_________________ кто согласен скажите громко «да»

У кого самый замечательный ребёнок_______________ громко крикните « у меня»

У кого самый любознательный ребёнок ____________________скажите «молодец»

У кого самый спортивный ребёнок _________________________потопайте ногами

У кого ребёнок родился весной,  _____________  крикните  - «веснушка»

У кого ребёнок родился зимой, _______________крикните -  «снежинка»

У кого ребёнок родился осенью, ______________крикните – «дождинка»

У кого ребёнок родился летом, _______________крикните – «радуга»

Кто помнит,  в каком классе учится ваш ребёнок, _____крикните «я» и назовите класс.

Кто ответил на все вопросы, _________  похлопайте в ладоши. Вы справились с задачей.

Любите и берегите своих детей!!!

Вступительное слово учителя

А сейчас я предлагаю вам обратить внимание на экран (просмотр басни И.А.Крылова «Лебедь, рак, и щука»)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

- Наше собрание я начала с известной басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука» совсем не случайно, в роли главных героев на нашем собрании будут выступать три слагаемых важнейшего направления в воспитательном процессе: ученик – учитель – родители.

Ещё Макаренко говорил:

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

  -  Что же нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь удалась!».

    - Сегодня мы с вами и будем постигать формулы родительской педагогики.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские и  может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка

- Никому не секрет, что каждый знает, как воспитывать своего ребёнка. Но всегда ли мы понимаем ребёнка? Всегда ли правы? Прислушиваемся к его пожеланиям, выслушиваем его, ведём беседы, терпеливо объясняя, как нужно делать и поступать вместо окриков и шлепков?

-Наша  с вами цель сегодня – найти путь к успеху ребёнка,  при этом не потерять контакт с ребенком.

Отсутствие времени – это серьезно. Но, как известно, кто не хочет, ищет причины для оправдания, а кто хочет, всегда ищет возможности.

Игра «Связанный ребёнок»

   Каждый ребёнок приходит на землю со своей миссией. Что же делаем мы?

Мы говорим ребёнку: «Не бегай, не прыгай, не упади…».  Мы  связываем ему ноги. (Родителю ленточкой связывают ноги).

«Не трогай то, не трогай это…».  Мы связываем ему руки. (Родителю  связывают руки).

«Не слушай, это не для твоих ушей…».  Завяжем ему уши.

«Не кричи, не разговаривай громко…». Завяжем ему рот.

«Не смотри этот фильм…».  Завяжем ему глаза.

Вот!!! Именно так ощущают себя наши дети, когда мы своим вечным недовольством, а главное, своим желанием сделать, как лучше порой вредим своему ребёнку. И очень важно направлять, а не указывать!

Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один момент. Должно пройти время, прежде чем наш малыш станет настоящим школьником.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.      

Сократ.

Методы семейного воспитания…

 (анимация  растущего растения)

Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. В этом и заключается секрет хорошего воспитания.

Большую часть своего времени ребёнок проводит в семье, поэтому первые уроки жизни он получает именно в общении с родителями.

Что такое семья? Это, прежде всего, дом.

Какие ассоциации у вас возникают со словом ДОМ?

(Дом – это семья, место, где родился человек.

Дом – это очаг.

Дом – начало всех начал, как поётся в песне «Родительский дом».)

Итак, начинаем строительство. И прежде чем возводить стены, мы заложим фундамент.

Здесь я хочу рассказать Вам одну легенду:

    В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не сорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

Как вы думаете, какое слово написал старец? (ПОНИМАНИЕ)

  Именно из понимания вырастают любовь и дружба,  желание понять, а не осудить друг друга.

  Думаете, тому старику из притчи ни разу не хотелось накричать на своих детей или отшлёпать их? Это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар. Но он никогда себе этого не позволял, потому что он был мудрым, любящим, терпеливым отцом и мужем.

   Ну, что ж, фундамент заложен, теперь нам предстоит возвести стены нашего дома. В стену будут положены методы семейного воспитания.

1. «Семейное воспитание – это актуально»

   Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания – самая волнующая для родителей проблема.

- Как преодолеть лень ребёнка?

- Как заставить его слушаться?

- Как воспитать у него чувство ответственности? И др.

   Вопрос, как именно можно всё это сделать, и есть вопрос метода воспитания. Метод в точном переводе «способ», а в данном случае способ, приём, путь воздействия на растущую личность, постоянно меняющуюся и всегда неповторимую. Предлагаю тест «Я и мой ребёнок» (Приложение 1.)

Итак, мы убедились в важности знаний методов воспитания. Переходим к обсуждению следующей позиции.

