Праздник Белых Журавлей в 4 классе.
классный час (4 класс)

Узелова Лидия Евгеньевна

Данный праздник был проведён в 4 классе. Учащиеся познакомились с историей праздика, узнали о трагедии Хиросимы и Нагасаки, об участии советских солдат в Афганской войне. Ребята узнали о своих земляках-золотухинцах, погибших при выполнении интернационального долга. Материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_belyh_zhuravley.docx37.9 КБ
Файл prazdnik_belyh_zhuravley.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Праздник Белых Журавлей.

Цель: 

Воспитание чувства патриотизма к своей Отчизне, готовности встать на защиту своих рубежей; выражение глубокой признательности и благодарности юношам, погибшим при защите интересов своей Родины и ныне живущим участникам локальных войн.

Задачи:

  • содействовать воспитанию у учащихся гражданственности, патриотизма;
  • прививать чувство гордости за прошлые подвиги сынов своего Отечества, своих земляков;
  • формирование нравственных качеств личности

Оборудование: 

медиапроектор, компьютер, презентация.

Оформление  класса: 

бумажные  журавлики; белые воздушные шары; цветы.

Ход праздника.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, учителя и родители! Мы рады видеть вас на нашем празднике – Празднике Белых Журавлей.  Это праздник духовности и поэзии, способствующий  укреплению дружбы народов нашей многонациональной  России.  А ещё  этот праздник был создан как день памяти всех погибших солдат во всех войнах мира.  (слайд 2)  

1 чтец:    Чудесный праздник белых журавлей
                 Согреет мир сердечностью своей.
                 Он дружбу и единство воспевает,
                  В боях погибших помнить призывает.
                 Журавль - символ света, доброты,
                 Поэзии высокой чистоты.   (слайд 3)  

Учитель: Почему именно белые журавли стали символом этого праздника? - Упоминания о прекрасной птице — журавле — встречаются в культурах многих народов мира. Практически везде журавль олицетворяет положительное и светлое начала. В Японии образ журавля символизирует долголетие и процветание. В Китае журавля часто связывают с бессмертием. У африканских народов журавль является посланником богов.  На Кавказе есть легенда, что воины, павшие на поле битвы, превращаются в журавлей.   (слайд 4)  

2 чтец        - Мама, а журавли высоко?
                   - Да, они в небе синем построились клином.
                   Давай им помашем рукой!
                   - Мама, ты слышишь клич журавлиный?
                   - Да, сынок, ты знаешь, что там, 
                   далеко - далеко, в чужие края
                   летят вместе с ними
                   бессмертные души солдат,
                   что погибли в боях за Отчизну,
                   её охраняя покой?  
(слайд 5)  
Учитель: Праздник Белых Журавлей отмечается в России 22 октября. Инициатором этого праздника стал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Именно он написал знаменитое стихотворение «Журавли», которое впоследствии стало песней.  Появление песни «Журавли» имеет свою предысторию.  Расул Гамзатов написал его под впечатлением от посещения известного памятника белым журавлям в Хиросиме, и рассказа о японской девочке Садако Сасаки. Вот её история.   (слайд 6)  

1 ученик: 6 августа 1945 года по приказу президента США Трумэна американским бомбардировщиком была сброшена атомная бомба на японский город Хиросима, а 9 августа 1945 года - на японский город Нагасаки. Города были разрушены практически полностью. В Хиросиме погибло более ста сорока тысяч человек, в Нагасаки – 75 тысяч. Многие погибли сразу после бомбардировки, другие умирали от лучевой болезни долгие годы.    (слайд 7)  

2 ученик: В Хиросиме жила японская девочка Сасаки Садако. Когда на город сбросили атомную бомбу, ей было всего 2 года. Она жила со своими родителями в трех километрах от города, а потому не пострадала – ни ожогов, ни ранений не было. Прошло 10 лет. Сасаки выросла, училась в 7 классе, занималась спортом. Осадки атомного взрыва заразили воздух, воду, землю. Они попали в кровь Сасаки, и она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови.