2. «Ты бойся словом хрупкий мир разрушить»

   Слово – тончайший инструмент человеческого общения. Как заставить его служить искусству воспитания? Слово обладает огромной силой. Грубый окрик пугает и озлобляет ребёнка, легкая ирония убивает веру в свои силы и стремление к новым победам. Зато, какой затаённой радостью светятся его глаза после нашего одобрения. «О, это только начало! Вот увидите, что я ещё могу», - говорят нам эти глаза.

   Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако способны раздражать ребёнка, даже если сказаны спокойным тоном. И есть слова, которые заглаживают обиды, улучшают настроение, а мы их обычно стесняемся говорить.

Из предложенных выражений отобрать запрещённые;

Я тысячу раз тебе говорила…

Сколько раз надо тебе повторять?

О чём ты только думаешь?

Все дети как дети, а ты…

Давай посоветуемся.

Что бы я без тебя делала.

Как я тебе благодарна.

Я тебя люблю.

Вечно ты во всё лезешь!

Расскажи мне, что с тобой…

3. «Меч наказанья не спеши на голову дитяти ты обрушить»

   Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказать ребёнка можно лишь в том случае, когда вы уверены, что он совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя. Одни родители допускают наказания, другие – категорично против.

    Поработаем в группах. Родители, сидящие за красным столом,  будут противниками наказания, за зелёным – будут допускать возможность наказания.

Ситуация 1. Ребёнок постоянно грубит и не слушается.

- Как с этим бороться?

Ситуация 2. Ребёнок постоянно опаздывает в школу: очень долго просыпается, медленно умывается и приводит себя в порядок, «возит» ложкой по тарелке. И так каждый день.

4. «Тебя как в зеркале я вижу…»

   Действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой возрастной особенностью младших школьников, как подражательность. Дети фотографируют всё, что происходит в семье.

   Значит, если вы хотите, чтобы ребёнок учился любить людей, их должны полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками. Одобряйте, если ребёнок захочет отдать что-то товарищу.

   Вам не нравится, что ребёнок может что-то пообещать, а не сделать. А подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или к близким? Ребёнок и это копирует, считая нормой.

 Есть семьи, где телевизор работает постоянно. Конечно, жить так можно. Но тогда не требуйте, чтобы ребёнок читал книги. В семье, где все любят читать, нет трудностей в приучении детей к чтению.

   Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок по утрам делал гимнастику, то объяснений, насколько она необходима, недостаточно. Разъяснение обязательно должно быть подкреплено личным примером.

   Из приведённых примеров следует, что атмосфера семьи воспитывает.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь,

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

5. Законы семьи

   Осталось «покрыть наш дом крышей».

Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Попробуйте расшифровать их.

(Работа в группах)

ЗАКОНЫ  = ЕД. ТР. +  ЗН. ПОХВ. +  ТР. УЧ. + РАЗД.  БЛАГ

 СЕМЬИ

Что у вас получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?

1 закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.

2 закон. Закон значимости похвалы ребёнка.

3 закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4 закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

 

 Вот мы и завершили строительство дома (Приложение 5.) и разговор о методах воспитания. Я благодарю вас за активное участие и прошу ответить на последний вопрос: что вам дала сегодняшняя встреча?

(Это «строительство» вызвало желание построить взаимоотношения в  семье по-новому.)

Заключительное слово классного руководителя.

Сегодня наше собрание мне хочется закончить словами И. Беляевой о том, в чем состоит рецепт счастья:

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо

перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути.

Всем вам счастья, мира и добра!

Пусть радость царит в семье всегда!

Любите друг друга искренним сердцем,

Любите друг друга открытой душой,

 Чтоб не было места, где злобе пригреться,

Чтоб в сердце пришел долгожданный покой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация

Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"

Данное собрание проводится с целью выяснить какие отношения между детьми и родителями в семьях. Какие методы поощрения и наказания используют родители, по отношению к детям....

Родительское собрание"Люблю тебя, моя семья!"

В работе  представлены рекомендации по проведению  совместного родительского собрания обучающихся и их родителей....

Родительское собрание.Профилактика насилия.проблема семьи, школы, общества.

Данное родительское собрание дает возможность учителю познакомить родителей с широким понятием «насилие», с постулатами «отравляющей педагогики» как феномена, порождающего насилие. Дает участникам пом...

Родительское собрание "Расскажи о своей семье"

Родительское собрание в форме конкурса включает в себя различные занимательные тесты и творческие задания....

Родительское собрание "Нравственные отношения в семье и в школе"

родителям рассказывается: какими же должны быть нравственные отношения в семье....

Родительское собрание. "Авторитет родителей в семье".

Конспект родительского собрания.Тема собрания:"Авторитет родителей в семье".Цель: убедить родителей в том, что влияние их авторитета на ребенка состоит в том, чтобы помочь ему развиваться, стать счаст...