3 ученик: Девочка попала в больницу, и доктор, чтобы придать ей силы для борьбы с болезнью, сказал, что если она сама сделает тысячу белых бумажных журавликов, то обязательно поправится. Сасаки поверила. В палату принесли бумагу и ножницы. Сасаки принялась мастерить. Готовые белые журавлики сначала занимали ее кровать, затем пол палаты, поднимались к потолку, садились на подоконник.    (слайд 8)  

4 ученик: Одноклассники девочки решили помочь ей. Они сами вырезали журавликов и привлекали к этому занятию своих друзей. Так весть о японских журавликах разнеслась по всему миру. В Японию со всех уголков земного шара летели белые журавлики. Все стремились помочь выздороветь Сасаки Садако. Вскоре белая журавлиная стая переросла за тысячу, но девочке становилось все хуже.

Видеоклип на песню Ольги Егоровой «Японский журавлик».    (слайд 9)  

Учитель: Белые журавлики не смогли победить страшную болезнь, не смогли спасти жизнь Сасаки Садако. Она умерла 25 октября 1955 года. Японские школьники и их родители в память о тех, кто погиб от страшного оружия, впервые примененного над их городом, собрали деньги и построили Архитектурно-парковый символический ансамбль Парк Мира, сердцем которого является памятник - на высоком постаменте хрупкая девочка держит над головой журавля, устремившегося ввысь. (слайд 10)   Местные жители чаще называют его Обелиском бумажных журавлей. И сегодня сюда приносят белых бумажных журавликов со всех уголков нашей Земли. А журавли курлычут и призывают: “Дети! Помните Садако! Она так хотела, чтобы в мире не было войн, чтобы все были здоровы, веселы и счастливы!”   (слайд 11)  

3 чтец:       Я хочу, чтоб в целом мире
                    Затрубили журавли
                    И напомнить всем могли
                    О погибших в Хиросиме.

4 чтец:        И о девочке умершей,

                 Не хотевшей умирать

                 И журавликов умевшей

                 Из бумаги вырезать.

5 чтец:     А журавликов-то малость

                 Сделать девочке осталось...

                 Для больной нелёгок труд,

                 Всё ей, бедненькой, казалось –

                 Журавли её спасут.

6 чтец:     Журавли спасти не могут –

                 Это ясно даже мне.

                 Людям люди пусть помогут

                 Преградить пути войне.

Учитель: История Садако Сасаки потрясла Расула Гамзатова. Он постоянно думал о ней, вспоминал своих братьев и односельчан, погибших на войне. Так появилось стихотворение, в первоначальном варианте начинающееся такими строками: 
«Мне кажется порою, что джигиты, 
С кровавых не пришедшие полей, 
В могилах братских не были зарыты, 
А превратились в белых журавлей...»     
(слайд 12)
Это стихотворение увидел актёр и певец  Марк Бернес.  Переработав его с помощью переводчика Наума Гребнева, Бернес попросил композитора Яна Френкеля написать к нему музыку.  Так родилась песня «Журавли», ставшая гимном памяти всем солдатам, погибшим  во время Великой Отечественной войны.

Видеоклип на песню Р.Гамзатова и Я.Френкеля «Журавли».

7 чтец:    Сегодня праздник Белых Журавлей.    (слайд 13)
                Не потому, что к югу косяками.
                А в честь бойцов, которые с полей
                Не возвратились целыми полками.
8 чтец:    Все полегли, уйдя в расцвете сил.
                А многие - безусыми юнцами.
                Но для себя о том бы попросил -
                Хочу сравняться с ними, как с отцами.
9 чтец:    Я думаю, солдат, что пал в бою,
                Как Белый Ангел машет нам крылами.
                И стих о Журавлях ему дарю.
                Ведь это птица-символ. Память с нами.

Учитель: Великая Отечественная война унесла более 20 миллионов человеческих жизней. Она не жалела никого: ни взрослых, ни детей. Люди гибли под бомбёжками, умирали от голода и холода, но верили, что обязательно наступит мир, фашизм будет побеждён.

9 мая 1945 года закончилась самая страшная война в истории человечества. Люди стали возвращаться к мирной жизни. Но не все вернулись  домой. Многие остались лежать в солдатских могилах на полях сражений.

10 чтец: Как у всего, у войны есть начало,

                И, точно так же, у нее есть конец.

                Но, к сожалению, предки бойцов печальны-

                Плачет мать и неутешен отец.      (слайд 14)

11 чтец:  Тихим рассветом над ширью полей

                 В Россию летели пять журавлей.

                 Вышла из дома старая мать,

                 Чтобы солдат-сыновей повстречать.

                 Было у матери пять сыновей,

                 Стало у матери пять журавлей.

                 Первый журавль – это старший – Иван:

                 «Мама, пошёл я на смертный таран.

                 Это случилось в бою под Москвой,

                 Вражий пилот будет помнить тот бой…».

                 «Мама, не сдал я врагу Сталинград!» -

                 Это рассказ начинает Игнат…

                 Третий журавль повернул вдруг к реке:

                 «Это Василий… На Курской дуге

                 Пал я в неравном и тяжком бою,

                 Но не подвёл батарею свою…».

                 Слышится матери голос Петра:

                 «Мама, убит я на склонах Днепра.

                 Чтобы спасти от погибели взвод,

                 Грудью упал я на вражеский дот…».

                 Пятый журавль показался над крышей.

                 Вскрикнула мать:

                  «Это младшенький, Миша!»

                 Ехал с победой, от счастья хмелён.

                 Бандой обстрелян был эшелон.

                 Свежее утро. Исчезла роса.

                 Стихли вдали журавлей голоса.

                 Было у матери пять сыновей,

                 Стало у матери пять журавлей.

Учитель: Шли годы. Страна жила мирными заботами. Расширялись города, строились заводы и фабрики, школы и больницы. Но так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. В декабре 1979 года к руководству Советского народа обратилось за военной помощью правительство демократической республики Афганистан. 25 декабря 1979 года ограниченный контингент советских войск вошёл в Афганистан.      (слайд 15)

12 чтец:  Мы шли пружинисто и дружно,
                Две сотни ног в единый шаг,
                И слава русского оружья
                Звенела в нервах и ушах.

13 чтец:  Мгновенье тоньше волоска,
                Оно как искорки свеченье,
                Но может быстрое мгновенье
                Остаться славным на века…

14 чтец:   Одно мгновенье и во мгле
                 Встает заря над прахом серым,
                 И ты становишься примером                                                                                                

                  Для миллионов на Земле.    (слайд 16)

Учитель: 9 лет 1 месяц и 18 дней  продолжалась война в Афганистане.    Свыше 15 тысяч наших воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч  скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной войны.  Среди погибших в Афганской войне есть и куряне. 105 человек вернулись домой в цинковых гробах. Их имена высечены на гранитных плитах памятника «Курянам погибшим в Афганистане», который находится в Пролетарском сквере города Курска.     (слайд 17)

15 чтец:    Время выбрало вас, 
                 Закружило в афганской метели, 
                 Вас позвали друзья в грозный час,
                 Вы особую форму надели.

16 чтец:   И в огне горных трудных дорог
                Своей кровью кропили походы, 
                Не заметили в вихре тревог,
                Как минуты прессуются в годы.

17 чтец:   Верность, доблесть, отвага и честь –
                 Эти качества не напоказ.

                   У Отчизны героев не счесть.
                  Время выбрало вас!

18 чтец:     По страницам времён
                   Под победные марши шагали.
                   Много славных российских имён
                   На гранитную вечность вписали.

19 чтец:     И когда было тяжко подчас,
                   Силы таяли в грохоте боя, 
                   Нас бросала на доты не раз
                   Непреклонная дерзость героев.

20 чтец:      Верность, доблесть, отвага и честь –
                   Эти качества не напоказ.
                   У Отчизны героев не счесть.
                   Время выбрало вас.

Учитель: Золотухинский район потерял в афганской войне четырёх человек. Вспомним их поимённо.     (слайд 18)

5 ученик: Бурлак Георгий Саввич.

 Георгий родился 20 октября 1957 года в поселке Уральский Челябинской области. В 1961 году семья переехала в Шестопаловский сельский совет Курской области. Закончил Демякинскую основную школу, в 1975 году поступил в профтехучилище № 26, после чего его забрали в армию, где остался сверхсрочно. Вскоре он попал в Афганистан, где Георгий прослужил недолго, меньше года. В 1980 году он погиб в ходе боевых действий.  (слайд 19)

6 ученик: Умеренков Юрий Владимирович.

Юрий родился 6 июня 1961 года в деревне Переверзево Золотухинского района Курской области. Окончил Курский монтажный техникум. В республике Афганистан служил с 20 апреля 1980 года – радистом в парашютно- десантном полку. Участвовал в 12 боевых операциях. Погиб 6 сентября 1981 года в ущелье горного массива Луркох в провинции Фарах. Посмертно награжден орденом Красной Звезды.      (слайд 20)

7 ученик: Умеренков Юрий Миронович. 

Родился Юрий 17 июля 1962 года  в селе Новоспасское Золотухинского района. Окончил Курский монтажный техникум. К службе в Афганистане Юрий приступил 1 января 1982 года, побывал в 14 рейдовых операциях. 3 июня 1982 года во время ведения боевых действий в районе Пандшерского ущелья был смертельно ранен. За мужество и отвагу посмертно награжден орденом Красной Звезды.     (слайд 21)

8 ученик: Попов Александр Викторович.

Саша родился в 1967 году. Закончил Мужлановскую начальную школу, Вереитиновскую восьмилетку, Шестопаловскую среднюю, Курское профтехучилище № 27. Затем был призван в армию. В Афганистане был шофёром, перевозил солдат, различные грузы. 30 сентября 1986 года его автомобиль подорвался на мине. Александр был посмертно награжден орденом красной Звезды.     (слайд 22)

21 чтец:     Как много русских мальчиков-солдат
                    В безмолвной вечности лежат отныне. 
                    И с фотографий маленьких глядят
                    Глазами удивительно живыми.
                    О, сколько же в России матерей
                    Облились горькими слезами.
                    Их боли не пройти, не отогреть
                    Под траурными черными платками.
                    Вновь клинья обожженных душ плывут
                    По небу вперемешку с облаками
                    Над милым домом снегом упадут
                    Или прольются теплыми дождями.
                    Стекут слезой по золоту имен,
                    По датам, оборвавшим жизнь в зените.
                    Печально-тихий колокольный звон
                    Как будто шепчет: «Мальчики, простите…»

Учитель: К сожалению, война в Афганистане не стала последней в истории нашей страны. Затем были антитеррористические операции в Чечне, жертвами которых становились не только военные, но и мирные жители. Сейчас наша армия оказывает помощь сирийским войскам в борьбе с исламским государством.  И опять есть погибшие среди наших солдат. Они честно выполняют свой долг и не жалеют своих жизней.   (слайд 23)

22 чтец:     Минута молчанья…
                   Товарищи, встаньте 
                   И в памяти павших                                                                                                            

                    Героев представьте.
                   Навек в нашем сердце
                   Бессмертных имён их звучанье.
                   Минута молчанья, минута молчанья…

Учитель: Предлагаю почтить память всех погибших солдат минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (метроном)

Учитель: Журавли не имеют национальности – они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. Вот почему журавля, как символ, часто используют скульпторы при создании памятников. В разных уголках бывшего Советского Союза воздвигнуто 24 памятника белым журавлям. Это говорит о том, что всех нас объединяет память, общая история, общее родство.      (слайд 24)

9 ученик: Памятник в селе Гуниб (Дагестан). В 1986 году в селе Гуниб в Дагестане, на Родине Расула Гамзатова воздвигнут монумент, посвящённый памяти павших воинов. Открывали этот памятник поэт Расул Гамзатов и поэт Ян Френкель, авторы песни про белых журавлей.     (слайд 25)
10 ученик: Памятник в Северной Осетии. В Северной Осетии в селе Дзуарикау в 1963 году  был установлен памятник семи братьям Газдановым, героям, павшим в боях за Родину в Великой Отечественной войне.  В семье Газдановых было семеро братьев, которые  ушли на фронт и не вернулись домой. Родители  получали похоронки одну за другой. Два их сына погибли под Севастополем, третий – в Новороссийске, четвёртый – в Киеве, пятый под Москвой, шестой – в Белоруссии, последний был смертельно ранен в канун Дня Победы – у стен Берлина.   (слайд 26)

11 ученик: Санкт-Петербург. В Невском районе города Санкт-Петербурга, расположился мемориал "Журавли", посвященный героизму и великому подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Место для мемориала, было выбрано не случайно, раньше там существовало Невской кладбище, где 1941-43 годах были похоронены бойцы и мирные жители блокадного Ленинграда, общее количество захороненных приближается к 50 тысячам человек.    (слайд 27)
12 ученик: Памятник в Саратове. Монумент был воздвигнут в 1982 году на территории мемориального комплекса «Парк Победы» в Саратове. Этот памятник  представляет собой три мраморных колонны, высотой 40 метров  с   изображением  двенадцати журавлей, символизирующих души погибших солдат.        (слайд 28)

13 ученик: Калуга. Монумент воинам-интернационалистам «Журавли». Три высокие белоснежные плиты с вырезанными силуэтами журавлей, которые устремлены в небо. По всему монументу следы от пуль. На гранитных плитах высечены имена всех героев-интернационалистов, которые призывались из Калужской области или захоронены на её территории.

Учитель: Белые журавли летят во все континенты и выкликивают имена погибших. Их можно встретить и за пределами нашей страны : в Азербайджане, в Армении, в Грузии, в Литве, в в Ливане, в Палестине, в Чили, в Никарагуа, в Анголе, в Кувейте, в Ираке, в Иране – во всех странах мира. Они призывают : «Люди, берегите мир, ведь он завоёван такой страшной ценой!»

Видеоклип на песню группы «Непоседы» «Белые птицы»

(слайд 29)

23 чтец:     Я голосую за мир голосом миллионов.

24 чтец:     Я голосую за мир - воля моя законна!

25 чтец:     Я голосую за мир сердцем всего народа.

26 чтец:     Я голосую за мир равенства и свободы.

27 чтец:     Я голосую за мир памятью всех Хатыней.

28 чтец:     Я голосую за мир, чтобы земля в пустыню

                    Не превратилась вдруг, чтобы на целом свете

                    Лишь с добротою рук были знакомы дети.

29 чтец:     Разве нужны земле шрамы войны на теле?

                    Дайте ей журавлей - тех, что взлететь не успели.

                    Дайте ей синеву моря и чистого неба.

                    И не во сне - наяву чтоб люди наелись хлеба.

                    Чтобы цвела заря добрым и ясным светом.

                    Мир тебе, мать-земля!

                    Я голосую за это!

Учитель: Память о погибших за Родину объединяет все народы России, все народы бывшего СССР, вновь и вновь призывая всех к единству. Праздник Белых Журавлей уже несколько лет отмечают во многих странах мира. Сохраним эту традицию, пусть Белый Журавль собирает своих друзей еще многие и многие годы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Праздник Белых журавлей

Слайд 5

Расул Гамзатов

Слайд 12

Марк Б ернес Наум Гребнёв Ян Френкель

Слайд 18

Бурлак Георгий Саввич

Слайд 19

Умеренков Юрий Владимирович

Слайд 20

Умеренков Юрий Миронович

Слайд 21

Попов Александр Викторович

Слайд 24

Дагестан Село Гуниб

Слайд 25

Северная Осетия с ело Дзаурикау

Слайд 26

Санкт – Петербург м емориал «Журавли»

Слайд 27

Саратов м емориал «Парк Победы»

Слайд 28

Калуга п амятник воинам-интернационалистам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Праздник Белых журавлей"

22 октября в России отмечается литературный праздник «Белые журавли», посвященный памяти людей, павших на поле боя во время войн и вооруженных конфликтов....

Праздник белых журавлей

Праздник белых журавлей...

Праздник белых журавлей

Мероприятие для учащихся начальной школы...

Праздник Белых журавлей

Литературно-музыкальная композиция "Праздник Белых журавлей" для учащихся 3-4 классов. Белый журавль-символ трагизма войны, песня "Журавли"-гимн памяти погибшим во всех войнах....

Пезентация "Праздник белых журавлей"

"Праздник белых журавлей" - презентация для учеников средниих классов...

Сценарий литературного праздника "Белые журавли памяти"

Цель.Воспитание патриотических чувств и гражданского самосознания учащихся.Задачи.Познавательные:Познакомить с историей праздника,  с памятниками «Журавли» - солдатам, погибшим за вер...

Внеклассное мероприятие: "Праздник белых журавлей"

Внеклассное мероприятие: "Праздник белых журавлей"...